Конспект и презентация к уроку географии в 6 классе «Первое русское кругосветное плавание»
Пояснительная записка к презентации
Тема урока: «Первое русское кругосветное плавание», 6класс, коррекционная школа VIII вида
Цель урока: познакомить учащихся с историей первого русского кругосветного плавания и научить оценивать его научное значение.
Задачи:
образовательные:
Познакомить учащихся с мореплавателями: Иваном Фёдоровичем Крузенштерном и Юрием Фёдоровичем Лисянским.
Сформировать представление об основных этапах первого кругосветного путешествия, его значении.
коррекционно-развивающие:
Развивать навыки устной речи, пополнять словарный запас.
Развивать память, корригировать процессы запоминания и воспроизведения.
Развивать положительную мотивацию к учебной деятельности.
воспитательные:
Способствовать осознанию нравственных качеств: настойчивости, целеустремлённости, стремления к активной жизненной позиции.
Тип урока: изучение нового материала.
Оборудование: физическая карта полушарий, карточки с заданиями для проверки выполнения д/з, контурные карты полушарий, мультимедийная презентация, компьютер, карандаши красного и синего цвета.
/data/files/i1485871876.pptx (Презентация)
/data/files/r1485871917.doc (приложение1)
/data/files/h1485871943.doc (приложение2)
План урока.
I .Организационный момент. Проверка готовности учащихся к уроку. Настрой на активную работу.
Начинается урок.
Он пойдет ребятам впрок.
Постарайтесь все понять,
Учитесь, тайны открывать,
Ответы полные давайте.
И на уроке не зевайте.
II. Сообщение цели, задач урока.
- Сегодня мы «заглянем» в прошлое, чтобы понять, как люди узнавали нашу планету, совершали великие открытия.
Задача урока – узнать о первом русском кругосветном плавании. А именно: кто, когда, как и зачем его совершил?
III. Проверка домашнего задания.
- У нас сегодня необычный урок, впереди нас ждет увлекательное плавание, но сначала нужно проверить, готовы ли вы к нему? Для этого нужно справиться с первым заданием на карточках. (Приложение 1, 2).
VАктуализация опорных знаний.
-Ребята, а почему наш урок называется не путешествие, а плавание? (ответы детей)
-Правильно. Но чтобы плыть по намеченному курсу, нам нужно вспомнить:
Какую форму имеет Земля?
Что такое океан?
Что такое материк?
Можно ли проплыть по океанам вокруг земного шара? Почему?
Кто первый из путешественников совершил первое кругосветное плавание?
Вывод: Первое в истории человечества кругосветное плавание было совершено Ф.Магелланом. Обойдя вокруг света, он практически подтвердил, что Земля имеет форму шара. Это имело большое значение для науки. Впервые был пройден Тихий океан. И многие путешественники вслед за экспедицией Магеллана отправлялись в кругосветное путешествие.
V. Изучение нового материала .
- Сегодня мы отправляемся в путь с русскими мореплавателями, а куда вы внимательно слушайте и запоминайте. После моего рассказа вы должны отметить путь моряков в контурных картах.
- В экспедицию отправились два корабля под командованием капитанов: Ивана Крузенштерна и Юрия Лисянского. Оба они, несмотря на молодость, были очень опытными военными моряками. Ю.Ф. Лисянский получил распоряжение направиться в Англию для покупки двух судов, предназначенных для кругосветного плавания.
- Найдите названия этих кораблей в тексте учебника. (Эти суда, "Надежда" и "Нева")
- Первое плавание русских кораблей вокруг света под начальством И. Ф. Крузенштерна и Ю. Ф. Лисянского продолжалось три года, как и большинство кругосветных плаваний того времени. Этим путешествием в 1803 году началась целая эпоха замечательных русских кругосветных экспедиций.
-Поводом для организации этого плавания была необходимость оказать помощь русским поселениям на Аляске, установление торговых контактов с Китаем, Японией и поиска путей доставки грузов в русские владения в Северной Америке и на Дальнем Востоке.
-Свой путь путешественники начали из порта Кронштадт. Через Балтийское море они вышли в Атлантический океан, обогнув Южную Америку и пройдя Магелланов пролив, они вышли в Тихий океан. Во время штурма, корабли потеряли друг друга, и каждый корабль пошел своим маршрутом. Корабль Крузенштерна отправился к полуострову Камчатка, исследовал, остров Сахалин и Японские острова. Корабль Лисянского отправился к русским поселениям в Северную Америку. После зимовки корабль «Нева» отправился к берегам Китая. Покидая Аляску экипаж заготовил 60 ведер щавеля, что спасло моряков от страшной болезни- цинги. И через год и шесть месяцев корабли встретились вновь. В Индийском океане у берегов Африки из-за сильного шторма корабли вновь потеряли друг друга. В Кронштадт корабли вернулись самостоятельно в августе 1806 года.
-Значение этого кругосветного путешествия огромно. За время плавания мореплаватели собрали большое количество научной информации, составили много подробных карт, а главное они открыли дорогу российским кораблям в Мировой океан.
VI. Физкультминутка.
-А сейчас немножко отдохнем. Я буду называть материк – вы поднимаетесь на носочки и тянете руки вверх. Если я называю океан -приседаете и разводите руки в стороны.
VII. Закрепление изученного материала.
- Ребята, давайте вспомним:
-В каком году состоялось первое русское кругосветное плавание?
-Какие корабли приняли в нем участие?
-Кто руководил этой экспедицией?
Практическая работа в контурных картах.
Задание: отметить путь, который прошли русские мореплаватели.
VIII. Подведение итогов урока, рефлексия, оценка работы
учащихся на уроке.
- Вот и подошло к концу наше путешествие.
Урок сегодня был удачный,
Не прошёл для вас он зря.
Вы все очень постарались.
Вам понравилось, друзья?
-Как вы считаете, выполнили мы задачу урока? Что вы узнали на уроке?
IX. Домашнее задание.
Используемая литература и интернет-сайты:
Лифанова., Т. М. (2001). Рабочая тетрадь по начальному курсу физической географии. 6 класс. Москва: Просвещение.
http://collegy.ucoz.ru/load/36-1-0-2062 «Различные приемы начала урока» ( из опыта работы Борбат Н.С.)
http://tur-plus.ru/kruzenshtern/kruzenshtern-krugosvet.htm « География и Путешествия»
http://flot.com. «Первое русское кругосветное плавание»