Урок биологии в 8 классе «Строение сердца. Сосуды»

2
0
Материал опубликован 16 January 2019 в группе

УРОК БИОЛОГИИ.

Тема урока:

«Строение сердца. Сосуды»

Класс 8 (7) вида обучения.

Тип урока: Формирование знаний, умений и навыков. Урок первичного изучения и закрепления нового материала.

Вид урока: Урок- путешествие.

Цели: Изучить особенности строения сердца и типы кровеносных сосудов.

Задачи: образовательные:

Раскрыть особенности строения сердца, в связи с выполняемой им функцией.

Закрепить знания о строении и функциях крови.

Показать движение крови по 2 кругам кровообращения.

Воспитательные:

Воспитание санитарно-гигиенических навыков.

Воспитание привычки к здоровому образу жизни.

Формирование диалектико-материалистического мировоззрения.

Коррекционно-развивающие:

Коррекция и развитие умений сравнивать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи, коррекция развития памяти, внимания, мышления, приемов учебной деятельности.

Коррекция и развитие мелкой моторики руки, через упражнение «Копирование по шаблону»

Коррекция и развитие личностных качеств учащихся, эмоционально-волевой сферы.

Оборудование: Таблицы: «Строение сердца», «Круги кровообращения», «Типы кровеносных сосудов». Муляжи: торс человека, сердца. Мультимедиа

Приемы деятельности учителя: рассказ, беседа, организация запоминания схем, зарисовки рисунков и опорного конспекта, показ слайдов.

Метод урока: частично- поисковый.

Ход урока

  1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.

Учитель: «Внимание! Проверь дружок,

Готов ли ты начать урок.

Все ль на месте, все ль в порядке?

Ручки, книжки и тетрадки?

Будем отвечать активно,

Хорошо себя вести,

Чтобы гости дорогие

Захотели вновь прийти!»

«Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас с Вами не совсем обычный урок. Мы совершим увлекательное путешествие в мир кровеносной системы, в ходе которого сделаем много новых открытий, узнаем много полезной информации, которая пригодится Вам для дальнейшего изучения и понимания тем курс «Биология человека» Показ 1 и 2 слайда.

«Мы тоже совершим путешествие по океану знаний. В страну, которой нет на карте, но с жителями этой страны Вы хорошо знакомы - это клетки крови. В пути вас ждут приключения и неожиданности, предстоит выполнить немало заданий прежде, чем мы достигнем конечной станции нашего путешествия. Во время пути необходимо выполнять 3 основных правила:

Хорошо себя вести.

Активно работать.

Уважительно относится к ответам своих одноклассников.

За урок у Вас будет возможность получить 2 оценки: за устные ответы и за тест.

За правильные ответы вы будите получать жетоны, чем больше жетонов наберете, тем выше будет ваша оценка за устную работу".

  1. Психологический настрой на урок.

Успешность познавательной деятельности учащихся зависит от эмоционального настроя ребенка. Упражнение «Коробочка пожеланий»

«Каждому путешественнику необходима удача в пути. Мы начнем наш путь с коробочки пожеланий, посмотрим, какие пожелания она нам приготовила?»

  1. Повторение изученного материала.

Упражнение «Цветок знаний» Выполняется у доски, каждый ученик подходит и выбирает понравившийся лепесток цветка, а за ним спрятан вопрос.

Вопросы:

Что такое внутренняя среда организма?

Какие клетки крови вы знаете?

Строение и функции лейкоцитов?

Строение и функции тромбоцитов?

Строение и функции эритроцитов?

Какие группы крови Вы знаете?

Помимо этих вопросов учитель задет дополнительные, сопутствующие вопросы.

Молодцы!

  1. Ход путешествия:

«А теперь в путь

Вот маршрут нашего путешествия (показ 3 слайда)

Во время нашего путешествия, мы подробно познакомимся подробно с каждой станцией. Обратите внимание, что все станции связаны между собой Ж/Д путями.

