Рабочая программа по информатике в 8 классе «Компьютерное программирование»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 20»
РАССМОТРЕНО на заседании Педагогического совета протокол от «__» ________2016 г. № _____ |
УТВЕРЖДАЮ Директор МБОУ «СОШ № 20» __________________________ 01.09. 2016 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
По внеурочной деятельности «Компьютерное программирование»
Уровень обучения: III
Количество часов: 35
Срок реализации программы: 1 год
Составитель: Поспелова Галина Васильевна, учитель информатики высшей квалификационной категории.
Новомосковск, 2015
Пояснительная записка
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Компьютерное программирование» составлена в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования (приказ Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 № 1897) на основе методического конструктора Д.В. Григорьева, П.В., Степанова «Внеурочная деятельность школьников» (М.:Просвещение,2010), на основе примерной программы учебного курса «Продвинутый пользователь», изданной в сборнике «Информатика. Математика. Программы внеурочной деятельности для основной школы 7-9 классы», М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.
При разработке программы учтены возможности образовательной организации по реализации ФГОС, а также интересы учащихся и их родителей.
Внеурочная деятельность введена в часть учебного плана, формируемого образовательной организацией в рамках общеинтеллектуального направления.
Цели:
развитие общеучебных умений и навыков на основе средств и методов информатики и ИКТ, в том числе овладению умениями работать с различными видами информации, самостоятельно планировать и осуществлять индивидуальную коллективную информационную деятельность, представлять и оценивать ее результаты;
формирование у учащихся умения владеть компьютером как средством решения практических задач связанных с графикой и мультимедиа;
создание условий для внедрения новых информационных технологий в учебно-воспитательный процесс школы;
воспитанию ответственного и избирательного отношения к информации; развитию познавательных, интеллектуальных и творческих способностей учащихся.
формирование и развитие компетенции обучающихся в области использования информационно-коммуникационных технологий на уровне общего пользования, включая владение информационно-коммуникационными технологиями, поиском, построением и передачей информации, презентацией выполненных работ, основами информационной безопасности, умением безопасного использования средств информационно-коммуникационных технологий и сети Интернет;
Задачи:
формирование знаний об основных принципах работы компьютера, способах передачи информации;
формирование знаний об основных этапах информационной технологии решения задач в широком смысле;
формирование умений и навыков работы над созданием презентаций по разным школьным дисциплинам:
-
постановка целей презентации;
проработка плана презентации, её логической схемы;
стилевое решение презентации;
дизайн слайдов презентации;
технологические приемы создания презентаций;
сборка презентации.
Реализация этих целей и задач будет способствовать дальнейшему формированию взгляда школьников на мир, раскрытию роли информатики в формировании естественнонаучной картины мира, развитию мышления, в том числе формированию алгоритмического стиля мышления, подготовке учеников к жизни в информационном обществе.
В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом и учебным планом МБОУ «СОШ № 20» рабочая программа рассчитана на 17-18 часов преподавания внеурочной деятельности в 7 классах в объеме 0,5 часа в неделю (34-35 недель).
Общая характеристика внеурочной деятельности «Компьютерное программирование»
В период перехода к информационному обществу одним из важнейших аспектов деятельности человека становится умение оперативно и качественно работать с информацией, привлекая для этого современные средства и методы. Это добавляет новую цель в образовании – формирование уровня информационной культуры, соответствующего требованиям информационного общества.
Умение представлять информацию в виде, удобном для восприятия и использования другими людьми - одно из условий образовательной компетентности ученика, мультимедийные презентации наиболее популярное и доступное средство представления текстовой, графической и иной информации.
Мультимедиа-презентация – это способ ярко, эффективно и понятно рассказать о сложных процессах и продуктах, привлечь внимание и произвести нужное впечатление.
