Программа элективного курса «Человек и общество» для 10–11 классов
Согласовано Заместитель директора по УВР __________ Н.А. Максимова «___» ______________ г
Утверждено Приказ № ___ от _______________ Директор _______ В.Е. Селукова Рабочая программа элективного курса «Человек и общество» для 10 -11 классов Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Кулигинская средняя общеобразовательная школа» Кезского района Удмуртской Республики Составитель: Трефилова Надежда Петровна, учитель истории и обществознания педагогический стаж – 6 лет, образование высшее, первая квалификационная категория С. Кулига 2017г. Пояснительная записка Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций: 1. Федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования (приказ Министерства образования РФ№ 1089 от 05.03.2004г с изменениями от 7 июня 2017 года, приказ № 506). 2. Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений РФ, утвержденный приказом Министерства образования РФ № 1312 от 09.03.2004г. «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования» с изменениями от 20.08.2008 №241, от 30.08.2010 №889 3. Приказ Министерства образования и науки РФ от 31.03.2014 №253 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования с изменениями от 05.07.2017 года приказ 629 4. Учебный план МБОУ «Кулигинская СОШ» на 2017-2018 учебный год. 5. Положение о рабочей программе МБОУ «Кулигинская СОШ» Цель курса : - формирование правосознания, правовой и моральной культуры, социально- правовой активности, внутренней убежденности в необходимости соблюдения норм права и морали, на осознание себя полноправным членом общества. Задачи курса направлены на: - воспитание гражданской ответственности и чувства собственного достоинства; дисциплинированности, уважения к правам и свободам другого человека, демократическим правовым институтам, правопорядку; - освоение системы знаний об основных принципах, нормах и институтах права, возможностях правовой системы России; необходимых для эффективного использования и защиты прав и исполнения обязанностей, правомерной реализации гражданской позиции; - овладение умениями, необходимых для применения освоенных знаний и способов деятельности с целью реализации, и защиты прав и законных интересов личности, содействия поддержанию правопорядка в обществе, решения практических задач в социально- правовой сфере и учебных задач в образовательном процессе; - формирование способности и готовности к самостоятельному принятию правовых решений, социальному и ответственному действию в сфере отношений, урегулированных правом. Основные требования к знаниям, умениям и навыкам обучающихся указаны в содержании программы по разделам. Уровень программы базовый. Программа рассчитана на 34 часа. Прогнозируемый результат: получение обучающимися государственных стандартов, обучающиеся усвоят стандартный минимум знаний, предмет вызовет интерес к изучению обществознания. Учебный план
Учебно-тематический план
Учебный план по праву для 10 класса 1. История общества (3 часа) Общество его признаки и строение (1час) Из истории развития и становления общества (1 час) Типы общества (1 час) Требования к знаниям, умениям, навыкам по разделу «история общества»
2. Вопросы теории общества и права (3 часа) что такое государство. Что такое право (1 час) право и мораль (2 часа) Требования к знаниям, умениям, навыкам по разделу «Вопросы теории общества и права»
3. Понятие и реализация конституционного права в современном обществе, 25 часов Понятие конституции. Общая характеристика конституции РФ, УР (2 часа) Основы конституционного строя. Федеративное устройство российского общества (1 час) Общественное отношение к власти. Статистические данные (2 часа) Федеральное собрание РФ Госсовет УР (2 часа) Правительство РФ, УР. Формирование обществом органов власти. (3 часа) Права и свободы человека и гражданина (3 часа) Международные акты и договоры о правах человека (1 час) Гражданские и политические права (1 час) Экономические, социальные и культурные права, права ребенка (7 часов) Избирательное право и избирательный процесс (3 часа) Требования к знаниям, умениям, навыкам по разделу «Понятие и реализация конституционного права в современном обществе»
Пояснительная записка Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций: 1. Федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования (приказ Министерства образования РФ№ 1089 от 05.03.2004г с изменениями от 7 июня 2017 года, приказ № 506). 2. Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений РФ, утвержденный приказом Министерства образования РФ № 1312 от 09.03.2004г. «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования» с изменениями от 20.08.2008 №241, от 30.08.2010 №889 3. Приказ Министерства образования и науки РФ от 31.03.2014 №253 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования с изменениями от 05.07.2017 года приказ 629 4. Учебный план МБОУ «Кулигинская СОШ» на 2017-2018 учебный год. 5. Положение о рабочей программе МБОУ «Кулигинская СОШ» |
Цель курса :
- формирование правосознания и правовой культуры, социально- правовой активности, внутренней убежденности в необходимости соблюдения норм права, на осознание себя полноправным членом общества, имеющим гарантированные законом права и свободы.
