12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Бойчина Светлана Анатольевна18



ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ»












Конфликты можно разрешить


Методическая разработка занятия






























Биробиджан

2021

Конфликты можно разрешить – методическая разработка занятия – Биробиджан: ОГПОБУ «Технологический техникум», 2021.


Разработчик:

Бойчина С.А., педагог - психолог









































Занятие «Конфликты МОЖНО РАЗРЕШИТЬ»


Цель: Изучить причины и пути решения конфликтных ситуаций.

Задачи занятия:

- познакомить учащихся с понятием «конфликт»;

- дать представление о различных стилях разрешения конфликта;

- углубить самопонимание путем выявления своего собственного стиля, характерного для поведения в конфликте.

Материал: листы бумаги, «ладошки» вырезанные из бумаги, тесты, конверт с заданием.


Ход занятия

Введение: Сегодня мы будем говорить о конфликте, выясним, что это такое, каковы его возможные причины и эмоции.

Конфликт (от лат. conflictus – столкновение) – столкновение противоречивых или несовместимых сил.

Конфликт можно определить как отсутствие согласия между двумя или более сторонами – лицами или группами

Причины конфликтов

личные антипатии

различие точек зрения

состояние высокого психического напряжения

личные причины социального и психологического характера

2 основные причины конфликта:

Недоразумения (неправильное понимание одного человека другим). Это происходит из-за разных представлений о предмете, факте, явлении и т.д.

Межличностная несовместимость, которая выражается во взаимном неприятии, основанной на несовпадении социальных установок, ценностных ориентаций, интересов, мотивов, характеров, темпераментов.

В период нахождения студента в студенческой группе конфликты неизбежны. И в связи с этим выделяют различные типологии классификации конфликтов.

По характеру принятия решений выделяют конфликты:

Конструктивные (функциональные) - приводят к принятию обоснованных решений и способствуют развитию взаимоотношений в студенческой группе;

Деструктивные (дисфункциональные) препятствуют эффективному взаимодействию и принятию решений.

К примеру, в ходе работы над одним совместным проектом возникает противоречие. У всех студентов существует свой взгляд, своя точка зрения на решение проблемы. Конструктивный конфликт приведет к правильному решению, а деструктивный будет препятствовать решению проблем.

Конструктивные: юмор, уступка, компромисс, сотрудничество

Деструктивные: угрозы, насилие, грубость, унижение, разрыв отношений, уход от решения проблемы.


Функции конфликта: Позитивные, негативные


Позитивные: познание друг друга, развитие личности, повышение авторитета, ослабление психического напряжения.

Негативные: Снижение качества деятельности, депрессия, угроза здоровью, ощущение насилия, давления, социальная пассивность.


Тактики поведения в конфликтных ситуациях:

1. Сотрудничество – дает положительные результаты, когда студенты признают право друг друга на собственное мнение, когда обе стороны готовы понять позицию другого. В этом случае есть возможность проанализировать причины разногласий и найти приемлемый для всех выход. Основана на убежденности участников в том, что расхождение во взглядах – это неизбежный результат индивидуальных проявлений личности.

2. Компромисс – выбирается, когда одна сторона принимает точку зрения другой, но лишь до определенной степени. Способность к компромиссу в учебном процессе высоко ценится, так как уменьшает недоброжелательность и позволяет относительно быстро разрешить конфликт. Однако компромисс может впоследствии привести к неудовлетворенности сторон из-за половинчатости решений и стать причиной новых конфликтов.

3. Приспособление (уступка) – целесообразен в ситуации отказа студента от собственных интересов, готовности принести их в жертву другому, пойти ему навстречу. Такая стратегия может быть целесообразной, когда предмет разногласий имеет для человека меньшую ценность, чем взаимоотношения с противоположной стороной.

4. Уход (уклонение) – используется в случае, когда студент стремится уйти от конфликта. Такое поведение может быть уместным, если предмет разногласий не представляет большой ценности или если сейчас нет условий для продуктивного разрешения конфликта, а также тогда, когда конфликт не является реалистическим.

5. Настойчивость (принуждение)

это когда один студент пытается заставить принять свою точку зрения во что бы то ни стало, его не интересуют мнения и интересы его сокурсников. Обычно такая стратегия приводит к ухудшению отношений между конфликтующими сторонами, но такая стратегия может быть эффективной, если она используется в ситуации, препятствующей достижению целей группы

Таким образом:

Конфликты в студенческой среде – это нормальное, частое и закономерное явление;

Избежать конфликтов совсем невозможно, поэтому необходимо их решать;

В период обучения студенты постигают не только науки, но и правила поведения в обществе, в том числе учатся правильно вести себя в конфликтных ситуациях;

Как именно вести себя в той или иной ситуации – это выбор каждого человека, за который он несет ответственность.