Основа курса – личностная, практическая и продуктивная направленность занятий. Для этого учащимся предлагается осваивать способы работы с информационными потоками – анализировать информацию, самостоятельно ставить задачи, структурировать и преобразовывать информацию в мультимедийную форму, использовать ее для решения учебных и жизненных задач.
Содержание курса предусматривает развитие навыков у учащихся работы с мультимедийными презентациями. Курс включает в себя практическое освоение техники создания мультимедийных слайдов, презентаций. Каждый учащийся создает личностно значимую для него образовательную продукцию – сначала простейшие слайды, затем целостные презентации.
В результате изучения курса ученик овладевает необходимым инструментарием и способами его применения. Главная задача мультимедиа-презентации – удивить слушателя, заинтересовать его, вызвать нужную эмоцию и донести главные мысли до слушателя
Описание места внеурочной деятельности «Компьютерное программирование»
Внеурочная деятельность «Компьютерное программирование изучается 1 год. Общее количество времени на 1 год обучения составляет 35 часов. Общая недельная нагрузка в году обучения составляет 1 час.
Личностные и метапредметные результаты внеурочной деятельности
«Мир презентаций»
Личностные результаты – это сформировавшаяся в образовательном процессе система ценностных отношений учащихся к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу, объектам познания, результатам образовательной деятельности. Основными личностными результатами являются:
наличие представлений об информации как важнейшем стратегическом ресурсе развития личности, государства, общества;
понимание роли информационных процессов в современном мире;
владение первичными навыками анализа и критичной оценки получаемой информации;
ответственное отношение к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения;
развитие чувства личной ответственности за качество окружающей информационной среды;
способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значимость подготовки в области информатики и ИКТ в условиях развития информационного общества;
готовность к повышению своего образовательного уровня и продолжению обучения с использованием средств и методов информатики и ИКТ;
способность и готовность к общению и сотрудничеству со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой деятельности;
способность и готовность к принятию ценностей здорового образа жизни за счет знания основных гигиенических, эргономических и технических условий безопасной эксплуатации средств ИКТ.
формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мо образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально-значимом труде;
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности.
Метапредметные результаты – освоенные учащимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и в других жизненных ситуациях. Основными метапредметными результатами являются:
владение умениями самостоятельно планировать пути достижения целей; соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности, определять способы действий в рамках предложенных условий, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; оценивать правильность выполнения поставленной задачи;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
владение основными универсальными умениями информационного характера: постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; структурирование и визуализация информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
приобретение опыта сотрудничества при выполнении групповых компьютерных проектов: умение договариваться, распределять работу между членами группы, оценивать свой личный вклад и общий результат деятельности.
умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
владение основными универсальными умениями информационного характера: постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; структурирование и визуализация информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учётов интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
формирование и развитие ИКТ-компетентности - широкого спектра умений и навыков использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации, навыки создания личного информационного пространства.
Содержание тем внеурочной деятельности «Мир презентаций»
В программе курса “Мир презентаций” выделяется 8 основных разделов:
1. Вводное занятие
Теоретическая часть. Необходимость умение в современном мире создавать презентацию.
Практическая часть. Правила безопасной работы в компьютерном классе. Просмотр видеоурока «Техника безопасности».
2. Знакомство с интерфейсом MS PowerPoint. Заполнение слайдов
Теоретическая часть. Презентация. Редактор электронных презентаций MS PowerPoint. Компьютерная презентация. Основные операции при создании презентации. Этапы создания презентации. Просмотр видеоурока «Создание фона».
Практическая часть. Выбор темы презентации. Применение изученного материала на практике: создание фона для выбранной темы презентации.
3. Вставка рисунка, диаграммы, графика, звука, гиперссылки.
Теоретическая часть. Вставка рисунка, диаграммы, графика, звука, гиперссылок при создании презентации. Просмотр видеоуроков: «Рисование автофигур», «Копирование объектов», «Копирование форматирования», «Группировка объектов».
Практическая часть. Применение изученного материала на практике.
