Конспект интегрированного занятия в старшей группе «Этот загадочный Космос»
КОНСПЕКТ ИНТЕГРИРОВАННОГО ЗАНЯТИЯ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ
« Этот загадочный Космос»
ЦЕЛЬ: Развитие познавательной активности детей, художественно-эстетических способностей.
ЗАДАЧИ:
Закреплять и систематизировать знания о Космосе (звездах, созвездиях, солнечной системе, планетах). Уточнить знания об исследованиях Вселенной, о космонавтах.
Развивать внимание, память, наблюдательность, сценические способности.
Воспитывать чувство гордости за свою Родину.
Активизировать словарь детей: созвездия, Вселенная, Солнечная система, название планет, название созвездий, космонавт
Подвести к пониманию уникальности нашей планеты, так как только на ней есть жизнь;
ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА: Цикл занятий в рамках проектной деятельности «Этот загадочный Космос».
МАТЕРИАЛ К ЗАНЯТИЮ: Демонстрационный материал «Космос», макет «Солнечная система», материал для инсценировки (набор инструментов, портреты космонавтов, костюм космонавта), конструктор «Космические корабли»
ХОД ЗАНЯТИЯ:
Ребята, сегодня у нас необычный гость, к нам в детский сад прилетел Лунтик и предлагает совершить путешествие в Центр космонавтики. Вы хотели бы стать космонавтами? Чтобы стать космонавтом нужно быть не только сильным, смелым и выносливым, а еще и интеллектуально-развитым. Для того, чтобы совершить это путешествие нам нужно выполнить ряд заданий. Вы согласны со мной?
Приготовились, сели поудобнее, закрыли глаза и начинаем обратный отсчет:
10,9,…Пуск!
Задание № 1 «Разминка»
Мы с вами уже знаем, что 12 апреля 1961 года произошло событие, которое открыло людям дорогу в космос. С тех пор отмечается праздник. Какой? (ответы детей).
Верно, 12 апреля отмечают Всемирный день авиации и космонавтики.
Люди всегда мечтали о космосе, их манили дальние просторы, звезды, они хотели знать, есть ли жизнь на других планетах, побывать в космических далях.
Прежде чем отправить в космическое путешествие человека, наши ученые отправили в космос собак Белку и Стрелку. Это случилось 19 августа 1960 года. Они благополучно вернулись на землю.
Сегодня мы не удивляемся, что с земли стартуют космические корабли, в далеком космосе происходят стыковки космических аппаратов, месяцами на космических станциях живут и работают космонавты, проводят разные опыты, выходят в открытый космос. 12 апреля 1961 года впервые с космодрома Байконур в небо поднялся космический корабль «Восток» с человеком на борту.
Ребята, а кто был первым космонавтом, покорившим космос? (ответы детей - Ю.А.Гагарин)
Юрий Алексеевич Гагарин первым открыл дорогу в космос, облетел земной шар за 108 минут и успешно совершил посадку.
Полёт Ю.Гагарина начался с его знаменитой фразы: «Поехали!»
Воспитатель: Когда Юрий Гагарин увидел из космоса нашу Землю, он воскликнул: «Красота-то какая!»
Лунтик: Ребята, вы любите смотреть на ночное небо? Что можно увидеть на небе? (звезды, луну). Сколько на небе звезд? Их несчетное количество. В безоблачный ясный вечер небо над нашей головой усыпано маленькими сверкающими точками.
А что же представляет собой звезда? Это громадные раскаленные газовые шары, похожие на наше солнце. Они светятся, но не греют, потому что находятся очень далеко от Земли, поэтому они кажутся нам такими маленькими.
Для того, чтобы ориентироваться в звездном небе, люди дали имена некоторым самым ярким звездам и объединили звезды в созвездия, которые можно сравнить с изображением предметов и животных.
Ребенок: Есть в небе звездочка одна, какая не скажу.
Но каждый вечер из окна я на нее гляжу.
Она мерцает ярче всех и в небе где-нибудь,
Сейчас, наверное, пилот по ней сверяет путь!
