Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе «Путешествие в космос»
Цель: Уточнять и расширять представление детей о космосе и солнечной системе. Способствовать развитию познавательных и интеллектуальных способностей. Закреплять полученные знания, расширять кругозор детей, а также развивать память и внимание.
Задачи:
- Развивать познавательный интерес детей, систематизировать и расширять представление детей о многообразии космоса, о планетах солнечной системы, их отличительных особенностях. Продолжать закреплять знания о первом космонавте - Ю. Гагарине, об ученых-исследователях Циолковском и Королёве.
- Развивать социально-коммуникативные навыки (свободное общение со взрослыми и сверстниками, умение слушать).
- Расширять и активизировать словарь такими словами как «вселенная», «солнечная система», «орбита», «галактика», «кратер», «метеорит», названия планет и др.
- Развивать двигательную активность, физические качества (быстрота, ловкость движений), фантазию и творчество.
- Воспитывать желание воспринимать и различать музыку (музыку космоса), восхищаться её красотой.
- Воспитывать любознательность, интерес к космосу и к нашей планете Земля, проявлять любовь к ней, желание беречь её.
Интегрированные образовательные области: коммуникация, социализация, художественное слово, здоровье, музыка.
Методы: Игровые, наглядные, словесные, практические.
Приёмы: Вопросы, поощряющая оценка, дополнения.
Словарная работа: обогащать словарь (космос, иллюминатор, созвездие).
Оборудование: лист ватмана, карандаши, картинки, маркеры, клей, геометрические фигуры, конструктор, пазлы, смайлики желтого и зеленого цвета.
Воспитатель: Ребята, у нас сегодня присутствуют гости, поздоровайтесь с ними. (Дети здороваются.) А теперь поприветствуем друг друга.
Приветствие
Эй, друг, не зевай
Быстро руку мне давай.
Круг сомкнулся,
Ну дела!
Получился,
Хоть куда!
Всем, всем, всем, добрый день!
Воспитатель: Cегодня прекрасный и не совсем обычный. Я пригласила к нам в детский сад одного очень интересного гостя, который скоро появится здесь. Он очень занятой, но, когда узнал, какие вы любознательные дети, то сразу захотел с вами познакомиться. У него к вам есть какое-то интересное предложение.
Сюрпризный момент
(Раздается стук в двери, воспитатель выходит посмотреть, кто же пришел, надевает костюм Доктора космических наук – шляпу, очки, в руки - чемоданчик с документами, и выходит к детям)
-Здравствуйте, дети, меня зовут Плутон Уранович и я – Доктор космических наук.
- Ребята, а вы знаете, что такое космос? Давайте вместе вспомним, что же это такое?
– это очень высоко, там, где кончается воздушное пространство Земли, начинается бесконечное космическое пространство. Сюда не залетаю птицы. Здесь не могут летать самолеты. Небо здесь совсем черное. А на черном небе и Солнце, и звезды, и Луна. Воздуха в космосе нет).
- Правильно, нашу планету вместе с воздушной оболочкой окружает бесконечно большое
пространство. В нем находятся небесные тела: Солнце, звезды, планеты, Луна. Это и есть космос.
- На какой планете мы живем? (Земля)
- Как называются люди на нашей планете? (Земляне)
- Нравится вам наша планета? (Да, нравится)
- А чем она вам нравится?
(Здесь много лесов, рек, морей и гор. На нашей планете живут разные, интересные животные и птицы. На Земле много красивых городов больших и маленьких. На нашей планете растет много красивых цветов. Мы здесь родились. )
- Один мой знакомый мудрец – Знайка – утверждает, что Земля – это огромная тарелка, которая держится на трех китах. Вы согласны с этим?
(Нет, наша планета Земля, имеет форму шара.)
- А сейчас, ребята, вам я вопрос такой задам:
Школу юных космонавтов собираюсь открывать.
Вы хотели бы ребята в этой школе побывать? - Да!
А придет пора лететь вы не станете реветь? - Нет!
- Ну, тогда я предлагаю вам поступить в мою школу юных космонавтов и всем вместе отправиться в космическое путешествие. Хотите? (Ответы детей)
- Очень хорошо. Что ж, тогда ответьте, пожалуйста, кто же у нас побывал в космосе самым первым?
(собаки Белка и Стрелка)
- Правильно!
- А как звали самого первого человека, побывавшего в космосе?
(Юрий Алексеевич Гагарин)
- Совершенно верно!
-А каким должен быть космонавт знаете?
На корабль могут взять только сильных, ловких.
поэтому нельзя здесь без тренировки.
Стих
В день весенний, день апрельский, Много лет тому назад, Мчалась в космосе ракета, Завораживая взгляд. Новость слышала планета:
«Русский парень полетел!», И героем-космонавтом
Каждый мальчик стать хотел!
Но, для того чтобы космонавтом стать, И к далеким планетам летать,
Нужно сильным, смелым быть, С физкультурою дружить!