4. Настройка эффектов анимации
Теоретическая часть. Ознакомление с правилами настройки анимации на слайдах. Просмотр видеоурока «Настройка анимации».
Практическая часть. Использование изученных методик на практике: настройка анимации объектов на слайдах разрабатываемой презентации.
5. Создание презентации с применением технологических приёмов
Теоретическая часть. Просмотр видеоурока «Беспрерывное выполнение эффекта».
Практическая часть. Составление презентации с применением технологических приёмов.
6. Демонстрация презентации
Теоретическая часть. Просмотр примера презентации.
Практическая часть. Демонстрация созданных презентаций.
7. Создание презентации на выбранную тему
Практическая часть. Создание презентации на выбранную тему: выбор темы, сбор информации, создание слайдов презентации.
8. Конкурс презентаций
Практическая часть. Просмотр всех созданных презентаций. Выбор лучшей работы.
Тематическое планирование
внеурочной деятельности «Мир презентаций»
№ п/п |
Название разделов и тем |
Общее количество учебных часов |
В том числе |
Формы проведения занятий |
|
Теоре- тических |
Практи- ческих |
||||
Раздел 1. Вводное занятие (0,5 часа) |
|||||
1 |
Необходимость умение в современном мире создавать презентацию |
0,5 |
0,5 |
||
Раздел 2 Знакомство с интерфейсом MS PowerPoint. Заполнение слайдов (1,5 часа) |
|||||
Презентация. Редактор электронных презентаций MS PowerPoint. |
0,5 |
||||
Компьютерная презентация. Основные операции при создании презентации. Этапы создания презентации |
1 |
0,5 |
0,5 |
||
Раздел 3. Вставка рисунка, диаграммы, графика, звука, гиперссылки (1 час) |
|||||
Вставка рисунка, диаграммы, графика, звука, гиперссылок при создании презентации |
1 |
0,5 |
0,5 |
||
Раздел 4. Настройка эффектов анимации (1 час) |
|||||
Ознакомление с правилами настройки анимации на слайдах |
1 |
0,5 |
0,5 |
||
Раздел 5. Создание презентации с применением технологических приёмов (3 часа) |
|||||
Составление презентации с применением технологических приёмов |
3 |
1,5 |
1,5 |
||
Раздел 6. Демонстрация презентации (1 час) |
|||||
Демонстрация созданных презентаций |
1 |
1 |
|||
Раздел 7. Создание презентации на выбранную тему (9 часов) |
|||||
Выбор темы, сбор информации |
1 |
0,5 |
0,5 |
||
Разработка презентации |
8 |
1 |
7 |
||
Раздел 8. Конкурс презентаций (1 час) |
|||||
Просмотр всех созданных презентаций. Выбор лучшей работы |
1 |
1 |
Планируемые результаты внеурочной деятельности «Мир презентаций»
В ходе реализации программы «Мир презентаций» будет обеспечено достижение учащимися следующих результатов:
Получение учащимися опыта работы на компьютере в программе PowerPoint.
На II уровне воспитанники соблюдают:
правила работы на компьютере;
алгоритм создания презентации;
умеют анализировать, сравнивать, обобщать информацию;
владеют коммуникативными моделями поведения.
Учащиеся должны знать:
назначение и функциональные возможности PowerPoint;
объекты и инструменты PowerPoint;
технологии настройки PowerPoint;
объекты, из которых состоит презентация;
этапы создания презентации;
технологию работы с каждым объектом презентации.
Учащиеся должны уметь:
создавать слайд;
изменять настройки слайда;
создавать анимацию текста, изображения;
представить творческий материал в виде презентации;
осознавать свою ответственность за достоверность полученных знаний, за качество выполненной работы.
Описание учебно-методического и материально- технического обеспечения внеурочной деятельности «Мир презентаций»
Нормативные документы:
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования.// http;standart.edu.ru
Примерная основная образовательная программа основного общего образования. .// http;standart.edu.ru.
