Конспект урока химии в 8 классе по теме «Типы химических реакций»
Пояснительная записка к презентации
Конспект урока химии по теме «Типы химических реакций» 8 класс
Содержание творческого взаимодействия педагога и обучающегося |
|
Действия учителя |
Действия учеников |
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ ЭТАП |
|
Здравствуйте! Я рада всех вас видеть сегодня на уроке. Мы продолжаем изучать основы удивительной, но в тоже время и сложной науки – химии. Качественно усвоить знания невозможно без вашей активной самостоятельной работы. Для ее организации необходимо поделиться на группы. У вас на столах лежат карточки. Распределитесь на 4 команды. По какому признаку вы объединились в группы? (вопрос каждой группе). |
Приветствуют учителя. Настраиваются на работу. Распределяются по 3 группам.
У нас на карточках записаны: формулы простых веществ (1 группа), формулы сложных веществ (2 группа), химические уравнения (3 группа). Рассаживаются по сформированным группам. |
ЭТАП МОТИВАЦИИ И АКТУАЛИЗАЦИИ учебной деятельности |
|
Сделайте глубокий вдох и выдох. Что сейчас произошло? При вдохе вместе с воздухом в организм попал кислород и в каждой клетке начались химические реакции окисления органических веществ. При выдохе в воздух выделился углекислый газ, который затем поглотится растениями и в результате фотосинтеза превратится в углеводы. Каждую секунду в окружающем нас мире происходит неисчислимое множество химических реакций, в результате которых одни вещества превращаются в другие. (слайд 1) Но как же не запутаться в этом огромном, разнообразном и удивительном мире химических реакций? Ответ на данный вопрос заключается в высказывании великого русского химика Д.И. Менделеева: «Мощь и сила науки во множестве фактов, цель – в обобщении этого множества» (слайд 2). Чтобы нам ориентироваться в огромном царстве химических реакций, необходимо их обобщить. А что значит обобщить? На основе этих признаков нужно разделить все химические реакции на группы или классы, т.е. классифицировать. В химии вместо понятия «классы химических реакций» используется понятие «типы». Какая тема сегодняшнего урока? (слайд 3) Следовательно, какова цель урока? |
Внимательно слушают учителя.
Нужно выделить главные, особенные признаки.
Тема урока «Типы химических реакций». Цель урока: изучить типы химических реакций. |
3. ЭТАП ВВЕДЕНИЯ ЗНАНИЙ 1) Создание проблемной ситуации и формулирование проблемы |
|
Выполните задания на слайде 4. Первая часть задания на известный материал. Вторая часть задания на новый материал (практическое задание, не похожее на все предыдущие). Вы смогли выполнить задание? В чем затруднение? (побуждение к осознанию проблемы) Каких знаний не хватает? (осознание недостатка знаний) Какая же у нас возникла проблема? |
Выполняют задания. Легко справляются с заданием.
Испытывают затруднение, так как не знают способ выполнения задания (проблемная ситуация) Мы не умеем определять тип реакций. Мы этого еще не изучали. Мы не знаем, какие бывают типы реакций.
Формулируют проблему в виде вопроса: Какие существуют типы химических реакций? (запись на доске) |
3. ЭТАП ВВЕДЕНИЯ ЗНАНИЙ 2) Поиск решения (открытие нового знания) и выражение решения |
|
В основе каждого типа реакции лежит определенное действие. (слайд 5) 1. Разбирает матрешку, по очереди доставая меньшую. Сколько было матрёшек? Сколько стало? Какое действие я совершала, доставая матрешки? Как можно назвать тип реакции, в основе которых лежит разложение? Верно. Это один из типов химических реакций (запись на доске) 2. Собирает детский конструктор. Какое действие я выполняла с деталями, когда их собирала? В основе какого типа реакций лежит это действие? Правильно. Это еще один тип химических реакций (запись на доске) 3. Выкладывает слово ДОМ с помощью букв на магнитах. Что нужно сделать, чтобы при составлении ребуса из слова «ДОМ» получить слово «СОМ»? Как назвать такое действие? В основе какого типа реакций лежит это действие? Замечательно. Это еще один тип химических реакций (запись на доске) 4. Просит учеников, сидящих на соседних партах, поменяться местами. Какое действие вы сейчас совершили? Как назвать тип реакций, в основе которых лежит это действие? Какая проблема была сформулирована в начале нашего урока? (указать на проблему, записанную на доске) Исходя из того, что мы узнали, какой ответ на вопрос мы можем дать? А теперь давайте выясним, что это за типы реакций. Для этого поработаем в командах. У каждой группы на столе лежит рабочий лист (приложение 1). Внимательно ознакомьтесь с заданием и приступайте к его выполнению (консультирует учащихся по мере необходимости). Ребята! Закончили выполнять задания. Слушаем отчет каждой группы. Учитель показывает задания каждой группы всему классу на, чтобы все дети смогли принять участие в обсуждении. Группа № 1 – слайды 6-8 Группа № 2 – слайды 9-11 Группа № 3 – слайды 12-14
Сверьте сформулированные вами определения с текстами на слайдах. Оценивание ученического продукта через сравнение с опорой на готовый образец.