Задачи курса направлены на
- воспитание гражданской ответственности и чувства собственного достоинства; дисциплинированности, уважения к правам и свободам другого человека, демократическим правовым институтам, правопорядку;
- освоение системы знаний об основных принципах, нормах и институтах права, возможностях правовой системы России; необходимых для эффективного использования и защиты прав и исполнения обязанностей, правомерной реализации гражданской позиции;
- овладение умениями , необходимых для применения освоенных знаний и способов деятельности с целью реализации и защиты прав и законных интересов личности, содействия поддержанию правопорядка в обществе, решения практических задач в социально- правовой сфере и учебных задач в образовательном процессе;
- формирование способности и готовности к самостоятельному принятию правовых решений, социальному и ответственному действию в сфере отношений, урегулированных правом.
Основные требования к знаниям, умениям и навыкам обучающихся указаны в содержании программы по разделам.
Уровень программы базовый. Программа рассчитана на 34 часа, 1 час в неделю, с учетом межпредметных связей
Прогнозируемый результат: получение обучающимися государственных стандартов, обучающиеся усвоят стандартный минимум знаний, предмет вызовет интерес к изучению обществознания.
Учебный план
№ п/п |
Название темы |
Всего часов |
Форма контроля за уровнем усвоения
|
1. |
Гражданское право. Налоговое право |
7 |
Решение задач по уголовному и налоговому праву |
2. |
Семейное право. Трудовое право |
8 |
Тесты |
3. |
Административное право. Уголовное право. |
14 |
Решение задач и ситуаций про АП Работа с УК РФ. |
4. |
Итоговое повторение |
5 |
Решение задач, Тест в форме ЕГЭ |
ИТОГО |
34 часа |
Учебно-тематический план
№п\п |
Последовательность тем |
Последовательность уроков в теме |
Формы контроля за уровнем усвоения |
1. |
Гражданское право. Налоговое право |
1.Понятие и источники гражданского права. 2.Гражданские правоспособность и дееспособность 3. Обязательственное право. Право собственности 4. Предпринимательство. 5. Защита нематериальных благ. Причинение и возмещение вреда 6-7.Налоговое право. Налоговые органы. Ответственность за уклонение от уплаты налогов. |
Рассмотрение источников права и их содержание тесты Работа с ГК Работа с документом. Разбор задач по ГП Отработка умения определения групп налогов |
2. |
Семейное право. Трудовое право |
8. Понятие и источники семейного права. 9. Брак и условия его заключения. 10.Права и обязанности супругов, родителей и детей. 11.Понятие и источники трудового права. 12.Трудовой договор. Коллективный договор 13. Оплата труда. Охрана труда 14-15. Трудовые споры. Ответственность по трудовому праву. |
Рассмотрение источников права и их содержание Работа с СК. Отработка умения заполнения бланков и брачного договора Разбор задач по СП Рассмотрение источников права и их содержание Разбор и заполнение договоров Решение задач по ТП, тесты |
3 |
Административное и уголовное право. Правовая культура |
16.Административное право, правонарушения,
17-19. Административная ответственность. 20-21. Понятие и источники уголовного права. 22-23. Преступление. Уголовная ответственность. 24-25. Уголовное наказание несовершеннолетних 26-27. Содержание правовой культуры 28-29. Совершенствование правовой культуры |
Рассмотрение источников права и их содержание Решение задач и ситуаций про АП Работа с УК РФ. Составление плана. Эссе. Тесты Составление терминологического справочника эссе |
4 |
Итоговое повторение |
30-34. Повторение материала по праву за курс 10-11 класса |
Пробный экзамен |
Учебная программа
1. Гражданское право. Налоговое право (7 часов)
1.Понятие и источники гражданского права. (1 час)
2.Гражданские правоспособность и дееспособность (1 час)
3. обязательственное право. Право собственности (1 час)
4. Предпринимательство. (1 час)
5. Защита нематериальных благ. Причинение и возмещение вреда (1 час)
6-7.Налоговое право. Налоговые органы. Ответственность за уклонение от уплаты налогов.
