Методическая разработка урока русского языка в 6 классе «Правописание приставок -пре- и -при»
Методическая разработка
урока русского языка
в 6 классе
Тема:
«Правописание приставок -пре- и -при»
Выполнила: Ананьина Кристина Александровна,
учитель русского языка и литературы
МКОУ «Медвёдская СШ №17»
Тема урока: "Правописание приставок пре- и при-";
Класс: 6
Тип урока: комбинированный;
Цели урока:
Содержательная: расширить понятийную базу учащихся об орфограммах в приставках, изучение новой орфограммы «Гласные в приставках пре- и при».
Деятельностная: усвоить зависимость написания гласных в приставках ПРЕ- и ПРИ- от их значения; различать на письме приставки ПРЕ- и ПРИ-; создать благоприятные условия для развития познавательной самостоятельности, коммуникативных и интеллектуальных способностей учащихся.
Задачи урока:
Образовательные:
1. Выявить условия выбора гласных е – и в приставках.
2. Формировать навык написания приставок пре-/ при-.
3. Способствовать обогащению словарного запаса учащихся.
4. Совершенствовать орфографические умения.
Развивающие:
1. Развитие внимания у учащихся.
2. Формирование УУД (личностных, регулятивных, познавательных):
развивать умение анализировать, сравнивать, систематизировать информацию;
развивать коммуникативные, творческие способности учащихся.
Воспитательные: прививать интерес и уважение к родному языку; создание благоприятной атмосферы среди участников образовательного процесса.
Планируемые результаты:
Личностные: почтительное отношение к родному языку, речевое самосовершенствование, продолжать развивать способности к самооценке на базе критерия успешности.
Метапредметные: возможность грамотно излагать свои мысли в устной форме; взаимодействие с одноклассниками в ходе совместных выполнений упражнений.
Предметные: возможность правильно излагать свои мысли.
Оформление и оборудование урока:
учебник: Русский язык. 6 класс/М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова и др.; М.: Просвещение, 2018; компьютер, мультимедиа, раздаточный материал (текст на карточках).
Ход урока:
1.Организационный момент.
Цель этапа: создать благоприятный настрой учащихся, проверить готовность к уроку.
Слово учителя:
– Я рада приветствовать вас, дорогие ребята! Пусть сегодняшний урок принесёт нам только положительные эмоции. У вас на столах лежат различные смайлы, выберите тот, который полностью может охарактеризовать ваше настроение в данный момент.
2.Актуализация знаний.
Цель этапа: повторить правописание словарных слов, определить тему урока.
Словарный диктант
Слово учителя:
– Запишите словарные слова в столбик:
Перископ
Расслабиться
Изготовитель
Сверстник
Телеграмма
Аквариум
Великолепный
Карабкаться
Издали
– Давайте обменяемся тетрадями и проверим диктант друг у друга.
– Как вы думаете, почему я выбрала именно такой необычный способ для записи словарных слов? Постарайтесь в этой записи разгадать тему сегодняшнего урока. На доске записаны слова, вам необходимо вставить пропущенные буквы.
Пр..морский,пр..бежали,пр..красный,пр..мудрый,пр..открыть,пр..вязать.
– Скажите, что связывает между собой данные слова? (ответы учащихся)
– Знаем ли мы условия выбора этих приставок? (ответы учащихся)
– Вспомните определение приставки. (ответы учащихся)
– Запишем тему урока. Как она прозвучит? Какие цели мы можем поставить перед собой на этом уроке? (ответы учащихся)
Формирование новых знаний.
Цель этапа: познакомить обучающихся с условиями выбора приставок при-, пре-.
Чтение грамматической сказки
В стране Лингвинии жили – были сестры – приставки ПРЕ и ПРИ. Приставка ПРИ была очень добрая и ласковая. Она хотела всех приласкать, приголубить. Ее сестренка приставка ПРЕ была совсем другого характера: она всех преследовала, предавала, хотела превратить в своих рабов. И тогда собрались все – все приставки на совет и осудили поведение приставки ПРЕ. Задумалась приставка, приуныла. А через некоторое время произошло чудо. Стала эта приставка образовывать красивые слова: прекрасный, прелестный, преумный. Перевоспиталась приставка, теперь она образует много слов с различным значением. А приставка ПРИ- не растеряла своей доброты, и ей очень нравится находиться где-то рядом с нами: приехать, приклеить, присесть в пришкольном саду.
Беседа с классом:
– От чего зависит правильное написание гласных в приставках ПРИ и ПРЕ?
– Сформулируйте ваш ответ с помощью схемы.
Запись в тетрадь опорной схемы
присоединение
неполное действие
ПРИ-
приближение
ПРЕ-
= очень
= пере
– Итак, от чего же зависит написание гласных в приставках пре и при? (ответы учащихся)
На данном этапе происходит систематизация изученного материала.
Усвоение полученных знаний.
Цель этапа: закрепление условий выбора приставок пре-, при-.
Слово учителя:
– Давайте закрепим правописание гласных в приставках пре-, при-.
Задание «Словечки».
Замените словосочетание одним словом, используя приставки ПРИ- или ПРЕ-.
1)Расположенный у берега. (Прибрежный)
2)Задуматься на некоторое время. (Призадуматься)
3)Участок около школы. (Пришкольный)
4)Очень старательный. (Прилежный)
5)Гнаться за кем-нибудь. (Преследовать)
6)Человек с большими капризами. (Привередливый)
7)Слегка задеть что-либо. (Прикоснуться)
8) Расположенный у дороги. (Придорожный)
5. Рефлексия. Итоги урока.
Цель этапа: самооценка результатов деятельности учащихся.
Беседа:
Чему сегодня вы научились на уроке?
Выполнили мы поставленные цели?
С каким настроением у вас прошел урок?
Что для вас сегодня было трудным?
Продолжите фразу «Сегодняшний урок помог мне…».
Домашнее задание.
Записывают домашнее задание: учить § 31; сочинить четверостишие об одной из орфограмм.
Самоанализ урока по русскому языку
в 6 классе на тему: «Правописание приставок ПРЕ-, ПРИ»
Выполнила: Ананьина Кристина Александровна
Урок «Правописание приставок пре- и при» предполагает знакомство учащихся с данным типом префиксов. На уроке я старалась использовать разные приемы и методы организации проведения занятий: слово учителя, наблюдение, беседа, упражнение, составление схем. Считаю, что в процессе урока были достигнуты следующие задачи: формирование навыка написания приставок пре-/ при-, обогащение словарного запаса учащихся, совершенствование орфографический умений, развитие внимания у учащихся, умение анализировать, сравнивать, систематизировать информацию; создание благоприятной атмосферы среди участников образовательного процесса.
Методика данного урока позволит проявить обучающимся познавательную активность и интерес к изучаемой теме. Задания к уроку были разработаны с учётом уровня подготовленности шестиклассников. Работа в парах даёт возможность находить и исправлять ошибки у одноклассника, развивать коммуникативную компетентность. На уроке использовалась словарная работа с целью обогащения словарного запаса учащихся, орфографических навыков, а также развития памяти. Структура урока выдержана, предусмотрена смена видов деятельности. В течение урока происходит формирование языка предмета. В ходе урока обучающиеся осуществляли самопроверку. Урок достиг поставленной цели, прошел в доброжелательной атмосфере, наблюдался высокий темп работы.
8
Стригачева Татьяна Николаевна