Конспект интегрированного занятия для детей старшего дошкольного возраста с использованием метода мнемотехники
Конспект интегрированного занятия для детей старшего дошкольного возраста с использованием метода мнемотехники.
Тема: «Озорной ветерок». Заучивание стихотворения Н. Нищевой «Ветер по лесу гулял».
Дата проведения: 20 ноября 2019года.
Подготовил: Крохолева Г.Г., воспитатель старшей группы.
Участники образовательной деятельности: дети старшей группы, воспитатель.
Цель: Развитие памяти на основе заучивания стихотворения посредством метода мнемотехники, закрепление знаний об изменениях в жизни диких животных осенью.
Задачи:
Образовательные:
• Выучить с детьми новое стихотворение, закрепить приметы осени;
• Обогащать пассивный и задействовать активный словарь детей;
• Совершенствовать связную речь, творческое воображение;
• Закреплять умение соотносить знакомые образы с символами;
• Закреплять знания о природе, животном мире;
• Формировать коммуникативные навыки (диалогическую речь через
совместное обсуждение, ситуативно-деловое общение).
Развивающие:
• Развивать слуховое внимание при восприятии стихотворения;
• Развивать познавательную активность, внимание, память, наглядно – образное мышление, воображение, творческие способности, пространственное представление.
Воспитательные:
• Воспитывать любовь к художественному слову;
• Воспитывать любознательность, культуру поведения в природе, бережное отношение к ней.
Материал: Магнитная доска, мнемотаблицы, нарисованные детьми к стихотворению «Осень» М. Ходяковой, мнемотаблица к стихотворению Н. Нищевой «Ветер по лесу гулял», карточка – схема «Правила поведения в лесу», карточки с изображением животных, карточки с изображением жилища животного, карточки с силуэтами диких животных, мнемодорожка -орехи, грибы, беличий хвост, беличьи уши, мнемодорожка- острые зубы, хвост в проруби, луна, лес, карточки с изображением листьев: дубового, кленового, рябинового, березового, осинового, мольберт.
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций осеннего леса, лесных животных, деревьев, листьев, просмотр видеороликов: « Осенний лес», «Деревья», «Как животные готовятся к зиме»,дидактичкеская игра «С какого дерева листок» составление рассказа об осени с использованием мнемодорожек, заучивание стихов про осень, составление описательных рассказов о животных по мнемотаблицам, беседа о том, как животные готовятся к зиме, составление загадок-описаний, зарисовка мнемотаблиц к стихотворению «Осень» М. Ходяковой.
Форма работы: групповая, (индивидуально-коллективная)
Ход занятия:
I. Вводная часть.
Воспитатель: Здравствуйте, ребята. Какое время года на улице?
Как определили ?
Мы много учили стихотворений про осень, давайте вспомним одно из них.
Стихотворение «Осень» М. Ходякова, но рассказывать его мы будем при помощи мнемотаблиц, которые вы нарисовали сами.
Мнемотаблицы развешены на магнитной доске.
Воспитатель: Кто нам поможет, и покажет стихотворение по своей таблице? А мы все вместе расскажем.
Воспитатель: Сегодня мы с вами выучим еще одно стихотворение.
Написала его Наталья Нищева, «Ветер по лесу летал». И учить мы его будем тоже при помощи таблицы.
«Ветер по лесу летал».
Ветер по лесу летал,
Ветер листики считал:
Вот дубовый,
Вот кленовый,
Вот рябиновый резной,
Вот с березки – золотой,
Вот последний лист с осинки
Ветер бросил на тропинку.
Воспитатель: Про какое время года это стихотворение? Почему так решили? Объясните.
У березки- золотой – значит желтый, а желтые листья бывают осенью.
Последний лист с осинки-тоже бывает осенью.
Воспитатель: Где гулял ветер?
Что он делал?
Какие листики считал?
(Открываю таблицу)
Воспитатель: Что-то случилось, почему листиков в таблице нет? Как вы думаете?
Ветер дунул и они все разлетелись.
Воспитатель: Какой ветер –непоседа! Как еще можно такой ветер назвать?
Шалун, шалунишка, озорник, проказник.
Воспитатель: Нам надо собрать таблицу и мы идем в лес искать листья.
Выполним все задания, соберем листья.
Вспомним правила поведения в лесу. (таблица висит на магнитной доске).
II. Основная часть.
Физкультминутка
Мы в лесок сейчас пойдем, никого там не вспугнем.
Не обидим, не напугаем.
Не растопчем, не сломаем.(идем на цыпочках, руки на поясе).
(Подходим к мольберту)
Воспитатель: Угадайте, с каким животным мы сейчас встретимся.