Вопрос: Как вы думаете почему? ( Кровеносная система замкнутая и кровь движется непрерывно в организме)

Знакомство с визитной карточкой страны «Кровеносная система» (показ 4 слайда)

Учитель кратко рассказывает о характеристике этой страны. Система кровообращения – это группа органов, принимающая участие в циркуляции крови в организме. Кровь переносит к органам тела питательные вещества, кислород, гормоны. Кровеносная система возвращает кровь от тканей к органам, где она может обогатиться питательными веществами и кислородом. Кровь омывает ряд крупных органов – печень и почки, где происходит нейтрализация конечных продуктов распада. Накопление этих веществ привело бы к смерти.

Составные части кровеносной системы.

Вопрос: Из каких частей состоит кровеносная система? (сердце и сосуды) 5 слайд).

Первая станция – СЕРДЦЕ.

Обратите внимание, что это центральная станция нашего маршрута.

Вопрос: Почему, именно данная станция помещена в центр? (Сердце - это центральный орган кровеносной системы - 6 слайд:

«Что такое сердце? Камень твердый,

Яблоко с багрово красной кожей.

Может быть меж ребер и аортой

бьется шар, на шар Земной похожий?»).

Знакомство с органом - СЕРДЦЕ.(рассказ учителя, показ строения сердца на таблице, работа с рис. И текстом параграфа, работа с муляжами сердца)

Учитель: «Сердце человека располагается в грудной полости (показ месторасположения сердца на торсе муляжа человека). Сердце смещено немного влево. Оно имеет массу 300 грамм. У хорошо натренированных людей масса сердца немного больше. Это полый мышечный орган, бессменно работающий в течение всей жизни человека. Сердце расположено в околосердечной сумке, она защищает сердце. Внутренняя поверхность околосердечной сумки выделяет жидкость, тем самым, снижая трение сердце. Строение сердца соответствует его функциям. Оно разделено сплошной мышечной перегородкой на правую и левую половины. В свою очередь каждая из них разделена на 2 сообщающихся между собой отдела: верхний - предсердия, нижний - желудочки. Таким образом, сердце человека, как и у всех млекопитающих состоит из 4 камер: 2 предсердия и 2 желудочка. Предсердия и желудочки сообщаются между собой с помощью клапанов. Створки расположены таким образом, что кровь движется только в одном направлении – из предсердий в желудочки, а из желудочков только в кровеносные сосуды. (Подробнее о клапанах мы поговорим на следующем уроке, когда будем рассматривать работу сердца 7 слайд).

Предсердия и желудочки поочередно сокращаются, нагнетая кровь в кровеносные сосуды.

Вопрос: Найдите в учебнике ответ на вопрос: Сколько раз в минуту сокращается сердце? (60-80 раз норма).

«У курильщиков сердце сокращается в несколько раз больше. Никотин подстегивает сердечную мышцу, заставляя ее усиленно сокращаться, это приводит к износу сердечной мышцы. В результате у человека развиваются заболевания сердечно-сосудистой системы. Послушайте, что чувствует сердце курильщика» (8 слайд)

«Мне так плохо, я так устало

И нет уж больше сил стучать.

Наверное, осталось мало….

Могли бы только вы понять-

Мне не хватает кислорода,

Меня так душит никотин!

А этот яд не победим.

Мои сосуды кровяные,

В дыму сгорают каждый день.

И если вы нас не спасете,

Мы от куренья пропадем»

Учитель раздает всем ученикам это послание сердца, в виде письма учащимся.

«Чтобы лучше запомнить строение сердца, давайте зарисуем его по шаблону и подпишем основные части» Упражнение «Зарисовка изображения по шаблону»

Физкультминутка (2-3мин.)

Двигательная гимнастика.

Зрительная гимнастика.

Вторая станция - СОСУДЫ.

Вопрос: Давайте вспомним, а какие сосуды есть у позвоночных животных? (артерии, вены, капилляры.

