12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Владыкина Ольга Борисовна625
Россия, Новосибирская обл., Новосибирск


Конспект интегрированного урока по окружающему миру и технологии в 1 классе по теме

«Откуда берутся снег и лед?»

УМК «Школа России»


Предмет: Окружающий мир + технология

Класс: 1 класс

Тема урока: Откуда берутся снег и лед

Тип урока: интегрированный урок, открытие новых знаний

Цели урока:

Познакомить со свойствами снега и льда; развивать творческие способности.

Планируемые результаты

Предметные: познакомить со свойствами льда и снега, с их появлением; научить проводить простейшие опыты с водой, снегом и льдом; распозновать происходящие изменения в окружающем мире; развивать способности анализировать технологические карты; использовать в своей деятельности практические приемы.

Метапредметные:

Регулятивные: понимать и принимать поставленную учебную задачу; планировать свои действия; сверять выполнение работы по предложенному плану; осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности.

Познавательные: выбирать наиболее эффективные способы решения задач, проводить простейшие опыты с объектами неживой природы; проводить сравнение и классификацию объектов по заданным параметрам.

Коммуникативные: договариваться и приходить к общему решению; излагать и доказывать свое мнение;

Личностные: осознавать красоту окружающего мира; сотрудничать со взрослыми и сверстниками, находить выход из спорных ситуаций.

Оборудование:Компьютер, презентация-иллюстрация к сказке, учебник Плешаков А.А. «Окружающий мир» 1 класс, рабочие тетради; молоток, карточки с признаками снега, льда, стаканы со снегом, стаканы со льдом, стаканы с водой, листы цветной бумаги, цветные карандаши, лепбук «Вода», технологические карты изготовления снежинок.




Откуда берутся снег и лед? (Сказка)

Однажды утром Зайчонок проснулся с ощущением чего- то необыкновенного. Он подскочил со своей кроватки и увидел, что за окном вместо уже привычной осенней хмурости сияет сказочная белизна. Подбежав к окну, Зайчонок даже зажмурил глаза: там все было ослепительно белым.

-Ура! Снег выпал! – закричал Зайчонок. – Мама, я сегодня могу надеть свою новую шубку?

- Хорошо, - ответила Мама Зайчиха, - хотя еще немного рановато для нее. И собирайся скорее, а то опоздаешь на первый урок.

Зайчонок заторопился, опаздывать он не любил: ведь в лесной школе, где он учился, всегда происходило что-то интересное.

Выскочив на улицу, Зайчонок с восхищением вдохнул воздух. Пахло первым снегом, легким морозцем. Настроение у Зайчонка было праздничное. И его белая пушистая шубка смотрелась восхитительно.

«Я белый, снег белый – поиграем в прятки», - задорно подумал он.

Зайчонок весело поскакал по тропинке, ведущей в лесную школу. Оглянувшись, он увидел свои следы, оставленные на первом снегу.

Прибежав на полянку, где Мудрая Сова вела свои уроки для лесной малышни, Зайчонок застал веселую возню своих товарищей. Все радовались первому снегу. Лисенок и Волчонок кидались снежками, Ежик и Бельчонок лепили снеговика, птички возбужденно перелетали с дерева на дерево, что-то громко обсуждая. Шум и свист носились над полянкой. Только Медвежонок сидел на пеньке, подперев голову и сонно зевая. Зайчонок подскочил к нему.

- Ты что сидишь? Идем играть!

- Отстань, - сонно пробурчал Медвежонок, - Я спать хочу.

- Соня! Разве можно спать в такой день! – воскликнул Зайчонок и побежал хвастаться своей новой шубкой.

Олененок в задумчивости стоял на краю полянки. Зайчонок подскочил к нему.

- Ты чего тут стоишь?

- Смотри, вчера тут была лужа, мы кораблики из листьев на ней пускали, а сегодня вода стала твердой, - ответил Олененок.

Зайчонок потрогал лужу лапкой: и правду лужа стала твердой и холодной.

- А давай у Совы спросим? – предложил он Олененку, - Сова нам расскажет, она все знает.

- Давай, - согласился Олененок.

В это время громко и звонко застучал дятел. Начинался урок.

