12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Баронова Вероника Вячеславовна1685
1

Конспект интегрированного занятия по познавательно – речевому развитию старших дошкольников с ОНР «С Днем рождения, столица! С праздником тебя, Москва!»

Конспект интегрированного занятия по познавательно – речевому развитию старших дошкольников с ОНР

«С Днем рождения, столица! С праздником тебя, Москва!»

Баронова Вероника Вячеславовна,

учитель – логопед, г. Москва.

День рождения нашей любимой столицы осенью. Познакомиться с историей возникновения Москвы и ее достопримечательностями дошкольникам поможет образовательная деятельность «С Днем рождения, столица! С праздником тебя, Москва!». Одновременно дети закрепят грамматические категории, актуализируют словарь по различным лексическим темам.

Основная цель: Формирование у детей представлений о столице нашей Родины – Москве, об истории её возникновения. Воспитание патриотических чувств, любви к родному городу.

Цели. Коррекционно – образовательные: Актуализировать словарь по лексическим темам: «Город», «Спорт», «Транспорт», «Профессии». Упражнять в образовании сравнительной степени прилагательных, относительных прилагательных, Дательного падежа, Творительного падежа имен существительных с предлогом НАД, С, Предложного падежа с предлогом НА.

Закреплять навык составления описательного рассказа по опорной схеме.

Корреционно – развивающие: Развивать эстетические чувства, эмоции, интерес к истории города Москвы. Развивать графические навыки, внимание, память, мышление, творческие возможности.

Воспитательные: Воспитывать патриотические, гражданские чувства к Москве прививать уважительное отношение и любовь к родному городу.

Здоровьесберегающие. Сохранять здоровье детей силами физкультминуток, пальчиковой гимнастики.

Предварительная работа. Беседы с детьми о Москве и ее истории. Экскурсия по городу (родители с детьми). Фоторепортаж с прогулок. Экскурсия в музей Москвы (в дошкольном отделении).

Оборудование. Медиасистема, презентация к занятию (слайды презентации с изображением достопримечательностей Москвы). Рисунок – ребус («столица»). Картинки музыкантов оркестра. Листы тетрадной бумаги в клетку с рисунком «Кремлевской стены» для графической работы. Карандаши простые. Тонированный лист ватмана с надписью «Москва – город будущего». Бумага, фломастеры, ножницы, клей. Аудиозапись песни О. Газманова «Москва, звонят колокола», песни «Александра» (слова Юрия Визбора, Дмитрия Сухарева, музыка Сергея Никитина).

Опорная схема для составления описательно –повествовательного рассказа о Москве (Приложение 1).

Ожидаемый результат. Дошкольники с ОВЗ(ОНР) не только познакомились с историей и достопримечательностями Москвы, но и актуализировали словарный запас и усвоили образование грамматических категорий.

Ход деятельности.

I.Организационный момент.

1.Подведение к теме.

Логопед. Ребята, здравствуйте! Посмотрите, как нарядно в зале. Это не просто так. Нас приглашают на празднование Дня рождения. Кто? Попробуйте догадаться. Разгадав ребус, вы это узнаете.

Логопед на слайде или на листе картона представляет ребус. Дети разгадывают.

Рисунок 1.

100 А

Дети. Столица!

Логопед. Да, действительно. Отгадка ребуса – столица! А что это такое - «столица»?

Дети отвечают, что столица – это главный город любой страны.

Логопед. А как называется наша страна? Какой главный город в России?

Дети. Москва!

Логопед. Нас приглашает на День рождения наш любимый город – Москва. Как радушная хозяйка, она с удовольствием покажет вам свои достопримечательности и расскажет о своей истории.

II.Основная часть.

1.Беседа об истории Москвы.

