Конспект индивидуального занятия учителя-дефектолога для детей с РАС 6–7 лет
Конспект индивидуального занятия учителя – дефектолога для детей с РАС 6-7 лет
Цели: развивать восприятие формы, цвета, величины предмета, формировать предпосылки коммуникативных навыков посредством упражнений и игр.
Задачи:
Коррекционные: развивать мелкую моторику и координацию движения пальцев рук
развивать восприятие цвета и формы
формирование представления о геометрических фигурах, формирование понятия «широкий – узкий».
развивать умение соотносить тактильную и зрительную информацию, распознавать предметы на ощупь, снижать тактильную гиперчувствительность.
Образовательные:
создавать условия для следования инструкции
способствовать стремлению выполнять предоставленные задания
создавать условия, способствующие коммуникативному развитию ребенка
обеспечить ситуации, способствующие речевому развитию.
Воспитательные:
воспитание усидчивости
создание условий, обеспечивающих воспитание интереса к игровой деятельности
Оборудование: карточки «да» и «нет» для обратной связи; визуальное расписание «сначала – потом»; блоки Дьенеша; куклы Бибабо мешочек и парные фигурки: 2 маленьких одинаковых мяча, 2 маленькие мягкие игрушки, мяч массажный с шипами овальный.
Организационный момент: Настрой на занятие (ритуал на каждом занятии).
Массажный мячик зажимаем между ладонями и перекатываем, проговаривая:
По кругу, по кругу
Наш мячик бежит
По кругу, по кругу
Бежит и спешит.
Педагог: правая рука вверх полетела (ребенок поднимает правую руку вверх вместе с мячиком), на головку села, проговаривание стихотворения «По кругу». С головы Бух, упал (мячик скатывается на стол, ребенок имитирует действия и слова за педагогом). Левая рука вверх полетела (ребенок поднимает левую руку вверх вместе с мячиком), на головку села, проговаривание стихотворения «По кругу». С головы Бух, упал и в корзинку убежал (мячик скатывается на стол, ребенок имитирует действия и слова за педагогом, затем убирает мяч в корзинку).
Педагог надевает куклу Бибабо (лисичка).
Педагог: кто пришел сегодня к нам? (ребенок отвечают – лиса, если самостоятельно не называет героя, играем в игру Да/Нет: белка – нет, зайка – нет, лиса - да)
Ход занятия:
Педагог: говорит от лица героя (лисы). Я пришла с тобой играть будем пальчики считать. Покажи мне пальчик левый, а теперь все пальцы слева. После показа «лисичка» гладит/сжимает руку в зависимости от предпочтения ребёнка, проговаривая «Молодец, правильно». То же самое с левой рукой.
Лисичка построила себе домик, но всё ещё не успел доделать – остались детали.
Педагог выдаёт блоки Дьенеша ребёнку.
- Смотри, сколько деталей ещё осталось! Все они разной формы. Покажите круги.
- Покажите квадраты.
- Выложите на стол все прямоугольники. Давай посчитаем сколько их Положи справа все большие прямоугольники, а слева – все маленькие. Сколько больших (считаем)? Сколько маленьких (считаем)?
- Возьми в правую руку большой прямоугольник, а в левый большой квадрат. Положи фигуры. Проведи пальчиком по сторонам квадрата. А теперь – по сторонам прямоугольника.
- А теперь давайте поможем лисичке достроить дом.
Педагог выдаёт раздаточные листы.
- Положите необходимые детали на место. Остались детали? Да.
- Сколько окошек в домике у зайчика, посчитай? Покажи узкое окошко. Покажите широкое окошко.
Если ребенок затрудняется в выполнении задания помогаем с помощью приема «рука в руке».
После выполнения задания обязательно простимулировать ребёнка, дать любимую игрушку, пощекотать, поиграть в игру «БЗЗ» в зависимости от стимульных интересов ребенка.
К нам пришла не только лисичка, но и другие герои. Давай вместе угадаем кто это.
Положите по одному парному предмету в мешочек, а остальные поставьте на стол перед ребенком для визуальной подсказки. Укажите ребенку на один из предметов и попросите найти точно такой же в мешочке. Комментируйте процесс, например: «Тебе нужно найти мышку, она маленькая, мягкая, пушистая». Таким образом, ребенок начинает связывать описательные термины с предметом. Потом попросите ребенка описать предмет с помощью карточек «Да» и «Нет», при этом задавайте простые вопросы, например, «Мячик круглый?». Ребенок должен показать на карточку «Да» или дать словесный ответ.
Педагог: Какой ты молодец, дай пять. Ты справился
Лисичка хочет с тобой поиграть, игра Ку-Ку, «Бзз» по интересам ребёнка.
Ритуал прощания: на руке педагога кукла Бибабо лисичка, педагог сгибает-разгибает ладони, проговаривая слова и ожидая имитации действий /слов от ребенка
До свиданья, до свиданья,
Приходите к нам ещё!
До свиданья, до свиданья,
С вами очень хорошо!
До свиданья, до свиданья,
Приходите к нам опять!
До свиданья, до свиданья,
Будем весело играть!