12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Бочкарева Юлия Андреевна317
Россия, Тамбовская обл., Мичуринск
Материал размещён в группе «Открытые уроки 2015-2016»
1

Конспект внеклассного мероприятия. Деловая игра «Разрешение индивидуального трудового спора в судебном порядке»

Конспект внеклассного мероприятия

 

Название: «Разрешение индивидуального трудового спора в судебном порядке»

Форма проведения занятия: деловая игра.

В судебном заседании рассматривается исковое заявление о восстановлении на работе, взыскании заработной платы за время вынужденного прогула и компенсации морального вреда.

Цели:

Обучающая – обеспечение получения практических навыков порядка разрешения индивидуального трудового спора в судебном порядке; формирование навыков работы в команде, навыков владения тактическими приемами поведения в судебном процессе и публичных выступлений;

Воспитательная – воспитание у обучающихся уважения к законности, праву; формирование правовой культуры межличностных отношений, воспитание уважения и позитивного отношения к правам других лиц и к своим обязанностям.

Развивающая – развитие у обучающихся памяти, внимания, логического мышления (сравнение, анализ, сопоставление и т.д.), речи, пополнение словарного запаса; развитие самостоятельности и умений отстаивать свою позицию.

Практическая – отработка на практике знаний, полученных после изучения теоретического материала; развитие у обучающихся навыков самостоятельной работы с нормативными правовыми актами, умений пользоваться юридической терминологией.

 

Задачи:

до проведения деловой игры преподавателю объявить группе о предстоящем проведении деловой игры, разъяснить цели, условия, место, время и порядок ее проведения, ознакомить студентов с ситуационной задачей, сценарием деловой игры, разъяснить правовой статус участников игры, процессуальные вопросы.

распределить роли, убедить студентов в важности и значимости всех ролей, предусмотренных сценарием.

преподаватель должен предоставить студентам перечень нормативно-правовых актов, которые подлежат тщательному изучению.

всем участникам деловой игры, с учетом распределения ролей, выдать задание, которое они выполняют до проведения игры.

перед проведением игры преподаватель должен провести консультацию, проверить готовность студентов к игре, при необходимости оказывает студентам помощь, ориентировать их на творческий, деловой подход к проведению игры.


Методы организации воспитывающей деятельности:

Ситуативная задача, беседа

Ситуационная задача:

Иванов Иван Петрович работал в ОАО «Иркутская энергосбытовая компания» в должности начальника цеха №2. Приказом директора ОАО «Иркутская энергосбытовая компания» от 26 апреля 2013г. №95-К он был уволен по подпункту «б» пункта 6 части 1 статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации за появление на работе в состоянии алкогольного опьянения. Поводом для применения дисциплинарного взыскания в виде увольнения послужили докладная записка главного инженера Киселева С. В. от 01.04.2013г. о нарушении трудовой дисциплины, акт о нахождении Иванова И. П. на работе в состоянии алкогольного опьянения от 01.04.2013г.; акт об отказе от прохождения медицинского освидетельствования  на состояние алкогольного опьянения от 01.04.2013г.; предложение о предоставлении письменного объяснения от 01.04.2013г.; акт об отказе от дачи объяснения от 01.04.2013г.

