12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Басалгина Елена Ивановна46
3

Конкурс-игра по гражданскому образованию «Квадрат знаний»



Гражданское образование, 7 класс

Конкурс «Квадрат знаний»

Тема: «Путешествие в мир животных Прикамья»

Цель: формирование у учащихся наиболее полного представления о животном мире Прикамья.

Задачи:

Актуализировать и систематизировать знаний по теме, полученных ранее.

Формировать умение применять полученные знания на практике.

Развивать познавательную активность.

Воспитывать бережное отношение к окружающему миру родного края.

Правила игры:

В конкурсе принимают участие две команды по 6 – 7 человек. Каждая команда заранее придумывает название, девиз, выбирает капитана.

На экране размещается слайд с изображением квадрата, разбитого на 9 частей. Каждая часть пронумерована римскими цифрами и подразумевает определённую тему.

Право первого хода разыгрывается по жребию. Затем капитан называет номер квадрата, и на экране появляется задание с этим номером. За правильно выполненное задание команда получает 1 балл. Количество вопросов в заданиях различно.

Кроме этого имеются различные значки:

- «Счастливый случай»: команда получает 1 балл и продолжает играть;

- «Историческая справка»: даётся информация о древнейших животных, населявших когда-то нашу местность, чьи кости были обнаружены у д. Ерзовка.

Ход игры

Вступление

Звучит отрывок из песни «Как прекрасен этот мир»

-- В одной из замечательных песен нас призывают остановиться и оглядеться вокруг. Да, наш мир действительно прекрасен, полон загадок и чудес. Каждый день мы встречаемся с его тайнами. Иногда, спеша, проходим мимо, не замечая их. Иногда случайно пытаемся отгадать какую-нибудь из загадок и удивляемся сделанному вдруг открытию. Необычайно удивительным является и мир природы нашего родного края, названного

Прикамье.

Как вы думаете, зачем люди, и, в частности, мы с вами, изучают родной край?

С какой целью мы проводим с вами сегодняшнее занятие?

Живым - щебечущим, воркующим, рычащим и пищащим – его жителям и посвятим мы нашу сегодняшнюю игру.

Ведущий объясняет правила игры

Представление команд

1 команда: «Светлячок»

Девиз: «Хоть свет наш слаб и мы малы, но мы дружны и тем сильны».

2 команда: «Пингвины»

Девиз: «Мы – пингвины просто класс, победи попробуй нас!»

Жеребьёвка

Первой получает право хода команда, верно отгадавшая загадку:

Готовит лакомство,

Хотя не повариха,

Иголку носит на себе,

А не портниха . (пчела)

-- Верно, это пчела. И у нас, в Пермском крае, насчитывается не менее 350 тысяч видов пчелиных. А о том, что продукты пчеловодства – и мёд, и прополис, и перга (смесь пыльцы и нектара) – очень полезны для здоровья человека.

-- Итак, право первого хода получает команда…

Темы:

Грамматическая арифметика «Мы – друзья пернатых»

Разгадать названия птиц, обитающих в дикой природе Пермского края.

1) кожа + вор + он (жаворонок)

2) горка + и + хвост (горихвостка)

3) весло + ой (соловей)

4) бей + о + вор (воробей)

5) веретено – но + т (тетерев)

6) три + ж + с (стриж)

7) трус + са (страус)

8) род + конь – ь (кондор)

Кто лишний? Почему?

Дети получают знания на карточках. Время работы команд – 5 минут.

Очки начисляются за каждое верное название.

Озадачимся…

Решение биологических и экологических задач.

Два юных зоолога изучали лесных птиц в лесах Шабуровского лесничества. Один из них обнаружил, что в кладках лесных куриных птиц (тетерева, глухаря, рябчика) насчитывается от 5 до 16 яиц. А другой выяснил, что у многих дятлов (желна, большой пёстрый, трёхпалый) в кладке от 3 до 7 яиц. Каково же было их удивление, когда они узнали, что численность этих птиц сохраняется примерно на одном уровне. Помогите юным зоологам определить, каково значение такого различия в численности яиц.