Перед полетом космонавтам необходимо пройти подготовку. Поэтому сейчас мы с вами и проведем разминку.
Физминутка "Космодром».
Все готово для полета - руки вперед – вверх.
Ждут ракеты всех ребят - соединяем пальцы над головой.
Мало времени до взлета - маршируем на месте. Космонавты, встали в ряд! - прыжком – ноги врозь, руки на пояс. Поклонились влево, вправо - наклоны в стороны. Отдадим земной поклон - наклон вперед. Вот ракета полетела - прыжки на двух ногах вверх. Опустел наш космодром - присели.
Плутон Уранович: - Замечательно ребята! Физическую подготовку мы прошли.
Но еще космонавт должен знать, как устроена ракета, ведь ему придется в ней летать далеко от Земли. Давайте попробуем разобраться в ее устройстве и проведем учения.
- А вот так ракета взлетает с космодрома. Постепенно ступени ракеты сгорают и в открытом космосе ракета выглядит вот так.
Плутон Уранович: С устройством ракеты мы познакомились, теперь проведем небольшую викторину. Справитесь - сразу летим в космос.
- Конкурс «Разминка»
Я задаю вопросы, а вы быстро отвечаете. На вопросы команды отвечают по очереди. За выкрики с места и подсказки команда лишается фишки.
Вопросы:
1 - На чем летают люди в космос? (На ракете.)
2 - Как называют людей летающих в космос? (Космонавт.)
3 - Что люди делают в космосе? (Проводят исследования.)
4- Какие главные герои летали до людей и благополучно вернулись?
(Белка и Стрелка.)
5 - Какая страна первой отправила космонавта в космос? (Россия.)
6 - Кто был первым космонавтом, полетевшим в космос? (Ю. Гагарин.)
7 Как называется место запуска ракеты? (космодром)
8 -Какая планета самая холодная? (Плутон)
9 - Когда полетел в космос Ю. Гагарин? (12 апреля.)
10 - А как люди находятся в космосе? (В невесомости.)
11 - Как они принимают пищу? (С помощью тюбиков.)
12 - Как называется снаряжение космонавтов? (Скафандр.)
13 -Назовите спутник планеты Земля. (Луна)
14 -Назовите планету солнечной системы, которую в древности называли «Планетой войны» за ее красный цвет? (Марс)
15 -Какая по счету наша планета Земля от Солнца?
Плутон Уранович: С викториной справились успешно, поздравляю.
Практическая часть
- Мы отправимся в космическое путешествие на ракете. Нам с вами ее нужно собрать из геометрических фигур, вот они. Образец ракеты перед вами на экране. Эти модули нужно разрезать так, как показано на этой схеме. Дети получают ножницы, лист бумаги и распечатки схемы головоломки Танграм, которые они сами должны разрезать.
- Все разрезали? (Да). Теперь нужно сделать разминку, чтобы подготовиться к сбору ракеты. Делаем разминку.
Сбор ракеты и склеивание деталей (Звучит музыка).
- Посмотрите, какие модели ракет можно построить. Сбор моделей и наклеивание деталей ракеты на бумагу.
- Замечательно! Наша ракета готова! Космонавты готовы! Ну что ж, теперь мы можем отправляться в полет.
- В космосе нет воздуха, поэтому надеваем воображаемые скафандры и кислородные баллоны. (Дети надевают).
-В космосе невесомость, поэтому необходимо пристегнуть ремни. (Дети пристегивают воображаемые ремни).
Игра «Доскажи словечко»
Чтобы глаз вооружить
И со звездами дружить,
Млечный путь увидеть чтоб
Нужен мощный …(телескоп).
Телескопом сотни лет
Изучают жизнь планет.
Нам расскажет обо всем
Умный дядя …(астроном).
Астроном - он звездочет,
Знает все наперечет!
Только лучше звезд видна
В небе полная …(луна).
До Луны не может птица
Долететь и прилуниться,
Но зато умеет это
Делать быстрая …(ракета).
У ракеты есть водитель,
Невесомости любитель.
По-английски: «астронавт»,
А по-русски …(космонавт).
Космонавт сидит в ракете,
Проклиная все на свете -
На орбите как назло
Появилось …(НЛО).
НЛО летит к соседу
Из созвездья Андромеды,
В нем от скуки волком воет
Злой зеленый …(гуманоид).
Гуманоид с курса сбился,
В трех планетах заблудился,
Если звездной карты нету,
Не поможет скорость…(света).
Свет быстрее всех летает,
Километры не считает.
Дарит Солнце жизнь планетам,
Нам – тепло, хвосты – …(кометам).
Всё комета облетела,
Всё на небе осмотрела.
Видит, в космосе нора -
Это черная …(дыра).
В черных дырах темнота
Чем-то черным занята.
Там окончил свой полет
Межпланетный …(звездолёт).
Звездолет - стальная птица,
Он быстрее света мчится.
Познает на практике
Звездные …(галактики).
