Конспект интерактивной беседы на тему «Может ли человек "сделать сам себя"?» для 10–11 классов

2
0
Материал опубликован 28 September

Конспект беседы на тему: «Может ли человек «сделать сам себя»?

«Вселенная начинается у твоего крыльца.

Плохо, когда она на нём заканчивается».

М. Ганди

Актуальность темы: Стремление современных детей и подростков просто ничего не делать, сидеть затворниками в своих комнатах мы можем наблюдать повсеместно. «Нехотение» у детей возникает по разным причинам: перегруженность учебной программой; дополнительными занятиями, страх перед общением, проблема с самооценкой и т.д. У детей пропадает мотивация к здоровой жизни.

Цели и задачи:

помочь детям в работе над собой;

научить верить в себя;

развивать волю, трудолюбие и способности;

помочь избавиться от качеств, которые мешают двигаться вперед и становиться лучше;

показать важность здоровья, образования и ответственности;

заложить основы для успеха в будущем.

 

Продолжительность: 40–45 минут.

Форма: беседа с элементами притчи, дискуссии, визуализации, игры и релаксации.

Ход беседы

I. Вступление (5 минут)

Организационный момент.

Короткий приветственный настрой: «Сегодня мы поговорим о том, что значит сделать самого себя».

Сообщение темы и цели беседы.

Психологический настрой.

Вопрос: Как вы думаете, человек может сам себя «сделать»? (ответы детей).

Вывод: Каждый сам формирует свою жизнь и счастье.

Человек тем и отличается от животного, что он обладает стремлением познать окружающий его мир, не останавливаться на достигнутом, обладает способностью предвидеть внешние события и влиять на их результаты.

Предыдущие поколения сделали для нас очень много, но не все. Своё личное, настоящее счастье, свою жизнь мы должны делать сами. Есть очень мудрая притча:

Притча о счастье

«Жил когда – то на свете добрый Бог,

и была у него волшебная глина.

Из этой глины сделал Бог пищу, жилище, орудие труда,

а вот счастье, сколько бы не старался, не смог.

Тогда отдал Бог этот небольшой кусочек глины человеку и сказал:

«А счастье своё делай сам!» - и исчез».

С тех пор, вероятно, человек и куёт своё счастье сам, не уповая ни на Бога, ни даже на друзей. Учиться, влюбляться, ищет, борется, ведь жизнь – это всегда борьба, всегда трудно. В ней есть и радости побед, и горечи неудач. Исканье свойственно молодым. Все мы надеемся, что именно наш удел – самый счастливый. «Делать самого себя» мы начинаем с раннего возраста. Вначале это происходит на уровне подражания старшим, в основном своим родителям. В этот период мы, словно губка, впитываем не только добродетели, но и пагубные привычки. По мере того как мы взрослеем, наши действия и поступки приобретают осознанный характер. И вот здесь, на этом рубеже сознания, люди делятся на тех, кто отважно борется за свое счастье, не страшится падений и неудач, неустанно идет к поставленной цели, и на тех, кто безропотно плывет по течению: здоров – наслаждайся жизнью в меру сил, заболел – обратись к врачу.

II. Основная часть (25–30 минут)

1. Мини-дискуссия (7 минут)

Вопросы для обсуждения:

Что для вас значит быть счастливым?

Как измерить «баланс счастья»?

Что может мешать человеку «сделать самого себя»?

Интерактив: ответы фиксируются на доске/флипчарте в виде «солнышка»: в центре слово «Счастье», от него лучи — ответы детей.

Подведем итог вашим ответам. «Сделать самого себя» - это, прежде всего, думать о своём будущем, мечтать, ставить цели и неуклонно двигаться к ним. Спотыкаться, падать, но подниматься и снова идти. Достигнув вершины, ставить новую задачу, новую цель и вновь бороться за ее воплощение. И так – всю жизнь. Принципы повседневности должны быть просты: никогда не лежать, если можно сидеть; никогда не сидеть, если можно стоять и никогда не стоять, если можно двигаться вперёд.

2. Упражнение «Скульптор» (7 минут)

Как то Микеланджело Буонарроти - скульптор, отвечая на вопрос о секрете совершенства своих творений, сказал: «Всё очень просто. Я беру глыбу камня и отсекаю от неё всё лишнее».

Задача: визуализировать работу скульптора.

Перед вами на столе лежит камень. Работа с камнем очень тяжелая. Это самый грубый материал из всех существующих. Кто-нибудь, подойдите и возьмите его в руки. Оцените физические свойства камня. Попробуйте, кажется, так легко: беру, отсекаю. Но за каждым движением скульптора – муки творчества, годы оттачиваемого мастерства, позволяющие ему отсекать именно лишнее. Так и в любом деле. Уверенность и опыт приходит со временем. Но время неумолимо. Бороться нужно сейчас, каждую минуту.

Обсуждение: Что в нас самих можно «отсечь», чтобы стать лучше?

«Сделать самого себя» предполагает и необходимость заботиться о сохранении своего здоровья. Занятия спортом повышают трудоспособность, помогают выработать правильную красивую осанку, стать более стройным, привлекательным человеком. Кроме того, здоровье нужно человеку не только, так сказать, для личного пользования: от него зависит здоровье последующих поколений. В своё время великий Аристотель предупреждал: «Ничто так сильно не разрушает организм, как физическое бездействие….»

3. Релаксация «Поезд возможностей» (6 минут)

Ведущий рассказывает образ: представьте, вот вы стоите на перроне, вдыхая терпкий запах шпал, и предвкушение новых горизонтов щекочет душу, словно первый глоток свободы. Сощурившись, смотрите, как проноситься, грохоча по рельсам, поезд.

