Конспект ИОС по окружающему миру для детей старшего дошкольного возраста «Поможем насекомым»
Конпект ИОС по окружающему миру для детей старшего дошкольного возраста «Поможем насекомым»
Цель: сформировать обобщённое понятие «насекомые».
Задачи:
Образовательные:
• расширять и закреплять знания детей о насекомых;
• вводить в активный словарь детей обобщающее понятие «насекомые»; Развивающие:
• развивать зрительную и слуховую память;
• развивать связную речь;
• развивать умение исключать четвертый лишний предмет с обоснованием своего ответа;
• продолжаем развивать умение отгадывать загадки;
• развивать внимание. Воспитательные:
• воспитывать доброе отношение к насекомым;
• продолжаем воспитывать стремление и интерес к творчеству.
Словарная работа:
• активизировать и обогащать словарный запас детей по теме.
Предварительная работа с детьми:
• рассматривание иллюстраций;
чтение «Мухи Цокотухи» К. И. Чуковского;
• чтение природоведческой литературы;
• заучивание стиховорений о насекомых;
• отгадывание загадок о насекомых;
• просмотр мультфильмов.
Демонстрационный материал:
• предметные картинки насекомые (бабочка, пчела, кузнечик, муравей, божья коровка, стрекоза и т. д.);
• репродукции картин с изображением весны;
• дидактическая игра;
• письмо от насекомых .
Раздаточный материал:
• листы бумаги по одному на каждого ребенка, цветные и простые карандаши, восковые мелки.
Ход ИОС.
1. Введение в учебно - игровую ситуацию
Дети дежурят в уголке природы (включена аудиозапись звуки весеннего леса), воспитатель ведет с ними непосредственную беседу:
Воспитатель. Ребята, по вашему мнению, в какое время года можно услышать эти звуки? (ответы детей).
Воспитатель. Как начинает пробуждаться природа после того как заканчивается зима? (ответы детей).
Воспитатель. Почему насекомых не видно зимой? (ответы детей).
Воспитатель. С появлением первых листочков и цветов появляются и насекомые.
Где можно увидеть насекомых? (ответы детей).
Находят в комнатных цветах письмо.
Воспитатель. Посмотрите, кто-то оставил для нас письмо. Давайте присядем на палас и прочтем. Воспитатель. На конверте написано, что оно от насекомых. Они пишут:
«Ребята, зима в этом году была затяжная и холодная!
Мы все находились в долгой зимней спячке,
помогите нам скорее от нее пробудиться!
В письме есть задания-подсказки на цветочках.
Какой цветок выберете, по такой стрелочке-указателю идите!
И пришлите нам, наши фото-портреты!
Тогда нам будет легче пробудиться от спячки».
Воспитатель. Ну, что, ребята, поможем насекомым? (Ответы детей)
Воспитатель. Тогда давайте посмотрим на первое цветок- задание, это загадки. (Ребенок, который отгадывает загадку, выставляет картинку на мольберт.)
Ребята, закройте глаза и послушайте.
Воспитатель включает запись звука полета пчел.
ü Деловита, домовита,
Голос вовсе не сердитый,
Прожужжала мимо нас:
— Дорог летом каждый час! –
Не до разговора
Во время медосбора
(Пчела)
(Картинка 1)
Какая картина стоит перед вашими глазами?
Посмотрите на пчелу, – какие части тела есть у неё? Чем же питается пчела? (Питается нектаром цветов).
ü Изумрудный вертолёт
У реки летает
Приоткрыв зелёный рот,
Комаров хватает.
(Стрекоза)
(Картинка 2)
Рассмотрите стрекозу. Какие части тела есть у неё?
Чем она питается? (Оказывается стрекоза может напасть на мальков рыб, питается комарами и личинками насекомых).
ü На большой цветной ковер
Села эскадрилья –
То раскроет, то закроет
Расписные крылья.
(Бабочка)
(Картинка 3)
А какие части тела есть у бабочки?
Чем питается бабочка? (Питается нектаром цветов).
Ребята, закройте глаза .Воспитатель включает запись звуков стрекота кузнечиков.
ü Во фраке зелёном маэстро
Взлетает над лугом в цвету.
Он — гордость местного оркестра
И лучший прыгун в высоту.
(Кузнечик)
Динамическая пауза прыгают кузнечики.
(Картинка 4)
Посмотрите внимательно и скажите, что есть у кузнечика (называем части тела, считаем ноги). Как вы думаете, какую пользу и вред приносит кузнечик? (Кузнечик питается гусеницами, бабочками, но так, же кузнечики приносят вред, так как поедают стебли злаковых растений, уничтожают листья винограда).
ü Я работаю в артели
У корней лохматой ели.
По буграм тащу бревно –
Больше плотника оно.
(Муравей)
(Картинка 5)
Рассмотрите внимательно муравья. Какие части тела есть у него?
Как вы думаете, какую пользу приносит муравей? (Муравьи рыхлят и удобряют почву - питаются соком растений, гусеницами, нектаром цветов, злаковыми). Какую кислоту выделяет муравей, которая используется в медицинских целях? (муравьиную)
ü Жук — жужжит, присев на ножки
Спинка — круглая, как ложка
Два крыла — в горошек
И летать, он — может
(Божья коровка)
(Картинка 6)
Посмотрите на божью коровку, – какие части тела есть у неё? Чем же питается божья коровка? (Божья коровка спасает урожай, т. к. поедает тлю).
Воспитатель. Первое задание мы выполнили. Достает второй цветок. Найдите стрелочку с таким же цветом.
Подвижная игра «Перейди ручеек по кочкам» (второе задание)
- Ручеек журчит на лесной полянке, пойдем, найдем его и поиграем с ним. Ручеек бежит между кочками, нам нужно по ним пройти и еще одну примету Весны найти. Не испугаетесь замочить ноги? Тогда в путь!
(Дети под музыку ручейка продвигаются по кочкам (кольцам) вдоль ручья (2 скакалки)
Третье задание.
Дидактическая игра «Четвертый лишний».
Дети садятся за стол, на котором лежат конверты с карточками для игры (каждому ребенку свой конверт). Дети достают карточки, смотрят на них и исключают лишнее. Поясняют свой выбор.
Воспитатель. Молодцы, ребята, и это задание вы выполнили, пройдем дальше.
Четвертое задание.
Игра с мячом «Один-много»
Дети стоят в кругу, воспитатель кидает им мяч поочередно и называет насекомое в единственном числе, а ребенок во множественном.
Например: одна бабочка- много бабочек и т. д. и
Дети садятся.
Воспитатель. Вы сейчас увидели множество различных насекомых, что у них общего (Голова, грудь, брюшко, шесть ног). Насекомые - это часть природы, а её на-до беречь, любить и охранять. Находясь на природе - любуйтесь ею, восхищайтесь и заботьтесь о ней.
Осталось последнее задание-пятое, пойдем дальше? (Да)
Воспитатель. Нам нужны фотографии насекомых. У нас есть фотоаппарат? Что же делать? (Ответы детей) Воспитатель. Да, я согласна с вами, давайте их нарисуем понравившееся вам насекомое. Потом в письме отправим ваши рисунки нашим насекомым, пусть полюбуются.
Воспитатель. Вот и подошло наше путешествие к концу. Вам понравилось? (Ответы детей). Воспитатель. А мне сегодня понравилось, что вы были активные, и внимательно меня слушали.
А сейчас давайте мы положим ваши рисунки в конверт, а потом когда я буду идти мимо почты, отправлю его.