Литература для учителя
Цветкова М. С., Богомолова О. Б., Самылкина Н. Н. Информатика. Математика. Программы внеурочной деятельности для основной школы: 7-9 классы. ФГОС/ М.С. Цветкова, О.Б. Богомолова, Н.Н. Самылкина. –М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014, 200 с.
Макарова Н.В.,Кузнецова И.Н., Нилова Ю.Н., Феофанова Е.О., Шапиро К.В., Информатика. 7-9 класс. Базовый курс. Практикум по информационным технологиям/ Под ред. Н.В. Макаровой.- СПб.: Питер. 2006.-288с.
Практические задания по курсу «Пользователь персонального компьютера». Методическое пособие./Разработано: В.П. Жуланова, Е.О. Казадаева, О.Л. Колпаков, В.Н. Борздун, М.А. Анисова , О.Н. Тырина, Н.Н. Тырина-Кемерово: КРИПКиПРО.- 2003.
Богомолова О. Б., Усенков Д. Ю. Искусство презентации. Практикум/ О.Б. Богомолова, Д.Ю. Усенков. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012.-349 с.
Аверин В. Н. Компьютерная инженерная графика: учебное пособие для использования в учебном процессе образовательных учреждений, реализующих программы среднего профессионального образования / В. Н. Аверин. - Москва : Академия , 2009 - 217 с.
Гринько М. Е. Компьютерная графика: учебное пособие / М. Е. Гринько, В. Т. Кононов, З. П. Бус; М-во образования и науки Российской Федерации, Новосибирский гос. технический ун-т. - Новосибирск : Новосибирский гос. технический ун-т , 2009 - 286 с.
Залогова Л. А. Компьютерная графика: учебное пособие / Л. А. Залогова. - 3-е изд. - Москва : Бином. Лаб. знаний , 2009 - 213 с.
Экранно-звуковые пособия:
Видеоуроки:
Беспрерывное выполнение эффекта
Выравнивание объектов.
Группировка объектов.
Компьютерная графика.
Копирование объектов.
Копирование форматирования.
Настройка анимации.
Настройка триггеров.
Рисование автофигур.
Создание фона.
Техника безопасности.
Обучающие презентации:
Анимации на слайдах.
Навыки работы с анимацией на слайдах.
Назначение PowerPoint.
Начало в PowerPoint.
Понятие PowerPoint.
Пример презентации.
Пример создания теста.
Текст и рисунки на слайдах.
Тест PowerPoint.
Фон и надпись на слайдах.
Эффект смены слайдов.
Практический курс «Создание презентации»
Технические средства обучения:
Комплекс мультимедиа (ПК, проектор, интерактивная доска);
Компьютеры.
Пакет офисных приложений.
Цифровые образовательные ресурсы:
www.metod-kopilka.ru – Методическая копилка учителя информатики
http://www.klyaksa.net/ - Информатика и ИКТ в школе. Компьютер на уроках
http://ru.wikipedia.org/ - Википедия – свободная энциклопедия.
http://www.5byte.ru/8/0006.php - Информатика на пять
http://festival.1september.ru/ - фестиваль педагогических идей «Открытый урок»
http://go-oo.org -Cвободный пакет офисных приложений
http://pedsovet.su -Материалы сайта педагогического сообщества Екатерины Пашковой.
http://www.uchportal.ru/load/154 - Материалы сайта «Учительский портал» «Советы начинающим».
http://easyen.ru/index/8-738 - Мастер-классы Носовой О.М. на сайте «Современный учительский портал.
http://easyen.ru/index/8-951 - Мастер-классы Покровковой Н.Н. на сайте «Современный учительский портал.
http://linda6035.ucoz.ru/ - сайт Фокиной Л.П.
http://goldina-myclas.ucoz.ru/ - Мастер-классы на сайте Голдиной Л.В.