На столе мнемодорожка: Грибы, орехи, хвост, уши
Воспитатель: Кто это? ( Белка) ( изображение белки вывешивается на мольберт)
Воспитатель: Что про белку знаем? Какая белка летом? Какая становится зимой? Что такое « линька»? Где белка строит себе жилище? Как готовится к зиме?
Д/и « Найди силуэт» Найдите силуэт белки. ( силуэты разных животных лежат на столе).
Воспитатель: С заданием справились, листик забираем.
Какой листик? (дубовый). С какого дерева упал?
Физкультминутка.
Прыгаем по дорожке (мягкие модули) как белка.
Воспитатель: С каким животным дальше встретимся, узнаем, если отгадаем загадку.
Кто в лесу глухом живёт,
Неуклюжий, косолапый?
Летом ест малину, мёд,
А зимой сосёт он лапу. (медведь)
( изображение медведя вывешивается на мольберт)
Воспитатель: Где устраивает себе жилище? Как готовится к зиме?
Д/и «Найди силуэт» Найдите силуэт медведя.
С заданием справились, листик забираем.
Какой листик? ( кленовый) С какого дерева упал?
Дыхательная гимнастика.
На вдохе: Надувался шар, пыхтел,
Показать себя хотел.
На выдохе: Ох, какой упругий,
Лопнул от натуги.( шлепок по надутым щекам).
Воспитатель: Чтобы узнать следующего зверя, надо отгадать загадку.
Рыжая плутовка,
Хитрая да ловкая.
Хвост пушистый,
Мех золотистый.
В лесу живет,
В деревне кур крадет.(Лиса).
( изображение лисы вывешивается на мольберт)
Воспитатель: Где устраивает себе жилище? Как готовится к зиме?
Выполнили задание, забираем листик.
Какой листик? (рябиновый).С какого дерева упал ?
Самомассаж «Лисонька»
Утром лисонька проснулась.
Влево ручкой потянулась, вправо ручкой потянулась,
сладко солнцу улыбнулась.
В кулачки все пальцы сжала – растирать все стала:
Ручки, ножки и бока- вот какая красота.
А потом ладошкой похлопала немножко.
А потом все гладить стала:
Ручки, ножки и бока-
Вот так лисонька - лиса!
Воспитатель: Следующего зверя узнайте по устному описанию: быстрый, уши длинные, а хвост коротккий, трусишка.(заяц)
( изображение зайца вывешивается на мольберт).
Воспитатель: Какой заяц летом, какой зимой? Как готовится к зиме?
На вопросы ответили, забираем листик.
Какой листик? ? (березовый). С какого дерева упал?
Как березу можно назвать ласково?
Гимнастика для глаз.
«Глазкам нужно отдохнуть.» (Ребята закрывают глаза)
«Нужно глубоко вздохнуть.» (Глубокий вдох. Глаза все так же закрыты)
«Глаза по кругу побегут.» (Глаза открыты. Движение зрачком по кругу по часовой и против часовой стрелки)
«Много-много раз моргнут» (Частое моргание глазами)
«Глазкам стало хорошо.» (Легкое касание кончиками пальцев закрытых глаз)
«Увидят мои глазки все!» (Глаза распахнуты. На лице широкая улыбка)
Воспитатель: Узнаем следующего зверя , если разгадаем мнемодорожку.
(острые зубы, луна, волчий хвост в проруби).(волк)
Воспитатель: Как готовится к зиме?
Творческое задание: Воспитатель: Мимикой покажите волка, лису, трусливого зайца.
Воспитатель: Задания выполнили, забираем листик.
Какой листик? ? (осиновый). С какого дерева упал?
Как осину можно назвать ласково?
Все листики нашли, таблицу заполнили.
Метод мнемотехники.
На магнитной доске мнемотаблица к стихотворению.
Разбираем с детьми содержимое каждой клетки мнемотаблицы, преобразовывая рисунки в слова, Воспитатель читает стихотворение еще раз по мнемотаблице, Затем дети повторяют стихотворение с использованием мнемотаблицы. Предлагаю сначала прочитать девочкам, затем мальчикам. Читаем в парах, когда один ребенок стоит лицом к доске, другой слушает. Затем меняемся местами. Рассказываем по желанию, выходя к доске.
III. Заключительная часть.
Воспитатель: Что мы сегодня делали на занятии? С кем встречались? О ком говорили?
Рефлексия: Дети ложатся на ковер. На живот кладут бумажный листик. Делаем вдох - листик поднимается, делаем выдох- листик опускается.
Воспитатель: Ветер дунул, листочки упали на воду. Ветер качает листочки на волнах (дыхательная гимнастика).