Урок биологии в 8 классе на тему «Строение и работа сердца»
Урок биологии в 8 классе. «____»_____________ 20____ г.
Строение и работа сердца.
Цель. сформировать знания учащихся о строении и работе сердца.
Задачи.
Образовательные. Раскрыть связь строения сердца и его функцией; дать понятие о сердечном цикле.
Развивающие. Развивать умения сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи, логически мыслить, делать выводы.
Воспитательные. Вызывать интерес учащихся к теме, способствовать расширению их мировоззрения.
Ход урока.
Орг. момент.
Повторение изученного материала.
Тестовая работа по теме «Внутренняя среда организма. Кровь».
1.Функция крови заключается в
1) доставке клеткам кислорода
2) доставке к клеткам питательных веществ
3) защите организма от инфекций
4) верны все утверждения
2.Количество крови в организме взрослого человека составляет
1)Около 2 л
2) Около 3 л
3) Около 5 л
4) Около 6,5 л
3. Для свертывания крови необходимо присутствие
1) Натрия
2) Калия
3) Железа
4) Кальция
4. Антитела являются
1) Жирами
2) Углеводами
3) Белками
4) Ни один из ответов не верен
5. Гемоглобин содержится в
1) Эритроцитах
2) Лейкоцитах
3) Тромбоцитах
4) Плазме крови
6. Группы крови у людей отличаются друг от друга
1) Солевым составом плазмы
2) Содержанием глюкозы
3) Содержанием фибриногена
4) Видами белков, содержащихся в плазме и эритроцитах
7. Лейкоциты играют роль в
1) Несколько сотен
2) Несколько тысяч
3) Несколько десятков тысяч
4) Несколько миллионов
8. Закончите данные предложения
1) Внутренняя среда организма состоит из
2) Кровь образована ... тканью.
3) Относительное постоянство внутренней среды организма называется ...
4) Люди. Которым переливают донорскую кровь, являются ...
5) Жидкость, содержащая ослабленные микробы или их токсины, называют ...
6) Для лечения дифтерии у ребенка необходимо использовать ...
7) В мембранах эритроцитов резус-положительных людей всегда присутствует белок ...
8) Явление фагоцитоза открыл ...
Изучение новой темы.
Сегодня мы с вами поведем речь о кровеносной системе. Используя свои знания, полученные при изучении раздела «Животные», назовите органы кровеносной системы. (слайд 1)
Кровеносная система
Сердце Кровеносные сосуды
На сегодняшнем уроке рассмотрим орган, который заставляет страдать за обиженных, почитать старших, уважать младших. О каком органе идет речь? Это сердце.
Что такое сердце?
Камень твердый?
Яблоко с багрово - красной кожей?
Может быть меж ребер и аортой
Бьется шар, на шар земной похожий?
Так или иначе все земное
Умещается в его пределы,
Потому что нет ему покоя,
До всего есть дело.
Сердце… Незаменимый орган в теле человека. Размером всего лишь с левый кулачок, а сколько работы выполняет. Только представьте…
В среднем сердце взрослого человека бьется 72 раза в минуту, 100,000 раз в день, 3600000 раз в год, и приблизительно 2,5 миллиарда раз за всю жизнь.
2. Несмотря на то, что само сердце весит всего около 310 граммов, в здоровом состоянии оно прокачивает 7600 литров крови почти через 100000 километров кровеносных сосудов в день.
3. Объем прокачки сердцем крови может варьироваться в широком диапазоне: от 5 до 30 литров в минуту.
4. Ежедневно сердце создает энергию, которой было бы достаточно грузовику для того, чтобы проехать более 30 километров, за всю жизнь это эквивалентно расстоянию от Земли до Луны и обратно.
5. Частота биения сердца плода примерно в два раза выше, чем у взрослого и составляет около 150 ударов в минуту. В возрасте 12 недель его сердце прокачивает 34 литра крови в день.
6. Сердце прокачивает кровь почти ко всем 75 триллиона клеток организма, исключение составляют лишь роговицы.
7. Сердце за всю жизнь делает больше работы, чем какая-либо другая мышца, его мощность колеблется в пределах 1-5 Вт.
8. Обычно сердце женщины бьется быстрее сердца мужчины, в среднем у женщин происходит 78 ударов в минуту, у мужчин - 70.
- 3 декабря 1967 года южноафриканский доктор Кристиан Барнард (1922-2001) пересадил человеческое сердце в тело Луиса Вашански. Хотя пациент прожил после операции всего 18 дней, этот случай считается первой успешной операцией по пересадке сердца.
