Конспект открытого интегрированного занятия в старшей группе «Полезный зонтик»
Конспект открытого интегрированного занятия в старшей группе
«Полезный зонтик»
Автор-составитель: Шуткова Татьяна Михайловна, воспитатель высшей квалификационной категории МБДОУ «Детский сад № 33», г. Нижний Новгород
Интеграция образовательных областей: познавательное, речевое, социально-коммуникативное развитие.
Цель-уточнить и закрепить понятие «полезные вещи».
Задачи:
Образовательные: -уточнить, для чего нужен зонт;
-словарная работа: объяснить значение слов: спицы, разноцветный; подобрать слова, похожие по смыслу к словам: крепкий, полезный; уточнить и закрепить понятия значения предлогов: над, на, под; познакомить со словами- «двойняшками» (многозначными словами);
-связная речь: продолжать учить внимательно слушать педагога, отвечать на вопросы полными ответами, составлять небольшой рассказ о предмете (зонте).
Развивающие: -упражнять детей в инсценировке небольшой сказки (передавать образ с помощью мимики, голоса, выразительных движений);
-развивать воображение, мелкую моторику рук.
Воспитательные:
-воспитывать доброжелательность, учить детей взаимодействовать, договариваясь, уступая друг другу при выборе роли.
Предварительная работа: разучивание несколькими детьми стихотворений, знакомство всех детей со словами и действиями физкультминутки «С зонтом гуляем весело».
Оборудование: зонт, картинки: зонт разноцветный, зонт солнцезащитный пляжный, зонт с предлогами над, на, под; картинки на слова- «двойняшки»; маски для инсценировки сказки, сказка «Полезный зонтик» Т.А. Куликовской, запись детской песенки «Дождик льёт по крышам», запись звуков природы: шум дождя и раскаты грома, пальчиковая гимнастика Л. Яртовой «Дождик» в аудиозаписи; стихи и загадка о зонте; раскраски с зонтиками в подарок каждому ребёнку.
Сюрпризный момент: появление Феи весны (роль исполняет психолог детского сада)
Ход занятия:
Воспитатель загадывает детям загадку:
В сумочке лежит вещица,
Та, что в дождик пригодится.
Мы её достанем, мокрыми не станем.
Ничего, что дождь идёт. Есть у каждого свой…(зонт).
Воспитатель предлагает детям рассмотреть картинку:
-Дети, посмотрите на картинку.
-Кто на ней нарисован? (Собака, кот и бабочка.)
-Где находится собака? Что она делает? (Собака сидит под зонтом.)
-Где находится кот? Что он делает? (Кот лежит на зонте.)
-Где находится бабочка? Что она делает? (Бабочка слева от зонта (около зонта, рядом с зонтом, над зонтом), она порхает, летает.)
Воспитатель спрашивает, для чего нам нужен зонтик.
Дети читают заранее выученные стихотворения:
Если сыро, если мокро,
Если дождь бежит по стёклам,
Небо плачет, хмурится,
Ну а ты - на улице-
Если есть он-не беда!
Раскрывай его тогда1
Не страшна тогда любая
С неба льющая вода! С.Буслова. Зонтик
В небе тучки набежали,
Но с собой мы зонтик взяли.
Громко бьют о землю капли,
Не боимся мы ни капли.
Ведь наш зонтик, словно щит,
От грозы нас защитит! Г.Верд
Если небо слёзы льёт, зонт промокнуть не даёт.
Тень в жару он создаёт, ну конечно, это зонт.
Зонт защитит в дождливый день, а в солнечный подарит тень.
В дождь и в летнюю жару
Зонтик я с собой беру.
Под зонтом уютно мне:
Защищает он вполне.
-Ребята, вы прочитали стихи о зонте, который вас защищает от … (от чего?).
(От дождя, от солнца.)
- Посмотрите на эту картинку: зачем нужен зонт? (Зонт даёт тень, прикрывает от солнца.)
- Это зонт пляжный, солнцезащитный.
ВЫВОД: Зонт нас защищает от дождя, от яркого солнца. Зонт-полезная вещь. Полезная-значит какая? (Нужная, необходимая).