Подумайте, по какому признаку поделили химические реакции на 4 типа? Верно! Это один из признаков, положенных в основу классификации реакций. С реакциями обмена мы познакомимся в 8 классе чуть позже. В химии используют и другие признаки, с которыми мы будем знакомиться по ходу изучения химии. Внимание, задание! Составьте модель каждого типа реакции при помощи геометрических фигур разного цвета и математических знаков. (слайды 15-17) (выражение решения проблемы: моделирование – преобразование словесной формы в знаково-символическую модель). Минута психологической разгрузки (слайд 18) |
Одна Несколько Разложение
Реакции разложения.
Это действие – соединение
В основе реакции соединения
Заменить букву «Д» на букву «С»
Замещение
В основе реакции замещения.
Обмен Реакции обмена Какие существуют типы химических реакций?
Существует четыре типа химических реакций: реакции разложения, соединения, замещения и обмена.
Работают в группах, выполняют задания, делают лабораторные опыты, заполняют рабочие листы.
Учащиеся каждой группы отвечают на вопросы в таблице по единому плану: 1. Сколько веществ вступает в данные химические реакции? (число исходных веществ) 2. Какие это вещества по составу? 3. Сколько веществ образуется в результате реакции? (число продуктов реакции) 4. Какие это вещества по составу? 5. Какое действие лежит в основе этих реакций? 6. К какому типу относятся данные реакции? 7. Отчет об экспериментальной работе (лабораторные опыты). Далее озвучивают определения типов реакций, сформулированное ими самостоятельно (Открытие нового знания) Группа № 1 – р. разложения Группа № 2 – р. соединения Группа № 3 – р. замещения
По числу и составу исходных веществ (реагентов) и продуктов реакции.
Моделируют реакции разложения, соединения, замещения, обмена на интерактивной доске.
Дети выполняют физкультминутку |
4. ЭТАП ПРИМЕНЕНИЯ НОВОГО ЗНАНИЯ |
|
I. Ребята! Давайте вернемся к началу нашего занятия. Используя свои новые знания, выполните задание 2 (слайд 4) II. Предлагает выполнить интерактивные задания из Единой коллекции ЦОР: 1) Интерактив «Реакции разложения» (слайд 19) http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/617fb4bc-8cff-11db-b606-0800200c9a66/ch08_29_01.swf 2) Интерактив «Реакции соединения» (слайд 20) http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/617fb4c0-8cff-11db-b606-0800200c9a66/ch08_30_01.swf 3) Интерактив «Реакции замещения» (слайд 21) http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/617fb4c4-8cff-11db-b606-0800200c9a66/ch08_31_01.swf III. Выполнение упражнений. (слайд 22) |
Используя приобретённые на уроке знания, определяют тип химических реакций.
Выполняют задания в группах. Проверяют правильность выполнения.
Выполняют задания. Фронтальная проверка правильности выполнения. |
5. ЭТАП КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ |
|
Проводит компьютерное тестирование с помощью системы оперативного контроля знаний Interwrite PRS (тестовые задания из электронного приложения к учебнику: раздел «Типы химических реакций», ТЕСТЫ). |
Индивидуально выполняют задания. Самооценка по критериям. |
6. АНАЛИТИЧЕСКИЙ БЛОК |
|
1) Рефлексия Оцените свою работу на уроке с позиции: (слайд 23) 1. Я узнал (а) … (отношение к произошедшему) 2. Мне было легко и понятно (или сложно понять) … (выделение трудностей) 3. Я научился (ась)… (присвоение опыта) 2) Подведение итогов (аргументированное выставление отметок). За задания, выполненные при изучении новой темы, отметка ставится только по желанию ученика. 3) Информация о домашнем задании: (слайд 24) § 21. Химия. 8 класс. Электронное приложение к учебнику Г.Е. Рудзитиса, Ф.Г. Фельдмана. – М.: Просвещение, 2013; упр. 70-73, стр. 20-21. Химия. 8 класс. Рабочая тетрадь: пособие для учащихся общеобразовательных учреждений/ Н.И. Габрусева. - М.: Просвещение, 2013.