И сейчас мы ещё убедимся в этом при выполнении

Упражнения «Снежинки». Его алгоритм:

Молча возьмите листок.

Сложите его пополам.

Оторвите правый угол.

Сложите ещё раз пополам.

Ещё раз оторвите левый угол.

Ещё раз сложите пополам.

И ещё раз оторвите правый угол.

Разверните листок и покажите своё “произведение искусства” одноклассникам.

Рефлексия.

Обратите внимание, какие разные у вас получились снежинки! Хотя был дан алгоритм действий. Почему это произошло? ( Ответы детей).

Мораль данного эксперимента такова: в процессе коммуникации, казалось бы, однозначная информация воспринимается по разному, что ведет к непониманию друг друга, появлению в связи с этим напряжения, а значит, возникает опасность конфликта.

Вот вам и конфликт с основной его причиной. Как причина разных результатов на бумаге, так и причина конфликтов – разница в точках зрения и выполнении инструкций.

Вот и у нас получились разные точки зрения и пути достижения цели.

А если бы все снежинки были одинаковыми, мир был бы скучным и неизменным. Так что конфликты играют важнейшую роль в жизни отдельного человека, развитии семьи, жизнедеятельности школы, любой организации, государства, общества и человечества в целом. В какой – то мере они даже необходимы для развития ситуации и отношений, для роста личности, иначе может наступить застой.


Как мы ведем себя в конфликтной ситуации, узнаем с помощью теста:

«Умеете ли вы держать себя в руках конфликтной ситуации?»


Одни люди не в состоянии оставаться спокойными во время ссоры, другие же способны сохранять душевное равновесие даже в момент наивысшего накала страстей. Умеете ли вы справляться с конфликтными ситуациями?

1. Можете ли вы в приступе ярости разбить посуду?

А. Да, это возможно.
Б. Ну, если меня спровоцировать, то безусловно.
В. Нет, это только ухудшит ситуацию, да и посуду жалко.

2. Дискуссии, в которых участники придерживаются разных мнений...

А. Не нужны.
Б. К сожалению, необходимы.
В. Ничего не дают.

3. Двое друзей (подруг) начали горячую дискуссию.

А. Буду держаться в стороне.
Б. Меня это развлечет.
В. Попробую быть посредником.

4. Что вы думаете по поводу изречения «Всегда уступает тот, кто умнее»?

А. Глупости – отговорка не для умных, а для слабых.
Б. Подобная тактика способна сохранить много нервных клеток.
В. Перед тем как уступить, нужно все хорошенько обдумать.

5. Ваш (а) друг (подруга) несколько дней сильно раздражен (а).

А. Спрошу, что случилось.
Б. Попрошу его (её) быть сдержанным (ой).
В. Буду избегать общения с ним (ней).

6. За соседним столиком в кафе кто-то делает бестактные замечания по вашему поводу.

А. Дам отпор.
Б. Я пересяду за другой столик,
В. Меня это не волнует.

Результаты. Подсчитайте количество баллов, пользуясь таблицей.

 

1

2

3

4

5

6

А

3

1

1

3

2

3

Б

2

3

3

1

3

2

В

1

2

2

2

1

1

6-9 баллов

Вы придаете большое значение гармонии отношений и поэтому стараетесь возникающие конфликты разрешать мирным путем. К сожалению, это не всегда возможно. Иногда, чтобы разрядить атмосферу, необходима «гроза».

10-14 баллов

Вы никогда не поддаетесь на провокацию, и поэтому вас практически невозможно вывести из себя. Прежде чем начинать спор, вы всегда пытаетесь оценить ситуацию. Если начинается ссора, вы сохраняете завидное хладнокровие.

15-18 баллов

В любой ситуации для вас прежде всего важна ясность. И ее вы будете добиваться любой ценой, иногда даже через конфликт. И, конечно же, иногда вы бываете чересчур эмоциональны.


Упражнение «Ладошки».

Напишите на «Ладошке», те качества характера, которые помогут в конфликтной ситуации.


Анализ ситуаций.

Теперь проанализируем несколько ситуаций.

Как вы поступите если такая ситуация произошла в техникуме:

В группе незаслуженно унижают сокурсницу, грозят расправой.

- Привлеку на помощь взрослых или старшекурсников для решения конфликта.

- В этой ситуации, лучше выбрать позицию наблюдателя, так как это дело не моё дело и девушка сама должна разобраться.

- Не могу противостоять группе и тоже буду участвовать в унижении.

