Конспект фронтального занятия по развитию связной речи по лексической теме «Одежда»
Конспект логопедического занятия
по теме «Одежда»
для детей подготовительной группы
Цель: развитие связной речи.
Задачи:
- Образовательные: уточнить представления об одежде, ее частях; сформировать представления детей о бережном обращении с одеждой; познакомить с этапами подготовки одежды к приглядному виду.
- Коррекционно-развивающие:обогащать, уточнять и активизировать словарь детей; формировать грамматически правильный строй речи (упражнять в согласовании существительных с прилагательными и притяжательными местоимениями, правильно пользоваться глаголами и предлогами), развивать умение составлять рассказ с опорой на картинки; развивать у детей умения отвечать на вопросы полными ответами, аргументировать свой выбор; развивать мелкую моторику; развивать зрительное и слуховое внимание, мышление.
-Воспитательные: воспитать бережное отношение к одежде, опрятность, уважение ктруду взрослых.
Оборудование: Предметные картинки для доски по теме «Одежда», картинка с изображением детей в грязной одежде, картинки с изображением стиральной машинки, сушилки, гладильной доски и шкафом для составления рассказа «Стирка». Раздаточный материал: листок с изображением одежды, с нарисованными разноцветными пятнами на частях одежды, цветные карандаши.
1. Орг. момент, сообщение темы занятия: На доске картинки с изображениями одежды, сапоги, шкаф, книга, машина.
Логопед: Сегодня на занятии мы будем говорить об одежде. Посмотрите на доску, все ли картинки подойдут для этой темы?
Дети: Нет, надо убрать лишние!
Дети: Машина - это не одежда, а транспорт.
Дети: Сапоги это обувь.
Дети: Шкаф не подходит.
Дети: Книгу читают, а одежду одевают.
Убираю лишние картинки с доски.
Логопед: Как вы догадались, что эти картинки лишние, что же такое одежда и зачем она нужна?
Дети: Одежду одеваем на себя, на тело, она защищает нас от холода, жары, снега, дождя и ветра.
Логопед: Правильно! Давайте назовём, оставшиеся на доске картинки:
Дети: Платье, брюки, юбка, шорты, майка, футболка, рубашка.
Логопед: Как можно назвать все эти картинки одним словом?
Дети: Одежда.
Логопед: Верно! Ведь, сегодня на занятие будем говорить об одежде и как правильно за ней ухаживать.
2. Основная часть:
Логопед: Посмотрите друг на друга, запомните, какая одежда одета на вас смотрите внимательно и запоминайте, это нам сейчас пригодится, будем играть!
Некоторое время дети внимательно смотрят на свою одежду и одежду других детей.
Логопед: Теперь закройте глазки, я буду загадывать одежду и описывать ее, если вы догадаетесь, чья одежда, подскажите( Пашина, Кристинина, … ) и тот , чья одежда скажет, она моя!
Глаза у детей закрыты, слушают.
Логопед: Красивое , розовое, с цветочным узором, с длинными рукавами, с широким поясом, с белым воротником.
Дети: Полинино платье. Это моё платье!
Логопед: Клетчатая, с короткими рукавами, на пуговицах, с кармашком
Дети: Это моя рубашка! Сережина рубашка!
Логопед: Синие, с поясом, с карманами, на молнии, с длинными бирючинами.
Дети: Это мои брюки! Это Сашины брюки!
Так логопед описывает одежду каждого ребенка, или дает возможность детям попробовать самим описать одежду остальных детей.
Логопед: Молодцы, отлично справились с заданием! Подумайте и скажите, как выглядит ваша одежда? Какая она?
Дети: Красивая, аккуратная, опрятная, глаженая, стираная, детская, мягкая, ...
Логопед: Всегда ли она так хорошо выглядит?
Дети: Нет... Иногда она пачкается и, бывает, рвется ...
Логопед: Что же делать с грязной или рваной одеждой?
Дети: Выбросить? Постирать? Вернуть в магазин? Зашить?
Логопед: Чтоб одежда хорошо выглядела, была чистой, опрятной и не рваной, за ней надо ухаживать: аккуратно снимать и одевать, аккуратно развешивать на стульчике или убирать в шкаф. Если одежда испачкалась, ее следует постирать, а если порвалась - надо зашить. Все ли знают, как зашить дырку? Давайте попробуем вместе взять воображаемую иголку и нитку в руки и зашить воображаемую дырку на одежде.
Пальчиковая гимнастика «Зашиваем дырку»
Раз, два, три, четыре, пять, (хлопать попеременно то в ладоши, то кулачками)
Будем дырку зашивать. (одной рукой показать дырку, соединив большой и указательный палец, второй имитировать движения иголки)
Вставим нитку игле в ушко. (указательным и большим пальцами одной руки сделать кольцо, указательным пальцем другой руки изобразить нитку, продеваемую в ушко иглы)
Нитка и игла – подружки! (поздороваться ладонями)
Рас стежок и два стежок- (одной рукой показать дырку, соединив большой и указательный палец, второй имитировать движения иголки)
Больше дырок нет, дружок! (соединить указательные и большие пальцы рук, изображая дырки, далее развести руки в стороны)
(моё сочинение: Павлова Татьяна Игоревна)
Логопед: Молодцы! Отлично справились с иголкой и ниткой! Все дырки зашили!
Размещаю на доске картинку с детьми в грязной одежде.