Физкультминутка (стоя у стульев). Педагог проговаривает слова и показывает движения, дети вместе с ним выполняют.
Капля-раз, капля-два, (хлопки в ладоши)
Очень медленно сперва.
А потом, потом, потом- (бег на месте)
Всё бегом, бегом, бегом.
Стали капли поспевать, (хлопки в ладоши)
Капля каплю догонять.
Кап-кап, кап-кап, (пальцем по ладошке)
Зонтики скорей раскроем, (соединяем руки над головой – купол зонта)
От дождя себя укроем.
Воспитатель предлагает рассмотреть картинку с нарисованным зонтом и ответить на вопросы:
-Что нарисовано на картинке?
-Зонт какой по цвету (разноцветный -то есть окрашенный в разные цвета).
-В какие цвета окрашен зонт? (Голубой, жёлтый, красный.)
-Чтобы зонт нас защищал, он должен быть каким? (Крепким.)
-Подберите слова, похожие по смыслу к слову «крепкий» (крепкий- прочный, надёжный, неломающийся).
Воспитатель уточняет с детьми, из каких деталей состоит зонтик (купол, ручка).
-Купол зонта выполнен из специальной не промокающей ткани, ткань удерживают спицы (металлические стержни).
-Дети, послушайте, что это за звуки (включает запись дождя и раскатов грома).
Дети слушают. Затем говорят о том, что они слышали.
Дыхательная гимнастика: - Какой вкусный свежий воздух после дождя, как легко дышится (дети делают глубокий вдох и глубокий выдох).
- А теперь разминка для пальчиков.
Пальчиковая гимнастика (аудиозапись «Дождик», действия выполняются в соответствии со словами песенки).
Рассказывание сказки Т.А. Куликовской «Полезный зонтик».
Вопросы детям:
-Что Лиса сделала с зонтиком? Что сказала про него?
-Что Медведь сделал с зонтиком? Что он сказал про него?
-Что Волк сделал с зонтиком? Что он сказал про него?
-Что Ёжик сделал с зонтиком? Что он сказал про него?
-Что лягушка сделала с зонтиком? Что она сказала про него?
-Что сделали все, когда пошёл дождь? Что все сказали?
-Для чего на самом деле нужен зонтик?
-Ребята, мы знаем, что у зонта есть ручка. А вы знаете, какие ещё предметы обозначает слово «ручка»?
Проводится игра «Слова-двойняшки». Педагог читает детям стихи Т.А.Куликовской. Детям нужно сказать, какие предметы называют одним и тем же словом. (Чтение сопровождается показом иллюстраций: гусеница, лук, коса, ключ, кран, груша, кисть, лист, молния.)
Сюрпризный момент. Звучит запись песни «Дождик льёт по крышам», входит Фея Весны с зонтом в руках, приглашает детей с собой.
Под музыку дети выполняют движения вместе с Феей Весны.
Фея: -Здравствуйте, ребята! Я-Фея Весны. Хорошо мы с вами прогулялись под дождём с зонтиком. Посмотрите, какой он у меня красивый.
Педагог: -Здравствуй, Фея! Да, зонт у тебя замечательный. А наши ребята сегодня познакомились со сказкой про зонт и могут её показать.
Фея: -Как жалко, что я сказку не слышала…
Педагог: -А я напомню. Послушайте, ребята, внимательно. Постарайтесь запомнить, что звери делали с зонтом и что о нём говорили.
Повторное чтение сказки.
Затем воспитатель предлагает детям исполнить роли Лисы, Медведя, Волка, Ёжика, Лягушки (дети надевают маски).
Роль ведущего исполняет педагог. В инсценировке используется зонт Феи.
При желании детей инсценировка повторяется с разными участниками.
Затем воспитатель предлагает рассказать про зонтик, вспомнив, что про него говорили разные животные. (Это зонтик, он очень красивый и гладкий; его сделали из разноцветной ткани; он лёгкий и удобный; у него есть ручка; зонтик крепкий; у него есть железные спицы; он очень полезный; под ним можно спрятаться во время дождя.)
Рассказывают по желанию 1-2 ребёнка.