Логопед. Давным-давно, когда города Москвы не было, росли только густые, непроходимые леса… Через леса протекали реки. Одну из них прозвали «Москва», или «Моква», то есть «мокрая», так как ее берега были мокрые, болотистые. На ее берегу поселились люди, построив деревянные домики. Археологами были обнаружены следы городища на территории Кремля, относящиеся к XI веку. Однако, первое упоминание о Москве содержится в Ипатьевской летописи и относится к 4 апреля 1147 г. Основателем считается князь Юрий Долгорукий. Прислушайтесь к его фамилии, а точнее, к прозвищу: оно из двух слов – «долгая» или «длинная» и «рука». Знаете, почему? Любил этот князь присоединять к своему княжеству территории, которые находились далеко от него. И так случилось, что приглянулись ему эти места: есть холм, река, густой лес. Очень удобное место, чтобы обороняться от врагов! Времена тогда были неспокойные, и жители окружали свои селения высокими стенами. Делали эти стены из дерева, ведь кругом были непроходимые леса. И маленькие селения превращались в крепости. Население быстро росло, строились новые дома, места внутри крепости уже не хватало, и люди стали строить дома за крепостными стенами. А когда нападали враги, все жители уходили в крепость и сражались с ними. Такая крепость внутри города, в центре называется кремль.

Сначала кремль был деревянным, но во время нападения врагов кремль не раз сжигали, и через много лет другой русский князь Дмитрий Донской решил построить кремль в Москве из белого камня. С тех пор Москву стали называть белокаменной. А уже позднее кремль стал таким, каким мы его привыкли видеть, из красного кирпича. В этом году Кремлю исполняется 530 лет!

Послушайте, ребята, стихотворение о Москве. (Логопед читает авторское стихотворение).

Москва… Задумайся на миг,

Что это слово означает,

Откуда силу набирает,

К которой с детства ты привык…

Быть может, в давние года

В болоте мокром град основан?

А может, финскую основу имеет слово:

«Ва» - «вода»?

А вдруг по берегам реки

Медведи страшные бродили,

Которых люди победили,

Частицу «моск» названью дав?

Медведи – «моск», а «ва» - река, -

Так древняя «Моск - ва» возникла,

И в души русские проникла,

Чтоб там остаться на века.

Возможно «моск» - в значеньи «камень»,

А «ков» - «укрытие», «приют»…

Такое даже объясненье

Историки «Москве» дают.

Откуда б слово ни взялось,

И как бы раньше ни звучало,

Есть в нем особенная стать,

Есть очень русское начало!

(В. Баронова)

2.Образование сравнительной степени прилагательных.

Логопед. Теперь вы узнали, что скорее всего название города произошло от слов «мокро», «вода», «укрытие». Столетья пролетают над любимой Москвой, а красавица всё стоит, объединив старину и современность, прошлое и будущее! Меняется, но не стареет, а хорошеет день ото дня. Сравним Москву настоящую и древнюю.

Раньше была большая, а сейчас -…(больше), была красивая, а сейчас - …(красивее), просторная - … (просторнее), дороги были широкие, а сейчас - (шире), проспекты длинные, а сейчас…(длиннее), люди были веселые, а сейчас …(веселее), и т.д..

3. Беседа о современной Москве. Образование Винительного, Родительного падежей, Творительного падежа существительных с предлогом НАД.

Логопед. А начнем мы нашу экскурсию по Москве с самой высокой точки – Останкинской телебашни. Ее высота -540 метров. На телебашне есть специальная смотровая площадка. Представьте, что оттуда мы и смотрим на красавицу - Москву. Что мы увидим? (Показ фотографий или слайдов презентации – вид на Москву сверху).

Дети. Я вижу дороги, дома, площади, вижу реку, вижу…

Логопед. Значит, чего много в нашем городе?

Дети. В Москве много домов, дорог, площадей, музеев, прудов и т.д..

Логопед. Над чем мы находимся?

Дети отвечают, используя предлог НАД.

4.Транспорт Москвы. Образование Предложного падежа с предлогом НА.

Логопед. С высоты посмотрели, теперь проедем по улицам Москвы и посетим интересные места города. Чего много в нашем городе?

Дети. В Москве много дорог, улиц, площадей, шоссе, проспектов.

Логопед. На чем можно передвигаться по городу?

Дети. Можно передвигаться на трамвае, на троллейбусе, на автобусе, на такси, на метро.

Логопед. Какой же транспорт развозит пассажиров?

Дети. Речной по реке, наземный по земле, а по небу по необходимости –воздушный, подземный под землей.

Логопед. Кстати, метро в Москве считается одним из самых красивых в мире. Посмотрите на оформление станций. (Показ слайдов станций Московского метро).

