Конспект и презентация к уроку в 9 классе по биологии «Органы кровообращения. Строение сердца»

3
0
Материал опубликован 30 October 2020 в группе

Сердце
PPTX / 27.59 Мб

/data/files/q1604079648.pptx (Сердце)Класс: 9 (обучающихся по адаптированной основной образовательной программе с интеллектуальных нарушений)

Тема: «Органы кровообращения. Строение сердца».

Цель: Познакомить учащихся с сердцем - органом кровообращения.

Задачи:

Познакомить учащихся с расположением, морфологией, анатомией (предсердия, желудочки, клапаны, аорта, слои стенки сердца) и физиологией (сокращение, расслабление, сердечный цикл) сердца на доступном уровне. Познакомить с алгоритмом подсчета пульса, с понятием «электрокардиограмма»).

Развитие и коррекция памяти, внимания, мышления учащихся через работу с интерактивными объектами, заданиями. Развитие и коррекция коммуникативных навыков, навыков работы с информацией в разной форме.

Формирование бережного отношения к своему здоровью, уважение к личности человека, воспитание социальноприемлемого поведения, социализация и адаптация учащихся к динамично меняющемуся миру.


Оборудование: интерактивная панель, электронный видеоувеличитель с микропрепаратом миокарда сердца человека, раздаточный материал – модели сердца человека, учебник (Биология 9 класс. Человек. Е.Н. Соломина Т.В. Шевырева. Москва «Просвещение» 2019., рабочие листы, секундомер

Ход урока.

Организационный момент, мотивация учащихся

Учитель проверяет внешнюю готовность. Спешивает, почему говорят, что здоровье нельзя купить за деньги? Затем предлагает узнать больше о своем организме, изучить новый материал.

Актуализация знаний

Слайд 2. Что мы будем изучать на уроке?

Приветственное слово учителя, проверка внешней готовности к уроку. Учитель предлагает посмотреть видео и определить тему урока.

Определение места и причины затруднения, знакомство с планом урока

Слайд 3. Сердце человека

Учитель спрашивает учеников: что вы знаете о строении и работе сердца? Для чего сердце нужно человеку? Учащиеся отвечают. Приходят к выводу, что знаний не хватает. Учитель знакомит с планом работы.

Этап реализации плана (изучение нового материала)

Учитель знакомит учащихся с расположением сердца, его весом, размером. Сердце – важнейшая часть сердечно-сосудистой системы. Сердце взрослого человека весит около 300 г, состоит из мышечной ткани. Оно расположено в левой части грудной полости.

Учитель организует самонаблюдение учащихся за расположением сердца: предлагает «прислушаться» к биению сердца, определить месторасположение.

Слайд 4. Сердце – орган кровообращения

Изучение внутреннего строения сердца.

Учитель объясняет материал с опорой на слайд.

У человека сердце четырехкамерное, состоит из четырех камер. Левая и правая половины сердца разделены сплошной перегородкой. Каждая половинка имеет две камеры. Верхние называются - предсердия, нижние – желудочки.

Итак, у человека справа располагаются правое предсердие (название появляется по щелчку мыши) и правый желудочек (название появляется по щелчку мыши).

Как называются камеры сердца с левой стороны? Учащиеся называют камеры сердца. Ответы проверяют по щелчку мыши – появляются подписи.

Учитель предлагает найти камеры сердца в учебнике на рис.72 стр.78

Затем учащиеся заполняют таблицу на рабочих листах.

Верхние камеры

Нижние камеры



Слова для справок: Желудочки, предсердия.


Учитель предлагает найти в тексте слова, выделенные черным шрифтом на стр.78 и дать определение.

Учитель рассказывает: между предсердиями и желудочками расположены тонкие, но прочные пластинки – клапаны (название появляется по щелчку мыши). Они открываются только в одну сторону – в сторону желудочков (стрелки появляется по щелчку мыши). Поэтому кровь движется только в одном направлении - от предсердий к желудочкам

Учитель предлагает одному ученику выполнить интерактивное задание: соотнести названий камер с изображением: https://learningapps.org/display?v=phhqgb2st19

Слайд 5. Аорта и легочные артерии

Учитель предлагает учащимся назвать сосуды, которые изображены на слайде. Учащиеся называют: аорта, легочная артерия

Учитель: при сокращении сердца кровь попадает в аорту (стрелка появляется по щелчку мыши) – главную артерию органов кровообращения. Затем в сосуды (стрелка появляется по щелчку мыши), которые разносят кровь по всему телу. Из правого желудочка (стрелка появляется по щелчку мыши) по легочной артерии кровь направляется к легким (стрелка появляется по щелчку мыши).