Требования к знаниям, умениям, навыкам по разделу «Гражданское право Налоговое право»
Знать |
Уметь |
-основные этапы и ключевые моменты раздела «гражданское право, налоговое право»: субъектов и источники гражданского права, обязательственное право, договоры их виды, сделки, правоспособность и дееспособность, эмансипация, предпринимательство виды предприятий, пути защиты нематериальных благ и возмещение вреда, виды налогов, обязанности и права налогоплательщика, субъекты и объекты налоговых правоотношений, налоговые органы их полномочия, аудит цель деятельности, ответственность за уклонение от уплаты налогов; -основные понятия раздела: сделки, договоры, дееспособность, правоспособность, субъект, объект, эмансипация, налогоплательщик, юридические лица, коммерческие и некоммерческие лица, кредит, должник, вещное право, виндикационный иск, национализация, приватизация, акционерное унитарное предприятие, аудит, декларация, подоходный налог. -основные правовые и моральные источники: книги, документы и нормативно-правовые акты, касающиеся вопросов теории государства и права: Конституция РФ, ГК РФ, ГПК РФ, Закон «об акционерных обществах», Закон «о некоммерческих организациях», Закон «о защите прав потребителей», Закон «о несостоятельности (банкротстве)», Закон об авторском и смежных правах», Налоговый кодекс РФ, Закон «О Федеральной налоговой службе РФ», УК РФ. -права и обязанности, ответственность гражданина как участника конкретных правоотношений - налогоплательщика; -механизмы реализации и способы защиты прав человека и гражданина в России, органы и способы международно-правовой защиты прав человека; -уметь применять полученные знания на практике |
-воспроизводить основные этапы и ключевые моменты раздела «гражданское право, налоговое право», характеризовать: основные черты правовой системы России, порядок принятия и вступления в силу законов, порядок заключения и расторжения договоров и сделок, правовой статус участника предпринимательской деятельности, объяснять: взаимосвязь права и других социальных норм, основные условия приобретения гражданства, различать организационно-правовые формы предпринимательства - правильно употреблять основные правовые понятия и категории (юридическое лицо, правовой статус, компетенция, полномочия, судопроизводство); - поиска, первичного анализа и использования правовой информации; обращения в надлежащие органы за квалифицированной юридической помощью, анализа норм закона с точки зрения конкретных условий их реализации -осуществлять выбор соответствующих закону форм поведения и действий в типичных жизненных ситуациях, урегулированных правом; определения способов реализации прав и свобод, а также защиты нарушенных прав, изложения и аргументации собственных суждений о происходящих событиях и явлениях с точки зрения права; - различать и характеризовать: виды судопроизводства; полномочия правоохранительных органов, адвокатуры, нотариата, прокуратуры; организационно-правовые формы предпринимательства; порядок рассмотрения споров в сфере отношений, урегулированных правом - осуществлять: самостоятельный поиск, анализ и применение полученной правовой информации, разбор текстов отдельных нормативных правовых актов с точки зрения реализации и защиты прав человека, гражданина, собственника, налогоплательщика, решать правовые задачи (на примерах конкретных ситуаций). |
2 Семейное право. Трудовое право (6 часов)
Понятие и источники семейного права. (1 час)
Брак и условия его заключения. (1 час)
Права и обязанности супругов, родителей и детей. (1 час)
Понятие и источники трудового права. (1 час)
Трудовой договор. Коллективный договор (1 час)
Оплата труда. Охрана труда (1 час)
Трудовые споры. Ответственность по трудовому праву. (2 часа)
Требования к знаниям, умениям, навыкам по разделу «Семейное право. Трудовое право»
Знать |
Уметь |