Обратите внимание, что многие станции метро имеют названия, образованные от фамилий. Подумайте, как они называются: в честь ученого Д.И. Менделеева- Менделеевская, в честь писателя и поэта А.С. Пушкина – …(Пушкинская), в честь писателя А.П. Чехова -…(Чеховская), писателя И.С. Тургенева - …(Тургеневская), в честь полярного летчика М.С. Бабушкина -… (Бабушкинская). А еще названия некоторых станций образованы от названий городов. Подумайте, как звучат эти названия: в честь города Риги –(Рижская), Минска -…(Минская), Тулы -…(Тульская), в честь Смоленска -…

(Смоленская), Курска -…(Курская), чешского города Праги - …(Пражская).

5. Памятники Москвы. Образование Дательного падежа.

Логопед. Отправляемся дальше. В Москве много памятников. Памятник кому мы увидим?

(Показать на фотографии или слайде. Уточнить, кем являются данные люди, их профессия или род деятельности.)

Дети. Памятник Юрию Долгорукому, А.С. Пушкину, Н.В.Гоголю, М.В.Ломоносову, Ю.А.Гагарину, М.И. Кутузову, П.И. Чайковскому и др..

6. Стадионы Москвы. Актуализация словаря по теме «Спорт».

Логопед. В Москве множество спортивных сооружений: стадионы, бассейны, корты, спортивные площадки… Какие стадионы Москвы вы знаете? (Дети могут назвать Лужники, «Динамо», спорткомплекс «Олимпийский» или др..) Подумайте, как называются различные спортивные площадки. Площадка для волейбола какая?

Дети. Волейбольная.

Логопед. Для занятий футболом? (футбольная) Для игры в хоккей -…(хоккейная). Для игры в теннис -…(теннисная). Для игры в баскетбол -…(баскетбольная).

7. Пластический этюд.

Логопед. Представьте, что мы на стадионе. Изобразите движения, характерные для различных спортсменов, а другие ребята постараются угадать, кто это.

Дети самостоятельно договариваются, кто показывает, а кто отгадывает, и выполняют упражнения.

8. Музеи Москвы. Образование относительных прилагательных.

Логопед. В столице много музеев. Какие вы знаете? Какие музеи вам понравились и запомнились? (Ответы детей) Подумайте и скажите, какие музеи можно посетить в нашем городе: музей истории – исторический, биологии - биологический, зоологии – зоологический, археологии – археологический, (сложное название: палеонтологии - палеонтологический), геологии – геологический т.д..

9. В парке. Образование Предложного падежа множественного числа существительных.

Логопед. В Москве много замечательных парков. Какие парки отдыха вы знаете?

Дети называют.

Логопед. На чем там можно покататься?

Дети. Покатаемся на качелях, на каруселях, на аттракционах, на горках…

Логопед. Давайте и мы прокатимся на карусели.

10. Динамическая минутка «Карусель».

Логопед читает текст, а дети выполняют движения (по тексту).

Сядем, дети, в карусель, побежит она скорей.

(Встают в круг, берутся за руки)

Потихоньку начинаем, дальше - скорость набираем.

(Бегут по кругу, увеличивая скорость)

Все быстрей, быстрей, быстрей,

(Бегут по кругу)

Все, замедлитесь скорей!

(Дети постепенно замедляют бег)

Стоп, устали, стоп, игра!

Снова в путь идти пора!

(автор В. Баронова)

11. Большой театр. Названия музыкантов.

Логопед. (Показывает фотографию Большого театра) Вы узнали это здание? Что это? (Ответы детей) Большой театр - один из крупнейших в мире и России театров оперы и балета. (Объяснить, напомнить, что такое опера и балет) Любое действо на сцене театра, будь то опера или балет, должно происходить под музыкальное сопровождение, поэтому обязательно есть оркестр. Назовите музыкальные инструменты и профессии людей, которые на них играют.

Дети называют музыкальные инструменты и музыкантов (барабан –барабанщик, гитара – гитарист, скрипка –скрипач, альт –альтист, контрабас –контрабасист, труба –трубач, флейта – флейтист, баян – баянист и т.д..и т.п.. )

12.Кремль. Красная площадь.

