12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Цурган Светлана Анатольевна2107
Россия, Красноярский край, г.Сосновоборск

Класс

5 класс

Учитель

Цурган Светлана Анатольевна

УМК

Русское слово. Домогацких и др.

Тема урока,

 

Урок по теме: «Глобус и карта».

Тип урока

Урок первичного предъявления новых знаний.

Цель урока

Создать условия для осознанного изучения нового материала и включения знаний обучающихся в процесс познания.

Задачи урока и планируемые результаты

- формирование умения читать изображения земной поверхности, находить черты их сходства и отличия;

- осознание многообразия видов изображения земной поверхности (предметный результат);

- развитие умения выявлять причинно-следственные связи, работать в команде, формировать умение анализировать факты при работе с учебником, дополнительным материалом (метапредметный результат);

- развивать логическое мышление;

- формирование умения управлять своей учебной деятельностью, отбирать необходимый материал по теме урока, строить сообщение в устной и письменной форме (личностный результат).

Средства обучения

Глобусы. Физическая карта Мира. Физическая карта полушарий. Учебник, атлас, компьютер, проектор.

Технологическая карта урока по теме: «Глобус и карта».

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Познавательная

Коммуникативная

Регулятивная

Осуществляемые учебные действия

Формируемые способы действий

Осуществляемые учебные действия

Формируемые способы действий

Осуществляемые учебные действия

Формируемые способы действий

1.Организационный момент.

Приветствие обучающихся.

Учитель:

Прозвенел звонок веселый.

Вы начать урок готовы?

Дети: Да!

Учитель:

Будем слушать, рассуждать

И друг другу помогать!

Отвечают на приветствие учителя.

Выделение существенной информации из слов учителя.

Взаимодействуют с учителем.

 

Слушание учителя.

Настраиваются на восприятие темы и деятельность на уроке.

Умение настраиваться на занятие.

2. Проблемная ситуация и актуализация знаний

Дает задания обучающимся, актуализирует субъектный опыт учащихся.

(С1) Отгадайте загадки:

1.На ноге стоит одной,

Крутит - вертит головой.

Нам показывает страны.

Реки, горы, океаны. (Глобус)

2.Он на листок бумаги похож,

Нашей Земли очень умный чертёж,

Горы, равнины, моря, океаны,

И города есть на нем, есть и страны. (Географическая карта)

Попробуйте сформулировать тему урока.

Отгадывают загадки. Выдвигают предположение о теме урока.

Компетенция обучающихся в области географии.

Выражают свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Умение выражать свои мысли. Развитие монологической речи.

Развитие регуляции учебной деятельности.

Регуляция учебной деятельности.

3. Постановка цели и задач урока

Объявляет тему урока, раскрывает обучающие цели.

Тема нашего урока: Глобус и карта.

Какие цели нашего урока?

Сегодня мы узнаем новое о глобусе и карте, вместе составим таблицу их отличий.

Слушают учителя.

Выделение существенной информации из слов учителя.

Взаимодействуют с учителем.

 

Слушание учителя.

Настраиваются на восприятие темы и деятельность на уроке.

Умение слушать в соответствии с целевой установкой.

4. Усвоение новых знаний и способов действий


 


 

Объясняет новый материал. Обеспечивает осмысление метода исследования изучаемых знаний. Вовлекает детей в дискуссию.

(С2)

Задание: Составить определение «глобус» с помощью схемы:

Дайте определение понятию «глобус». Проверьте по учебнику.

Глобус — это обобщенная модель Земли в миллион раз меньше самой планеты Земля.

(С3) Первый глобус изготовил Бёхайм Мартин - немецкий географ и путешественник в 1492г.(смотрят фильм о Бёхайме М., youtube.com )

(С4) Глобус-планетарий диаметром 3.1 м и весом 3.5 т - находится в Санкт-Петербурге в музее М.В.Ломоносова.