«У человека есть тоже такие же виды кровеносных сосудов.(9 слайд)

Артерии и вены это крупные кровеносные сосуды. Вены можно увидеть невооруженным взглядом на своем теле (руки). А вот капилляры, самые мелкие сосуды, их можно рассмотреть под микроскопом, такие они маленькие. Именно эти сосуды отвечают за снабжение клеток кислородом, питательными веществами и забирают из клеток углекислый газ и продукты распада. Кровь из капилляров транспортируется в вены, а оттуда в сердце, потом в легкие, где кровь обогащается кислородом и снова в сердце».

Знакомство с характеристикой сосудов (рассказ учителя, беседа, чтение текста параграфа, показ слайда, работа у доски, запись схемы в тетрадь.)

Упражнение «Найди соответствие» Выполняется у доски тремя учениками, после прочтения текста параграфа «Кровеносные сосуды». На доске закреплены карточки с названиями сосудов, а ученикам нужно выбрать соответствующую характеристику сосудов и прикрепить с помощью магнитов к своей карточке.

 

ВЕНЫ

АРТЕРИИ

КАПИЛЛЯРЫ

 

Характеристика сосудов: (карточки, из цветной бумаги с краткой характеристикой сосудов)

 

Третья станция – Малый круг кровообращения (МКК) - это путь движения крови от сердца к легким и обратно.

«Все станции нашего маршрута связаны между собой Ж/Д путями. И поезд непрерывно движется по этим путям, проезжая все станции. Так и в организме человека:

- центральная станция - СЕРДЦЕ.

- Ж/Д пути - СОСУДЫ.

- поезд- КРОВЬ.

Кровь в организме человека движется по двум кругам кровообращения - по малому и большому.

Вопрос: Найдите в учебнике ответ на вопрос: Почему МКК так называется? В каком направлении движется кровь по МКК? (Занимает наименьший путь движения крови. МКК - это путь движения крови от сердца к легким и обратно. 10- 11 слайды).

Знакомство с движением крови по МКК, рассказ учителя по таблице, использование рисунков в тексте параграфа, схемы слайда, запись схемы в тетрадь.)

Четвертая станция – Большой круг кровообращения (МКК).

«Вопрос: Найдите в учебнике ответ на вопрос: Почему БКК так называется? В каком направлении движется кровь по БКК? (Занимает наибольший путь движения крови. БКК- это путь движения крови от органов к сердцу. 12-13 слайды).

Знакомство с движением крови по БКК, рассказ учителя по таблице, использование рисунков в тексте параграфа, схемы слайда, запись схемы в тетрадь.)

Отмечу еще раз, что кровь движется непрерывно всю человеческую жизнь. МКК и БКК связаны между собой (показ схемы на таблице)

Чтобы еще раз проследить путь движения крови по МКК и БКК давайте разыграем небольшую сценку.

Сценка « КРУГИ КРОВООБРАЩЕНИЯ»

Участвуют 4 человека: « кровь», «сердце», « легкие», «органы тела».

«Кровь» идет от «сердца» к «органам тела», которому отдает карточку, на ней написано название газа «кислород» и берет карточку с названием другого газа - «углекислый газ», затем «кровь» возвращается к «сердцу» и далее движется к «легким», где отдает карточку с названием - «углекислый газ» и забирает другую - «кислород». «Кровь» возвращается в сердце и все повторяется.

V. Закрепление знаний.

«Вот и закончилось наше путешествие. Вам понравилось? Чтобы впечатления нашего путешествия не исчезли из памяти, давайте вспомним наиболее яркие моменты наших приключений».

Фронтальный опрос.

Какие станции мы посетили?

Каково строение сердца? (краткое описание)

Какие кровеносные сосуды Вы знаете?

В каком направлении движется кровь по а) артериями и б )венам?

Какие круги кровообращения Вам известны?

Игра: «Кот в мешке» (нужно определить муляж органов на ощупь в мешке и назвать их)

ТЕСТ.

1) Сердце - это: А) 2-х камерный орган

Б) 3-х камерный орган В) 4-х камерный орган

2) Кровь обогащенная кислородом - это:

А) артериальная Б) венозная В) капиллярная

3) Сосуды через которые осуществляется обмен веществами - это:

А) артерии Б) капилляры В) вены

VI. Д/З: параграф №17, прочитать. - 14 слайд.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.