Тема нашего урока «Строение и работа сердца» (слайд 2)
А сейчас нам предстоит выполнить эволюционный путь сердца, который оно проделало в процессе исторического развития животного мира. Вспомните особенности строения сердца рыб, земноводных, пресмыкающихся, птиц и млекопитающих. (слайд 3)
(рассказ с помощью таблицы о строении кровеносной системы позвоночных животных).
Вывод. У млекопитающих четырехкамерное сердце, таким образом, у человека четырехкамерное сердце (два предсердия и два желудочка). (слайд 4)
Определите, как расположено сердце в теле человека? (слайд 5)
Размеры сердца равны примерно сжатой в кулак кисти. (слайд 6) У взрослого человека имеет массу примерно 300 г. (слайд 7) Сердце находится в околосердечной сумке. Ее внутренняя стенка выделяет жидкость, ослабляющую трение сердца.
(слайд 8) Стенка сердца состоит из трех слоев: внутреннего – эндокарда, среднего – заключено в околосердечную сумку – перикарда. Самый мощный слой – миокард – состоит из поперечнополосатой мышечной ткани, обладающей особым ритмом сокращения (сокращается непроизвольно)
Левая половина сердца не сообщается с правой. Предсердия и желудочки сообщаются между собой отверстиями, снабженными створчатыми клапанами.
(слайд 9) В левом желудочке – двустворчатый клапан, в правом – трехстворчатый. На границе между левым желудочком и аортой, между правым желудочком и легочной артерией расположены полулунные клапаны, закрывающие отверстие аорты в левом желудочке и отверстие легочной артерии в правом желудочке.
Как работает наше сердце?
Работа сердца состоит из ритмических сокращений и расслаблений. Сокращение сердца называется систолой, расслабление – диастолой. (слайд 10)
Различают три фазы: систола предсердий, систола желудочков, общее расслабление - общая диастола. (слайд 11)
При сокращении предсердий кровь переходит в желудочки, после наполнения которых, закрываются створчатые клапаны, начинается сокращение желудочков, и кровь выходит из сердца.
Сокращение предсердий длится 0,1 с, затем они переходят в стадию расслабления.
Сокращение желудочков длится 0,3 с, а затем они расслабляются.
Общая фаза расслабления длится 0,4 с.
Следовательно, один цикл работы сердца занимает около 0,8 с, что соответствует 75 сокращениям сердца в минуту. При покое количество сердечных сокращений колеблется в пределах от 60 до 80 в минуту.
Дополните недостающую информацию в таблице. (слайд 12)
Сердечный цикл.
Фазы сердечного цикла |
Длительность фазы, с |
Перемещение крови |
Состояние клапанов |
|
створчатых |
полулунных |
|||
Систола предсердий |
Из предсердий в желудочки |
|||
Систола желудочков |
Из желудочков в аорту и легочную артерию |
|||
Общая диастола |
Заполняются предсердия и частично желудочки |
Сердце, удаленное из организма, продолжает сокращаться. Способность сердца сокращаться независимо от каких-либо внешних раздражений называется автоматией сердца.
Закрепление.
Заполните таблицу, получив ключевое слово. Для этого выберите правильные ответы на предложенные вопросы.
1.Двустворчатый клапан расположен между
У. Правым предсердием и правым желудочком
С. Левым предсердием и левым желудочком
А. Правым предсердием и левым желудочком
Т. Правым желудочком и левым желудочком
2.Трехстворчатый клапан расположен между
О. Правым предсердием и правым желудочком
С. Левым предсердием и левым желудочком
Е. Правым предсердием и левым желудочком
Л. Правым желудочком и левым желудочком
3.Полулунные клапаны расположены между
С. Левым желудочком и аортой
Х. Левым предсердием и левым желудочком
Ч. Правым предсердием и правым желудочком
И. Нет правильного ответа
4.Сокращение желудочков сердца продолжается
Б. 0,1 с
А. 0,2 с
У. 0,3 с
Б. 0,4 с
5.Что происходит со створчатыми и полулунными клапанами во время систолы предсердий?
Д. Створчатые открыты, полулунные закрыты
К. И створчатые, и полулунные закрыты
Р. И створчатые, и полулунные открыты
Е. Створчатые закрыты, полулунные открыты
6.Что происходит со створчатыми и полулунными клапанами во время систолы желудочков?
И. Створчатые открыты, полулунные закрыты
К. И створчатые, и полулунные закрыты
Р. И створчатые, и полулунные открыты
Ы. Створчатые закрыты, полулунные открыты
(слайд 13)
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
с |
о |
с |
у |
д |
ы |
Домашнее задание.§ 17 стр. 80-81 (слайд 14)