Конспект итогового занятия в старшей группе «Большое путешествие в мир живой природы»
Конспект итогового занятия в старшей группе.
Игра-путешествие «Большое путешествие в мир живой природы»
Составила: воспитатель первой квалификационной категории МКДОУ д/с №347 г.Новосибирска
Давыдова Лариса Сергеевна
Цель: Обобщить и систематизировать знания детей об окружающем мире (растениях и животных), продолжать формировать целостную картину мира, совершенствовать экологические представления, систематизировать элементарные математические представления.
Задачи:
1. Закреплять представления о растениях ближайшего окружения (лиственные и хвойные деревья, растения сада и огорода); обобщить знания и представления о классификации животных и их морфологических признаках; о домашних и диких животных Сибири; о животных жарких и холодных стран; закреплять знания о перелетных и зимующих птицах, умение устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями; закреплять у детей знания о культуре поведения в природе.
2. Закреплять умение считать до 10, количественный и порядковый, обратный счет; соотносить количество предметов с цифрой; развивать умение увеличивать и уменьшать число на единицу; закреплять умение сравнивать множества (группы предметов); закреплять знания геометрических фигур; складывать силуэт по частичному элементарному изображению – образцу (танграм); автоматизация поставленных звуков в речи детей; развитие психических процессов у детей (внимание, память, логическое мышление, воображение…); активизация словаря и развития связной речи; воспитывать любовь к природе, животным, чувства ответственности за них.
Предварительная работа: обогащение и расширение знаний детей в течение всего учебного года по лексическим темам:
- Растения сада и огорода;
- Лес. Лиственные и хвойные деревья;
- Перелетные и зимующие птицы;
- Животные Севера;
- Животные жарких стран;
- Домашние животные;
- Дикие животные Сибири;
чтение художественной литературы и энциклопедических статей по соответствующим темам; составление рассказов – описаний, дидактические игры (см. перспективный план), наблюдение и рассматривание объектов природы в натуре и в природе; изготовление детьми напоминающих знаков о правилах поведения в природе; рисование любимых представителей флоры и фауны (свободный выбор детей).
Ход занятия.
Детям предлагается прослушать запись «Звуки природы».
- Что это за звуки вы слышите? (ответы детей).
- Хорошо у вас на море – океане, на острове Буяне, а на Руси – матушке во сто крат лучше! У нас луга зеленые, реки синие. У нас поля бескрайние, у заводей березки белые, в лугах цветы лазоревые. У нас заря с зарею сходилися, месяц на небе звезды пасет. У нас росы медвяные, ручьи серебряные… (из русских народных сказок).
Окружающая нас природа – чудесна и удивительна, с ней мы соприкасаемся постоянно. Нас привлекают зеленые луга и леса, яркие цветы, бабочки, жуки, птицы, звери, падающие хлопья снега, ручей и лужицы.
Природа – огромный и интересный мир, который нас окружает и в котором ни на минутку не замирает жизнь. В этом разнообразном мире каждый занят своим делом.
В групповой комнате организуется выставка картин, иллюстраций с изображением природы, представителей животных и растений мира. И к жизни любого существа в природе надо относиться бережно.
- Еще раз внимательно послушайте звуки природы! (звучит запись).
/обратить внимание на картины «Флора» и «Фауна»/.
На прошлом занятии мы с вами тоже начали рисовать представителей флоры и фауны и сделали наброски (эскизы) простым карандашом, осталось выполнить рисунок в цвете и этим самым показать всю красоту и цветовое разнообразие окружающей нас природы.
(Детям предлагается занять свои места за столами и продолжить начатую работу. Здесь дети замечают, что для рисования все есть, но отсутствуют кисточки (или краски). Разыгрывается ситуация недоумения и удивления (для усиления игровой мотивации звучит запись «голосовое послание» от имени отрицательного игрового персонажа, например, «Старуха Серость» или др., в послании определяется задача для детей «кисти для рисования вернуться, если вы, т.е. дети, пройдете испытания и добудете пять серебряных яблочек (натуральные яблоки, обернутые в серебряную фольгу).
Начинаем наше путешествие в мир живой природы, отправляемся в гости к богиням Флоре и Фауне.
