Конспект итогового открытого логопедического занятия «Освобождение весны»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Ермаковский детский сад №3 комбинированного вида»
Конспект открытого логопедического занятия в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжелым нарушением речи
«Освобождение весны»
Разработал: учитель-логопед
Финогенова Оксана Анатольевна
с. Ермаковское, 2017
Цель. Закрепление знаний детей по формированию правильного звукопроизношения, по формированию лексико-грамматическому строю речи.
Задачи.
Коррекционно-развивающие:
- корригировать произношение;
- пополнение пассивного и активного словарного запаса;
- развивать диалогическую речь;
- корригировать и развивать зрительное и слуховое восприятие;
- развивать ритмичность и плавность движений;
- развивать мыслительную деятельность;
развитие фонематического восприятия.
Образовательные:
расширить знания детей о весне;
дифференцировать твердые и мягкие согласные звуки;
- проверить умения составления звукового анализа слов;
- тренировать в обучении слоговой структуры слова.
Воспитательные:
воспитывать интерес к занятиям;
воспитание умения работать в команде;
воспитывать умение сопереживать;
воспитание доброжелательных отношений со сверстниками.
Здоровьесберегающие:
- планировать объем материала с учетом повышенной утомляемости ребенка;
- способствовать созданию благоприятного психологического климата;
- чередовать статические и динамические задания;
развивать общую моторику.
Материалы и оборудование.
Ноутбук для демонстрации презентации;
Звуки весенней природы;
Картинки с изображением лютиков, ландышей для деления детей на команды;
2 картинки с изображением ландыша, лютика (формат А4);
Ватман с изображением неба и голого дерева;
Распечатанные и вырезанные на липучках: ласточки, журавль, облака, солнце, трава, листья на дерево, лягушки, лебеди, лютики, подснежники, ландыши;
Конверт с картинками для игры «4-ый лишний»: лес, лиса, лютик, ландыш;
Конверт с картинками для игры «4-ый лишний»: ласка, лось, ласточка, лес;
Картинки со звуками Л-ЛЬ с двумя и тремя слогами;
Игрушка лиса;
Игрушка лось;
Кубики разных цветов для звукового анализа слова (синие, красные, зеленые);
Сундучок с картинным материалом (лиса, белка, волки);
Весенняя видеофизминутка;
Карточки с ребусами.
Ход занятия
В зал входит логопед с детьми, на экране идет слайд с весенней картинкой и звуками весенней природы.
Я люблю наш детский сад
В нём полным полно:
Мышат? – Нет
Цыплят? - Нет!
Утят? - Нет!
Бельчат? - Нет!
Ребят? - Да!
Хорошо, когда мы вместе
Настроение у всех чудесней.
Девочки (произносят ДА… .)
Мальчики (произносят ДА…. )
Логопед. Ребята, послушайте… Вы что-нибудь слышите?
Дети. Птички поют, ручей журчит…
Логопед. Да, правильно. А какое сейчас время года? А какая сейчас весна? Ранняя или поздняя? Что происходит в природе поздней весной?
Ответы детей.
Логопед. По небу все чаще плывут белые пушистые облака. Солнышко становится ярче и теплее, появляются первые насекомые, первые клейкие листочки на деревьях и кустарниках, красивые первоцветы. Посмотрите на экран, вот она, поздняя весна. Как вы думаете, о чем мы с вами будем сегодня разговаривать?
Ответы детей.
Да, о весне. Но для этого мы разделимся на команды. Разбирайте картинки с изображением первоцветов - ландышей и лютиков, ищите место за столом где изображен такой же цветок. Потом мы посмотрим кто в какой команде.
Дети находят свои места.
Логопед. Ваша команда называется…. Лютики! А ваша команда называется … Ландыш! Команда «ландыши», какой первый звук в вашем названии? Л. Какой это звук? (согласный, звонкий, твердый). Команда «лютик», какой первый звук в вашем названии? ЛЬ. Какой это звук? (Согласный, звонкий, мягкий). Правильно, молодцы! Ну а теперь переходим к соревнованию! Посмотрите внимательно еще раз на нашу весну!