-основные этапы и ключевые моменты раздела «Семейное право. Трудовое право»: семейные правоотношения, брак, брачный контракт, порядок и условия заключения и расторжения брака, правовое регулирование отношений супругов, занятость и трудоустройство, порядок приема на работу, заключения и расторжения трудового договора, правовые основы социальной защиты и социального обеспечения. - основные понятия раздела: брак, семья, брачный договор, алименты, опека, усыновление, попечительство, развод, трудовая книжка, сдельная оплата. -основные правовые и моральные источники: книги, документы и нормативно-правовые акты, касающиеся вопросов теории государства и права: Семейный кодекс, ТК РФ, Конституция. -права и обязанности, ответственность гражданина как участника конкретных правоотношений (избирателя, налогоплательщика, работника, потребителя, супруга, абитуриента); -механизмы реализации и способы защиты прав человека и гражданина в России, органы и способы международно-правовой защиты прав человека; -уметь применять полученные знания на практике |
-воспроизводить основные этапы и ключевые моменты раздела «гражданское право, налоговое право», характеризовать: основные черты правовой системы России, порядок принятия и вступления в силу законов, порядок заключения и расторжения брачного контракта, трудового договора, объяснять: взаимосвязь права и других социальных норм; основные условия вступления в семейные или трудовые отношения; - правильно употреблять основные правовые понятия и категории (юридическое лицо, правовой статус, компетенция, полномочия, судопроизводство); - поиска, первичного анализа и использования правовой информации; обращения в надлежащие органы за квалифицированной юридической помощью, анализа норм закона с точки зрения конкретных условий их реализации -осуществлять выбор соответствующих закону форм поведения и действий в типичных жизненных ситуациях, урегулированных правом; определения способов реализации прав и свобод, а также защиты нарушенных прав, изложения и аргументации собственных суждений о происходящих событиях и явлениях с точки зрения права; - различать и характеризовать: виды судопроизводства; полномочия правоохранительных органов, адвокатуры, нотариата, прокуратуры; организационно-правовые формы предпринимательства; порядок рассмотрения споров в сфере отношений, урегулированных правом - осуществлять: самостоятельный поиск, анализ и применение полученной правовой информации, разбор текстов отдельных нормативных правовых актов с точки зрения реализации и защиты прав человека, гражданина, собственника, налогоплательщика, решать правовые задачи (на примерах конкретных ситуаций). |
3. Административное право Уголовное право (14 часа)
Административное право, правонарушения, (1 час)
Административная ответственность. (3 часа)
Понятие и источники уголовного права.(2 часа)
Преступление. Уголовная ответственность. (2 часа)
Уголовное наказание несовершеннолетних (2 часа)
Содержание правовой культуры (2 часа)
Совершенствование правовой культуры (2 часа)
Требования к знаниям, умениям, навыкам по разделу «Административное право Уголовное право»
Знать |
Уметь |
-основные этапы и ключевые моменты раздела «Административное право Уголовное право»: особенности административной юрисдикции, особенности уголовного процесса, понятие преступления и наказания, действие уголовного закона, особенности защиты прав обвиняемого, потерпевшего, свидетеля в уголовном процессе. - основные понятия раздела: предписание, жалоба, законность, правопорядок, гуманизм, вина, умысел, мотив, рецидив, арест, нигилизм, культура, цинизм. -основные правовые и моральные источники: книги, документы и нормативно-правовые акты, касающиеся вопросов теории государства и права: Конституция, ФЗ «Об органах Федеральной службы безопасности, ФЗ «О государственной границе РФ», КоАП РФ, УК РФ, -права и обязанности, ответственность гражданина как участника конкретных правоотношений (избирателя, налогоплательщика, работника, потребителя, супруга, абитуриента); -механизмы реализации и способы защиты прав человека и гражданина в России, органы и способы международно-правовой защиты прав человека; -уметь применять полученные знания на практике |
