Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе «Сказочный мир Лапландии»

2
0
Материал опубликован 31 January 2022

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

детский сад № 7

пгт.Никель Печенгский округ Мурманск4ой области













Методическая разработка интегрированного занятия

в подготовительной группе

«Сказочный мир Лапландии»







Музыкальный руководитель:

Гаркалина Оксана Васильевна

































Конспект интегрированного занятия

в подготовительной группе

«Сказочный мир Лапландии»

Цель: приобщение детей к декоративно-прикладному творчеству саамов, создание условий для формирования творческих способностей детей.

Программное содержание:

Образовательные задачи:

1. Обогащать игровой опыт детей за счет первичного освоения театрализованной игры, формировать интерес к творчеству и импровизации.

2. Закрепить знания детей о родном крае, коренных жителях Кольского полуострова.

3. Продолжать знакомство детей с декоративным творчеством саамского народа.

4. Совершенствовать умение выделять композицию, основные элементы росписи, цвет и использовать их в своих работах.

5. Закреплять технические навыки и умения в рисовании.

Воспитательные задачи:

1. Воспитывать дружеские взаимоотношения.

2. Воспитывать самостоятельность, аккуратность, умение доводить начатое дело до конца, умение анализировать полученный результат

Ход занятия


Под русский перепляс дети подготовительной группы, приплясывая, входят в зал.

Музыкальный руководитель здоровается с детьми.


Музыкальный руководитель: Здравствуйте ребята. Дети, что за музыка звучала, когда вы входили в зал и так весело танцевали?


Дети: Русская народная, плясовая, задорная и т.д.


Музыкальный руководитель: Да, мы русский народ, очень любим, плясать под веселую музыку петь частушки, шутки, прибаутки. А вы знаете, где мы живем, на каком полуострове? Давайте посмотрим на экран.


Дети: Мы живем на севере, на Кольском полуострове.


Музыкальный руководитель : Да, мы. с вами живем на Кольском полуострове на севере, за полярным кругом. А еще это место- называют Лапландией, удивительная это страна! А чем так удивителен наш край?


Дети: Зимой у нас севере Полярная ночь, а летом полярный день. В морозную ночь на небе бывает северное сияние.


Музыкальный руководитель : А чем богата наша тундра?


Дети: В тундре летом мы собираем ягоды морошку, чернику, голубику, воронику. А еще растет много грибов.

Музыкальный руководитель: А какие животные обитают в тундре?

Дети: В тундре живут олени, медведи, росомахи, лисы, волки.


Музыкальный руководитель : а давайте споем песню про наш северный край.

ПЕСНЯ: «ЧТО ТАКОЕ ТУНДРА?»

Воспитатель : А знаете, как называются коренные жители этого края?


Дети: Саамы


Воспитатель : А раньше их называли лопарями. скажите .а как называется жилье в котором они живут

Дети: Вежа, тупа, кувакса .

Воспитатель : а какая у саамов одежда зимой

Дети: Одежду и обувь шили и сейчас шьют из шкур оленей, расшивают и украшают ярким орнаментом бисером, тесьмой. Верхняя одежда малица ,на ноги одевали пимы ,на голову каппер, а на руки варежки койбицы.


Воспитатель : А чем они занимаются?


Дети: Занимаются они в основном рыболовством, оленеводством, охотой.

Воспитатель : Одним из самых красивых животных Севера называют северного оленя. А что вы знаете про оленей, и как они помогают людям? (ответы детей)

Дети: олень на севере кормит людей, обувает и одевает.

Воспитатель: Днем саамы работают вместе с оленями, пасут их, рыбу ловят. А зимой, в длинную, полярную ночь, сидят они в своих жилищах у очага, шьют одежду из оленьих шкур, мастерят рыболовные снасти и рассказывают детям сказки. Много сказок и преданий есть у саамов и передаются они из поколения в поколение. И вот одну из таких сказок мы вместе с вами покажем и послушаем.

Инсценировка по мотивам саамской сказки «Белый олень» (герои-дети)

Танец оленей

Сказочница: Жили на берегу одного озера охотник с женой. Были у них два сына и дочка маленькая. Радовались родители – их сыновья были лучшими стрелками в погосте, а дочка росла, как солнышко, маминой помощницей. Собрались как-то сыны на охоту, а мать с отцом им и говорят.

Мать: Сыновья мои сходите на охоту к верхнему озеру, там пасутся олени. И не торопитесь , подождите, когда стадо оленей ближе подойдет.

Отец: В любого оленя стрелять можно, но только нельзя трогать вожака стада - белого оленя – Гирваса.

1-й сын: Всё сделаем, как вы сказали, выполним ваш наказ.

2-й сын: Не будем мы стрелять в белого оленя.

Сказочница: Пошли братья в лес, видят - большое стадо оленей пасется. А впереди всех – Гирвас.

1-й сын: Как же мы такую добычу упустим? Давай убьём белого оленя – нам все завидовать будут.

2-й сын: Знаешь, брат, такого красивого и сильного оленя не всякий охотник добывал.