Не согласившись с увольнением, Иванов И.П. обратился в районный суд с исковым заявлением к ОАО «Иркутская энергосбытовая компания» о восстановлении его на работе, взыскании заработной платы за время вынужденного прогула и компенсации морального вреда. В исковом заявлении Иванов И.П. указал, что 1 апреля 2013г. в состоянии алкогольного опьянения на работе не находился. В этот день в 11.00 часов у него состоялся неприятный разговор с главным инженером об оплате его работы в выходные дни и о компенсации за использование личного автомобиля в интересах работодателя. В тот день он себя плохо чувствовал, перенервничал, был излишне эмоционален. Для того, чтобы успокоиться он два раза принял лекарство: настойку валерианы и «Валосердин». Вечером 01.04.2013г. он вызывал скорую помощь, что подтверждается справкой станции скорой помощи, а на следующий день 02.04.2013г. он ушел на больничный с диагнозом «гипертонический криз». Письменное объяснение у него работодатель не требовал, пройти освидетельствование на состояние алкогольного опьянения в медицинском учреждении на самом деле ему не предлагали, и 01.04.2013г. акт о том, что он отказался пройти освидетельствование не составлялся и его с ним не знакомили. Считает, что при его увольнении не был соблюден предусмотренный ст. 193 Трудового кодекса РФ порядок привлечения к дисциплинарной ответственности. Руководствуясь ст. ст. 391, 392 Трудового кодекса Российской Федерации просит суд восстановить его на работе в ОАО «Иркутская энергосбытовая компания» в должности начальника цеха №2, взыскать с ответчика в его пользу заработную плату за время вынужденного прогула в размере 50 000 рублей и компенсацию морального вреда в размере 100 000 рублей.


Оборудование и оформление (предметные средства дела).

Конституция РФ,Трудовой кодекс РФ, Гражданский процессуальный кодекс РФ, материалы, образующие гражданское дело.

Литература, используемая при подготовке дела

Нормативные правовые акты:

Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N2-ФКЗ, от 21.07.2014 N11-ФКЗ).

Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 N197-ФЗ (ред. от 28.06.2014). "Собрание законодательства РФ", 07.01.2002, N 1 (ч. 1), ст. 3.

Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14.11.2002 N138-ФЗ (ред. от 21.07.2014) (с изм. и доп., вступ. в силу с 06.08.2014). "Собрание законодательства РФ", 18.11.2002, N46, ст. 4532.

Основная литература:

Тыщенко А.И. Правовое обеспечение профессиональной деятельности: Учеб. пособие. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2008. - Серия: «Среднее профессиональное образование».

Гусев А.П.  Все виды исковых заявлений и претензий в суд. Изд. 2-е.- Ростов н/Д: Феникс, 2008г.

Румынина В. В. Правовое обеспечение профессиональной деятельности:  учебник для студентов средних профессиональных учебных заведений / В. В. Румынина. – 5-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2009г.

Трудовое право России. Практикум: Учеб. пособ. / Отв. ред. И.К. Дмитриева, А. М. Куренной. – 2-е изд., перераб. и дополн. – М.: Юстицинформ; Издательский дом «Правоведение», 2011г.

Судебная практика:

Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 20 января 2003г. №  "О некоторых вопросах, возникших в связи с принятием и введением в действие Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации".

Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 17 марта 2004г. №2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации".

Интернет-ресурсы:

Компьютерная справочная правовая система Гарант http://www.garant.ru /

Компьютерная справочная правовая система КонсультантПлюс http://www.consultant.ru /

Официальный интернет-портал правовой информации (государственная система правовой информации) http://www.pravo.gov.ru


Содержание воспитательного дела:

 

Состав участников деловой игры:

1) Судья, председательствующий в судебном заседании, руководит судебным заседанием, создает условия для всестороннего и полного исследования доказательств и обстоятельств дела, устраняет из судебного разбирательства все, что не имеет отношения к рассматриваемому делу.

Председательствующий принимает необходимые меры по обеспечению надлежащего порядка в судебном заседании.

Суд при рассмотрении дела обязан непосредственно исследовать доказательства по делу: заслушать объяснения сторон, показания свидетелей, знакомиться с письменными доказательствами.

Решение суда должно быть законным и обоснованным. Суд основывает решение только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании. Решение суда излагается в письменной форме председательствующим судьей. Решение суда принимается немедленно после разбирательства дела. Резолютивную часть решения суд должен объявить в том же судебном заседании, в котором закончилось разбирательство дела. Составление мотивированного решения суда может быть отложено на срок не более чем пять дней со дня окончания разбирательства дела.

Задание: подготовить определение о принятии искового заявления и возбуждении гражданского дела, определение о подготовке дела к судебному разбирательству, проект решения суда.