Логопед. И вот, наконец, мы в сердце Москвы – на Красной площади, а рядом -Кремль. Как вы думаете, почему их называют «сердцем Москвы».(Ответы детей) А почему Красную площадь называют Красной? Действительно ли она красная? Конечно же, нет. Слово «красный» в русском языке обозначает не только красный цвет, но и «красивый, добротный, самый важный». Вспомните выражения: «красна девица», «красный угол», «красное словцо». Да и по красоте и важности событий, которые происходили на Красной площади, с ней вряд ли сравнится какое-то другое место в нашей стране.

Что такое Кремль? Мы уже знаем, что кремлем в старину называли любое городское укрепление, окруженное крепостной стеной с башнями и бойницами для орудий и стрельцов. Рассмотрим знаменитую стену Московского Кремля.(Рассматриваем) А теперь попробуем нарисовать стену

по образцу.

13.Московский Кремль. Графическое упражнение.

Раздают листы тетрадной бумаги в клетку, где уже есть начало рисунка. Предлагают продолжить рисунок по образцу.

Пока дети рисуют, фоном звучит песня «Александра» (слова Юрия Визбора, Дмитрия Сухарева, музыка Сергея Никитина).

Рисунок 2.

III.Заключительная часть.

1. Логопед. Много интересного рассказала о себе именинница – столица. Пришло время и нам дарить подарки! Подарим стихи любимому городу.

Ребенок1.

Поздравления, столица,

С Днем рожденья принимай!

Сотни радостных улыбок

И открыток получай.

Ребенок 2.

Поздравляем, милый город,

Сердце стороны родной!

Пожелать хотят ребята

Жизни многовековой!

Ребенок 3.

Роста ввысь, и чтоб проспекты

Стали шире…И всегда

Ровным светом согревала

Всех кремлевская звезда!

(автор текста В. Баронова)

2. Подбор родственных слов.

Логопед. Мы любим Москву, поэтому можем сказать о ней много хороших и добрых слов.

Дети подбирают родственные слова к слову «Москва»: москвич, московский, Подмосковье, москвичка, Замоскворечье, москвоведение и др..

Образование прилагательных в превосходной степени.

Логопед. А сейчас разделимся на команды: «Москвички» и «Москвичи» (девочки и мальчики) и скажем прекрасные слова о городе, какая команда больше. За каждое слово –звездочка.

Дети придумывают прилагательные в превосходной степени в простой и составной форме: красивая –красивейшая, большая – (самая большая) и т.д..

(Примерный словарь: огромная –огромнейшая, здания высокие –высочайшие, уютная –уютнейшая, люди в Москве добрые –добрейшие, милые –милейшие, проспекты широкие –широчайшие, дороги длинные –длиннейшие и др..) подводится итог соревнования.

3.Составление рассказа о Москве по наглядному плану.

Логопед. Еще один подарок – рассказ о Москве. Теперь вы сами сможете его составить, используя план (Приложение 1).

Наглядная схема –модель для составления рассказа о Москве. (Приложение 1)

1.Сердце Москвы – Кремль.

2.На какой реке основана и стоит до сих пор Москва.

3.Какие дома и учреждения в Москве.

4.Улицы и площади Москвы. Какие виды транспорта можно увидеть на улицах столицы.

5.Памятники.

6.Музеи и выставочные залы.

7.Театры, цирки.

8.Парки отдыха.

9.Спортивные сооружения.

10. За что мы любим Москву?

4. Продуктивная деятельность. Коллективная работа.

Логопед. Наша Москва растет год от года, хорошеет. Пофантазируйте, подумайте, какой должна стать ваша Москва. Нарисуйте то, что бы вы хотели построить или чем украсить Москву. Это еще один подарок в День ее рождения!

Дети рисуют задуманное, затем вырезают рисунки и наклеивают на лист ватмана.

5. Подведение итогов деятельности.

Логопед. Вот мы поздравили нашу столицу – Москву. Послушаем чудесную песню о ней и еще раз полюбуемся красотами.

Звучит аудиозапись песни О. Газманова «Москва, звонят колокола». На экране слайд –шоу с видами Москвы.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.