В 1998 году в США был сооружен самый большой в мире глобус Земли. Его диаметр составил 12,5 метров. Его вес – 25 тонн, и он постоянно вращается вокруг своей оси. (смотрят фильм о большом глобусе Земли, youtube.com )

Что такое географическая карта? – мозговой штурм.

Учащиеся дают определение географической карте.

Для формулирования понятий используется технология развивающего обучения: составление схемы понятия «географическая карта»

(С5) Задание: Составить определение «географической карты» с помощью схемы:

2.Дайте определение понятию «географическая карта». Проверьте по учебнику.

Географическая карта— это уменьшенные, обобщенное изображения земной поверхности на плоскости, с помощью условных знаков.

(С6) Первую географическую карту мира создал древнегреческий философ Анаксимандр более 2500 лет назад.

В центре была изображена Греция, а вокруг другие земли. Вся суша на карте была окружена океаном.

(С7) Одна из первых географических карт России была создана более 400 лет назад и называлась «Большой чертёж». Сама карта не сохранилась, зато сохранилась книга с её описанием.

Книга Большому чертежу— подробное описание карты всей территории России и соседних государств XVI—XVII веков, составленная по указанию царя всея Руси Иоанна Васильевича.

Кто знает, как называют ученого, составляющего карты? (картограф)

Я предлагаю побыть картографами и подумать, как глобус превратить в карту? (ответы детей)

(С8)А вы знаете, что именно апельсин помог прославиться фламандскому картографу Герарду Меркатору, когда он представил земной шар в виде апельсина и вспомнил, как мы его чистим. Он разложил дольки апельсина на листе бумаги так, как они покрывали его.

А чтобы получилась карта, то изображение пришлось растянуть, то есть немного исказить. Следовательно, и географические объекты в этом месте искажены.

(С9) Виды карт

Знакомятся с разными картами

Задание: Рассмотрите карты атласа, продолжите предложения….

На физических картах подробно показаны…

На политических картах показаны…

На тематических картах подробно показаны…

(С10) Масштаб карты - показывает, во сколько раз длина линии на карте меньше соответствующей ей длины на местности. Масштаб указывается внизу карты.

Чем крупнее масштаб карты, тем подробнее на ней изображена местность.

(С11)Учитель рассказывает правила работы у доски с картой: 1.Если работаешь у настенной карты, справа, держишь указку в правой руке!

2. Если работаешь у настенной карты слева, держишь указку в левой руке!

Слушают учителя, участвуют дискуссиях. Осознание многообразия видов изображения земной поверхности.

Умения работать с различными источниками информации. Формирование исследовательских действий, исследовательской культуры, умения анализировать, систематизировать, делать выводы

Согласование усилий по решению учебной задачи, умение договариваться и приходить к общему мнению в совместной деятельности, учитывать мнения других

Формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности

Связь с другими сферами знаний.

Уметь принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров. Уметь адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение, как в конце действия, так и по ходу его реализации.

Релаксация

Объясняет и показывает движения

Физминутка

Наклоны: север – руки вверх, подняться на носочки,

Юг – присесть, руки на колени,

Запад – наклон влево,

Восток – наклон вправо.

Изобразить движение планеты Земля вокруг своей оси.

Выполняют упражнения

 

Взаимодействуют с учителем

   

Саморегуляция

5. Закрепление новых знаний и способов действий.

Формулирует условие задания. Организует деятельность учащихся по отработке изученных знаний и способов деятельности посредством их применения по образцу и в измененных условиях.

Практическая работа.

Сравнительная характеристика изображений земной поверхности

(С12)

Сравните глобус и карту. Определите их достоинства и недостатки. (помощь - УЧЕБНИК стр,26, АТЛАС, ГЛОБУС), запищите результат в таблицу:

сходства

отличие

   

По результатам работы сформулируйте вывод о возможности использования каждого изображения земной поверхности в повседневной и хозяйственной деятельности человека

Решают познавательные задачи путем комплексного применения известных им способов решения.

