План-конспект урока по предмету «Развитие психомоторики и сенсорных процессов» 4 класс
Министерство образования Республики Башкортостан
ГБОУ Октябрьская коррекционная школа №19 для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
План-конспект урока по предмету
«Развитие психомоторики и сенсорных процессов»
4 класс
Подготовила и провела
учитель-дефектолог высшей категории
Агамирзова Р.Р.
2015
Развитие психомоторики и сенсорных процессов
Дата:
Тема: |
Определение времени по часам. Длительность временных интервалов. |
Цель: |
Формировать у обучающихся представлений о длительности времени и его измерении. |
Задачи: коррекционно-образовательная |
Формировать умения и навыки определять длительность 1 минуты – единицы измерения времени; определять длительность времени на основе практических действий, личного опыта и наблюдений за действиями других людей. |
коррекционно-развивающая |
Корригировать мышление на основе упражнений в анализе -синтезе. |
коррекционно-воспитательная |
Воспитывать бережное отношение к личному времени. |
Оборудование: |
песочные часы 1 минута, иллюстрации часов, магнитофон, картинки для задани |
Ход урока:
Организационный момент
Приветствие детей.
Психологический настрой.
Прозвенел уже звонок? (Да!) Уже закончился урок? (Нет!) Только начался урок? (Да!) Хотите учиться? (Да!) Значит можно всем садиться! |
дети стоят в круге |
3. Упражнение на развитие слухового внимания и восприятия.
- Дети, закройте на минуту глаза и послушайте звуки.
(Звучит запись: петуха, звонок будильника, бой часов Кремлевской башни).
- О чем вам напомнили эти звуки. Может быть, какой-то предмет всплыл в вашем воображении? О чем идет речь?
Ответы детей.
- Вы правы… о часах, о времени.
Сообщение темы и цели урока
- Сегодня мы продолжим знакомство со временем, часами.
Актуализация опорных знаний
4. Обучающая беседа:
- Какой измерительный прибор помогает нам ориентироваться во времени, определять время? (часы).
- Назовите меры времени (час, минута)
- А для чего необходимо всегда знать время?
Вывод: Люди придумали множество приспособлений для того, чтобы часы всегда были рядом, чтобы всегда знать время.
5. Упражнение «Четвёртый лишний».
|
|
|
|
1 |
2 |
3 |
4 |
- Что изображено на картинках? Часы.
- Какая по счету картинка является «лишней»? Почему?
- Кто расскажет, как устроены часы?
Ответы детей (на всех часах есть циферблат, цифры, стрелки, все они показывают время)
Основная часть
6. Знакомство с песочными часами.
- Кто знает, что это? Песочные часы.
Песо́чные часы́ — простейший прибор для отсчёта промежутков времени, состоящий из двух сосудов, соединённых узкой горловиной, один из которых частично заполнен песком. Время, за которое песок через горловину пересыпается в другой сосуд, может составлять от нескольких минут, до нескольких часов.
На каждый стол ставят 1-минутные песочные часы.
- Дети, посмотрите, как за 1 минуту весь песок из одного баллончика песочных часов пересыплется в другой.
По сигналу дети переворачивают песочные часы.
- Сколько прошло времени? – 1 минута.
- Песок сразу пересыпался или для этого потребовалось время?
7. Упражнение на определение длительности времени.
- Сейчас мы проверим, сколько упражнений мы сделаем за 1 минуту. Каждое упражнение будем выполнять по 3 раза.
Учитель вместе с детьми выполняет общеразвивающие упражнения и считает их количество. В конце подводит итог: за 1 минуту мы выполнили __ упражнений.
- Когда для вас время двигалось быстрее: при выполнении упражнений или во время наблюдения за песочными часами?
- Почему так получилоcь?
8. Практическое задание с моделями часов.
- Посмотрите на часы.
- Что показывают большие деления и цифры?
- Что показывают маленькие деления?
-Сколько минут пройдет, если большая стрелка передвинется от одного большого деления до другого?
- Сколько маленьких делений?
- Сейчас мы с вами посмотрим, как обозначается 1 минута на часах.
- Возьмите в руки модели часов. Начертите маленькие деления, где их нет.
- Нарисуйте часовую стрелку так, чтобы она смотрела на цифру 12. Какую стрелку нарисуете?
- Нарисуйте минутную стрелку так, чтобы она показывала 1 минуту. Какую стрелку нарисуете?
- Как показана 1 минута на часах? (1 маленькое деление)
- Объясните выражение: «Минута – час бережет».
9. Работа с карточками. Упражнение на формирование представлений о длительности времени.
|
|
|
|
|
|
- Посмотрите на картинки. Что делают дети на каждой картинке?
- Подумайте, сколько времени уйдёт на каждое дело. Выберите картинки с действиями, которые дети могут выполнить за 1 минуту.
Под руководством учителя Кирилл выполняет задание, остальные работают самостоятельно. После выполнения задания обучающиеся обмениваются тетрадями, Кирилл называет и показывает картинки с действиями детей, которые он отобрал.
- Почему вы не выбрали эти картинки? Ответы детей.
9. Упражнение «Соберите шарики».
Подготовка к выполнению задания.
Детям раздаются ведёрки с шариками двух цветов и шнурки.
- Какого цвета шарики в ваших ведерках?
- Сейчас, мы проверим, сколько шариков вы самостоятельно сможете нанизать на веревочку за 1 минуту.
- Кирилл будет нанизывать только синие шарики, а Эмиль и Ильмир шарики будут чередовать: синий, зеленый, синий и т.д.
- Переверните песочные часы и начинайте.
Выполнение задания.
- Сосчитайте, сколько шариков вы собрали.
- Сколько времени мы выполняли задание? Так почему же вы собрали разное количество шариков?
- Вы все молодцы! Хорошо выполнили упражнение. Если кто-то собрал меньше шариков, то это не обозначает, что он плохо выполнил задание. Мы все не похожи друг на друга. И за одно и то же время каждый из нас по-разному выполняет свою работу: кто-то быстрее, а кто-то медленнее.
10. Работа над пословицей.
- Послушайте пословицу
Делу время – потехе час.
- Закончите пословицу: делу время - … .
- Как вы понимаете её?
Для того чтобы все успевать и делать вовремя нужно сначала сделать все свои дела, а потом заниматься тем, чем мы хотим. Ведь правильная работа это та работа, которая выполнена не спеша. Нужно делу уделять больше времени, а потехе - час!
11. Обобщение.
- Какие выводы мы можем сделать по нашему уроку? (Нужно бережно относиться ко времени)
- Как вы думаете одна минута – это быстро проходит время или медленно? (ответы детей)
Итог занятия.
- Желаю вам каждую минуту жизни проживать с пользой. Спасибо за урок.
Чембарисова Эльвира Халимовна
Агамирзова Регина Рустамовна
Чембарисова Эльвира Халимовна