- А вы знаете, кто такие Флора и Фауна? (ответы детей)
Флора – это богиня является покровительницей всех растений на земле.
Фауна – это богиня, покровительница животных.
- Скажите, растения и животные – это живая природа или неживая?
- Почему? (Растения и животные рождаются, растут, размножаются и умирают).
Итак, отправляемся в путь. Вот две дороги, но только одна дорога, которая располагается справа, приведет нас в гости к богиням Флоре и Фауне.
Плоскостное изображение «Пугало огородное» от лица игрового персонажа.
«Здравствуйте, мои дорогие! Очень рад вас видеть, и знаю, зачем вы пожаловали, есть у меня то, что вам нужно, а отдам вам серебряное яблочко, если… Покажу вам свой сад и огород» (перед детьми макеты огорода и сада. 2. «грядки», на 1-ой изображены кусты, созревающие на них овощные культуры (без изображения овощей), например, помидоры, огурцы, горох, капуста, кабачок – 5 штук.; на 2-ой изображены подземные части – для корешков (без изображения овощей) только изображена ботва – морковь, свекла, лук, картофель, редис – 5 штук. Сад (макет) – изображены фруктовые деревья и корзина с прорезями для складывания фруктов – 10 штук и предметное изображение 10 овощей и 10 фруктов).
- В огороде грядки. Знаете ли вы, что здесь растет?
- А какие овощи вы знаете?
- Что делают из овощей?
- Чем полезны овощи? (ответы детей).
- Что нужно сделать со всеми овощами, перед тем как их съесть?
А теперь покажу вам свой сад (показ макета).
- Что растет в саду? (фрукты и ягоды).
Еще в саду растут ягоды. Ягоды растут на кустах, а фрукты на деревьях. Назовите ягоды. Назовите самую большую ягоду.
Сейчас для вас игра – испытание, которая называется – «Вершки и корешки».
Дидактическая игра «Вершки и корешки»
(Детям раздаются плоскостные изображения овощей и фруктов, по одному овощу и по одному фрукту. Задание: овощ «посадить» на грядку, только обратить внимание, где он созревает на кусту – «вершки», или в почве (земле) – «корешки», а фрукт положить в корзину).
Разбор правильности выполнения задания.
Количественный счет.
- … (имя ребенка) посчитай, сколько всего фруктов в корзине?
Порядковый счет.
- Какой по счету апельсин?
- Какое по счету яблоко? и т.д.
3-4 фрукта через пяток.
- Какой фрукт по счету 6-ой? и т.д. ( 2-3 фрукта).
«Молодцы, ребята! Справились с моими заданиями, получайте серебряное яблочко…, но отправиться дальше вы сможете, если посчитаете наоборот от 10 до 0» (обратный счет).
Плоскостное изображение «Лесовичок».
Пришли мы с вами в лес, и встречает нас Лесовичок (последующая беседа ведется от имени игрового персонажа).
- Здравствуйте, ребята! Я Лесовичок – охраняю и берегу лес! А вы, ребята, знаете как вести себя в лесу? (ответы детей).
- Тогда проходите ко мне в гости, милости просим…
- Знаете ли вы, что растет в лесу?
- Какие деревья вы знаете? (дети перечисляют)
- Знаю, что вы любите играть, поиграйте и в мои игры…
Дидактическая игра «Четвертый лишний»
А) Береза, дуб, клен, ива (только у березы белый ствол)
Б) Тополь, рябина, сосна, клен (сосна – хвойное дерево)
Предлагается перечислить все изображенные деревья (определить по внешнему виду и форме листка).
- Какое дерево лишнее?
- Какие деревья называются лиственными?
- Какие деревья называются хвойными?
- Что общего у всех деревьев? Назовите части деревьев.
Дидактическая игра «От какой ветки детка?»
Определить хвойное дерево по шишке и найти его изображение (предметное изображение дерева).
Физкультминутка
Ветер дует нам в лицо,
Закачалось деревцо.
Ветер тише, тише, тише,
Деревцо все выше, выше.
(дети имитируют движения дерева).
Продолжение игры «От какой ветки детка?»
Показ желудей – дуб. Предложить детям выложить слово «дуб» (работа с азбукой).