-воспроизводить основные этапы и ключевые моменты раздела «Административное право Уголовное право», характеризовать: основные черты правовой системы России, порядок принятия и вступления в силу законов, объяснять: взаимосвязь права и других социальных норм; основные условия вступления в семейные или трудовые отношения; - правильно употреблять основные правовые понятия и категории (юридическое лицо, правовой статус, компетенция, полномочия, судопроизводство); - поиск, первичный анализ и использование правовой информации; обращение в надлежащие органы за квалифицированной юридической помощью, анализ норм закона с точки зрения конкретных условий их реализации -осуществлять выбор соответствующих закону форм поведения и действий в типичных жизненных ситуациях, урегулированных правом; определения способов реализации прав и свобод, а также защиты нарушенных прав, изложения и аргументации собственных суждений о происходящих событиях и явлениях с точки зрения права; - различать и характеризовать: виды судопроизводства; полномочия правоохранительных органов, адвокатуры, нотариата, прокуратуры; организационно-правовые формы предпринимательства; порядок рассмотрения споров в сфере отношений, урегулированных правом - осуществлять: самостоятельный поиск, анализ и применение полученной правовой информации, разбор текстов отдельных нормативных правовых актов с точки зрения реализации и защиты прав человека, гражданина, собственника, налогоплательщика, решать правовые задачи (на примерах конкретных ситуаций). |
4. итоговое повторение (5 часов)
. Повторение материала по праву за курс 10-11 класса (5 часов)
Требования к знаниям, умениям, навыкам по разделу «итоговое повторение»
Знать |
Уметь |
-основные этапы и ключевые моменты из курса права - основные понятия, изученные в курсе права -основные правовые и моральные источники: книги, документы и нормативно-правовые акты, касающиеся вопросов теории государства и права. -права и обязанности, ответственность гражданина как участника конкретных правоотношений (избирателя, налогоплательщика, работника, потребителя, супруга, абитуриента); -механизмы реализации и способы защиты прав человека и гражданина в России, органы и способы международно-правовой защиты прав человека; -уметь применять полученные знания на практике |
-воспроизводить основные этапы и ключевые моменты курса права; - правильно употреблять основные правовые понятия и категории (юридическое лицо, правовой статус, компетенция, полномочия, судопроизводство); - поиск, первичный анализ и использование правовой информации; обращение в надлежащие органы за квалифицированной юридической помощью, анализ норм закона с точки зрения конкретных условий их реализации -осуществлять выбор соответствующих закону форм поведения и действий в типичных жизненных ситуациях, урегулированных правом; определения способов реализации прав и свобод, а также защиты нарушенных прав, изложения и аргументации собственных суждений о происходящих событиях и явлениях с точки зрения права; - различать и характеризовать: виды судопроизводства; полномочия правоохранительных органов, адвокатуры, нотариата, прокуратуры; организационно-правовые формы предпринимательства; порядок рассмотрения споров в сфере отношений, урегулированных правом - осуществлять: самостоятельный поиск, анализ и применение полученной правовой информации, разбор текстов отдельных нормативных правовых актов с точки зрения реализации и защиты прав человека, гражданина, собственника, налогоплательщика, решать правовые задачи (на примерах конкретных ситуаций). |
Список основной литературы
1. «Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ) // «Собрание законодательства РФ», 26.01.2009, № 4, ст. 445.
2. Кравченко А. И. Обществознание: 10—11 кл.— М., 2004;
3. Морозова С. А. Обществознание: 10—11 кл.— СПб., 2003.