Как называется эта звезда? (Полярная звезда) В каком созвездии находится Полярная звезда? (в созвездии Малой медведицы)
Задание № 2 (4 лишний) – на логическое мышление
Солнце, Венера, Земля, Африка
ракета, спутник, карандаш, луноход
комета, звезда, метеорит, море
Гагарин, Терешкова, Леонов, Пушкин
Венера, Марс, Юпитер, Большая медведица
Задание № 3 Изучение строения скафандра космонавта
Воспитатель: Лунтик нам принес необычный костюм, давайте его рассмотрим
Как называется одежда космонавта? (ответы детей).
(Рассматриваем иллюстрацию скафандра и изучаем его строение).
Воспитатель: Скафандр — специальное снаряжение, предназначенное для изоляции человека от внешней среды - от давления или вакуума, температуры (низкой и высокой) и излучений. На голове космонавта находится герметичный шлем с солнцезащитным стеклом. В шлем встроена рация, антенна, видеокамера и микрофон. На плечах находится ранец в котором находится баллон с кислородом, который поставляет кислород к шлему космонавта. На руках одеты защитные перчатки и часы, на ногах специальные защитные ботинки.
Ну, что, со строением скафандра познакомились, теперь мы с легкостью справимся со следующей задачей.
Задание № 3 Дидактическая игра «Собери космонавта»
(Дети индивидуально складывают пазл космонавт из частей).
Воспитатель: Я вам предлагаю выложить ракету из геометрических фигур? Посмотрите внимательно и скажите, из каких геометрических фигур вы составили ракету?
Задание № 5 «Составь предложение» - работа над грамматическим строем речи
корабль, на, летит, космический, марс
называется, земля, планета, наша
вокруг, вращаются, солнца, планеты
космонавт, Юрий, первый, Гагарин
Лунтик: молодцы, ловко вы справились с заданием, за это я вам расскажу: Что же такое Луна, и почему художник нарисовал так, что Земля держит Луну за руку? (Луна - это спутник Земли.)
А что же такое Земля? (Земля - это планета.)
Земля - это родной дом, а Солнечная система - родной город, в которой находится наш дом. В этом солнечном городке есть и другие планеты.
Все эти планеты объединены в Солнечную систему. Почему эту систему назвали - Солнечной? (Потому, что все планеты вращаются вокруг Солнца. Солнце - это большая горячая звезда, она согревает и освещает планеты.)
У каждой планеты свой собственный путь.
Нельзя ей, поверьте, с орбиты свернуть.
Вокруг Солнца вращаются наши планеты.
По-разному все они Солнцем согреты.
Физкультминутка «Звездочёт»
На луне жил звездочет - («Смотрят» в телескоп)
Он планетам вёл учет: (Показать в небо рукой)
Меркурий - раз, (Описать круг руками)
Венера - два-с, (Хлопок)
Три - Земля, четыре - Марс, (Присесть)
Пять - Юпитер, шесть - Сатурн, (Наклон вправо-влево)
Семь - Уран, восемь - Нептун, (Наклон вперёд, прогнуться назад)
Девять - дальше всех - Плутон, (Прыжок)
Очень сильно удален! (Развести руки в стороны)
Задание № 6 Дидактическая игра «Солнечная система»
Помогите мне вернуть планеты на свою орбиту. На этой планете такая жара,
Что там оказаться опасно, друзья! (Меркурий)
А эту планету холод страшный сковал, Теплом ее солнечный луч не достал. (Плутон)
А эта планета нам всем дорога, Нам жизнь подарила планета....(Земля)
К планете Земля две планеты близки. Дружок, имена их скорей назови. (Венера, Марс)
А эта планета гордится собой,
Поскольку, считается самой большой. (Юпитер)
Планета кольцами окружена И этим от всех отличилась она. (Сатурн)
А что за планета Зеленого цвета? (Уран)
Царь морской названье той планете дал, Он именем своим ее назвал. (Нептун) Кружиться хоровод планет,
У каждой свой размер и цвет.
Для каждой путь определен,
Но только на Земле мир жизнью заселен.