Выполните задание на рабочем листе:

Задание слабой группе (Вариант 1): соедините стрелками названия сосудов.

Задание сильной группе (Вариант 2): подпишите название сосудов ориентируются на рисунок учебника


Вариант 1. Соедините стрелками названия сосудов, ориентируются на рисунок учебника.

t1604079464aa.png

Лёгочная артерия                                                               Аорта


Вариант 2. Подпишите название сосудов ориентируются на рисунок учебника

t1604079464aa.png

Слайд 6. Строение стенки сердца

Учитель рассказывает: стенка сердца состоит из трех слоев (по щелчку мыши появляется цифра). Учитель предлагает назвать слои, названия которых по щелчку мыши занимают соответствующее место.

Как называется самый развитый слой сердца? Ученики называют средний слой.

Учитель демонстрирует при помощи увеличителя микропрепарат.

Средний слой состоит из толстого мышечного слоя. Благодаря его сокращению сердце перекачивает кровь. Снаружи сердце покрыто околосердечной сумкой. Ее стенки выделяют жидкость, которая уменьшает трение сердца при сокращении.

Слайд 7 Как кровь движется внутри сердца?

Ознакомление с направлением движения крови внутри осуществляется с опорой на последовательно открывающиеся изображения на слайде по щелчку мыши.

Учитель: работа сердца состоит в выталкивании крови в артерии. Камеры сердца сокращаются и расслабляются в определенной последовательности.

2. При сокращении предсердий клапаны открываются и кровь переходит в желудочки (по щелчку мыши открывается изображение).

3.Теперь предсердия расслабляются, а желудочки сокращаются и выталкивают кровь в сосуды (по щелчку мыши открывается изображение). Наступает пауза, во время которой сердце отдыхает и кровь заполняет камеры сердца. Благодаря попеременному расслаблению и сокращению сердца оно работает в течении всей жизни.


Слайд 8 Работа сердца: движение крови

Учащимся предлагается понаблюдать за движение крови внутри сердца (видео). Первую половину видео комментирует учитель, вторую половину комментирует один из учащихся.

Учащимся предлагается выполнить интерактивное задание https://learningapps.org/display?v=pfyd38sej19

Затем учащиеся выполняют задания на рабочем листе, сравнивают ответы с эталоном на доске (ответ на интерактивное задание

Задание: определите верную последовательность работы камер сердца

1 вариант

1.Сокращение предсердий

2.Кровь переходит в желудочки

Сокращение желудочков

Кровь переходит в сосуды

5. Пауза

2 вариант

1.Сокращение предсердий

2.Кровь переходит в желудочки

Сокращение желудочков

Кровь переходит в сосуды

Пауза


Слайд 9. Измерение пульса

Учитель спрашивает: кто знает, где можно измерить пульс? С какой целью измеряют пульс? Нужно ли уметь правильно измерять пульс? Кто хочет научиться измерять пульс? Учащиеся отвечают.

Учитель: если на артерию, находящуюся вблизи поверхности тела, положить палец, можно ощутить легкие удары. Они следуют через равные промежутки. Эти ритмичные колебания стенок артерий называют пульсом. Пульс определяют на внутренней стороне запястья у основания большого пальца. Прощупывая пульс, врач может определить частоту сердечных сокращений и их силу.

Частота пульса взрослого человека 60-70 ударов в минуту. Она зависит от потребности тела в крови. При физической нагрузке частота сокращений увеличивается, т.е. сердце бьется чаще.

Учитель предлагает детям выполнить подсчитать пульс. Учащиеся совместно с учителем разбирают инструкцию на стр.81 и выполняют работу в паре.

Записывают результат в тетради.

Учитель предлагает найти определение «пульс» на стр. 79 и сверить свой ответ с ответом соседа.

Учитель предлагает рассмотреть рис.74 на стр.80. Комментирует: за работой сердца можно следить с помощью специального прибора, который записывает активность сердца - электрокардиограмму. Спрашивает: кому врач делал кардиограмму? Учащиеся отвечают.


Что делает врач на рис.74?

Слайд 10. Работа сердца

Закрепление материала: учащимся предлагается посмотреть

видеоролик.

Контроль знаний: учащимся предлагается устно ответить на вопросы учебника.


Домашнее задание: изучить материал учебника. Выполнение задания в рабочей тетради 3 и 4 на стр.44.

По желанию: вылепить модель сердца из пластилина, подобрать пословицы и поговорки о сердце.

Рефлексия. Подведение итогов урока: учащимся предлагается назвать тему, оценить свою работу, рассказать о том, что понравилось на уроке. Учитель отмечает успехи учеников.





в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.