- Буду защищать сокурсницу.

Именно в тебя сидящего, на первой парте, кто-то систематически кидает в спину бумажки и тем самым провоцирует конфликт.

- Отреагирую нетерпеливо и агрессивно и прямо на уроке очень грубо отвечу обидчику.

- Проявлю понимание и терпение, и на перемене постараются поговорить.

- Постараюсь не обращать внимание и промолчу.

В социальной сети одна обучающаяся распространяет непосредственно о тебе ложную информацию.

- Позову друзей, чтобы с ней «поговорили» серьезно.

- Поступлю также и будут распространять слухи про обидчика, пусть она тоже «отмывается».

- Буду оправдываться и говорить друзьям, что это неправда.

- Выясню причину, такого поведения.

Один из обучающихся в группе часто всем грубит, хамит, считая, что он лидер.

- Постараюсь держаться подальше от этого хама,

- Проявлю грубость и отвечу так, чтобы он понял, что со мной лучше не связываться,

- Постараюсь поговорить и объяснить, что так общаться нельзя.


Ситуации произошедшие за пределами техникума


- Вам нравится юноша, и вдруг в ваши отношения вмешивается другая девушка. Как вы будете реагировать, если это ваша подруга; просто посторонняя девушка?


- Вам на рынке продали бракованный товар. Брак вы заметили позже. Как вы поступите, если продавец младше вас; если комплекция продавца такова, что Арнольду Шварценеггеру, по сравнению с ним, делать нечего?

Вы увидели, что не только в различных конфликтных ситуациях мы реагируем по-разному; даже и в сходных ситуациях, но с разными людьми, наша реакция может быть иной.


Упражнение «Взаимопонимание»

Конфликты начинаются тогда, когда заканчивается взаимопонимание. Понять друг друга сложно. Одному надо подумать, как донести свою мысль, чтобы тебя поняли правильно. А другому или другим встать на позицию этого человека, чтобы понять мотивы его поступка. Так как, при любом конфликте внутреннее намерение человека всегда положительное. Поэтому получается, что у каждого своя правда. Наша задача научиться договариваться. Проведем эксперимент.

Для этого один человек выходит в центр и получает задание в конверте; Ему нужно «рассказать» без слов пословицу. (Не имей сто рублей, а имей сто друзей), (Старый друг, лучше новых двух).

Ваша задача по его поведению, жестам, мимике угадать пословицу.

Обсуждение: Сложно было понять? Что помогало? Что мешало?


Заключение: Большинство конфликтов в школе начинается именно на уровне общения. Они возникают из-за неудачно сказанного слова, обидного сравнения, несправедливой оценки. Будьте более доброжелательными и терпимыми к окружающим и количество конфликтов обязательно понизится!














СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


Бандура А., Уолтерс Р. Подростковая агрессия. – М.: Просвещение, 2000. – 515 с.

Бороздина Г.В. Психология делового общения. – М.: ИНФРА, 2004. – 312 с.

Головей Е. А. Рыбалко Е.Ф. Практикум по возрастной психологии: Учебное пособие/ Под ред. Л.А.Головей, Е.Ф.Рыбалко. – СПб.: Речь, 2012. – 694 с.

Змановская Е.В. Девиантология. – М.: Издательский центр «Академия», 2003 – 288 с.

Карелин А.А. Психологические тесты / Под ред. А.А. Карелина. В 2 т. - М.: Гуманит изд. Центр ВЛАДОС, 2012. - 312 с.

Кон И.С. Психология старшеклассника. - М.: Просвещение, 2007. - 360 с.

Латынов В. Конфликт: протекание, способы разрешения, поведение конфликтующих сторон. Обзор зарубежных исследований по психологии конфликта // Иностранная психология, том 1, № 2, 2003. — С. 87-92.

Леонов Н.И. Конфликты и конфликтное поведение. Методы изучения: Учебное пособие. – СПб.: Питер, 2005. – 240 с.

Леонтьев А. П. Деятельность. Сознание. Личность. - М.: Наука, 1992. - 300 с.

Овчарова Р.В. Технологии практического психолога образования: Учебное пособие для студентов ВУЗов и практических работников. – М.: ТЦ Сфера при участии «Юрайт-М», 2001. – 448 с.

Основы психологии: Практикум/ Ред. Сост. Л.Д.Столяренко. – ростов н/Дону: изд-во Феникс, 2014. – 704 с.

Сорокина А.И., Сорокин В.А. Прикладное исследование конфликтных ситуаций посредством теории графов: Учеб.-метод. пособие. - Уфа: Творчество, 2011. - 29 с.



Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.