Конспект интегрированного занятия в старшей группе «Музыка на бумаге»
Конспект интегрированного занятия в старшей группе «Музыка на бумаге»
Цели занятия:
1 Развивать чувство цвета посредством музыки и рисования.
2Совершенствовать умение соотносить цвет с музыкой, опираясь на различие наиболее ярких средств музыкальной выразительности (темп, динамику, ритм и.т.д.)
3Стимулировать творчество детей к импровизации с цветовым гаммами.
4Развивать композиционные навыки в компоновке общего панно.
Материал для занятий :-магнитофон, -аудиозапись «Утра» Э.Грига
-аудиозапись»Вальс цветов» из сюиты на музыку балета «Щелкунчик» П.Чайковского.
Ход занятия:
Дети входят в зал под музыку Э.Грига
Вед: Здравствуйте ребятки, сегодня у нас необычный день, к нам пришли гости. Давайте поздороваемся с гостями.
Доброе утро!
Доброе утро! Королева муз: |
Поворачиваются друг к другу. хлопают
Потирают ушки
|
Мы приходим в музыкальный зал, где волшебная музыка дарит нам свои чудесные мелодии: грустные, весёлые, нежные и задорные, колыбельные и плясовые. И сегодня я приглашаю вас в самое удивительное путешествие, в прекрасную страну музыкальных звуков, в мир мелодий, песни и танца.
Звучит мелодия волшебства входит королева Музыки
Королева муз. А Вот и я- королева Музыки, друзья, и в мир волшебных звуков поведу вас я. В моей стране живет удивительный народ. Он очень музыкальный и любит петь и танцевать. А зовут его музыкальные нотки. Ребятки посмотрите на экран, пожалуйста. Как мы с вами уже знаем, в музыке встречаются семь музыкальных звуков. А как эти звуки называются?
Дети: эти звуки называются нотами.
Королева муз: Правильно молодец. Каждая нота имеет своё название. До, ре, ми, фа, соль, ля , си.
Королева муз: А вы знаете, где они живут? Вот в этом чудесном пятиэтажном доме ,где у каждой нотки есть своя маленькая комната.
Королева муз: Ребята, давайте с вами споём песенку про нотки.
Песня «ВОЛШЕБНЫЕ НОТКИ»
Нет для ноток разных стран, всем они понятны
И для ноток нотный стан, как ковёр нарядный.
Вот расселись до и ля, си и ми как нужно
И запели тру –ля- ля весело и дружно.
Пр-в
До ре ми фа соль ля си в Дагестане и в России
И в Италии и в Гане и в Корее и в Иране
До ре ми фа соль ля си у кого ты не спроси
на одной большой планете распевают дружно дети.
Королева муз: дети, в моей стране нотки любят играть.А вы любите играть?
СЕЙЧАС МЫ С ВАМИ ПОИГРАЕМ В ИГРУ
Королева муз: Ребята, а кто сочиняет музыку?
Дети: Музыку сочиняют композиторы
Королева муз: Правильно, а кто назовёт наших Дагестанских композиторов?
Дети : М.ГУСЕЙНОВ, М. Кажлаев
Королева муз: Каких зарубежных композиторов вы знаете?
Дети :Э.ГРИГ И Р.ШУМАН. зарубежные композиторы
Королева муз: Правильно, а кто мне назовёт русских композиторов?
Дети : Михаил Глинка и Пётр Чайковский это русские композиторы.
Королева муз: Правильно ребята молодцы.
Королева муз: сегодня мы с вами прослушаем произведение великого русского композитора П.И.Чайковского) «вальс цветов» из сюиты на музыку балет «Щелкунчик»
Слушание «вальс цветов»
Королева муз: И так мы с вами прослушали «Вальс цветов». Кто мне скажет, что вы представляли под эту музыку?
Дети: как композитор изобразил целый луг танцующих цветов.
Королева муз: вот как красиво, используя симфонический оркестр, Чайковский изобразил вальс цветов. Дети без слов, одним только движением, под музыку можно передать настроение. Обо всем могут поведать музыка и движение. Сейчас мы поиграем в игру.
Игра «Изобрази цветок»
Под музыку вы должны изобразить определенный цветок и присесть рядом с ним на «полянку». (под звучание вальса цветов Чайковского дети пластически изображают цветок и присаживаются)
Королева муз: Вы умело изобразили эти цветы. Молодцы! вам, в этом помогала музыка?
Давайте дети и вы пересядете на нашу цветочную поляну. а сейчас ,я превращу вас в цветы.
Раз, два, три, превращаю вас в цветы.
Королева муз: Дети и, а какие цветы вы знаете, назовите мне?