2) Секретарь судебного заседания выписывает судебные повестки; докладывает суду, кто из вызванных по гражданскому делу лиц явился, извещены ли неявившиеся лица и какие имеются сведения о причинах их отсутствия; ведет протокол судебного заседания, выполняет технические функции. Протокол составляется в письменной форме в судебном заседании и должен отражать все существенные сведения о разбирательстве дела.

Задание: подготовить повестки, форму протокола судебного заседания.

3) Прокурор вступает в процесс и дает заключение по делам о восстановлении на работе в целях осуществления возложенных на него полномочий. Полномочия прокурора определяются процессуальным законодательством РФ. Прокурор вправе участвовать в исследовании доказательств, задавать вопросы другим лицам, участвующим в деле, заявлять ходатайства, приводить свои доводы по всем возникающим в ходе судебного разбирательства вопросам, возражать относительно ходатайств и доводов других лиц.

Прокурор дает заключение по делу после исследования всех доказательств. Заключение прокурора должно содержать оценку требований истца и возражений ответчика; определение круга обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела; указания на обстоятельства, установленные в ходе рассмотрения дела; ссылку на нормы материального и процессуального права, подлежащие применению.

Задание: подготовить заключение по делу о восстановлении на работе.

4) Стороны:

Сторонами в гражданском судопроизводстве являются истец и ответчик. Стороны пользуются равными процессуальными правами и несут равные процессуальные обязанности. Каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.

Истец (работник) и его представитель поддерживают иск, дают пояснения, представляют доказательства, участвуют в прениях.

Представитель ответчика (работодателя) возражает против иска, дает пояснения, представляет доказательства, участвует в прениях.

Задание:

- истцу и представителю истца подготовить: исковое заявление по условиям задачи; доверенность, подтверждающую полномочия представителя, выданную и оформленную в соответствии с законом; доказательства, обосновывающие фактические основания иска.

- ответчику подготовить: возражения в письменной форме относительно исковых требований; доверенность, подтверждающую полномочия представителя, выданную и оформленную в соответствии с законом;  доказательства заключения и расторжения трудового договора между сторонами; документы, послужившие основанием для применения дисциплинарного взыскания в виде увольнения. Ответчик обязан доказать наличие законного основания увольнения и соблюдение установленного порядка увольнения.

5) Свидетели дают показания по делу об известных им фактах.

Свидетелем является лицо, которому могут быть известны какие-либо сведения об обстоятельствах, имеющих значение для рассмотрения и разрешения дела. Лицо, вызванное в качестве свидетеля, обязано явиться в суд в назначенное время и дать правдивые показания.За дачу заведомо ложного показания и за отказ от дачи показаний по мотивам, не предусмотренным федеральным законом, свидетель несет ответственность, предусмотренную Уголовным кодексом Российской Федерации.

Составные части судебного заседания: подготовительная часть; рассмотрение дела по существу; заключение прокурора; судебные прения; постановление и оглашение решения.

  

Вводная часть

Преподаватель приветствует студентов, проверяет их явку, сообщает тему занятия, объявляет цели занятия, порядок работы на уроке, проверяет готовность студентов к игре, выделяя тех, кто получил индивидуальные роли. Студенты ориентируются на творческий, деловой подход к проведению деловой игры, на необходимость разрешения всех возникающих в процессе игры вопросов только в процессуальных формах, предусмотренных ГПК РФ. Затем преподаватель разъясняет присутствующим порядок в судебном заседании: при  входе судьи в зал судебного заседания все присутствующие в зале встают; объявление решения суда, а также объявление определения суда, которым заканчивается дело без принятия решения, все присутствующие в зале заседания выслушивают стоя; участники процесса обращаются к судьям со словами: "Уважаемый суд!", и свои показания и объяснения они дают стоя.

Основная часть

Судебное заседание, в котором происходит разбирательство гражданского дела, состоит из следующих пяти частей: подготовительная часть; рассмотрение дела по существу; заключение прокурора; судебные прения; постановление и оглашение решения.

1) Подготовительная часть судебного заседания

Слово предоставляется студенту, выступающему в роли председательствующего в судебном заседании.