Вопрос детям:

Что вы увидели в окне поезда?

С чем вы не хотите разминуться?

Обсуждение:

Нужно ли гнаться за каждой возможностью?

Или важно ценить то, что имеешь сейчас?

Настоящее – это то, что есть здесь и сейчас. Это улыбка случайного прохожего, чашка горячего чая, тихий шелест страниц любимой книги.

И может быть, настоящее счастье не в том, чтобы догнать убегающий поезд, а в том, чтобы научиться ценить каждый миг, каждый вдох, каждый проблеск солнца. Может быть, любовь не нужно искать на другом конце земли, а стоит оглянуться вокруг и увидеть ее в глазах близких людей. Сохрани в себе любовь, веру и надежду. И тогда жизнь обязательно улыбнется тебе в ответ. И тогда ты обязательно встретишь свой поезд, который увезет тебя в счастливое будущее.

"Сделать самого себя" - это умение принимать мир таким, какой он есть, со всеми его несовершенствами. Не стоит тратить драгоценное время на борьбу с ветряными мельницами, на обиды и разочарования. Важно научиться видеть красоту в простых вещах, ценить каждый миг, проведенный с близкими, радоваться каждому новому дню. Умение быть благодарным за то, что имеешь, – это один из ключей к счастью.

4. Упражнение «Ваби-саби: учимся замечать» (5 минут)

Давайте поучимся замечать. Не спешите, приостановитесь. Начинаем рассматривать предметы, друг друга и т.д.

Вопрос: Что красивого и ценного вы заметили?

Вывод: Умение видеть красоту и добро вокруг помогает «делать себя». Если проявить желание, то красоту можно увидеть, она всюду: в поступках, в образе, в движениях и т.д. В том или ином предмете каждый человек заметит свое «совершенство».

«Сделать самого себя» – это умение сострадать, сопереживать чужой боли, быть милосердным и отзывчивым. Нельзя замыкаться в своем маленьком мирке, нужно помнить о том, что вокруг нас есть люди, нуждающиеся в помощи и поддержке. Протянув руку помощи ближнему, мы делаем мир добрее и светлее, а значит, и сами становимся лучше. Нельзя забывать и о самообразовании, о постоянном стремлении к новым знаниям и умениям. Нельзя останавливаться на достигнутом, нужно всегда стремиться к большему. И, наконец, "сделать самого себя" – это значит, быть ответственным за свои поступки, за свою жизнь. Не перекладывать вину на других, не оправдывать свою лень и бездействие обстоятельствами, а брать на себя ответственность за свои решения и их последствия. Только тогда мы сможем стать хозяевами своей судьбы и построить ту жизнь, о которой мечтаем.

В конечном итоге, «сделать самого себя» – это значит стать личностью, способной к самосознанию, саморазвитию и самореализации. Это процесс длиною в жизнь, требующий постоянной работы над собой, преодоления собственных слабостей и недостатков. Но результат стоит того: человек, «выковавший себя сам», обретает гармонию с собой и с миром, находит свое место в жизни и оставляет свой след в истории.

III. Практическая часть (7–8 минут)

Игра «Отсекаем лишнее» (раздаточный материал).

Каждому раздаётся лист с двумя блоками:

«Лишнее» — то, что мешает развиваться (леность, страх, обиды).

«Оставляю» — то, что помогает (дружба, здоровье, доброта, упорство).

Пусть каждый из вас, подобно тому скульптору, отсечет от себя все лишнее. Нижние овалы за чертой нужно заполнить всем тем, что мешает вам становиться лучше, добрее и счастливее. А затем, при помощи ножниц, отрезать все это, мешающее вам развиваться и двигаться вперед. Все то, что останется, наполнить смыслом, любовью и стремлением к совершенству.

Обсуждение: Что вы решили оставить в себе?

IV. Заключение (3–5 минут)

Итог: «Сделать самого себя» — значит уметь учиться, трудиться, верить, любить, заботиться о здоровье и быть ответственным. Искренне надеюсь, что обретенные знания станут вашим надежным компасом в бескрайнем море жизни. Пусть каждое новое открытие, каждая усвоенная истина превратится в прочный якорь, удерживающий вас от бурь и соблазнов. Знания – это не просто набор фактов, это инструмент, позволяющий видеть глубже, понимать шире и действовать мудрее. Не бойтесь задавать вопросы, искать ответы, сомневаться и переосмысливать.

Напутственные слова: «Каждый из вас — скульптор собственной жизни. Отсекайте лишнее, сохраняйте лучшее, двигайтесь вперёд».

Помните! Путь познания – это путь постоянного роста и развития. Он требует усилий, терпения и открытости новому. Но наградой за эти труды станет обретение внутренней свободы и уверенности в себе.

Делитесь своим опытом и мудростью, помогайте другим находить свой путь. Ведь чем больше света вы отдаете миру, тем ярче он становится вокруг вас. Пусть ваши знания служат не только вам, но и всем, кто нуждается в вашей поддержке и вдохновении.

Идите вперед, не останавливайтесь на достигнутом, ищите новые горизонты и покоряйте новые вершины. Пусть ваши знания станут вашим крыльями, которые поднимут вас над серыми буднями и приведут к успеху и счастью.

Раздаточный материал

Лист-игра «Отсекаем лишнее»

Нижний блок: «Мешает развиваться» (пустые овалы).

Верхний блок: «Помогает развиваться» (пустые овалы).

Линия, по которой можно «отрезать лишнее».

Карточки с цитатами (для обсуждения):

«Счастье своё делай сам».

«Ничто так сильно не разрушает организм, как физическое бездействие» (Аристотель).

«Вселенная начинается у твоего крыльца» (Ганди).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.