Дети: я знаю полевые и садовые
Королева муз: молодцы , умницы! Назовите мне полевые цветы.
Дети: колокольчик,) ромашка,фиалка, василёк.
Королева муз: молодцы! Какие вы знаете садовые цветы?
Дети: тюльпаны, астры, роза
Королева муз: Какие вы молодцы, правильно! Ой, ребята, посмотрите, что это такое? Здесь какие- то цифры с буквами ,новерное в этих буквах спрятано слово, помогите мне, пожалуйста! Расставьте цифры по порядку от 1 до 4 и тогда ,мы прочитаем, что получится.
(ребенок, расставляет буквы вместе с цифрами по порядку а ну -ка, давайте с вами прочитаем, какое слово получилось?
Дети:(роза)
Королева муз: сколько слогов в слове роза давайте прохлопаем?(прохлопывают)хором (роза)
Дети: в слове роза (2 слога)
Королева муз: какой мы слышим первый звук в этом слове?
Дети: первый звук в слове роза ( р)
Королева муз: Назовите слова в которых есть звук( р)
(ответы)
Королева муз: А какой, последний звук в этом слове?
Дети: последний звук в слове роза ( а)
Королева муз: правильно! Назовите слова со звуком(а)
(ответы детей)
Королева муз: Природа очень многообразна и многогранна дети . Красоту природы Дагестана и России в своих произведениях отображают и композиторы, и народные умельцы, художники и поэты . Ребятки, а кто прочитает стихотворение о красоте природы Дагестана?
(ребёнок читает стихотворение)
Где узоры для ковра, ты нашла, скажи сестра?
На лугу полно цветов, погляжу узор готов
Тур промчался по горе, след остался на ковре.
Королева муз: А сейчас ребята давайте с вами посмотрим на экран .Что мы видим?
Дети :это наш древний город Дербент
Королева муз: который славится своими достопримечательностями. А какие достопримечательности вы знаете?
Дети: крепость Нарын - кала, Каспийское море
Королева муз: Правильно. До недавних пор в Дербенте действовала ковровая фабрика, где работали потомственные ковровщицы и ткали ковры.
Посмотрите, какие узоры встречаются на коврах, что и кого они вам напоминают?
Дети: На коврах встречаются цветочки, листочки, и даже птицы.
Королева муз Вот это балхарские, кубачинские и унцукульские изделия. Даже в этих изделиях вся красота природы встречается в орнаментах.
Королева муз: цветы привлекают нас своей красотой внешним видом и запахом. Сейчас ребята мы будем с вами рисовать вальс цветов. Не совсем обычным способом. Для того чтобы изобразить вальс цветов, мы должны передать нежность и легкость его настроения. Какими надо нарисовать цветы, чтобы передать их настроение ?
Ответы детей: красочными, яркими,
разнообразными.
Королева муз. Верно, все цветы разные. Давайте посмотрим, как изображают их настоящие художники. картина И. Грабаря «хризантемы», М. Сарьян «осенние цветы», и. Хруцкого «цветы и плоды». Какие цвета использовали художники на этих картинах.?
Дети: художники использовали яркие, красочные цвета.
Королева муз: присмотритесь, у каждого букета свое настроение. Скажите, на какой картине изображено радостное, праздничное настроение?
Дети: на картине Хруцкого «Цветы и плоды».
Королева муз: Верно, на картине И. Хруцкого «Цветы и плоды». А теперь дети, давайте встанем и выполним «цветочную зарядку»
«цветочную зарядка»
Говорит цветку цветок, подними-ка свой листок.
Выйди на дорожку, да притопни ножкой.
Да головкой покачай утром солнышко встречай.
Стебель наклони слегка, вот зарядка для цветка.
А теперь росой умойся, отряхни и успокойся.
Наконец готовы все день начать во всей красе.
Королева муз:дети займите, пожалуйста, свои рабочие места. У каждого из вас на столах разнообразный материал. Свои впечатления вы можете отобразить и на планшетах и через рисунки и в работе с бумагой.
Дети за столами выполняют свою работу, под фонограмму произведения П. Чайковского «Вальс цветов».
Королева муз: Ребята, посмотри, какие красивые и разные получились у вас музыкальные рисунки. Теперь мы не только послушали музыку, но и смогли её изобразить и увидеть. Давайте, соберём нашу цветочную поляну на мольберте. Какое произведение мы с вами сегодня прослушали? Что мы с вами сегодня рисовали?вам понравилось занятие?
Королева муз:
Давайте за руки возьмемся
Давайте с музыкой сольемся
Станцуем с вами вальс цветов.
Танец «Вальс цветов »