Председательствующий открывает судебное заседание и объявляет, какое гражданское дело подлежит рассмотрению.

Секретарь судебного заседания докладывает суду, кто из вызванных по гражданскому делу лиц явился, извещены ли не явившиеся лица и какие имеются сведения о причинах их отсутствия.

Председательствующий устанавливает личность явившихся участников процесса, проверяет полномочия должностных лиц, их представителей.

Явившиеся свидетели удаляются из зала судебного заседания.

Председательствующий объявляет состав суда, сообщает, кто участвует в судебном заседании в качестве прокурора, секретаря судебного заседания, представителей сторон и третьих лиц, и разъясняет лицам, участвующим в деле, их право заявлять самоотводы и отводы.

Председательствующий разъясняет лицам, участвующим в деле, их процессуальные права и обязанности в соответствии со ст.35 ГПК РФ, а сторонам также их права, предусмотренные ст.39 ГПК РФ.

2) Рассмотрение дела по существу

Рассмотрение дела по существу начинается докладом председательствующего. Затем председательствующий выясняет, поддерживает ли истец свои требования, признает ли ответчик требования истца и не желают ли стороны закончить дело заключением мирового соглашения или провести процедуру медиации.

После доклада дела суд заслушивает объяснения истца и его представителя, а затем представителя ответчика. Лица, участвующие в деле, вправе задавать друг другу вопросы. Судья вправе задавать вопросы лицам, участвующим в деле, в любой момент дачи ими объяснений.

Суд, заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, и учитывая их мнения, устанавливает последовательность исследования доказательств.

До допроса свидетеля председательствующий устанавливает его личность, разъясняет ему права и обязанности свидетеля и предупреждает об уголовной ответственности за отказ от дачи показаний и за дачу заведомо ложных показаний. У свидетеля берется подписка о том, что ему разъяснены его обязанности и ответственность. Подписка приобщается к протоколу судебного заседания.

Каждый свидетель допрашивается отдельно. Председательствующий выясняет отношение свидетеля к лицам, участвующим в деле, и предлагает свидетелю сообщить суду все, что ему лично известно об обстоятельствах дела.  После этого свидетелю могут быть заданы вопросы. Первым задает вопросы лицо, по заявлению которого вызван свидетель, представитель этого лица, а затем другие лица, участвующие в деле, их представители. Судья вправе задавать вопросы свидетелю в любой момент его допроса. Допрошенный свидетель остается в зале судебного заседания до окончания разбирательства дела, если суд не разрешит ему удалиться раньше.

Письменные доказательства оглашаются в судебном заседании и предъявляются лицам, участвующим в деле, их представителям. После этого лица, участвующие в деле, могут дать объяснения.

В целях охраны тайны переписки и телеграфных сообщений переписка и телеграфные сообщения граждан могут быть оглашены и исследованы судом в открытом судебном заседании только с согласия лиц, между которыми эти переписка и телеграфные сообщения происходили. Без согласия этих лиц их переписка и телеграфные сообщения оглашаются и исследуются в закрытом судебном заседании.

Вещественные доказательства осматриваются судом и предъявляются лицам, участвующим в деле, их представителям.

Воспроизведение аудио- или видеозаписи осуществляется в зале заседания с указанием в протоколе судебного заседания признаков воспроизводящих источников доказательств и времени воспроизведения. После этого суд заслушивает объяснения лиц, участвующих в деле. При необходимости воспроизведение аудио- или видеозаписи может быть повторено полностью либо в какой-либо части.

3) Заключение прокурора

После исследования всех доказательств председательствующий предоставляет слово для заключения по делу прокурору. Выясняет у других лиц, участвующих в деле, их представителей, не желают ли они выступить с дополнительными объяснениями. При отсутствии таких заявлений председательствующий объявляет рассмотрение дела по существу законченным, и суд переходит к судебным прениям.

4) Судебные прения

Судебные прения состоят из речей лиц, участвующих в деле, их представителей. В судебных прениях первым выступает истец, его представитель, затем - ответчик, его представитель.

