Конспект логопедического занятия для детей 5–6 лет с ОНР «Посуда»
Конспект составила: учитель - логопед
МАДОУ «Детский сад №278» г. Перми
Шайдурова Ирина Владимировна
Конспект логопедического занятия для детей 5-6 лет с ОНР
Тема: Посуда
Цель: Систематизировать номинативный словарь по теме «Посуда»
Задачи:
Образовательные: 1) закрепить и систематизировать номинативный словарь (кастрюля, стакан, сахарница, тарелка, чашка, блюдце, вилка, нож, сковорода, противень, заварной чайник), расширить представления о посуде (сито, корыто, рюмка), ее назначении, деталях и частях, материалах из которых она сделана;
2) закрепить умение образовывать множественное число существительных;
3) упражнять в согласовании существительных с количественными числительными один – пять;
4) закрепить умение образовывать уменьшительно – ласкательные формы существительных;
5)закрепить умение согласовывать существительные с прилагательным: упражнять в подборе качественных прилагательных, в образовании относительных прилагательных;
Развивающие: 1) развивать общую моторику и мелкую моторику пальцев рук
2) развивать слухоречевую память, зрительное внимание, логическое мышление;
3) координировать движения с речью.
Оборудование: столы, стулья, компьютер, интерактивная доска, игровая презентация, смарт игры («1-5», «Большой – маленький», «Из чего сделано», «Что получится», «Один – много», «Назови ласково»), тарелка.
Демонстрационный материал: карточки – лото, картинки с изображением посуды разного вида (кастрюля, сковорода, ложка, вилка, нож, сахарница, тарелка, блюдце, стакан, банка, противень)
Ход занятия
Этапы занятия |
Деятельность педагога |
Деятельность детей |
Примечания |
Орг.момент 3-5 мин. |
Создание эмоционально – положительного фона Л.- Здравствуйте, ребята! Сегодня мне пришло электронное письмо. Прислала его Федора, она очень расстроена. Давайте послушаем, что же у нее случилось. «Здравствуйте, ребята! Случилась со мной неприятность. Не следила я за своей посудой, песочком не чистила, кипяточком не обливала и на полочки не раскладывала. Посуда обиделась и сбежала. Не могу я теперь ни чаю выпить, ни супа съесть, ни варенья отведать. Ребята, дорогие мои! Помогите, пожалуйста, мне Федоре посуду найти и вернуть домой, мне одной никак не справиться! Бабушка Федора!» Л. – Ребята, а вы поняли, что же случилось у Федоры Егоровны? Почему посуда от нее сбежала? Поможем бабушке Федоре вернуть ее посуду? Л. – Отправляемся в путь по волшебной тропинке с заданиями. Перед нами темный лес (хлопки в ладоши) Полон сказок и чудес. (шлепки по ногам) Нужно вместе здесь держаться, (стучать кулачками) Дружно всем перекликаться. («замочек» из пальцев) Итак, мы пришли к первому заданию. - Здесь, надо отгадать загадки. Если отгадаем, то узнаем, какая посуда сбежала от Федоры. У вас на столе лежат карточка и набор картинок. Отгадав загадку, кладете картинку на карточку. В ней пожарю я котлету И картошку без труда, Испеку блины к обеду, Ведь она –… (сковорода). Воду, овощи бери, Суп и борщ во мне вари. Я чистюля, не грязнуля, Я же мамина...(Кастрюля) Пузатый, носатый На печке сопел. Потом вдруг нечаянно Песню запел...(Чайник) Чтоб есть суп – она большая. И для каши есть такая. Меньше чайная немножко. Что это? Конечно …(Ложка) Салат, макароны, котлеты, картошку Их можно, конечно, покушать и ложкой, Но мною удобней – у меня есть зубчики Правда, невозможно мною кушать супчики. (Вилка) Культурно ли есть со стола? Хотите, чтоб я помогла? В завтрак, в обед или в ужин Никто так, как я вам не нужен! Бываю глубокой и мелкой, Но та и другая – …(Тарелка) На столе самовар, В чайнике душистый чай, В руки я беру ватрушку, Ну, а к ней большую… (Кружка) - Замечательно, с первым заданием справились. - Молодцы. А как, одним словом назвать все эти предметы? - Верно, посуда. Ребята, а посуда сделана из одного материала? |
Открывают письмо. Слушают запись. Отвечают на вопросы Повторяют движения за педагогом отгадывают загадки, выбирают картинку - отгадку, переносят в таблицу, затем сверяют свои ответы с ключом (кастрюля, сковорода, чайник, ложка, вилка, тарелка, кружка) Отвечают на вопросы Посуда Нет |
Презентация Слайд 2 |
Основной этап 10-15 мин |
Закрепить умение образовывать относительные прилагательные Л.- Давайте поиграем в игру «Из чего сделана посуда» Например: Посуда из стекла - стеклянная Посуда из металла - …. Посуда из фарфора - …… Посуда из глины - …. Посуда из дерева - …. Посуда из пластмассы - … Л. – Правильно, посуда бывает разная. Распределите картинки, из чего изготовлена посуда. Например, стакан сделан из стекла, значит, он стеклянный. Л.- Ребята, поглядите, кажется, мы нашли посуду Федоры Снятие утомляемости и сонливости, восстановление физических сил Вот большой стеклянный чайник\(надуть живот, одна рука на поясе) Очень важный как начальник. (другая рука – изогнута, как носик) вот фарфоровые чашки (приседать) Очень хрупкие, бедняжка (руки на поясе) Вот фарфоровые блюдца (кружиться) Только стукни – разобьются (рисуя руками круг) Вот серебряные ложки, (подтянуться, руки сомкнуть над головой), Кажется эти тарелки стоят здесь очень давно, они покрыты пылью. Надо сдуть эту пыль с тарелок. Пыль сдули, сейчас помыть посуду надо: Раз, два, три, четыре! (Хлопки) Кран с водою мы открыли (руки в кулак, покрутить) И посуду перемыли: (трут ладони) Чашку, чайник, ковшик, ложку И большую поварешку. (загибают пальцы) Тёрли, тёрли, мыли, мыли, (потирают руки, «моют» Всё кругом в воде и мыле. («фонарики») Раз, два, три, четыре (хлопки) Кран с водою мы закрыли –(кулаки покрутить) Всю посуду перемыли.(ладони вниз, потрясти) закрепить умение образовывать множественное число существительных: упражнять в в согласовании существительных с количественными числительными один – пять Л. – Как же много посуды у Федоры. Сейчас поиграем в игру «Один – много» Л. Молодцы! Нашли мы посуду Федорину. Надо посчитать ее, поиграем в игру «1-5». Л. – Сосчитали посуду. Давай сложим ее в коробку и отправим Федоре почтой. Будем складывать и ласково называть посуду. Игра «Назови ласково». Например: Тарелка – тарелочка; Блюдце – блюдечко; Вилка – вилочка; Кастрюля – кастрюлька; Ложка – ложечка; Рюмка – рюмочка. Сковорода – сковородочка; Стакан – стаканчик; Чайник – чайничек; Чашка – чашечка; Л.- Ну вот посылка готова к отправке. |
-Образовывают относительные прилагательные: металлическая фарфоровая глиняная деревянная пластмассовая - Соотносят картинки: Стекло – стакан, банка Фарфор – чашка, тарелка Дерево – ложка, доска Глина – кувшин Металл – кастрюля, вилка Выполняют дыхательное упражнение Выполняют движения за педагогом - Называют множественное число сущ. Соотнося картинки с числами 1-5 Называют ласково |
Презентация Слайд 3 Смарт – игра «Из чего сделана посуда» Ритмическое упражнение «Лес» Смарт – игра «Лото – волшебная скатерть» Физминутка Дыхательная гимнастика Паьчиковая гимнасика «Посуда» Смарт игра «Один - много» Смарт игра «Назови ласково» |
Заключительный этап 2-3 мин. |
Давайте придумаем для Федоры советы по уходу за посудой. Ребята, как мы помогли Федоре? Перечислите какую посуду мы помогли вернуть? |
Называют советы, как правильно ухаживать за посудой Отвечают на вопросы |