Осознание и произвольное построение речевых высказываний в письменной форме.

Выражают свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Умение формулировать собственное мнение и позицию.

Самоконтроль понимания вопросов.

Осуществление самоконтроля.

6. Первичная проверка понимания

Формулирует условие задания. Организует деятельность учащихся по отработке изученных знаний и способов деятельности посредством их применения по образцу и в измененных условиях.

(С13) Восстановите рассказ:

1.Модель Земли называют_________________

2.Условное изображение поверхности Земли на плоскости называют ____________________

3.Существует много видов географических карт.

Это ___________________

4.На физической карте синим цветом обозначена__________, коричневым, желтым, зелены -_____, белым –_______ .

5.Каждая карта имеет свой __________.

6.Если работаешь у настенной карты, стой __________, когда держишь указку в правой руке, и_________, когда указка в левой.

7.Назови лишнее:

(С14 ) Запомни! Как закрепление изученного на уроке смотрят фильм глобус и карта, youtube.com

Решают познавательные задачи путем комплексного применения известных им способов решения.

Осознание и произвольное построение речевых высказываний в устной форме.

Выражают свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Умение формулировать собственное мнение и позицию.

Самоконтроль понимания вопросов.

Осуществление самоконтроля и взаимоконтроля.

7. Рефлексия

Проводит рефлексию.

Успех – не редкость в нашем мире;
Но что такое есть успех?
Успех – отличная отметка;
Успех – удачный поворот;
Увы, успех приходит редко
Хотелось бы наоборот!

 

(С15) «Расскажи по схеме»:

Я знаю_________

Я запомнил _________

Я могу ______________

Было интересно_______

Мне захотелось________

Я научился____________

Рефлексируют

Умение делать выводы.

Взаимодействуют с учителем.

Формулирование собственного мнения и позиции.

Саморегуляция эмоциональных и функциональных состояний

Саморегуляция

8. Постановка домашнего задания

Формулирует домашнее задание. Проводит инструктаж по его выполнению, мотивирует выполнение домашнего задания.

(С16) Спасибо всем за активную работу!

Спасибо за работу!

Слушают учителя, записывают домашнее задание

Выделение существенной информации из слов учителя.

Взаимодействуют с учителем.

Слушание учителя

Осознание качества и уровня усвоения материала.

Регуляция учебной деятельности. Мотивация волевой саморегуляции.


 

Используемые программы:

1. Примерная программа по географии. Стандарты второго поколения.

2. Авторская программа по географии. 6-10 классы / Под редакцией И.В. Душиной. - М.: Дрофа,2016.

Учебники:

1.Е.М.Домогацких, Н.А. Алексеевский. География. Физическая география. 5 класс. - М.:ООО «ТИД «Русское слово-РС»,2017г.

УМК:

2. Географический атлас. 5 класс. - М.: Дрофа, 2017.

Дополнительная литература:

1.За страницами учебника географии. - М.: Дрофа, 2015.

2. Стародворская Т.Н. Модульная технология на уроках географии в VI классе. География в школе. 2001. №5.

3.Словарь терминов и понятий по географии.

4. Сиротин В.И. Самостоятельные и практические работы по географии. М.; Просвещение, 2013.

5. Уроки географии с использованием информационных технологий. 6-9 классы. Методическое пособие с электронным приложением (С.В. Долгорукова, Л.И. Елисеева и др.) – М.: Глобус, 2008.

6.Интернет – ресурсы:

https://yandex.ru/images/search?text

https://www.youtube.com/watch?v=_nKFndrnDss

https://www.youtube.com/watch?v=NSCd8d3ww6w

https://www.youtube.com/watch?v=bOQk4Tn6g1Y

Комплект технических и информационно-коммуникативных средств обучения:

аппаратура для записи и воспроизведения аудио- и видеоинформации

компьютер

мультимедиапроектор

медиатека
глобус и карта
PPTX / 6.76 Мб

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.