- Какую же пользу приносит нам лес? (ответы детей)
- Лес дает нам тепло. Он нас кормит и кормит животных. Лес очищает воздух от примесей и дает нам кислород.
Лесовичок прощается с детьми, хвалит их и дарит «серебряное яблочко».
Загадка :
Дом со всех сторон открыт
Он резною крышей крыт.
Заходи в зеленый дом,
Чудеса увидишь в нем. (лес)
Плоскостное изображение игрового персонажа «Филина».
- Здравствуйте, ребята я ученый Филин и служу учителем в лесной школе, учу зверей и птиц…
- Мне попался вот этот странный рисунок, что-то здесь перепутал художник и изобразил несуществующее животное (показ рисунка несуществующего животного).
- Что перепутал художник, части тела каких животных объединены на этом рисунке? (разбор изображения).
- К каким из известных нам групп относится эти животные? (насекомые, рыбы, птицы и звери).
* Насекомые – животные, у которых шесть ног.
Назвать по одному известному вам насекомому.
Рыбы – водные животные, их тело покрыто чешуей, есть плавники, жабры и т.д.
Назвать по одной известной вам рыбе.
Птицы – животные, тело которых покрыто перьями, есть …
Назвать по одной известной вам птице.
Звери – животные, тело которых шерстью, есть четыре лапы…
Назвать по одному известному вам зверю.
- Спасибо, ребята, помогли мне разобраться.
* Предложить детям присесть на «пенечки» - крупные кубы или плоскостные цветные круги из картона. «Устали в пути».
* Морфологические признаки животных.
Загадка о птицах :
Кто два раза родился,
В первый раз – гладкий,
Во второй раз – мягкий.
Или
Верст не считал,
По дорожкам не езжал,
А за морем бывал.
Так как я филин и отношусь к птицам, то и речь пойдет о моих собратьях.
- Перечислите, каких птиц вы знаете?
(дети называют птиц).
- На какие две группы можно разделить всех птиц?
(зимующие и перелетные).
- Почему они так называются?
- Почему перелетные птицы осенью улетают, а весной опять возвращаются?
- Какую пользу приносят птицы?
Игра «Зимующие и перелетные птицы»
Два ведущих: «Зима» (на голове корона) и «Весна» (венок из цветов).
Дети свободно передвигаются по залу, изображают птиц, способы передвижения (ходьба с высоким подниманием колен, прыжки, легкий бег и т.д.).
1 вариант: Ведущий называет птицу, например, голубь, дети соответственно начинают бегать вокруг ведущего «Зима», по сигналу «улетели» - свободно передвигаются по залу и т.д., называются зимующие и перелетные птицы.
2 вариант: по внешнему виду птицы (предметные картинки) и т.д.
Формирование математических знаний
«Увеличение и уменьшение числа на одну единицу».
Дидактическая игра «Сколько стало?»
Детям раздаются наборы карточек с заданием и набор цифр, предлагается сосчитать сколько стало?
«Филин» хвалит детей и прощается, отдает третье «серебряное» яблочко.
*К игре «Зимующие и перелетные птицы» на слух: голубь, сорока, ласточка, грач, чайки, дикие утки, ворона; по внешнему виду (картинки): снегирь, скворец, синица, трясогузка, свиристель, лебедь.
4. Плоскостное изображение игрового персонажа «Лев – царь зверей».
«Здравствуйте, ребята! Я лев, а еще меня называют «Царем зверей», но у меня приключилось необычное происшествие и от этого образовался непорядок в моем Царстве зверей».
- Посмотрите на эти картинки: на одной нарисован лес, на другой – скотный двор, на третьей – песок и пальмы, здесь очень жарко и такой пейзаж можно увидеть только в жарких странах, на четвертой картинке – заснеженная территория или просто льдина и здесь очень холодно.
- Кто живет на этих территориях: в лесу, на скотном дворе и …? (здесь живут животные).
- Почему же тут никого не видно? Куда делись все животные?
- Хотите стать волшебниками? Правда, на волшебников надо много учиться, но вдруг у нас все получиться. Волшебники прежде, чем творить чудеса, говорят волшебные слова, делают загадочное лицо, закрывают глаза, поднимают кверху руки (дети выполняют и повторяют).
