Статья «Конфликты в начальной школе – большие проблемы маленьких людей»

0
0
Материал опубликован 4 August 2021

"КОНФЛИКТЫ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ — БОЛЬШИЕ ПРОБЛЕМЫ МАЛЕНЬКИХ ЛЮДЕЙ"

Величко Юлия Витальевна,

учитель начальных классов МБОУ «СОШ №16 с УИОП»


 

Сегодня Федеральные государственные образовательные стандарты начального общего образования предъявляют особые требования к формированию универсальных учебных действий. Среди известных особое место занимают личностные, суть которых заключается в умении руководствоваться этическими принципами, знании моральных и нравственных норм. Основополагающим тезисом при формировании личностных универсальных учебных действий является способность ориентироваться в социальных ролях и межличностных отношениях [1].

Вопросами формирования личностных отношений занимались многие психологи и педагоги, среди которых известные имена Л.С. Выготсокого, П.Я. Гальперина, П.П. Блонского, А.А. Леонтьева, Д.Б. Эльконина и другие. Они отмечали роль педагогического воздействия на всестороннее, гармоничное развитие личности посредством процесса воспитания и обучения. Именно педагог создает условия, способствующие эффективному процессу формирования личности ребенка.

Однако, в образовательной сфере, как и в любой другой, где люди вынуждены взаимодействовать, сотрудничать друг с другом неизбежны конфликтные ситуации. Новейшие исследования психологов показали, что конфликты в начальной школе сегодня оказываются преобладающими: именно младшеклассники, а вовсе не подростки, как по привычке думают родители, конфликтуют чаще всего. Вчерашние малыши по большому счету пока еще только учатся общаться. И это не может не повлечь за собой напряжения отношений, вплоть до открытых конфликтов. При этом младшие школьники втрое чаще одобряют ровесника и в девять раз чаще вступают с ним в конфликтные отношения, чем при взаимодействии со взрослым.

Специфика общения младших школьников со сверстниками во многом отличается от общения с взрослыми. Контакты со сверстниками более ярко эмоционально насыщены, сопровождаются руководящими интонациями, криками, кривляньями, смехом. С товарищами преобладаю инициативные высказывания над ответными. В общении с детьми отсутствуют жесткие нормы и правила, которые следует соблюдать, со взрослыми. Ребенку значительно важнее высказаться самому, чем слушать товарища, и , в итоге, беседы часто не получается, потому что каждый говорит о своем, не слушая, и перебивая друг друга.[3-387с.].

Изучение причин возникновения межличностных конфликтов во взаимоотношениях младших школьников позволило в самых общих чертах вывить, что таковыми являются: неудовлетворенность потребностей личности в общении, самоутверждении, саморазвитии, оценке, признании, а также в ее притязаниях на определенный статус в группе. Кандидат психологических наук, врач-педиатр Светлана Шабас отмечает: «в основном, конфликты детей между собой бывают на почве разноуровневой подготовки ('он умеет читать, а я –нет'), по причине разного возраста одноклассников('я тебя старше, так что ты вообще помолчи') и гендерный аспект(мальчики и девочки; "Я-сильнее, ты –слабее") . Причины можно разделить на две группы эндогенные и экзогенные. К первой группе относятся причины, связанные с социальным статусом ребенка, материальным положением семьи, особенностями воспитания, отношением учителя к детям. К экзогенным причинам можно отнести особенности нервной системы ребенка, его личностное развитие, уровень развития коммуникативных компетенций.

Одной из главных причин возникновения конфликтов в 1-м – 4-м классах является проблема адаптации младших школьников к новой для них среде и формирование у них навыков школьной деятельности. При поступлении в школу на ребенка влияет комплекс факторов: классный коллектив, личность педагога, изменение режима, непривычно длительное ограничение двигательной активности, появление новых, не всегда привлекательных обязанностей. Организм приспосабливается к этим факторам, мобилизуя для этого систему адаптивных реакций.

Причиной конфликта может стать возникшее недопонимание между взрослым и ребенком из-за недостаточной в этом возрасте регуляции ребенком собственного поведения, а взрослым эти действия ребенка расцениваются как хулиганские. М.М. Рыбакова отмечает, что у детей этого возраста часто возникают конфликты поступков, в основе которых лежит потребность в игре [4-59с.].

Одной из причин конфликтов между взрослыми и детьми является низкая педагогическая и психологическая культура родителей, конфликтологическая некомпетентность педагогов. Так как в младшем школьном возрасте открыто проявляются не только возрастные, но и индивидуальные особенности детей, безконфликтное взаимодействие родителей и педагога в начальной школе важно как никогда.

Особенностью конфликтных ситуаций в начальной школе является то, что поведение ребенка в кризисные периоды развития, каким является поступление в школу, не может быть преодолено только изменением педагогической системы. Необходимо снятие остроты внешней формы конфликта, достижение его большей продуктивности. Положительное разрешение конфликта зависит от конфликтной компетентности педагога- умения различать и выделять основания детского конфликта. Взрослый в этот период должен выступать, прежде всего, в качестве носителя образа действия, создавая атмосферу сотрудничества и взаимопонимания [2-46с.].

Подводя итоги, можно отметить, что основная часть исследовательской работы в области педагогической конфликтологии направлена на осмысление причин школьных конфликтов и создание дидактических установок. Недопонимание со стороны педагогов и родителей, а также сверстников, друзей и одноклассников, неудовлетворение своей позицией, либо положением в классе и в обществе – могут служить появлению эмоций негативного характера. Такое эмоциональное состояние может перерасти в глубокое и длительное нарушение поведения ребенка. Находясь в состоянии волнения, ребёнок не может рационально размышлять, последовательно и планомерно действовать, контролировать своё поведение. В свою очередь это приводит к возникновению межличностных конфликтов. Организовывая процесс обучения с учетом этих признаков, возможно целенаправленное влияние на возникновение конфликта и характер его последствий. То есть, зная причины и условия школьных конфликтов, можно лучше разобраться в природе самого конфликта и определить методы воздействия на него или избрать оптимальные модели поведения.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования/ Министерство образования и науки Российской Федерации.-М.:Просвещение, 2010.

Анцупов, А.Я. Профилактика конфликтов в школьном коллективе / А. Я. Анцупов. - М.: Москва, 2003-208с.

Выготский Л.С. Педагогическая психология.- М.: АСТ, 2005,-672 с.

Рыбакова М.М. Конфликт и взаимодействие в педагогическом процессе: Книга для учитея.- М: Просвещение, 1991-128с.


 

3

 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.