Наш урок закончен. Всем спасибо за хорошую и плодотворную работу! (слайд 25) |
Оценивают свою работу на уроке.
Записывают домашнее задание. |
СПИСОК ИНФОРМАЦИОННЫХ ИСТОЧНИКОВ
УМК Издательства «Просвещение»
Химия. Неорганическая химия. 8 класс: учебник для общеобразоват. учреждения с прил. на электрон. носителе/ Г.Е. Рудзитис, Ф.Г. Фельдман. – М.: Просвещение, 2013.
Химия. 8 класс. Электронное приложение к учебнику Г.Е. Рудзитиса, Ф.Г. Фельдмана. – М.: Просвещение, 2013.
Химия. 8 класс. Рабочая тетрадь: пособие для учащихся общеобразовательных учреждений/ Н.И. Габрусева. - М.: Просвещение, 2013.
Химия. Дидактический материал. 8-9 классы: пособие для учителей общеобразоват. учреждений/ А.М. Радецкий. - М.: Просвещение, 2011.
5) Химия: уроки в 8 классе: пособие для учителя/ Н.Н. Гара. – М.: Просвещение, 2014.
Интернет-источники
Ресурсы Единой коллекции ЦОР:
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/617fb4c4-8cff-11db-b606-0800200c9a66/ch08_31_01.swf
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/617fb4bc-8cff-11db-b606-0800200c9a66/ch08_29_01.swf
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/617fb4c0-8cff-11db-b606-0800200c9a66/ch08_30_01.swf
http://videouroki.net/look/superfizmin/index.html
Рабочий лист группы № 1
I. Даны уравнения химических реакций:
2Н2О = 2Н2↑ + О2↑
2KMnO4 = K2MnO4 + MnO2 + O2↑
CaCO3 = CaO + CO2↑
Cu(OH)2 = CuO + H2O
Подумайте, что общего в данных реакциях?
Заполните таблицу
Критерии сравнения реакций |
Ответы |
1. Сколько веществ вступает в реакцию? |
|
2. Какие это вещества по составу? |
|
3. Сколько веществ образуется в результате реакции? |
|
4. Какие это вещества по составу? |
|
5. Какое действие лежит в основе этих реакций? |
|
6. Определите тип химической реакции. |
II. Выполните лабораторный опыт «Разложение основного карбоната меди (II)».
Перед выполнением работы повторите правила техники безопасности.
Подготовьте отчет о работе:
При каких условиях протекает данная реакция?
Какими признаками она сопровождается?
К какому типу относится данная реакция?
Составьте уравнение реакции.
III. Сформулируйте и запишите определение:
Реакции разложения – это __________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
Рабочий лист группы № 2
I. Даны уравнения химических реакций:
2Mg + O2 = 2MgO
BaO + H2O = Ba(OH)2
Fe + S =FeS
4NO2 +2H2O + O2 = 4HNO3
Подумайте, что общего в данных реакциях?
Заполните таблицу
Критерии сравнения реакций |
Ответы |
1. Сколько веществ вступает в реакцию? |
|
2. Какие это вещества по составу? |
|
3. Сколько веществ образуется в результате реакции? |
|
4. Какие это вещества по составу? |
|
5. Какое действие лежит в основе этих реакций? |
|
6. Определите тип химической реакции. |
II. Просмотрите видеоопыт «Реакция соединения»
Подготовьте отчет о работе:
При каких условиях протекает данная реакция?
Какими признаками она сопровождается?
К какому типу относится данная реакция?
Составьте уравнение реакции.
