Конспект НОД по речевому развитию с применением мнемотехники для детей старшего дошкольного возраста «Настоящие друзья»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по одному из направлений развития детей №4 «Звездочка»
Конспект НОД по речевому развитию
с применением мнемотехники для детей старшего дошкольного возраста
«НАСТОЯЩИЕ ДРУЗЬЯ»
Разработала: Мешкова М.В.,
воспитатель
МБДОУ № 4 «Звездочка»
Шушенское
2017 г.
ЦЕЛЬ: обеспечить систематизацию знаний и представлений о дружбе.
ЗАДАЧИ:
Обучающие: продолжать знакомить детей с качествами, помогающими дружбе; учить детей составлять коллективный повествовательный рассказ по сюжетной картине с помощью мнемотехники; учить называть слова, оканчивающиеся на «ок».
Развивающие: развивать монологическую и диалогическую формы речи, восприятие темпа, ритма речи.
Воспитательные: воспитывать доброжелательные отношения между детьми, чувство взаимопомощи, товарищества.
ОБОРУДОВАНИЕ: колокольчик, изображения человечков со злыми и веселыми лицами, изображение Дюдюки, сюжетная картина «Настоящий друг», изображение кузовка, карточки с изображением разных предметов, аудиозапись песни о дружбе, аудиозапись тревожной и сказочной музыки.
ХОД НОД:
Воспитатель: Мой бубенчик озорной!
Ты друзей в кружок построй!
Ребята, давайте поприветствуем своих друзей. Давайте повернемся друг к другу и объединимся в пары.
Дети и воспитатель произносят слова и выполняют движения.
Добрый день, мой милый друг (рукопожатие).
Посмотри-ка ты вокруг (поворачиваем головы из стороны в сторону).
Здесь есть ты (кладем правую руку на плечо соседа).
Здесь есть я (кладем правую руку себе на грудь).
Будем вместе жить друзья! (хлопаем в ладоши).
Воспитатель: А теперь повернемся к нашим гостям и произнесем дружно хором: ЗДРАВ-СТВУЙ-ТЕ!
Дети садятся на стульчики.
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, о чем мы с вами будем сегодня говорить? (если не скажут – В какую игру мы сейчас играли, с кем мы поздорововались?).
Ребята, давайте с вами отправимся в чудесный город – в город, где живут настоящие друзья, которые никогда с друг с другом не ссорятся!
Для того чтобы попасть в этот город нужно закрыть глазки и произнести волшебные слова:
Бим– бам, бим- бам
В город мы сейчас войдем,
Тик – так, тик – так
Я скажу, и будет так!
Звучит тревожная музыка. На экране появляются человечки со злыми лицами.
Воспитатель: Что тут произошло?
Дюдюка: Это я, злючка Дюдюка. здесь побывала!
Воспитатель: Ребята, Дюдюка перессорила всех жителей сказочного города. Он срочно нужна помощь? Поможем? Как?
Для начала давайте Дюдюке расскажем, что же такое дружба, она, наверное, еще не знает (дружба – это когда дети не ссорятся, помогают друг другу, когда играют вместе, делятся своими игрушками, помогают друг другу, это улыбки друзей, когда легко и интересно)
Кого можно назвать настоящим другом? (ответы детей).
Посмотрите, какую картину я вам принесла. Рассмотрите ее внимательно. Ребята, а вы хотите послушать рассказ про настоящего, верного друга?
Воспитатель: «Стоял теплый летний день солнечный день. Оля со своими подругами вышла во двор погулять. Оля споткнулась о камень и упала. Девочка горько заплакала, ей было очень больно, на её ноге показалась кровь. В это время к девочке на велосипеде подъехал Алеша, он увидел то, что случилось, и не мог остаться в стороне. Алеша предложил Оле свою помощь, достал из кармана носовой платок, вытер на ноге у девочки кровь и помог Оле забраться на багажник велосипеда. Мальчик отвез девочку домой. Так поступают настоящие друзья».
Дюдюка: Ребята, а вы можете этот рассказ пересказать?
Воспитатель: Чтобы нам легче было пересказывать, давайте наш рассказ запишем с помощью картинок? Я буду читать одно предложение, а вы подберете картинку для нашего рассказа.
Стоял теплый летний день солнечный день. Какая картинка нам понадобиться для этого предложения? и т.д.
Мой колокольчик озорной!
Ты друзей в кружок построй!
Физминутка «Дружба»
Ты человек, и я человек (показывают)
У тебя нос, и у меня нос.
У тебя щёчки красненькие, и у меня щёчки красненькие,
У тебя губки аленькие, и у меня губки аленькие.
Мы два друга, мы любим друг друга (обнимаются).
Воспитатель: Вот молодцы, как дружно выполнили физминутку.