Сказочница: Забыли сыновья про родительский наказ. Пустили стрелы. Да, видно опыта охотничьего не хватило – не попали они в вожака, только стадо испугали, разбежались олени по всей тундре. А сыновья вернулись домой ни с чем. К вечеру погода в тундре совсем испортилась, потемнело все вокруг, ветер закружил, все вокруг стало серое, мрачное. Отец почувствовал – что-то не ладное и решил в лес сходить, а дочка маленькая с ним просится.

Дочь: Возьми и меня с собой, может я тебе помогу.

Отец: Ладно, пошли.

Сказочница: Идут они по лесу, а вокруг все темнее становится, ничего не видно. И тут выходит им навстречу вожак – олень. И говорит.

Гирвас: Крепко обидели меня сыновья твои, нарушили закон тундры – не стрелять в вожака стада. Или ты их учил плохо, или забыли они твой наказ.
Отец: Учил я сыновей, да молодые они еще, позабыли. Что же нам теперь делать?
Гирвас: За то, что нарушили закон тундры, я накажу ваш народ – будете вы жить во тьме глубокой, без света белого и без ярких красок вокруг.
Дочь: Прости ты нас, белый олень , что же нам из-за глупости братьев света белого не видеть? Подскажи, как нам вернуть свет и яркие краски?
Гирвас: Вижу хорошая дочь у тебя растет, охотник, так уж и быть, подскажу я вам, как все исправить. Нужно выполнить все мои задания и тогда красота ярких красок и солнечного цвета к вам вернутся (ребенок отдает воспитателю конверт)

Воспитатель:. Ну что ребята, поможем исправить ошибку и выполним задания?

Первое задание – прочитайте, что написано на полярной звезде. (Ловозеро). Что это за название такое – Ловозеро? (Центром культурной жизни саамов в России является село Ловозеро. Здесь проводятся различные саамские праздники и фестивали.) Первое задание выполнили, и мы получаем синий цвет.(закрепляет на зеркале полоску синию)

Второе задание – узнаете, что это такое? (саамский флаг). Круг отражает форму саамского бубна. А что обозначают 2 полукруга на флаге? ( красный полукруг – солнце, а синий – луна).

Правильно, и красный цвет наш (закрепляет на зеркале полоску)

Третье задание - отгадайте саамские загадки:
- Лес бежит, земля дрожит. (Оленье стадо)
- Кто по снегу по траве, носит дерево на голове? ( Олень)
- Один большой костёр согревает всю землю. (Солнце).
- гном который живет в тундре? (Чахкли).

Песня « Чахкли »
Третье задание выполнили и мы получаем желтый цвет.

Ведущий: Слышите, ребята, что это может быть

Дети: Северный ветер

Ведущий : а наше последнее задание укротить ветер как вы думаете у нас получиться

Дети : Да

Игра « Северный ветер»

Четвертое задание выполнили и зеленый цвет наш.

Воспитатель . Молодцы, ребята, все задания выполнили. Вернули все яркие краски, собрали все цвета. Посмотрите ,какое красивое северное сияние озарило тундру.

Воспитатель. Четыре цвета – это основные цвета саамского узора. Давайте, вспомним, о чем нам они могут рассказать?

синий – цвет неба и воды, сопки.

красный– солнце, символ жизни, очаг, рога оленей.

жёлтый – луна, времена года.

белый – чистый снег, тундра, дорога.

Воспитатель. Присаживайтесь за столы. У народов Севера есть добрая традиция. Белый олень считался у них священным животным. Приносил людям счастье. Ему никогда не обрубали рога. Рождение белого олененка в стаде отмечали большим праздником. Каждый год весной проводится праздник “Слет оленеводов”. Пастухи – оленеводы соревнуются на оленьих упряжках. На выставке мастерицы украшают оленей, шьют украшение под седло, украшение на голову оленя. Саамы маленького олененка называют ласково Пышка. Давайте, мы с вами украсим наших оленят.

Если посмотреть на образцы саамского орнамента, то видим, что узор простой, состоит из прямоугольников, квадратов, ромбов, кругов и овалов. (показ образцов)

.

Теперь можно приступать к работе. Сели ровно, спина прямая, ноги вместе. Старайтесь выполнять работу аккуратно, не торопитесь. Сначала придумайте узор, посмотрите, как и чем его нарисовать. Может вам не только кисточка потребуется, но ватные палочки. (проводиться индивидуальная работа)

Время подходит к концу, кто уже украсил олененка, наводим порядок на своем месте


Теперь несите своих оленят на эту полянку. Здесь мы их и поселим, рядом с чумом. Какие у вас олени интересные получились. У каждого оленя свой рисунок, орнамент. (проводится анализ работы. Предложить детям выбрать наиболее понравившиеся работы, объяснить свой выбор). Теперь Гирвас больше никогда не будет уводить стадо далеко от людей.

Воспитатель. Вот и закончилось наше занятие. Скажите, ребята, что вам больше всего понравилось? А может какие трудности у вас были? и т.д.

Я предлагаю вам прокатиться на наших оленях и поехать в группу

Дети становятся парами и уезжают.




























в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации