Конспект и презентация к уроку географии в 6 классе «Первое русское кругосветное плавание»

4
0
Материал опубликован 31 January 2017 в группе

Пояснительная записка к презентации

Тема урока: «Первое русское кругосветное плавание», 6класс, коррекционная школа VIII вида

Цель урока: познакомить учащихся с историей первого русского кругосветного плавания и научить оценивать его научное значение. 

Задачи: 

образовательные:

Познакомить учащихся с мореплавателями: Иваном Фёдоровичем Крузенштерном и Юрием Фёдоровичем Лисянским.

Сформировать представление об основных этапах первого кругосветного путешествия, его значении.

коррекционно-развивающие:

Развивать навыки устной речи, пополнять словарный запас.

Развивать память, корригировать процессы запоминания и воспроизведения.

Развивать положительную мотивацию к учебной деятельности.

воспитательные:

Способствовать осознанию нравственных качеств: настойчивости, целеустремлённости, стремления к активной жизненной позиции.

Тип урока: изучение нового материала.

Оборудование: физическая карта полушарий, карточки с заданиями для проверки выполнения д/з, контурные карты полушарий, мультимедийная презентация, компьютер, карандаши красного и синего цвета.

/data/files/i1485871876.pptx (Презентация)

/data/files/r1485871917.doc (приложение1)

/data/files/h1485871943.doc (приложение2)

План урока.

 I .Организационный момент. Проверка готовности учащихся к уроку. Настрой на активную работу.

Начинается урок. 
Он пойдет ребятам впрок. 
Постарайтесь все понять, 
Учитесь, тайны открывать, 
Ответы полные давайте.
И на уроке не зевайте. 

II. Сообщение цели, задач урока.

- Сегодня мы «заглянем» в прошлое, чтобы понять, как люди узнавали нашу планету, совершали великие открытия.

Задача урока – узнать о первом русском кругосветном плавании. А именно: кто, когда, как и зачем его совершил?

III. Проверка домашнего задания.

- У нас сегодня необычный урок, впереди нас ждет увлекательное плавание, но сначала нужно проверить, готовы ли вы к нему? Для этого нужно справиться с первым заданием на карточках. (Приложение 1, 2).

VАктуализация опорных знаний.

-Ребята, а почему наш урок называется не путешествие, а плавание? (ответы детей)

-Правильно. Но чтобы плыть по намеченному курсу, нам нужно вспомнить:

Какую форму имеет Земля?

Что такое океан?

Что такое материк?

Можно ли проплыть по океанам вокруг земного шара? Почему?

Кто первый из путешественников совершил первое кругосветное плавание?

Вывод: Первое в истории человечества кругосветное плавание было совершено Ф.Магелланом. Обойдя вокруг света, он практически подтвердил, что Земля имеет форму шара. Это имело большое значение для науки. Впервые был пройден Тихий океан. И многие путешественники вслед за экспедицией Магеллана отправлялись в кругосветное путешествие.

V. Изучение нового материала .

- Сегодня мы отправляемся в путь с русскими мореплавателями, а куда вы внимательно слушайте и запоминайте. После моего рассказа вы должны отметить путь моряков в контурных картах.

- В экспедицию отправились два корабля под командованием капитанов: Ивана Крузенштерна и Юрия Лисянского. Оба они, несмотря на молодость, были очень опытными военными моряками. Ю.Ф. Лисянский получил распоряжение направиться в Англию для покупки двух судов, предназначенных для кругосветного плавания.

 -  Найдите названия этих кораблей в тексте учебника. (Эти суда, "Надежда" и "Нева")

- Первое плавание русских кораблей вокруг света под начальством И. Ф. Крузенштерна и Ю. Ф. Лисянского продолжалось три года, как и большинство кругосветных плаваний того времени. Этим путешествием в 1803 году началась целая эпоха замечательных русских кругосветных экспедиций. 

-Поводом для организации этого плавания была необходимость оказать помощь русским поселениям на Аляске, установление торговых контактов с Китаем, Японией и поиска путей доставки грузов в русские владения в Северной Америке и на Дальнем Востоке. 

-Свой путь путешественники начали из порта Кронштадт. Через Балтийское море они вышли в Атлантический океан, обогнув Южную Америку и пройдя Магелланов пролив, они вышли в Тихий океан. Во время штурма, корабли потеряли друг друга, и каждый корабль пошел своим маршрутом. Корабль Крузенштерна отправился к полуострову Камчатка, исследовал, остров Сахалин и Японские острова. Корабль Лисянского отправился к русским поселениям в Северную Америку. После зимовки корабль «Нева» отправился к берегам Китая. Покидая Аляску экипаж заготовил 60 ведер щавеля, что спасло моряков от страшной болезни- цинги. И через год и шесть месяцев корабли встретились вновь. В Индийском океане у берегов Африки из-за сильного шторма корабли вновь потеряли друг друга. В Кронштадт корабли вернулись самостоятельно в августе 1806 года.

-Значение этого кругосветного путешествия огромно. За время плавания мореплаватели собрали большое количество научной информации, составили много подробных карт, а главное они открыли дорогу российским кораблям в Мировой океан.

