Конспект фронтального занятия по развитию связной речи «Пропавший солдат»
Пояснительная записка к презентации
Конспект фронтального занятия по развитию связной речи.
Лексическая тема: «Наша Армия».
Тема занятия: «Пропавший солдат».
Цель: развитие связной речи.
Задачи:
- образовательные: закрепление знаний детей о военных профессиях и военной техники; ознакомление детей с профессией «санитар»;
- воспитательные: воспитание у детей чувства сострадания и желания помочь человеку, попавшему в беду; воспитание интереса к занятиям;
- развивающие: развитие слухового и зрительного восприятия, внимания; развитие вербальной памяти; развитие операций мышления (анализ и синтез);
коррекционные: обогащение, уточнение и активизация словаря на материале лексической темы; развитие грамматического строя речи (развитие умения образовывать относительные прилагательные от существительных; развитие умения образовывать наречия от прилагательных; развитие умения согласовывать части речи в роде, числе, падеже); развитие умения отвечать на вопросы полным ответом; развитие умения составлять простые предложения; развитие умения составлять рассказ по серии сюжетных картин.
Наглядный материал: презентация «Наша Армия»; эмблемы, на которых изображены различные военные; наглядный материал для лексико-грамматических упражнений; серия сюжетных картин «Собака-санитар».
Аннотация: Данное занятие было создано для показа на РМО. Основная задумка заключалась в объединении всех участников образовательного процесса (учитель-логопед, проводивший занятие, + дети + присутствующие педагоги), включении их в одну большую игру с целью снижения скованности у детей, возникающей в присутствии большого количества незнакомых лиц. Взрослые и дети оказываются в чрезвычайной ситуации - пропал солдат. Был созван внеочередной военный совет (взрослые), на котором дети принимаю решение - отправится в разведку. В ходе разведывательной операции дети выполняют различные задания, связанные между собой военной тематикой, и получают секретные сведения о ходе боя от членов военного совета. Собрав по крупицам историю пропавшего солдата, дети отправляют устный отчет генералу. И вот, наши маленькие разведчики справились с заданием и их ждет награждение от главнокомандующего. Детям торжественно выдаются грамоты.
Презентация:
Здесь будет файл: /data/edu/files/a1462445879.pptx (Пропавший солдат)
Этапы |
Деятельность педагога |
Деятельность детей |
I.Вводная часть: орг. момент. вводная беседа |
- Здравствуйте ребята, проходите, мы вас давно ждем. - Вы заметили, что у нас сегодня гости, к нам прибыли военные: артиллеристы, танкисты, летчики (у каждого педагога соответствующая эмблема). - Ребята, как вы думаете, зачем приехали военные? - Ребята, в нашей стране произошло чрезвычайное происшествие, и поэтому генерал велел собрать военный совет. - Связист, покажите сообщение от генерала. Связист показывает сообщение – СЛАЙД 1. - Ребята, что произошло?
- Что случилось с солдатом? - Солдат пропал, а у него было секретное оружие, оно могло попасть врагам! Что же делать? - Кто поможет узнать, разведать?
- Точно! Среди наших военных точно должны быть разведчики! - Ребята, среди военных, которые пришли на военный совет, нет разведчиков. Кто же отправится на задание? (педагог подводит детей к выводу). - Итак, ребята, мы сегодня будем разведчиками, мы должны узнать, что случилось с солдатом и оружием. |
Дети заходят в группу, приветствуют гостей.
Дети предполагают.
- Сегодня ночью враг напал на нашу Родину. - Солдат пропал. - Нужно узнать, что случилось с солдатом.
- Нам могут помочь разведчики. Дети ищут разведчиков. Не находят.
Дети предполагают. |
II. Основная часть: развитие лексико-грамматического строя речи (закрепление)
беседа по картине
развитие лексико-грамматического строя речи (закрепление)
беседа по картине
развитие лексико-грамматического строя речи (закрепление)
беседа по картине
чтение образца рассказа
рассказы детей |
- Связист, покажите карту. СЛАЙД 2. На карте отображается место и задание. - Мы отправимся на секретную военную базу. Мы должны узнать, кто принимал участие в сражении. - Кто защищал воздух?
- В каких войсках служат летчики?
Далее по аналогии: кто защищал воздух? Кто защищал землю?
- Ребята, посмотрите внимательно (указывает на область с вопросом), кто нам поможет?
Педагог открывает конверт, достает картинку. Проводится беседа по вопросам, педагог корректирует ответы детей, предложения отрабатываются отраженно. - Что случилось с солдатом? - Куда был ранен солдат? - Кто пришел на помощь? - Что было на спине у собаки? - Ребята, мы знаем, что произошло дальше? - Нам надо отправиться дальше. Связист, карту. - Мы отправимся в Олимпийский Сочи, чтобы узнать, как сражались солдаты. - Что такое Олимпиада?
- Кто соревнуется? - Что общего у спортсменов и у военных? - Если военные занимаются спортом, то они становятся… - Смелые военные сражаются как? и т.д. от названных прилагательных дети образуют наречия. За правильные ответы, педагог переворачивает фишки (олимпийские кольца). На обороте каждой фишки фрагмент картинки. - Кто нам поможет? Педагог открывает конверт, достает картинку. Проводится беседа по вопросам, педагог корректирует ответы детей, предложения отрабатываются отраженно. - Что делает солдат? - Куда убежала собака? - Ребята, мы знаем, что произошло дальше? - Нам надо отправиться дальше. Связист, карту. - Мы отправимся в Москву, чтобы узнать, что нужно военным.
- Остался парашют, для кого он? Где десантник?
Педагог открывает конверт, достает картинку. Проводится беседа по вопросам, педагог корректирует ответы детей, предложения отрабатываются отраженно. - Кого привела собака? - Что принесли санитары? - Солдат в опасности? - Ребята, теперь-то мы знаем, что случилось с солдатом. Педагог дает образец рассказа. - Теперь надо отправить отчет генералу. Связист будет записывать. |
Дети направляются к военной базе.
- Воздух защищали летчики. - Летчики служат в летных войсках.
Дети отвечают и размещают военных по областям (воздух, земля, вода). - Нам поможет пограничник. Дети обращаются к пограничнику, получают от него конверт.
Дети отвечают.
- Нет. Дети отправляются к следующей станции.
- Олимпиада – это спортивные игры. - Соревнуются спортсмены. - И спортсмены, и военные занимаются спортом. Дети подбирают прилагательные (сильные, смелые и т.д.) - Смело.
Дети собирают картинку. - Танкист. Дети обращаются к танкисту, получают конверт.
Дети отвечают.
- Нет.
Дети подходят к следующей станции. Дети распределяют военную технику и атрибутику между военными. - Танк нужен танкисту. Дети находят десантника (по эмблеме) среди педагогов. Получают конверт.
Дети отвечают.
Дети рассказывают. |
III. Заключительная часть: итог рефлексия оценка |
- Ребята, сегодня мы были разведчиками, выполняли сложное задание. - Что нам нужно было узнать? - Что было самым трудным? - Что было самым простым? - Что было самым интересным? - Ребята, нам пришел ответ от генерала. СЛАЙД 3. Проводится награждение детей. |
Дети отвечают. |