Комплексное занятие для старших дошкольников с ТНР по теме: "Богатство Сибири-могучий Байкал"
Технологическая карта комплексного занятия по развитию речи с применением занимательного материала для старших дошкольников с ТНР по Байкаловедению.
Воспитатель: Мясникова Е.К., учитель-логопед: Вавилова А.В.
Тема занятия: | «Богатство Сибири- могучий Байкал». | ||
Цель: | Создать условия для формирования познавательного интереса к озеру Байкал и его обитателям. | ||
Задачи: | Обучающие: -совершенствовать и систематизировать знания об озере, его происхождении, о воде и водных обитателях; -способствовать закреплению знаний детей об эндемике озера Байкал- нерпе, внешнем виде, особенностях строения, поведения, способах передвижения, питании и среде обитания; -совершенствовать грамматический строй речи (образование антонимов, прилагательных, согласование существительных с числительными). Развивающие: -развивать познавательную, мыслительную активность, мышление через игровые ситуации; -способствовать развитию умения поддерживать беседу с педагогом, отвечать на вопросы полным предложением; -активизировать и обогащать словарный запас по теме. Воспитательные: -воспитывать познавательный интерес к изучению окружающего мира, гуманное отношение к животным, бережное отношение к природному наследию родного карая. | ||
Оборудование: | Запись шума волн и крика чаек, интерактивная, презентация, макет озера Байкал, игра Танграм на каждого ребенка, карта Иркутской области. | ||
Этапы работы: | Деятельность педагога, примеры работы | Деятельность обучающихся | Планируемые результаты |
1. Введение в ситуацию | - Возьмемся за руки, друзья! Друг другу улыбнемся. Мы пожелаем всем добра И скажем: «Здравствуй, солнце!» -Дети, давайте закроем глаза (слышен шум воды, крики чаек) -Что вы слышите? (ответы детей) А что это такое? Такое голубое, Холодное, как льдинка, Прозрачно как стекло? Быть может, это небо За солнце зацепилось По скалам покатилось И на землю легло? А что это такое? Такое золотое, Блестящее, как зеркало, Слепящее глаза? Быть может, это солнце Легло поспать под скалы, Оно лежит устало, Закрыв свои глаза? А что это такое Всё время в непокое, Быть может, это туча Застряла среди скал? А это и не туча, А это и не небо, А это и не солнце, А озеро Байкал! (Марк Сергеев) -Ребята, а вы сможете рассказать, что же такое Байкал? А хотите узнать больше о Байкале и о его богатстве? Тогда отправляемся в путешествие? | Коммуникативная | Дети включаются в деятельность. Сможем! Хотим! |
2. Актуализация знаний и умений | -Давайте разберёмся, какое наше озеро. Игра «Скажи наоборот». Маленькое-большое (да, наше озеро самое большое в мире, недаром его величают не озером, а морем) Мелкое-глубокое (вот вы видели 5-ый дом, вот таких домов нужно около ста) Грязное-чистое (в Байкале живут рачки, которые очищают его) Молодое-старое (25 млн. лет, старик Байкал) Широкое-узкое (узкое, похожее на полумесяц, его можно переплыть за несколько часов) Теплое-холодное (в летнее время мало кто купается, только осенью, когда вода прогреется). Игра «Подбери признаки». -Самая большая ценность Байкала-это вода. -Какая вода в озере? Подберите слова -По цвету вода какая? (синяя, голубая) -А у воды есть цвет, если сквозь воду видны камни на дне, значит, она какая? (прозрачная) -В ней есть соль? Значит она кая? (пресная) -Ее употребляют для питья? Значит она кая? (питьевая) -Если ее пить, горло можно простудить? Значит, она кая? (холодная). | Коммуникативная Игровая | Дети открывают для себя новые знания. Находятся в игровом сюжете. |
3. Затруднение в ситуации | -Ребята, сможете отгадать загадки? В нежном логове родится Простудиться не боится, Подрастет, начнет нырять, Шубку белую менять. -Кто это? (нерпа) Это животное, которое живет на Байкале. (Слайд). Бледно-розова, нежна Студёна вода нужна А на солнце рыбка тает, Рыбьим жиром истекает (голомянка)- (Слайд) Одни пасутся в чистом поле, Другие плавают в воде. Одних по всей земле встречали, Другие водятся в Байкале. Широкий лоб, приличный хвост, Как их название- вопрос! (бычок-широколобка)- (Слайд) | Коммуникативная Игровая | Сможем! Ответы детей. |
4. Открытие нового знания | -Ребята, а вы хотите послушать рассказ про нерпу? Тогда слушайте внимательно и запоминайте. (Слайд) Рассказ про нерпу. Игра «Посчитай» (нерпа, белёк). Одна нерпа, три нерпы, пять нерп. Один белек, три белька, пять бельков. Физминутка. К Байкалу быстро мы спустились, (ходьба на месте) Наклонились и умылись (движения по тексту) Раз, два, три, четыре-вот как славно освежились. А теперь поплыли дружно, делать так руками нужно: Вместе раз-это брасс, одной, другой-это кроль! Все как один, плывем, как дельфин! Вышли на берег крутой (ходьба на месте) И отправились домой! | Коммуникативная Игровая Двигательная | Дети слушают внимательно педагога. Выполняют движения по тексту. |
5. Включение нового знания в систему знаний ребенка | -Ребята, посмотрите! Перед вами лежит игра «Танграм». Как вы думаете, что вы сейчас будете делать? А как вы будете выполнять это задание? (ответы детей). -Нужно выложить изображение нерпы из геометрических фигур. | Коммуникативная | Дети выкладывают изображение нерпы. |
6. Осмысление | -Ребята, где мы сегодня с вами побывали? -Что вы нового узнали? -Что вам понравилось больше всего? | Коммуникативная Рефлексия | Дети выражают свое мнение. Делятся впечатлениями. |