III. Сформулируйте и запишите определение:
Реакции соединения – это __________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
Рабочий лист группы № 3
I. Даны уравнения химических реакций:
Zn + 2HCl = ZnCl2 + H2↑
H2 + CuO = H2O + Cu
Fe + CuCl2 = FeCl2 + Cu
2Al + Fe2O3 = Al2O3 + 2Fe
Подумайте, что общего в данных реакциях?
Заполните таблицу
Критерии сравнения реакций |
Ответы |
1. Сколько веществ вступает в реакцию? |
|
2. Какие это вещества по составу? |
|
3. Сколько веществ образуется в результате реакции? |
|
4. Какие это вещества по составу? |
|
5. Какое действие лежит в основе этих реакций? |
|
6. Определите тип химической реакции. |
II. Выполните лабораторный опыт «Реакция замещения меди железом».
Перед выполнением работы повторите правила техники безопасности.
Подготовьте отчет о работе:
При каких условиях протекает данная реакция?
Какими признаками она сопровождается?
К какому типу относится данная реакция?
Составьте уравнение реакции.
III. Сформулируйте и запишите определение:
Реакции замещения – это __________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
Общая информация об уроке |
|
Автор урока |
Коновалова Ирина Митрофановна, учитель химии и биологии ВКК МКОУ Таловской СОШ |
Предмет |
Химия |
Класс |
8 |
Тема |
Типы химических реакций |
Технология |
Технология проблемного диалога |
Тип занятия |
Урок «открытия» новых знаний |
Цель |
Создание условий для самостоятельного успешного усвоения обучаемыми новых знаний о типах химических реакций. |
Задачи |
Образовательные: изучить классификацию химических реакций по числу и составу исходных веществ и продуктов реакции; рассмотреть сущность реакций соединения, разложения, замещения; сформировать умение различать типы химических реакций. Развивающие: развивать у учащихся мышление, а именно основные мыслительные операции (анализ, синтез, обобщение, сравнение, абстрагирование); развивать творческие способности учащихся. Воспитательные: формировать и развивать коммуникативные умения владения монологической и диалогической речью в соответствии с нормами языка; воспитание активной личности; патриотическое воспитание. Здоровьесберегающие: создать комфортный микроклимат для каждого обучаемого; формировать навыки безопасного обращения с химическими веществами. |
Методы |
Методы введения знаний: побуждающий от проблемной ситуации диалог (при постановке проблемы); подводящий к знанию диалог (при поиске решения). Методы закрепления нового материала: продуктивные задания на воспроизведение; репродуктивные задания на выработку умений и навыков. |
Оборудование |
Матрешка, детский конструктор «Lego», магнитная азбука; УМК «Химия». 8 класс. Г.Е. Рудзитис, Ф.Г. Фельдман. ТСО: ноутбуки, мультимедийный проектор, интерактивная доска, комплект интерактивной системы оперативного контроля знаний Interwrite PRS; авторская презентация «Типы химических реакций» |
УМК Издательства «Просвещение» |
1) Химия. Неорганическая химия. 8 класс: учебник для общеобразоват. учреждения с прил. на электрон. носителе/ Г.Е. Рудзитис, Ф.Г. Фельдман. – М.: Просвещение, 2013. 2) Химия. 8 класс. Электронное приложение к учебнику Г.Е. Рудзитиса, Ф.Г. Фельдмана. – М.: Просвещение, 2013. 3) Химия. 8 класс. Рабочая тетрадь: пособие для учащихся общеобразовательных учреждений/ Н.И. Габрусева. - М.: Просвещение, 2013. 4) Химия. Дидактический материал. 8-9 классы: пособие для учителей общеобразоват. учреждений/ А.М. Радецкий. - М.: Просвещение, 2011. 5) Химия: уроки в 8 классе: пособие для учителя/ Н.Н. Гара. – М.: Просвещение, 2014. |
Структурные параметры |
||||||
Этапы урока |
Содержание творческого взаимодействия педагога и обучающегося |
Форма организации учебной деятельности |
Планируемые результаты |
|||
Стратегия учителя |
Действия учеников |
Предметные УУД. Метапредметные УУД: познавательные, коммуникативные, регулятивные. Личностные УУД. |
||||
1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ ЭТАП |
Приветствует учащихся. Инструктирует по организации работы на уроке. Организует ребят для работы в группах. |
Приветствуют учителя. Настраиваются на работу. Распределяются по группам. |
Фронтальная |
Коммуникативные УУД: умение организовывать сотрудничество с одноклассниками и учителем. Регулятивные УУД: саморегуляция (способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию). Личностные УУД: самоорганизация (принимать роль ученика). |
