Конспект интегрированного занятия по теме «Весна. Насекомые» для детей средней группы
Средняя группа.
Музыкальный руководитель
Борисова Татьяна Евгеньевна
Цель: Расширять кругозор детей посредством разных видов творческой деятельности.
Программные задачи
Образовательные:
познакомить с произведениями русских композиторов С.Прокофьева, П.Чайковского, С. Майкапара, обратить внимание на изобразительные свойства и средства музыки, повторить знания музыкальных жанров- марш и вальс;
закреплять познания о весеннем обновлении природы, звуках природы и насекомых;
формировать умение в творческой импровизации голосом, мимикой и пантомимой передавать определенный образ насекомого;
закреплять умение методом конструирования и аппликации создавать изображения божьей коровки (мальчики) и бабочки (девочки).
Развивающие:
развивать слуховое восприятие, ритмическое и ладовое чувство, творческую активность и воображение, пространственные представления.
Воспитательные:
-воспитывать эстетический вкус, желание слушать музыку разного характера и двигаться под неё;
-прививать аккуратность и терпение при изготовлении изображений насекомых.
Материал и оборудование
музыкальные произведения: С.Майкапар «Бабочки», С.Прокофьев «Шествие кузнечиков» и «Фея Сирени» из балета «Золушка», П.Чайковский «Вальс цветов» из балета «Щелкунчик»; Н.Френкель «Песня про жука»;
схемы для голосовых упражнений и импровизаций по технологии Т.Тютюнниковой «Творческое музицирование»;
карточки для музыкально- дидактической игры «Жанры музыки»: «Марш», «Вальс», «Песня»;
детские музыкальные инструменты: колокольчики, бубны и ритмические палочки;
видео: мультипликационный фильм на музыку П.Чайковского «Вальс цветов»;
театральные шапки: «Божья коровка» и «Жук- рогач» ;
заготовки для аппликации: красные и черные круги - форма головы и туловища божьей коровки, голубые или розовые треугольники для крыльев бабочки, фломастеры разных цветов, клей- карандаш для каждого ребёнка, листы- фоны с изображением весенней лужайки.
-наблюдение явлений весенней природы, чтение сказок В.Бианки «Как муравьишка домой спешил» и К.Чуковского «Муха-цокотуха», рассматривание изображений бабочки, кузнечика и божьей коровки, пение песни Н.Френкель «Про жука».
Ход занятияДети входят в музыкальный зал и садятся перед экраном мультимедиа.
Просмотр мультфильма на музыку П.Чайковского «Вальс цветов».
Музыкальный руководитель( Далее- М.Р.): Вы заметили, дети, какое время года изображено в мультфильме? Правильно, весна. А по каким приметам вы это поняли? (Дети рассказывают, что в мультфильме таял снег, бежали ручейки, разливалась река, появлялись проталинки и на них подснежники, летели с юга птицы, из коры деревьев и из земли появлялись проснувшиеся жуки).
М.Р.: Конечно, в весенней картине природы никак не обойтись без звуков насекомых. В зеленой траве засуетились жуки большие и маленькие, шумные и еле жужжащие на ветке. Попробуйте своим голосом изобразить жуков «Ж-Ж-Ж». Как вы думаете, а можно ли изобразить полет жука? Посмотрите на схему: здесь жук летит прямо, а здесь вверх, а здесь вниз. Я сыграю вам полет на фортепиано, похоже? Попробуем своими голосами как музыкальными инструментами изобразить нарисованный на схеме полет жука (дети, стоя у стульев, импровизируют с голосовыми тембрами)
Упражнения по схемам Т.Э. Тютюнниковой «Творческое музицирование»).
Воспитатель: Ребята, мы с вами прочитали сказку Виталия Бианки «Как муравьишка домой спешил», скажите, какие жуки помогли муравьишке?
(ответы детей: жук- блошачок и майский жук).
М.Р. Для добрых жуков мы споём песню, посмотрите, какие театральные шапочки я для солистов приготовила (божья коровка и жук- рогач). Выберем солистов считалкой (все вместе проговаривают чистоговорку: «Жук жужжал, жужжал, жужжал, по дорожке побежал к………( имя ребёнка).
Исполняется песня - диалог Н.Френкель «Про жука»
М.Р. Я хочу загадать вам загадку не простую, а музыкальную. Догадайтесь, кто танцует в музыкальной пьесе?
Слушание музыкальной пьесы С. Майкапара «Бабочки» (повтор от сентября текущего учебного года).
Дети отгадывают: «Бабочки танцуют ВАЛЬС».
М.Р. Девочки наши превращаются в прекрасных бабочек (девочкам на плечи накидываются воспитателем прозрачные разноцветные палантины), а мальчики становятся музыкантами, они вместе со мной будут аккомпанировать танцу ( мальчики выбирают из предложенных детских музыкальных инструментов колокольчики и треугольники).
Творческая импровизация: девочки - вальс бабочек, мальчики- ритмический аккомпанемент .
М. Р. Какой плавный, ласковый, порхающий и солнечный танец у нас получился. Вы, дети, настоящие артисты! Я предлагаю вам вспомнить название музыки, в которой живут друзья бабочек.
Слушание отрывка музыкальной пьесы С.Прокофьева «Шествие кузнечиков» (повтор от сентября текущего учебного года).
Дети отгадывают: «Шествие кузнечиков».
М.Р. Ребята, вы правильно угадали, а почему именно шествие, а не МАРШ? (Ответы детей: «Кузнечики идут, подпрыгивая и спотыкаясь, а, иногда, просто прыгают на месте»).
Сейчас наши мальчики превратятся в зелёных весёлых кузнечиков, а девочки будут аккомпанировать шагам кузнечиков на ритмических палочках, а прыжкам на бубнах.
Творческая импровизация: мальчики- пружинящий шаг змейкой по залу и прыжки врассыпную, девочки- ритмический аккомпанемент.
Воспитатель: Дети, как красиво вы изображали бабочек, жуков и кузнечиков, а, скажите, как можно их назвать одним общим словом? (Ответы детей: «Насекомые»). Я предлагаю вам сделать весенние картины с насекомыми и подарить их маме и папе, чтобы в вашей семье было радостное, весеннее настроение. Девочки будут наклеивать бабочек на готовый фон, а мальчики божьих коровок.
Дети делают панно приемами аппликации и рисования фломастерами (музыкальное сопровождение - П. Чайковский «Вальс цветов», С.Прокофьев «Фея Сирени»).
М.Р. Какие чудесные картины у вас получились, дети, яркие и весёлые, как весеннее настроение!
Воспитатель: Мы прощаемся с Татьяной Евгеньевной музыкальной песенкой и идём готовиться к прогулке, увидим на улице бабочек и жуков! Но трогать руками, пугать их не будем - надо беречь окружающую природу.
Дети прощаются песенкой «До скорой встречи» с музыкальным руководителем, забирают панно и уходят в группу.