Конспект открытого интегрированного занятия в средней группе по теме «Насекомые»
Конспект открытого интегрированного занятия по теме «Насекомые»
в средней группе
Цель: расширение и закрепление знаний детей о насекомых.
Задачи:
Образовательные:
• Расширять и закреплять знания детей о насекомых, вводить в активный словарь детей обобщающее понятие «насекомые», «хищные насекомые», «летающие/ползающие насекомые», ввести понятие «паук – не насекомое».
• Закреплять представление о порядковом счете, учить правильно пользоваться количественными и порядковыми числительными, отвечать на вопросы "Сколько?", "Который по счету?".
• Учить детей рассуждать и отстаивать свою точку зрения.
• Познакомить детей с техникой рисования «монотипия», формировать эстетическое отношение к окружающему миру.
Развивающие:
• Развивать внимание, память, мышление, речь детей.
• Способствовать развитию любознательности.
• Развивать творческое воображение и вкус.
Воспитательные:
• Воспитание любви к природе, желания беречь ее.
• Продолжать работу по формированию доброжелательных взаимоотношений между детьми.
Интеграция образовательных областей:
Познание, ознакомление с миром природы, ФЭМП, художественное творчество, речевое развитие, художественная литература.
Оборудование:
Презентация на интерактивной доске, магнитная доска, фигурки насекомых, предметные картинки с изображением насекомых, конверты с пронумерованными заданиями, разрезные картинки «Насекомые», силуэты бабочек по количеству детей, гуашь, кисточки по количеству детей, стаканы-непроливайки, салфетки.
Ход занятия:
I. Организационный момент:
Коммуникативная игра «Приветствие»:
Встанем мы в кружочек дружно – поздороваться нам нужно.
Говорю тебе «привет» – улыбнись скорей в ответ.
Нам здороваться не лень – всем «привет» и «добрый день»!
Воспитатель: Представьте, что в этот солнечный весенний денек мы с вами оказались на полянке, где растет травка и цветы, протяните солнышку правую ручку. (Воспитатель кладет на ладонь каждому ребенку картинку с насекомым). Кто же сел каждому из вас на ладошку?
Дети называют каждый свое насекомое.
Воспитатель: А как их всех можно назвать одним словом?
Дети: ……….(НАСЕКОМЫЕ)
Воспитатель: Правильно - насекомые. Молодцы! А сейчас мы «летим» к своим стульчикам и садимся за столы.
II. Основная часть:
(Презентация «Полянка с цветами и насекомыми»)
Ребята, мы видим полянку с насекомыми, давайте вспомним, какие части тела есть у каждого насекомого.
Дети: голова, грудь, брюшко, усики, лапки (6 штук!).
Воспитатель: Вот летает бабочка, она кушает ЧТО? Правильно – нектар с цветов. А вы знаете, что есть такие насекомые, которые питаются не соком растений и нектаром, а охотятся друг за другом и кушают друг друга? Такие насекомые называются - «ХИЩНЫЕ».
(Поставить перед детьми магнитную доску с прикрепленными картинками с изображением насекомых-хищников). Давайте назовем насекомых-хищников:
Дети: это божья коровка, муравей, стрекоза, .…
Воспитатель: А как вы думаете, «хищный» - это всегда плохо для природы, или такие насекомые могут принести и пользу? (привести пример муравья: он поедает вредителей (различных гусениц и жуков), разносит по лесу семена разных растений. Этим он помогает природе, он - санитар леса. Или божья коровка ест тлю – вредителя виноградников)
Дети: ……………….
Воспитатель: Правильно, хищный – это не всегда плохо, они приносят и пользу.
Итак, мы с вами помним, что у насекомых 6 ног. А сколько ног у паука? (показать игрушку, посчитать ноги). Правильно – 8 ног. Значит, паук – это не насекомое (он относится к отдельной группе - «паукообразные»).
Воспитатель: Вот узнал это наш паучок, обиделся и прогнал всех насекомых с нашей полянки. (поднять экран, на нашей зеленой доске цветы на магнитах, а насекомых нет).
А давайте мы с вами попробуем вернуть всех наших насекомых на полянку? Согласны?
Дети: Да.
Воспитатель: Для этого мы должны выполнить ЗАДАНИЯ, которые нам оставил паук. Видите конвертики с цифрами? (расположены в ряд у доски). Задания расположены по порядку. Значит, что нам нужно сделать? Взять задание под цифрой 1. Значит, какой это конверт по счету?
Дети: ПЕРВЫЙ.
Воспитатель: Задание называется «ЧЕТВЕРТЫЙ ЛИШНИЙ». Посмотрим на экран (или просто картинки к доске прикрепить) и ответим, какое из этих насекомых лишнее и почему.
(Картинки: Муравей - Бабочка - Кузнечик - Божья коровка).
Дети: размышляют, отвечают (Бабочка).
Воспитатель: Все верно. Бабочка, потому что она питается нектаром цветов, а все остальные насекомые: муравей, кузнечик, божья коровка - хищники. Вы – молодцы!
Какое по счету это было задание?
Дети: Первое.
Воспитатель: А следующее будет каким?
Дети: Вторым.