||
2. ЭТАП МОТИВАЦИИ И АКТУАЛИЗАЦИИ |
Сообщает материал, привлекающий внимание учеников. Ведет диалог с учениками, который помогает обучающимся сформулировать тему и цель урока. |
Слушают учителя. Диалог ученика с учителем. Формулировка учениками темы и цели урока. |
Фронтальная |
Познавательные УУД: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели. Регулятивные УУД: самоопределение – выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения требований учебной деятельности. Личностные УУД: развитие представлений о многообразии и познаваемости окружающего мира. |
||
3. ЭТАП ВВЕДЕНИЯ ЗНАНИЙ 1) Создание проблемной ситуации и формулирование проблемы. |
Создает для учеников проблемную ситуацию с затруднением. Организует диалог – побуждение к формулированию проблемы. |
Вступая в диалог с учителем, выявляют противоречие, проговаривают и осознают его. Формулируют проблему урока в виде темы. |
Фронтальная |
Познавательные УУД: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; формулирование проблемы. Коммуникативные УУД: владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с нормами родного языка. Регулятивные УУД: целеполагание. Личностные УУД: самоорганизация ученика «мне не хватает знаний», «что мне надо узнать?». |
||
3. ЭТАП ВВЕДЕНИЯ ЗНАНИЙ 2) Поиск решения (открытие нового знания) и выражение решения. |
Инструктирование по организации работы в группах. Организует работу в группах. Консультирует учащихся (при необходимости), контролирует ход работы. |
Работают в группах по заданиям, готовят выступающих от каждой группы. Заслушивают выступления. |
Групповая |
Предметные УУД: умения формулировать определения понятий «реакции разложения», «реакции соединения», «реакции замещения»; классифицировать химические реакции по числу и составу реагентов и продуктов; различать типы химические реакций. Познавательные УУД: умения давать определения понятиям; переводить информацию из словесной формы в символьную. Знаково-символические УУД: моделирование – преобразование словесной формы в знаково-символическую модель. Регулятивные УУД: умение организовывать выполнение заданий учителя, работать по инструкции, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно; развитие навыков самооценки и самоанализа; контроль – сличение способа действия и его результата с заданным эталоном. Личностные УУД: представление о многообразии и познаваемости окружающего мира. Коммуникативные УУД: формирование умения самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в группе; умения слушать партнера, формулировать и аргументировать свое мнение, корректно отстаивать свою позицию. |
||
4. ЭТАП ПРИМЕНЕНИЯ НОВОГО ЗНАНИЯ. |
Предлагает ученикам на основе знаний, полученных на уроке, выполнить задания различного уровня сложности. |
Выполняют задания. Проверяют правильность выполнения. |
Индивидуальная Фронтальная |
Предметные УУД: умение различать типы химические реакций; составлять уравнения реакций разложения, соединения, замещения. Познавательные УУД: умение анализировать, обобщать, классифицировать, сравнивать. Регулятивные УУД: оценка (осознание качества и уровня усвоения). Личностные УУД: умение применять полученные знания в практической деятельности. |
||
5. ЭТАП ПЕРВИЧНОГО КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ |
Проводит компьютерное тестирование с помощью системы оперативного контроля знаний Interwrite PRS |
Выполняют задания. Самооценка по критериям. |
Индивидуальная |
Регулятивные УУД: оценка (формирование умения адекватно оценивать свои знания и умения). Личностные УУД: самоконтроль. |
||
6. АНАЛИТИЧЕСКИЙ БЛОК 1) Рефлексия 2) Подведение итогов 3) Информация о домашнем задании |
Предлагает ученикам оценить свою работу на уроке. Комментирует домашнее задание. |
В диалоге с учителем оценивают свою деятельность на уроке. Записывают домашнее задание. |
Фронтальная |
Познавательные УУД: анализ, построение логической цепи рассуждений. Регулятивные УУД: оценка (формирование умения адекватно оценивать свои знания и умения). В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки. Личностные УУД: адекватное понимание причин успеха/ неуспеха в учебной деятельности. |
Презентация "Типы химический реакций" 8 класс
PPT / 5.87 Мб