А галактики летят
В рассыпную как хотят.
Очень здоровенная
Эта вся вселенная!
Пальчиковая гимнастика "Мы космический отряд".
(Пальцы одной руки сжаты в кулак. Дети разжимают и сжимают пальцы)
Мы космический отряд,
Очень дружных пять ребят.
(Дети разгибают по очереди пальцы сжатые в кулак, начиная с большого.
Говоря про пятый палец, придерживают его другой рукой)
1 – Гагарин,
2 – Титов,
3 – Леонов,
4 – Комаров,
5-ый женщина, а не мужчина -
Терешкова Валентина!
(Дети соединяют ладони перед собой и поднимают их вверх, вытягивая руки)
В космический корабль сели,
Да и в космос полетели.
Задание на нахождение звезд одинаковой формы.
Плутон Уранович: Ребята, посмотрите в иллюминаторы, там столько интересного! Мы видим разные звезды. Давайте найдем среди них парные звезды – они одинаковой формы. После ответов детей звезды одинаковой формы объединяются по щелчку мыши.
Рассматривание изображения планет солнечной системы.
- Мимо нас проплывают: звезды, космические тела, Солнце и все 9 планет Солнечной системы:
1. Меркурий – самая близкая к Солнцу планета. Ее поверхность каменистая и пустынная.
2. Венера – вторая от солнца планета. Здесь царит такая жара, что за несколько секунд можно испечь пирог без духовки.
3. А это наша планета, как она называется? Земля! На ней есть воздух и вода, поэтому на Земле есть жизнь. Земля имеет свой спутник — Луну.
4. Марс — единственная похожая на Землю планета тем, что имеет четыре времени года. Но на Марсе нет жизни.
5. Юпитер — самая большая планета Солнечной системы.
6. Сатурн — шестая планета Солнечной системы. Она известна своими великолепными кольцами.
7. Уран — единственная планета Солнечной системы, которая вращается вокруг Солнца, как бы лежа на боку. Ее называют «лежачая планета».
8. Нептун — холодная и синяя планета. На ее поверхности дуют самые сильные ветры.
9. Плутон — самая удаленная планета от Солнца. Нам очень мало известно о ней.
13. Видеоролик «Планеты солнечной системы»
- А теперь узнаем о планетах солнечной системы подробнее.
Игра «Скафандр»
Цель: различать смысловое значение слов.
Материал: сюжетные картинки.
Ход игры: расскажите детям, что космонавты выходят в открытый космос: проводят наблюдения, осматривают станцию снаружи.
В космосе одновременно и сильный холод, и невыносимая жара.
На солнце припекает, а в тени все замерзает. Единственный выход
скафандр.
В нем температура, как в комнате, и дышится легко. Если Солнце
светит слишком ярко и слепит глаза, то можно в гермошлеме
опустить шторки. В скафандре есть радио, по которому можно
разговаривать со своими товарищами, оставшимся на станции.
Правильнее было бы называть скафандр отдельной кабиной.
Только эта кабина сделана из мягкого, прочного и надежного
материала и сшита по росту. Вот какая одежда у космонавтов!
Предложите детям подбирать слова, близкие по смыслу:
надежный -(прочный,
смелый - ….(храбрый, отважный,
большая -…. (огромная).
Предложите придумать словосочетания с этими синонимами (надежный
товарищ, прочная ткань).
Упражнение «Радиоволны»
Плутон Уранович : предлагаю передать зашифрованное сообщение на станцию и сообщить, что все задания мы выполнили успешно и готовы вернуться на Землю.
За-зо-зу (произносится утвердительно).
Зя-зе-зю (произносится удивленно).
Зве-звя-зви (произносится вопросительно).
Зву-зво-звы (произносится радостно).
- Ну, что же, нам пОра возвращаться обратно на Землю. Занимаем места в ракете. Пристегнуть ремни! Держитесь крепче! Мы вернулись!
16. Подведение итогов
Плутон Уранович: Вот мы и вернулись на космодром! Снимем наши воображаемые скафандры и баллоны с кислородом. Замечательно
- Что вы сегодня узнали во время путешествия? (ответы детей)
(Как тренируются космонавты; что космонавты едят в космосе; изучали, как устроена космическя ракета делали разные модели ракет; находили звезды разной формы; изучали планеты Солнечной системы).
Плутон Уранович: Ребята, за успешное выполнение полета я вручаю вам удостоверения космонавтов!
(Плутон Уранович вручает каждому ребенку удостоверение)
Плутон Уранович: Ребята, а вам понравилось наше космическое путешествие? (Ответы детей.)
Подводя итоги нашего путешествия, давайте выразим свои эмоции с помощью рисунков, на столе у вас лежат картинки метеорита и звезды. Если вам понравилось занятие – вы поднимаете звезду. Если вы хотите еще что-то новое узнать о космосе, то поднимите метеорит.
А я говорю всем до свидания, до новых встреч!