Мудрая Сова слетела с большого дуба, росшего на краю поляны, и устроилась большом пне посредине поляны. Звериная малышня собралась вокруг нее.

- А сегодня снег выпал! – подпрыгнул Зайчонок. – И откуда он только взялся?

Сова довольно заухала:

- Интересно?

- Да! – на разные голоса закричали малыши.

- Ну тогда слушайте.

Он все время занят делом,

Он не может зря идти.

Он идет и красит белым

Все, что видит на пути. (Снег)

- Это снег, - снова подскочил Зайчонок. – Я проснулся сегодня, а за окном все-все белое! Так красиво!

- Верно, - согласилась Сова.

Рыбам в зиму жить тепла:

Крыша – толстое стекло. (Лед)

- А такое появилось вон там, на луже. Оно твердое и прозрачное. – сказал Олененок.

- Это называется лед, - важно поднял лапку Ежик.

- Правильно, - кивнула Сова.

- Так откуда все это взялось? - подпрыгнул Зайчонок, - вчера еще ничего не было.

- А вот послушайте:

Снег на ветках голых,

Отдыхают пчёлы,

Поздние восходы

Что за время года? (Зима)

- Это зима, - ответил Бельчонок, - ведь только зимой может идти снег.

Пушистая вата

Плывёт куда-то.

Чем вата ниже,

Тем дождик ближе. (Туча)

Летели серые гуси,

Нароняли белого пуха. (Тучи)

- Дождик идет из тучек, - ответил Волчонок, - отгадка это «туча». А причем тут какой-то белый пух и гуси.

- А притом, что когда становится холодно, вода в тучках замерзает и из них идет снег, - ответила Сова.

 Одеяло белое

Не руками сделано.

Не ткалось

И не кроилось,

С неба на землю свалилось (снег)

Всю зиму лежит,

А весной убежит. (Снег)

Лежало одеяло,

Мягкое, белое,

Землю грело.

Ветер подул,

Одеяло согнул.

Солнце припекло,

Одеяло потекло. (Снег)

- Это снег, это снег, - завертелся Лисенок. – Я знаю, что когда тепло снег начинает таять и получается вода.

- Совершенно правильно. Слушайте следующую загадку.

Дедушка без топора

мост мостит. (Мороз)

Не драгоценный камень,

а светится. (Лед)

И в воде не тонет,

И в огне не горит. (Лёд)

- Вчера, там, на краю полянки была лужа – мы в ней кораблики из листьев пускали, а сегодня на ней появился лед, - подумав, сказал Олененок, - ночью был мороз, мама мне сказала. Выходит, когда мороз приходит, вода становится льдом?

- Да, когда становится холодно, вода замерзает и наши речки и озера покрываются льдом, - подтвердила Сова.

- Так значит, снег и лед – это вода? – спросил Зайчонок.

- Верно, снег и лед – это вода, - ответила Сова. – А вы знаете, как из воды образуется снег?

- Нет! Расскажите, расскажите, - закричали зверята.

- Хорошо, - рассмеялась Сова, - но сначала загадка.

Белым - бела и холодна,

Когда одна - едва видна.

И от подруг летящих мимо

В пути совсем неотличима. (Снежинка)

Что за звёздочки сквозные

На пальто и на платке?

Все сквозные, вырезные,

А возьмёшь - вода в руке. (Снежинки)

- Вчера вечером, когда начало темнеть, мы с папой возвращались домой от моей тетушки, - проговорил Волчонок, - мне на нос опустилась маленькая звездочка. Она была холодная и сразу же растаяла. На носу осталась капелька воды. Папа сказал, что это была первая снежинка. И что зима начинается…

- Молодец твой папа, все правильно тебе рассказал. Эти звездочки-снежинки и есть снег, который мы с вами видим вокруг. Просто их очень, очень, очень много. Когда становится холодно, капельки воды, которые собираются в дождевых тучках, превращаются от холода в маленькие льдинки. Льдинки соединяются между собой и получается снежинка. А когда собирается много-много снежинок - идет снег.

Зверята радостно загалдели: они получили ответы на свои вопросы и радовались, что все стало понятно и просто. Сова предложила побегать по полянке и принести немного снега и льда. Малыши разбежались по полянке, только Медвежонок остался сидеть на своем пеньке, он не хотел бегать, он хотел спать.

Размявшись, малыши принесли к Сове комочки снега и кусочки льда.

- Рассмотрите, пожалуйста, снег и лед, – попросила Сова. – Попробуйте из снега сделать горку, ямку.

Все дружно принялись месить снег лапками.

- Я могу слепить из снега снежок, - закричал Лисенок.

- А мы слепили снеговика, - сказал Ежик. – Он вон там стоит.

- Молодцы, - похвалила Сова. – А теперь попробуйте сделать то же самое со льдом.

- А со льдом не получается, - сказал Олененок и стукнул по нему копытцем. – Лед ломается.

- Ага, - подпрыгнул Зайчонок, - лед ломается, а снег рассыпается.

- Значит можно сделать вывод: снег – рыхлый, а лед – хрупкий, - кивнула Сова. – А теперь положите снег и лед на листья, что и сравните их.

Лисенок схватил свой снежок и раскрошил его на разноцветные листья осинки, лежавшие на земле. А Ежик аккуратно взял пластинку льда и положил на листик клена.

- Листиков не видно, снег все спрятал и все стало белым, - закричал Лисенок.

- А я вижу кленовый листик, - ответил Ежик. – Лед его не спрятал.

- Видите, - сказала Сова. – Лед и снег имеют разные свойства.

- Снег белый и не прозрачный, - подумав сказал Олененок. – А лед наоборот совсем бесцветный и прозрачный.

- Совершенно верно, - кивнула Сова, - а теперь давай кинем лед и снег в воду.

Все бегом бросились к лужице. Волчонок добежал первый и бросил свой снежок в нее.

- Ой, снег в воде тает! – воскликнул он.

- Да, и льдинки тоже начали таять, - задумчиво протянул Олененок.

- Это потому, что вода теплее снега и льда, - ответила Сова.

- Значит, снег и лед от тепла тают, - важно сказал Ежик.

Все засмеялись.

- Вы молодцы, - похвалила учеников Сова. – И теперь сами сможете мне рассказать о признаках льда и снега.

- Лед хрупкий, бесцветный, прозрачный и в тепле тает, - сказал Олененок.

- А снег рыхлый, белый, непрозрачный и в тепле тоже тает, - подпрыгнул Зайчонок.

- Ну раз вы такие знатоки, устроим конкурс загадок, - предложила Сова

Я живу под самой крышей,

Даже страшно глянуть вниз.

Я могла бы жить и выше,

Если б крыши там нашлись. (Сосулька)

На дворе переполох:

С неба сыплется горох.

Съела шесть горошин Нина,

У нее теперь ангина. (Град)

С неба звезды падают,

Лягут на поля.

Пусть под ними скроется

Черная земля.

Много-много звездочек –

Тонких, как стекло.

Звездочки холодные,

А земле тепло. (Снежинки)

Бел, да не сахар,

Ног нет, да идет. (Снег)

На всех садятся,

Никого не боятся. (Снежинки)

По снегу покатите – я подрасту.

На костре согрейте – я пропаду. (Снежный ком)

выглянуло солнышко, пригрело землю и снег начал таять. Скоро островки снега остались только в глубокой тени, а на земле показались опавшие листья.

- Как жаль, - вздохнул Зайчонок, - было так красиво.

- Не расстраивайся, - улыбнулась Сова, - снег скоро вернется. А вам я предлагаю самим сделать снежинки. И уверяю вас, если вы возьмете их домой, они в тепле не растают.

- Это хорошо, - сказал Волчонок, - снежинка вчера была такая красивая. Я хотел бы, чтобы у меня была такая и не таяла.

- Ну тогда за работу, – сказала Сова.

И ученики лесной школы погрузились в мир творчества.

Только Медвежонок уже спал на своем пеньке. Сова с улыбкой поглядела на него, она знала, что теперь не увидит своего ученика до самой весны.


Варианты бумажных снежинок:

Вырезная

t1634859007aa.jpg

Объемные

t1634859007ab.jpg


t1634859007ac.png

Из полосок

t1634859007ad.png



Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.