Комплексное занятие для старших дошкольников с ТНР по теме: "Богатство Сибири-могучий Байкал"

0
0
Материал опубликован 18 October

Технологическая карта комплексного занятия по развитию речи с применением занимательного материала для старших дошкольников с ТНР по Байкаловедению.

Воспитатель: Мясникова Е.К., учитель-логопед: Вавилова А.В.

Тема занятия:

«Богатство Сибири- могучий Байкал».

Цель:

Создать условия для формирования познавательного интереса к озеру Байкал и его обитателям.

Задачи:


Обучающие:

-совершенствовать и систематизировать знания об озере, его происхождении, о воде и водных обитателях;

-способствовать закреплению знаний детей об эндемике озера Байкал- нерпе, внешнем виде, особенностях строения, поведения, способах передвижения, питании и среде обитания;

-совершенствовать грамматический строй речи (образование антонимов, прилагательных, согласование существительных с числительными).

Развивающие:

-развивать познавательную, мыслительную активность, мышление через игровые ситуации;

-способствовать развитию умения поддерживать беседу с педагогом, отвечать на вопросы полным предложением;

-активизировать и обогащать словарный запас по теме.

Воспитательные:

-воспитывать познавательный интерес к изучению окружающего мира, гуманное отношение к животным, бережное отношение к природному наследию родного карая.

Оборудование:

Запись шума волн и крика чаек, интерактивная, презентация, макет озера Байкал, игра Танграм на каждого ребенка, карта Иркутской области.

Этапы работы:

Деятельность педагога, примеры работы

Деятельность обучающихся

Планируемые результаты

1. Введение в ситуацию

- Возьмемся за руки, друзья!

Друг другу улыбнемся.

Мы пожелаем всем добра

И скажем: «Здравствуй, солнце!»

-Дети, давайте закроем глаза (слышен шум воды, крики чаек)

-Что вы слышите? (ответы детей)

А что это такое?

Такое голубое,

Холодное, как льдинка,

Прозрачно как стекло?

Быть может, это небо

За солнце зацепилось

По скалам покатилось

И на землю легло?

А что это такое?

Такое золотое,

Блестящее, как зеркало,

Слепящее глаза?

Быть может, это солнце

Легло поспать под скалы,

Оно лежит устало,

Закрыв свои глаза?

А что это такое

Всё время в непокое,

Быть может, это туча

Застряла среди скал?

А это и не туча,

А это и не небо,

А это и не солнце,

А озеро Байкал!

(Марк Сергеев)

-Ребята, а вы сможете рассказать, что же такое Байкал? А хотите узнать больше о Байкале и о его богатстве? Тогда отправляемся в путешествие?

Коммуникативная

Дети включаются в деятельность.

Сможем! Хотим!

2. Актуализация знаний и умений

-Давайте разберёмся, какое наше озеро.

Игра «Скажи наоборот».

Маленькое-большое (да, наше озеро самое большое в мире, недаром его величают не озером, а морем)

Мелкое-глубокое (вот вы видели 5-ый дом, вот таких домов нужно около ста)

Грязное-чистое (в Байкале живут рачки, которые очищают его)

Молодое-старое (25 млн. лет, старик Байкал)

Широкое-узкое (узкое, похожее на полумесяц, его можно переплыть за несколько часов)

Теплое-холодное (в летнее время мало кто купается, только осенью, когда вода прогреется).

Игра «Подбери признаки».

-Самая большая ценность Байкала-это вода.

-Какая вода в озере? Подберите слова

-По цвету вода какая? (синяя, голубая)

-А у воды есть цвет, если сквозь воду видны камни на дне, значит, она какая? (прозрачная)

-В ней есть соль? Значит она кая? (пресная)

-Ее употребляют для питья? Значит она кая? (питьевая)

-Если ее пить, горло можно простудить? Значит, она кая? (холодная).

Коммуникативная

Игровая


Дети открывают для себя новые знания.

Находятся в игровом сюжете.

3. Затруднение в ситуации

-Ребята, сможете отгадать загадки?

В нежном логове родится

Простудиться не боится,

Подрастет, начнет нырять,

Шубку белую менять.

-Кто это? (нерпа) Это животное, которое живет на Байкале. (Слайд).

Бледно-розова, нежна

Студёна вода нужна

А на солнце рыбка тает,

Рыбьим жиром истекает (голомянка)- (Слайд)

Одни пасутся в чистом поле,

Другие плавают в воде.

Одних по всей земле встречали,

Другие водятся в Байкале.

Широкий лоб, приличный хвост,

Как их название- вопрос! (бычок-широколобка)- (Слайд)

Коммуникативная

Игровая


Сможем!

Ответы детей.

4. Открытие нового знания

-Ребята, а вы хотите послушать рассказ про нерпу? Тогда слушайте внимательно и запоминайте. (Слайд)

Рассказ про нерпу.

Игра «Посчитай» (нерпа, белёк).

Одна нерпа, три нерпы, пять нерп.

Один белек, три белька, пять бельков.

Физминутка.

К Байкалу быстро мы спустились, (ходьба на месте)

Наклонились и умылись (движения по тексту)

Раз, два, три, четыре-вот как славно освежились.

А теперь поплыли дружно, делать так руками нужно:

Вместе раз-это брасс, одной, другой-это кроль!

Все как один, плывем, как дельфин!

Вышли на берег крутой (ходьба на месте)

И отправились домой!

Коммуникативная

Игровая

Двигательная

Дети слушают внимательно педагога.







Выполняют движения по тексту.

5. Включение нового знания в систему знаний ребенка

-Ребята, посмотрите! Перед вами лежит игра «Танграм». Как вы думаете, что вы сейчас будете делать? А как вы будете выполнять это задание? (ответы детей).

-Нужно выложить изображение нерпы из геометрических фигур.

Коммуникативная

Дети выкладывают изображение нерпы.

6. Осмысление

-Ребята, где мы сегодня с вами побывали?

-Что вы нового узнали?

-Что вам понравилось больше всего?

Коммуникативная

Рефлексия

Дети выражают свое мнение. Делятся впечатлениями.



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.