Воспитатель: какую цифру ищем?
Дети: 2.
Воспитатель: ВТОРОЕ задание – «СЛОЖИ ПАЗЛ» ("Разрезные картинки"). Вы выполняете его в парах. Каждая пара собирает свою картинку (части лежат на каждом столе). Посмотрим, что у вас получится.
(Дети в парах собирают картинки с изображением насекомых. Воспитатель спрашивает у каждой пары, кого они собрали).
Дети: Муха, пчела, стрекоза, комар, бабочка, божья коровка.
Воспитатель: Ребята, а что общего у этих насекомых?
Дети: Эти насекомые умеют летать.
Воспитатель: А есть насекомые, которые не летают? Назовите их.
Дети: муравьи, жуки (не все), кузнечик, гусеница.
Воспитатель: Молодцы! Мы хорошо потрудились. Давайте немного отдохнем и поиграем. Встаем около стульчиков.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.
Утром бабочка проснулась,
Потянулась, улыбнулась,
Раз – росой она умылась,
Два – изящно покружилась.
Три – нагнулась и присела,
На четыре – улетела.
Воспитатель: Садимся на стульчики. Итак, сколько заданий мы выполнили? (Два). А какое по счету будет следующее задание?
Дети: Третье.
Воспитатель: Ищем конверт с какой цифрой?
Дети: 3.
Воспитатель: Цифра 3. ТРЕТЬЕ задание.
Это ЗАГАДКА от паука:
Она ярка, красива,
Изящна, легкокрыла.
Сама похожа на цветок
И любит пить цветочный сок (Бабочка)
Воспитатель: Какие вы у меня находчивые. Все верно. Давайте выполним ПАЛЬЧИКОВУЮ ГИМНАСТИКУ «Бабочка»:
Бабочка, кузнечик, муха,
Это жук с зеленым брюхом. (поочередно сгибаем пальцы в кулак)
Это кто же тут звенит?
Ой, сюда комар летит! (вращаем большими пальцами)
Прячьтесь! (прячем руки за спину).
Воспитатель: Три задания мы выполнили, и осталось еще одно, последнее, задание от паука, выполнив которое, мы сможем вернуть всех насекомых на нашу цветочную полянку. Но сначала давайте вспомним, мы говорили, что хищник не означает плохой. Вот и наш паучок оставил для вас сюрприз в четвертом конверте. Конверт с какой цифрой надо взять?
Дети: С цифрой четыре.
Воспитатель: (берет конверт) Это СКАЗКА для вас. Она называется «Волшебное превращение».
(Воспитатель рассказывает СКАЗКУ про бесцветную бабочку, параллельно выполняет рисунок (образец) на шаблоне-заготовке в технике монотипия).
СКАЗКА: На цветочной полянке жила гусеница. Однажды она из тончайших нитей сплела себе одежду и превратилась в куколку, из которой позже появилась бабочка (показать шаблон-заготовку бабочки). Вокруг был яркий разноцветной мир. Бабочка подлетела к ручейку и увидела в нем свое отражение – совершенно некрасивое с бесцветными крыльями. Она горько заплакала. Солнышку стало её очень жалко, оно погладило тёплым лучиком бабочку по крылышку (рисую на крылышках желтое пятнышко). Божья коровка коснулась своим крылышком крыла бабочки и оставила на нем ярко-красный след (рисую красное пятнышко на крылышке). Веселый кузнечик оставил свои отпечатки в виде зеленых точек. (рисую 2 зеленых пятнышка на крылышке). И, наконец, сверху, на крыло бабочки упала дождевая капелька (рисую голубое пятнышко). Бабочка от неожиданности закрыла оба крыла (складываю заготовку-бабочку краской внутрь), а когда крылья вновь раскрылись (раскрываю бабочку), все увидели, какая бабочка стала яркая и красивая. Это было прекрасно!
Воспитатель: Итак, чтобы выполнить последнее задание от паука, четвертое, мы должны превратить белых бабочек в цветных. Тогда все насекомые смогут вернуться на нашу полянку. Для это мы перемещаемся за столы, подготовленные для рисования.
(дети пересаживаются за столы для рисования)
Итак, перед вами лежат шаблоны-бабочки, кисти и краски. Наносить пятнышки и раскрашивать мы будем только одну сторону бабочки. Когда раскрасите одно крылышко, бабочку нужно будет сложить пополам и сделать отпечаток на другое крылышко.
(Дети раскрашивают бабочек в технике монотипия)
Воспитатель: Какие яркие, красивые, разные получились ваши бабочки. Когда краска высохнет, мы украсим ими нашу полянку, и паук не будет против, он сдержит свое слово и разрешит всем насекомым вернуться.
III. Подведение итогов. Рефлексия.
Воспитатель: Ребята, что мы сегодня с вами вспомнили / узнали?
Дети: .….. (у насекомых 6 ног, они бывают хищные, летающие/ползающие, рисовали бабочку в новой технике).
А если бы у вас была возможность превратиться в насекомых, в кого вы бы хотели превратиться и почему?
Дети: ……… (прикрепляем значок-наклейку с выбранным насекомым каждому ребенку).
Воспитатель: Наше занятие закончилось. До свидания!