Ответ: куриные птицы устраивают гнёзда прямо на земле, это делает их доступными для хищников. У дятлов яйца и птенцы, находящиеся в дупле, малодоступны врагам.

Наблюдая за жизнью бобров Сибиряковского пруда, лесник заметил: услышав подозрительный шум, бобр сразу же бросает своё занятие на берегу и кидается в воду. При этом он успевает громко шлёпнуть по воде плоским безволосым хвостом. Объясните эту особенность поведения бобра.

Ответ: громкий шлепок хвостом по воде – сигнал опасности для других особей в популяции бобров.

Задания даются на карточках. Время обсуждения – 5 минут.

Если команда даёт неверный ответ, другая команда получает право ответа на их задачу. Очко начисляется за верный ответ.

«Историческая справка»

Современная фауна нашего района сложилась совсем недавно – в послеледниковый период. Раньше она была совершенно иной.

Это подтвердила находка, сделанная в 1980 году близ деревни Ерзовка. Палеонтологи обнаружили здесь местонахождение доисторических земноводных – лабиринтодонтов.

Внешне похожие на крокодилов или саламандр и достигавшие в длину 5 м лабиринтодонты обитали в заболоченных лесах, озёрах и реках, а также по их берегам.

Охрана животных

Отрывок из стихотворения Яшина «Письмо в лесную газету»:

Лишь царям по рожденью

Есть во всём предпочтенье,

Знаем розу – царицу,

Льва – царя, да царь – птицу.

И, конечно, тревожно,

Что порой мы безбожно

Не храним, что имеем, не щадим, не жалеем.

Ни за что не в ответе,

Словно самую малость

Нам на этой планете

Жить и править осталось.

Не хозяева вроде – так добро своё губим.

А гордимся природой

И Отечество любим.

Как так получается, что человек говорит, будто любит свою Родину, но в то же время губит леса, занимается браконьерством, разоряет гнёзда и т.п.?

Этот зоологический памятник находится под охраной государства, находится он на обрывистом берегу Воткинского водохранилища в 2, 8 км от села Частые.

(Частинская колония серых цапель – 30 пар)

Есть ли на территории Пермского края заповедники? Если да, то какие?

(«Вишерский» на реке Вишере и «Басеги», общей площадью 280 тысяч га, а также 6 ландшафтных и 18 охотничьих заказников)

Всего в Красную книгу Пермской области занесено более 70 видов животных.

Очко получает та команда, которая первой даст верный ответ на вопрос.

Счастливый случай».

Команда получает 1 балл и продолжает игру.

«Летающие цветы»

Отгадать загадку:

На большой цветной ковёр села эскадрилья –

То закроет, то раскроет расписные крылья.

(бабочка)

Эта тема посвящена бабочкам, радующим глаз всем пермякам.

У самцов этой бабочки крылья жёлтые, а у самок блёклые, почти белые:

а) капустница

б) лимонница

в) репейница

2) Эта бабочка, как перелётная птица, улетает в конце лета зимовать на юг:

а) луговая желтушка

б) крапивница

в) перламутровка

3) В нашей местности эта бабочка – самая большая и красивая:

а) траурница

б) махаон

в) аполлон

4)У этой ядовитой бабочки и у её толстой мохнатой гусеницы яркая пёстрая окраска:

а) перламутровка

б) медведица

в) желтушка

5) Верхние крылышки у неё серые и невзрачные, а нижние яркие, как орденская лента:

а) голубянка

б) аполлон

в) ленточница

6) Эта редкая для наших мест бабочка по ночам грабит пчёл. Крепким хоботком она протыкает соты и пьёт мёд:

а) репейница

б) аполлон

в) бражник «Мёртвая голова»

Каждая команда по очереди получает право ответа. На первый вопрос отвечает команда, выбравшая тему.

Литературное краеведение

Эта тема посвящена пермским писателям.