Фея: -Ребята, как мне у вас понравилось! Сказку послушала и посмотрела, а теперь поиграем со мной. Прогуляемся по весеннему парку.
Психогимнастика. Вы чувствуете, как свеж и чист воздух? Сделаем глубокий вдох, расправим плечи. В лесу надо быть очень внимательными. Проверим ваше внимание. Если услышите кукование кукушки («ку-ку»), прыгайте на правой ножке с продвижением вперёд. Когда простучит дятел («тук-тук-тук»), прыгайте на левой ноге с продвижением вперёд, а когда запоёт синичка («дзинь-дзинь-дзинь»), вы будете прыгать на двух ногах с продвижением вперёд. Запомнили? Приготовились!
Молодцы! Вы все внимательные. Давайте посмотрим кругом. Над нами чистое небо, светит ласковое тёплое солнце. (Поднимают голову, смотрят наверх.)
Деревья радуются солнышку. В лесу растут высокие деревья. Покажите, какие? А под ними растут кусты. Они не такие высокие. А какие? Покажите. Покажите, как деревья и кусты расправляют свои веточки (дети показывают, потянулись к солнышку, подняли руки вверх, закачались).
А под кустами растёт трава, мох. Покажите, какая низкая трава, а мох ещё ниже (присели). Вот журчит весенний ручеёк. Небольшой, давайте перепрыгнем через ручей (перепрыгивают).
А вот целая полянка подснежников! Какая красота! (Развели руки в стороны, поворачивают голову направо, налево.) Наклонимся, понюхаем их. Какой тонкий аромат! Пахнет весной, свежестью.
Ой! Капельки дождика…Посмотрите наверх, на небе собираются тучи, тучка солнышко закрыла…Но у нас есть большой зонт, нам дождь не страшен, раскроем зонтик и возвращаемся домой.
Физкультминутка
С зонтом гуляем весело,
По улице идём. (дети идут по залу)
И по дороге песенку
Весёлую поём. (шагают на месте)
Ля-ля, ля-ля, (четыре хлопка в ладоши)
По улице идём, (шаги на месте)
Ля-ля, ля-ля, (четыре хлопка в ладоши)
Мы песенку поём. (шаги на месте)
Вот и пришли! Ребята, мне пора уходить. На память о нашей встрече я дарю вам эти раскраски с зонтиками. До свидания!
Дети и педагог прощаются с Феей.
Педагог: - Ребята, сегодня мы с вами поговорили о такой полезной вещи, как зонт. Зонт защищает нас от солнца и дождя. Что вам больше всего запомнилось, понравилось? Сказка про зонтик или, может быть, прогулка с Феей Весны? (Ответы детей.) Вы все сегодня- молодцы, выбирайте раскраску, какая вам больше всего нравится, наше занятие на этом закончено.
Литература:
Т.А.Куликовская «Сказки-пересказки». Обучение детей пересказу. «Детство-пресс». Санкт-Петербург, 2011.
Т.А.Куликовская «Слова-двойняшки». Стихи для знакомства детей с многозначными словами. Пособие. Изд-во «Гном». М., 2015.
Е.А.Алябьева «Психогимнастика в детском саду». Методические материалы в помощь психологам и педагогам. ТЦ «Сфера», М., 2003.
Пособие: Развивающие карточки «Первые слова. Местоположение». Художник О.А.Почицкая. ООО «Сказ», 2014.
Иллюстрации из раскраски «Слова-близнецы». Серия «Волшебный карандаш». Художник В.Филиппова. ООО «Издательство «Доброе слово», 2012.
Ссылки на интернет-ресурсы:
http://rushkolnik.ru/docs/843/index-70757.html
http://www.numama.ru/blogs/kopilka-detskih-stihov/stihi-pro-zontik.html
http://vsemzagadki.narod.ru/zagadki/zagadkipro/zagadki_pro_zont.html
http://iplayer.fm/q/песенка+детская+дождик+льёт+по+крышам/
http://poiskm.net/show/пальчиковая-гимнастика-л-яртова
http://iplayer.fm/q/звук+природы+раскаты+грома+и+тихий+шум+дождя/
Скрипникова Валентина Михайловна