После произнесения речей всеми лицами, участвующими в деле, их представителями они могут выступить с репликами в связи со сказанным. Право последней реплики всегда принадлежит ответчику, его представителю.

5) Постановление и оглашение решения

После судебных прений суд удаляется в совещательную комнату для принятия решения, о чем председательствующий объявляет присутствующим в зале судебного заседания.

После принятия и подписания решения суд возвращается в зал заседания, где председательствующий объявляет решение суда. Затем председательствующий устно разъясняет содержание решения суда, порядок и срок его обжалования.

Подведение итогов деловой игры

После проведения игры происходит разбор и анализ действий участников деловой игры. Преподаватель подводит итоги проведенного занятия, кратко анализирует действия участников игры, высказывает свое мнение. При этом обращает внимание на полноту достижения поставленных перед студентами целей, на положительные стороны и недостатки. Заслушиваются мнения студентов о деловой игре, что в перспективе может способствовать совершенствованию данного вида занятий. Затем происходит выставление оценок, их аргументация. Учитывается активность студентов, умения пользоваться юридической терминологией, составлять процессуальные документы, отстаивать свою позицию, поведение во время проведения игры и соблюдение норм профессиональной этики. По завершении урока преподаватель благодарит всех его участников и присутствующих.

Самоанализ практикантом проведенного дела.

Форма воспитательной работы соответствует возрастным и индивидуальным особенностям студентов. Для данного возраста студентов воспитательная ценность проведенной работы очень велика в рамках формирования правовой культуры.

Студенты были ознакомлены с ситуационной задачей, сценарием деловой игры. Распределены роли, предусмотренные сценарием.

Преподаватель предоставил студентам перечень нормативно-правовых актов, которые подлежали тщательному изучению.

Всем участникам деловой игры, с учетом распределения ролей, выдано задание, которое они выполняли до проведения мероприятия.

Перед проведением игры преподаватель провел консультацию, проверил готовность студентов к игре. Ситуация была приближена к реальной. Степень реализации поставленных целей и задач в целом достигнута.

Готовность студентов по правовым вопросам во время проведения мероприятия была высокой. Обучающая – обеспечение получения практических навыков порядка разрешения индивидуального трудового спора в судебном порядке; формирование навыков работы в команде, навыков владения тактическими приемами поведения в судебном процессе и публичных выступлений;

Воспитательная – воспитание у обучающихся уважения к законности, праву; формирование правовой культуры межличностных отношений, воспитание уважения и позитивного отношения к правам других лиц и к своим обязанностям.

Развивающая – развитие у обучающихся памяти, внимания, логического мышления (сравнение, анализ, сопоставление и т.д.), речи, пополнение словарного запаса; развитие самостоятельности и умений отстаивать свою позицию.

Практическая – отработка на практике знаний, полученных после изучения теоретического материала; развитие у обучающихся навыков самостоятельной работы с нормативными правовыми актами, умений пользоваться юридической терминологией.

Основной целью воспитательного мероприятия в форме деловой игры «Рассмотрение индивидуального трудового спора в судебном порядке» является приобретение студентами навыков работы с людьми, юридическими лицами при разрешении конфликтных жизненных ситуаций, навыков работы с нормативно-правовыми актами и другими документами, навыков владения тактическими приемами поведения в судебном процессе и публичных выступлений. Творческий характер игровой деятельности, максимальная вовлеченность в учебный процесс всех участников игры создает условия для формирования мотивации личностного роста студентов, их коммуникативной компетентности.

Действия классного руководителя, которые способствовали удачному проведению мероприятия: хорошо подготовлено оборудование, сценарий соответствует возрастным особенностям студентов 4 курса.

Педагогические способности и умения, которые были проявлены в ходе воспитательной работы со студентами: тактичность, доброжелательность, умение увлечь учащихся общим делом. Пожелания и рекомендации для дальнейшего совершенствования воспитательной деятельности педагога: продолжать вести работу по развитию формированию правовой культуры.

 

Опубликовано в группе «Открытые уроки 2015-2016»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.