В произведениях какого писателя, коренного уральца, часто главными героями становились представители Класса Пресмыкающихся – прыткая ящерица, обыкновенная медянка (занесённые в Красную книгу Среднего Урала), обыкновенный уж?

Ответ: в произведениях Павла Петровича Бажова (1879 – 1950), который родился и вырос в заводском краю, где и отец, и дед, и прадед его всю жизнь провели на медеплавильных заводах Сысертского горного округа.

Очко зарабатывает команда, первой ответившая на вопрос.

Портретный жанр.

Суть конкурса – узнать животное по описанию.

Крупное животное, рост которого превышает 2 м, а масса может достигать 600 кг. Этот лесной великан кормится растительной пищей. Продолжительность жизни в природе составляет около 10 лет. (лось)

Этот зверёк живёт в лесах, садах, зарослях кустарников. Днём малоподвижен, а в сумерках и ночью занимается поисками корма. Его основная пища – различные насекомые, при случае поедает яйца и птенцов наземно гнездящихся птиц, нападает и на гадюк. На зиму вырывает нору и впадает в спячку. (ёж)

У этого животного широколобая голова, более мощное развитие передней части тела и манера держать хвост опущенным «поленом», вес – 30 – 40 кг и выше. Наиболее типичный общий тип окраса – однотонный серый разных оттенков. (волк)

Это самый крупный хищник в Пермском крае. Масса отдельных самцов достигает 300 – 350 кг, самки редко бывают больше 200 кг. При внешней неповоротливости очень ловок и подвижен, хорошо плавает, бегает, умеет лазать по деревьям, может осторожно и бесшумно ходить по лесу. Продолжительность жизни может достигать 30 – 50 лет. Кроме этого, этот зверь занял почётное место на гербе нашего Частинского района. (бурый медведь)

Каждая команда получает описание по очереди, первая – та, которая выбрала тему. Очко начисляется за каждый верный ответ.

Ловись рыбка большая и маленькая

Загадки о рыбах:

Он в самом омуте живёт –

Хозяин глубины.

Имеет он огромный рот,

А глазки не видны. (сом)

2) Драчун и забияка, живёт в воде; кости на спине – и щука не проглотит. (ёрш)

3) Какакя в России самая большая рыба? (осётр)

Дополнительный вопрос: смогу ли я поесть уху из всех этих рыб, наловив их в водоёмах Частинского района?

Нет, осетры у нас исчезли с появлением судоходства на Каме.

Загадки даются обеим командам. Очко зарабатывает та, которая первой даст ответ. Дополнительный вопрос тоже оценивается очком.

Заключение и подведение итогов

Ну вот и закончились все темы в нашем квадрате знаний, пора подводить итоги.

Подсчёт очков.

Вручение призов.

Рефлексия:

! – занятие понравилось, знания по теме были достаточные.

? – занятие понравилось, но были затруднения, что-то было незнакомым.

- занятие не понравилось, было очень сложно

Сегодняшней игрой мне хотелось ещё раз показать вам, как велик и прекрасен наш Пермский край, кусочек огромной России, как богат и разнообразен его животный мир. И мы с вами, как настоящие пермяки, настоящие частинцы, настоящие шабуровцы, должны его знать и беречь.

А в заключении я хочу прочитать вам своё небольшое стихотворение:

Прикамские наши леса и поля,

Места, где родилась когда-то и я.

Уголка природы краше нет на свете,

Мы сбережём красоты эти.

Бобровую хатку и сойки гнездо,

Сома, что залёг на тёмное дно.

Трусишку – зайчишку, хитрюгу – лисицу,

Крошку – грачонка, трудягу – синицу.

Воробью зимой подбросим зёрен,

Будет край родной доволен.

Будет он, как прежде, краше

Всех уголков России нашей!

квадрат
PPT / 10.96 Мб

Опубликовано


Комментарии (1)

Медведева Татьяна Александровна, 02.12.17 в 21:18 0 Ответить Пожаловаться
Представлено внеурочное занятие
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.