Логопед: Катя, Маша, Витя и Коля рисовали мелками во дворе, так увлеченно, что и не заметили, как испачкали мелками свою одежду... Давайте обратим их внимание на грязные места, расскажем, какие части одежды испачканы.
Раздаю картинки с грязной одеждой (на некоторых частях одежды нарисованы пятна цветными карандашами).
Дети: У платья грязный воротник.
Дети: На брюках на правой брючине большое синее пятно.
Дети: На кармане рубашки зеленое пятно.
Дети: На юбке желтое пятно.
Дети: На поясе юбки оранжевое пятно.
Дети: На подоле юбки оранжевое пятно.
Дети: На платье розовое пятно
Дети: На брючине шорт оранжевое пятно.
Дети: На кармане шорт оранжевое пятно.
Дети: На поясе шорт оранжевое пятно.
Дети: На лямке майки красное пятно.
Дети: На футболке желтые пятна.
Дети: На поясе брюк синее пятно.
Дети: На манжете шорт оранжевое пятно.
Дети: На горловине футболки зеленое пятно.
Дети: На манжетах футболки зеленые пятна.
Дети: На воротнике рубашки зеленое пятно.
Дети: На поясе платья желтое пятно.
Дети: На манжетах платья желтые пятна.
Дети: На манжетах рубашки зеленые пятна.
Дети: На подоле платья голубое пятно.
Логопед: Какие части одежды не были испачканы?
Дети: Пуговицы, молния.
Логопед: Что же теперь им делать с грязной одеждой?
Дети: Постирать!
Помещаю на доску картинки: стиральная машинка, тазик, сушка, гладильная доска, шкаф.
Логопед: Давайте посмотрим, как это происходит: Сначала надо отобрать вещи по цвету, уточнить где можно их стирать(в тазике или в стиральной машинке) и при какой температуре, это написано на этикетках на одежде. Потом одежду стирают в стиральной машинке или в тазу. Далее вещи из машинки можно вытащить в таз и отнести к сушилке. Когда вещи высохнут - их надо погладить, потому что при стирке они сильно мнутся. После этого убрать в шкаф: повесить на вешалке на штангу или аккуратно сложить и положить на полку в шкаф. Кто запомнил, как проходит подготовка одежды к тому, чтоб вы ее одели такой чистой и красивой?
Дети по очереди рассказывают с опорой на картинки.
Логопед: Смотрите, как сложно и долго проходит этот процесс: одежду не только надо постирать, но еще и высушить, погладить, аккуратно сложить. Давайте бережнее относиться к своей одежде, уважать труд наших мам и бабушек, чтоб одежда дольше оставалась аккуратной и привлекательной)
Дети: Да, будем относиться к одежде бережнее!
Логопед: Исправим ситуацию с одеждой на ваших листочках. Чтоб одежда выглядела чистой, красивой и аккуратной, ее надо раскрасить нужными по цвету карандашами. Если на платье розовое пятно, каким цветом его надо закрасить, чтоб пятно исчезло?
Дети: Розовым!
Логопед: Правильно! Если на брюках сине пятно, каким цветом надо их закрасить, чтоб пятно исчезло?
Дети: Синим!
Логопед: Точно! Если на поясе платья желтое пятно, каким цветом его надо закрасить, чтоб пятно исчезло?
Дети: Желтым!
Логопед: Верно! Вы поняли, как правильно выполнить это задание?
Дети: Да! Надо раскрасить одежду и ее части подходящими по цвету карандашами, соответствующими цвету пятна!
Логопед: Да. Приступайте.
Раздаю контейнеры с карандашами. Дети раскрашивают одежду. Если кто-то не успевает в отведенное время, даю возможность раскрасить потом. Рисунки, полностью раскрашенные и те, что не полностью раскрашены, помещаю на доску.
Логопед: Ребята, теперь Катя, Маша, Витя и Коля оденут чистую, глаженую, красивую опрятную одежду, и будут бережнее к ней относиться. Посоветуйте, что кому одеть?
Дети: Вите красивую красную майку и яркие оранжевые шорты.
Дети: Кате розовое платье с желтым поясом и желтыми манжетами, голубым воротником и голубым подолом.
Дети: Коле синие брюки и зеленую рубашку.
Дети: Маше желтую футболку с зелеными манжетами и желтую юбку с оранжевым поясом и оранжевым подолом.
Меняю картинку с детьми в грязной одежде на картинку с детьми в чистой одежде.
3. Итог:
Логопед: Вы молодцы! Отлично справились со всеми заданиями, помогли ребятам быть опрятными и красивыми, и узнали, скольких трудов стоит красивая аккуратная одежда. Поменялось ли ваше отношение к одежде?
Дети: Да! Будем бережнее к ней относиться!
Логопед: Почему вы так решили?
Дети: Потому что, чтоб одежда выглядела аккуратно и красиво, надо много потрудиться: постирать, посушить, погладить, аккуратно сложить, а если порвалась, то аккуратно зашить. Мы будем аккуратнее ее складывать на стульчике перед сном и бережнее относиться на улице, чтоб одежда дольше оставалась чистой, опрятной, красивой!
Логопед: Вы приняли правильное решение! Я вами горжусь! Вы молодцы!
Скрипникова Валентина Михайловна
Павлова Татьяна Игоревна
Тихомирова Екатерина Витальевна
Павлова Татьяна Игоревна
Перунова Аксана Леонидовна