(Слайд)Картинка весны исчезает, появляется Леший, злостно смеется и говорит, что не отдаст весну пока не выполнят дети его задания. Выносится ватман, на котором нарисовано голое дерево и небо.
Логопед. Посмотрите, и правда весна исчезла… Надо спасать весну! Ой, что-то выпало кажется… Два конверта... Это и есть первой задание.
Задание №1. Игра «4-ый лишний»
Команды вытаскивают из конверта картинки, складывают в ряд, находят лишнюю.
Команда лютики: лес, лиса, лютик, ландыш
Команда ландыши: ласка, лось, ласточка, лес
Логопед. Молодцы! Вы справились с заданием! У нас появились облака!!! Давайте скорее их прикрепим на нашу картину!
Логопед. А вы заметили, что Леший нам еще натворил? Разбросал картинки по всему полу! Давайте их соберем. Пока звучит бубен лютики собирают в корзину все картинки с двумя слогами, а ландыши – с тремя.
2 слога: лиса, лоси, ласка, ландыш, белка, волки.
3 слога: листики, мимоза, ласточка, лягушка, тюльпаны, лютики.
Молодцы, справились и с этим заданием. Ой, у нас появилось солнышко!
Логопед. Пока мы выполняли прошлое задание, Леший нам приготовил уже следующее: перед вами животные наших лесов. У команды лютиков – лиса, у команды ландышей – лось. Надо правильно составить звуковую схему для названий этих животных из… кубиков. 1,2,3… начали!
И с этим заданием вы справились! А у нас появились листочки на дерево наше! Приклеивайте их скорее!
Устали? Давайте немного отдохнем! (Слайд- физминутка)
Появляется коробка. Логопед обращает внимание детей на коробку.
Логопед. Ой, а что это за сундучок? Ребята, в ней следующее задание от Лешего! Называется: «Слоги перепутались». (Ли-са – СА-ЛИ, бел-ка, вол-ки). На дне коробки – трава и первоцветы.
Логопед. А вот и еще задание нашла я. «Ребусы».
Дети отгадывают ребусы.
Какие вы все- таки молодцы! Посмотрите, у нас на картине живая природа появляется! (Лягушки и птицы)
Посмотрите! (Звук превращения, на экране вновь появляется весна). Вот и весна к нам возвращается! (Слайд) Значит все задания Лешего мы выполнили. Не обманул он нас, вернул нам весну! И картина у нас весенняя получилась! Ура! Ребята, о чем мы сегодня с вами хотели поговорить на занятии? А что произошло? Как нам удалось забрать весну у Лешего? Вы рады, что вам удалось спасти весну от Лешего? Вы сегодня просто молодцы!
Нас солнца луч смешит и дразнит.
Нам нынче весело с утра.
Позанимались мы отлично
Теперь играть нам всем пора!
Воспитатель: «Я делюсь с вами своим хорошим настроением!
Дети: «мы тоже! »
Воспитатель: «я дарю вам улыбку». Дети: «мы тоже»
Воспитатель: «я радуюсь». Дети: «мы тоже! »
Воспитатель: «Я прыгаю от счастья!». Дети: «Мы тоже!»
Воспитатель: «Я вас люблю!». Дети: «Мы тоже! »
Воспитатель: «Я вас обнимаю!». Дети: «Мы тоже»
Все обнимаются в едином кругу.
Ваше настроение отличное? (ДА)
Приятных вам эмоций
Всем большое спасибо! А теперь вы можете пройти в свою группу.
Список использованной литературы
Е.Н. Краузе. Материалы курса «Традиционные и инновационные подходы к коррекции звукопроизношения»: лекции 5-8. – М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2013. – 72 с.
Пожиленко Е.А. Волшебный мир звуков и слов: Пособие для логопедов. – М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2002. – 224 с.
Электронные ресурсы
http://animashki.org/drugoe/3028-leshiy.html
http://iplayer.fm/q/звук+волшебства+и+превращения/
http://xmusik.me/q/ls68wrTQ5cmR_3qE2ZO3s8KC06DYt8y8_0anx7fti8OehJ34/
https://xmusik.me/s/55091277-Zvuki_-_Zlobnyj_smeh/