VI. Физкультминутка.

-А сейчас немножко отдохнем. Я буду называть материк – вы поднимаетесь на носочки и тянете руки вверх. Если я называю океан -приседаете и разводите руки в стороны.

VII. Закрепление изученного материала.

- Ребята, давайте вспомним:

-В каком году состоялось первое русское кругосветное плавание?

-Какие корабли приняли в нем участие?

-Кто руководил этой экспедицией?

Практическая работа в контурных картах.

Задание: отметить путь, который прошли русские мореплаватели.

VIII. Подведение итогов урока, рефлексия, оценка работы

учащихся на уроке.

- Вот и подошло к концу наше путешествие.

Урок сегодня был удачный,
Не прошёл для вас он зря.
Вы все очень постарались.
Вам понравилось, друзья?

-Как вы считаете, выполнили мы задачу урока? Что вы узнали на уроке?

 

IX. Домашнее задание.

Используемая литература и интернет-сайты:

Лифанова., Т. М. (2001). Рабочая тетрадь по начальному курсу физической географии. 6 класс. Москва: Просвещение.

http://collegy.ucoz.ru/load/36-1-0-2062 «Различные приемы начала урока» ( из опыта работы Борбат Н.С.)

http://tur-plus.ru/kruzenshtern/kruzenshtern-krugosvet.htm « География и Путешествия»

http://flot.com. «Первое русское кругосветное плавание»

 

Предварительный просмотр презентации

Первое русское кругосветное плавание Конспект урока по географии, 6 класс, ГБОУ ОШ № 59VIII вида Краснодарского края, г. Краснодара Презентацию подготовила: учитель географии Титаренко Рита Владимировна

Англичане и французы уже совершили несколько кругосветных путешествий, настал черед и России. В 1803 Александр I из Санкт Петербурга отправил посольство в Японию и Канцлер Румянцев предложил воспользоваться для поездки морским путем, заодно проведя обследование морей.

Первым кораблем командовал Иван Крузенштерн .Он участвовал в войне со шведами, потом на стороне Англии сражался на море с французами, совершил плавание в Индию. Вернувшись в Россию в самом конце XVIII века, Крузенштерн представил проект кругосветного плавания с целью доставки грузов селениям Русской Америки.

Вторым парусником управлял— столь же опытный боевой моряк, прошедший те же войны и тоже побывавший в Индии, Юрий Лисянский.

Трёхмачтовые шлюпы «Надежда» и «Нева» были приобретены в Англии специально для экспедиции. Император Александр I лично осмотрел оба шлюпа и разрешил поднять на них военные флаги Российской империи.

В начале августа 1803г. при большом стечении народа из крепости Кронштадт близ Санкт-Петербурга отправились в плавание два парусных шлюпа ”Надежда ” и “Нева”.

Так начало 19 века ознаменовалось первым кругосветным плаванием двух русских кораблей “Надежда” и “Нева.”

Обогнув Европу, корабли вошли в воды Атлантического океана.

Пройдя Канарские острова, корабли направились к берегам Южной Америки и 26 ноября 1803 года впервые в истории русского флота пересекли экватор. По морской традиции был устроен праздник Нептуна.

21 декабря мореплаватели достигли берегов Южной Америки.

Отплыв от берегов Америки, путешественников встретил шквалистый ветер, снег и град. 3 марта 1804г. обогнув мыс Горн корабли вошли в воды Тихого океана .

Спустя несколько дней, во время плохой погоды корабли потерялись. Лисянский пошёл к острову Пасхи , а Крузенштерн направился к Маркизским островам и только 11 мая 1804г. оба корабля встретились. Капитанами было принято решение посетить Гавайские острова.

Пробыв на Гавайях и сделав многочисленные зарисовки и географические наблюдения ”Надежда” взяла курс на Камчатку, а «Нева» направилась к русским владениям в Северной Америке, на Аляске.

Наконец после 11 месяцев моряки “Надежды” снова увидели берега России 14 июля 1804г. “Надежда” встала на якорь в Петропавловской гавани. Пополнив запасы продовольствия, Крузенштерн должен был доставить русского посла в Японию.

Удалившись от берегов Японии , Крузенштерн прошел вдоль западного побережья Японии и составил его подробные карты. 20 октября 1805г. “Надежда” прибыла в Китай .Сюда же через 2 недели прибыла и “Нева” с грузом мехов.

Продав с большой прибылью меха и погрузив местные товары 9 февраля 1806г. корабли покинули Китай и направились к Индийскому океану, а затем к Африке. На дорогу от Китая до Африки было потрачено около двух месяцев.

В апреле 1806 г. обогнув Мыс Доброй Надежды знаменитый своими ураганными ветрами корабли вновь оказались в Атлантическом океане.

19 августа 1806г. оба корабля, потратив на кругосветное путешествие три с небольшим года, благополучно прибыли в Кронштадт.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
в формате MS Powerpoint (.ppt / .pptx)
Комментарии
Комментариев пока нет.