Лунтик: Человека всегда интересовал загадочный мир Космоса. Есть ли воздух на других планетах, есть ли там животные, растения. И вот ученые под руководством Королева изобрели первый спутник, установили на нем приборы, запустили в космическое пространство.
Какое живое существо первым побывало в Космосе? (Собаки: Белка и стрелка.) В космической ракете с названием «Восток»
Кто повторил подвиг Гагарина? (Г.Титов, В.Терешкова, С.Савицкая)
Какие вы молодцы, а знаете ли вы, чем занимаются космонавты во время полета? (Они ведут медицинские, технические наблюдения, изучают поверхность Земли, Луны, других планет. Сообщают о приближающихся ураганах, тайфунах, стихийных бедствиях, уточняют прогноз погоды, обеспечивают спутниковую теле, радио связь.)
Задание № 7 Вы бы хотели стать космонавтами?
Инсценировка «Космический полет»
Первый ребенок: Герои-космонавты летали на ракетах.
Мы наших космонавтов видали на портретах.
Второй ребенок: Давайте поиграем - ракету смастерим! Как наши космонавты, все в Космос полетим!
Третий ребенок: Игру такую славную придумал ты для нас.
Что нужно для ракеты? Достанем мы сейчас.
Первый ребенок: У меня, ребята, есть чудесный клей.
Второй ребенок: Я принес с собою ящичек гвоздей.
Третий ребенок: Вот картон, фанера, всякий инструмент.
Все вместе: Смастерим ракету мы в один момент.
А мы вместе с Лунтиком поможем нашим космонавтам смастерить ракету.
Задание № 8 Лунтик нам приготовил интересные загадки про космос, давайте дружно их отгадаем
Ночью с Солнцем я меняюсь
И на небе зажигаюсь.
Сыплю мягкими лучами,
Словно серебром.
Полной быть могу ночами,
А могу - серпом. (Луна)
В космосе сквозь толщу лет
Ледяной летит объект.
Хвост его — полоска света,
А зовут объект… (Комета)
Есть специальная труба,
В ней Вселенная видна,
Видят звезд калейдоскоп
Астрономы в … ( Телескоп)
Самый первый в Космосе
Летел с огромной скоростью
Отважный русский парень
Наш космонавт … (Гагарин)
Из какого ковша
Не пьют, не едят,
А только на него глядят?
(Большая Медведица)
По темному небу рассыпан горошек
Цветной карамели из сахарной крошки,
И только тогда, когда утро настанет,
Вся карамель та внезапно растает. ( Звезды)
Крыльев нет, но эта птица
Полетит и прилунится. (Ответ: Луноход)
Молодцы, ребята, вы правильно отгадали все загадки и удивили Лунтика своими знаниями
Лунтик: за это я хочу вам подарить вот такие яркие космические картинки, которые помогут вам еще больше изучить космические просторы.
Воспитатель: А сейчас давайте вместе с нашим гостем отдохнем
Задание № 9 Релаксационные упражнения «Парим в воздухе»
-Предлагаю вернуться на Землю.
Вот мы и дома. Во время путешествия мы увидели много интересного. Предлагаю вам вспомнить всё, о чём мы с вами сегодня говорили, что нового узнали и поиграть в игру «Собери картинку». Каждый возьмёт конверт, соберёт картинку и расскажет, что у него получилось.
(Детям предлагаются разрезные картинки: Ю. Гагарин, «Ракета», собаки «Белка и Стрелка», планеты СС.)
Итог занятия.
Ребята, вам понравилось наше путешествие в космический мир?
Обязательно расскажите мамам и папам о том, что интересное вы узнали сегодня.
Время мчится, будто птица, и, наверно, в добрый час,
Космонавтом сильным, смелым станет кто-нибудь из вас.
Ждут вас быстрые ракеты для полета на планеты,
Стоит только захотеть, чтобы к звёздам полететь!
Вы успешно прошли все испытания космонавтов.
Но ещё многому предстоит научиться, многое узнать!
А наше занятие подошло к концу! До свиданья!