Дети садятся на стулья.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, мы составили план рассказа. Кто может рассказ пересказать?
Воспитатель вызывает одного ребенка.
Воспитатель: Ребята, как можно начать интересно наш рассказ? О чем нужно в первую очередь рассказать? (Нужно рассказать о том, когда этот случай произошел, где). После этого, о чем можно рассказать? (Нужно рассказать о том, как на ноге Оли появилась рана). А как закончим наш рассказ. Что нужно рассказать? (Нужно рассказать о том, каким образом Алеша помог девочке).
Пересказ рассказа ребенком.
Воспитатель: Дюдюка, теперь ты поняла, кто такие настоящие друзья?
Дюдюка: я все это знаю, просто у меня всегда плохое настроение.
Воспитатель: Дюдюка, а ведь друзья могут тебе помочь! Ты снова будешь веселая, а не злая и печальная.
Мой бубенчик озорной!
Ты друзей в кружок построй!
Физминутка «Настроение»
Настроение упало, (развести руки в сторону и вниз)
Дело валится из рук… (бьем легонько по внешним сторонам ладоней)
Но еще не все пропало, (пальчиком влево - вправо)
Если есть хороший друг. (показать на друга)
С делом справимся вдвоем, (положить руки на плечи друга)
С облегчением вздохнем – Эх!
Настроение поднимем (присели, собрали настроение в ладошки)
И от пыли отряхнем! (отряхивают руки).
Дюдюка: Ой, какая я стала веселая! Но ведь бывает, что у человека нет друзей, и он остается одиноким. Ребята, а как вы думаете, быть одному хорошо или плохо? Что плохого? (Скучно, не с кем играть, не с кем поговорить, поделиться своими мыслями, некому сделать что-то хорошее) А Что хорошего? (Можно подумать о чем-то своем, помечтать, можно вспомнить что-то, можно поговорить с самим собой, можно принять важное решение, обдумать ситуацию, побыть наедине со своей совестью, никто не мешает, не отвлекает.)
Дюдюка: Я поняла, что хорошо остаться одному, только совсем не надолго! Скажите, что же надо делать, чтобы не ссориться? (делиться игрушками, помогать друг другу, не ссорится, не спорить, делать все дружно)
Воспитатель: Дюдюка, настоящие друзья делятся своими игрушками. Давайте поиграем в игру кузовок. Нужно разделиться на группы (воспитатель раздает карточки с изображением эмоций). У каждой группы на столах лежат карточки с изображением разных игрушек. Надо выбрать только те, которые оканчиваются на «ок», например, замок, листок. Каждая группа договориться, кто будет командиром, который будет относить карточки в кузовок. А вы помогайте ему советом. И не надо ругаться. Помните, что злючка колючка только и ждет, чтобы мы все поругались. Давайте этого не допустим.
Мы справились с трудностью. Вы все молодцы!
Дети садятся на коврик.
Воспитатель: Дюдюка, настоящие друзья – это друзья, с которыми не страшны ни грозы, ни морозы! Ребята, я предлагаю произнести чистоговорку про дружбу медленно и тихо:
За-за-за Собирается гроза
Зу-зу-зут Не ходи играть в грозу!
За-за-за Дружбе нипочем гроза
Зя-зя-зя В дом ко мне придут друзья!
А давайте теперь …. (воспитатель называет троих детей) произнесут эту скороговорку быстро и тихо.
Дюдюка ничего не услышала, давайте произнесем чистоговорку громко и быстро.
А давайте теперь …. (воспитатель называет троих детей) произнесут эту скороговорку медленно и громко).
Звучит сказочная музыка. На экране появляются человечки с веселыми и радостными лицами.
Воспитатель: У нас все получилось! В городе взошло солнышко, жители снова подружились и больше не ругаются! Из нас получилась отличная команда!
Человечки говорят нам спасибо:
Мы не будем больше злиться,
Мы решили помириться,
Злюка, уходи от нас.
Мы опять друзья сейчас!
Воспитатель: Друзья, не обижайте Дюдюку. Она больше не будет никого ссорить, она хочет с вами подружиться, правда?
Дюдюка: простите меня, пожалуйста. Я хочу с вами дружить!
Воспитатель: Пришло время возвращаться в детский сад!
Мой колокольчик озорной,
Ты друзей в кружок построй!
Давайте попрощаемся с Дюдюкой и жителями волшебного города! А сейчас закрываем глазки и произносим волшебные слова:
Бим– бам, бим- бом
В детский сад мы сейчас войдем,
Тик – так, тик – так
Я скажу, и будет так!
Звучит сказочная музыка.
Воспитатель: Как вы думаете, ребята, мы помогли помирить жителей города? Почему? (она поняла, что такое дружба).
А теперь давайте потанцуем со своими друзьями под весёлую песню о дружбе!