Светит солнце красное,
Светит солнце ясное.
Раз, два, три, четыре, пять
Будем мы сейчас играть.
Выкладываются изображения различных животных.
- У меня есть изображения различных животных, но все они перепутаны, не поймешь, кто, где живет?
- Давайте, ребята, поможем льву – царю зверей разделить животных на группы по среде обитания (дети берут по 2-3 иллюстрации и выполняют задание). Предлагаются игровые поля – макеты.
-Проверьте, все ли мы сделали правильно?
Вопросы к детям:
- Как называются животные, которые живут рядом с человеком?
- Почему?
- Какую пользу они приносят людям?
- Как называют животных, которые живут в лесу?
- Чем питаются?
- Как называются животные, которые едят только растения?
- Как называются животные, которые едят мясо?
-Как животные нашего региона проводят зиму? (ответы детей).
- Почему в нашем лесу не могут жить слон, жираф, белый медведь?
- Как животные холодных стран приспособились к жизни в суровых условиях Севера?
Формирование элементарных математических представлений.
«Танграм» - составление предметных фигур животных по элементарному изображению.
Предлагаются схемы каждому ребенку с учетом индивидуальных возможностей детей, дети выкладывают на чистом листе, без наложения на образец.
Плоскостное изображение игрового персонажа «ежа».
- Приглашаем посетить выставку картин, иллюстраций с изображением природы, птиц, животных и т.д.
- Посмотрите, сколько здесь всего интересного (дети расходятся, рассматривают картины).
- Какое синее небо, голубое море, зеленые березы и т.д.(дополнения детей).
- Заметили ли вы, что все картины на одну тематику? О чем они? (все картины о природе).
- Что вы понимаете под словом природа? (ответы детей).
- Все, что вы перечислили, правильно. Скажите, зачем нам солнце? Зачем нам вода в реке? Зачем нам растения, птицы и т.д.? (ответы детей).
- Что будет, если не будет ни одного насекомого? (не будет птиц). Не будет деревьев… - все умрет, и будет пустыня и т.д.
- Напугала я вас? Страшно вам стало за нашу землю? А знаете, что вы можете защитить ее? Для этого надо беречь природу и ее охранять.
- Что значит охранять природу? (ответы детей).
(Дети к занятию готовили напоминающие знаки о правилах поведения в природе. Каждый ребенок презентует свой знак, т.е. рассказывает о нем, показывая соответствующие иллюстрации, сопровождая словами).
- Ёж пыхтит и морщится:
Что я вам – уборщица?
Лес никак не помету,
Соблюдайте чистоту!
- Правильно. Не надо рвать цветов, не надо топтать траву, не надо ломать деревьев, разорять птичьи гнезда, муравейники. Надо кормить птиц зимой … (дополнения детей).
1 ребенок: Мы хотим, чтоб птицы пели,
Чтоб вокруг леса шумели,
Чтобы были голубые небеса.
2 ребенок: Чтобы речка серебрилась,
Чтобы бабочка резвилась
И была на ягодах роса!
3 ребенок: Мы хотим, чтоб солнце грело
И березка зеленела,
И под елкой жил смешной колючий еж.
4 ребенок: Чтобы белочка скакала,
Чтобы радуга сверкала,
Чтобы летом лил веселый дождь!
- Молодцы, ребята, вы знаете, как надо вести себя на природе. За это получайте «серебряное» яблочко (к яблочку привязан свиток).
- У нас есть пятое серебряное яблочко! Но, что в этом свитке? (разворачивает).
«То, зачем вы сюда пришли, отдаст тот, о ком загадка. Сможете отгадать, тогда он появиться перед вами».
Загадка:
В темном уголке живет,
Шелковую нить плетет:
Он такой сюда забрался,
Строить новый дом собрался.
(паук)
(Дети отгадывают загадку, и появляться паучок – объемная игрушка, спускается при помощи привязанной натянутой ниточки из-за шторы, к нему привязан мешочек, в котором и находятся кисточки).
Итог (нравственная оценка деятельности детей).
«Вы были дружными, помогали друг другу, показали, что так много знаете о растениях и животных в мире, т.е. о флоре и фауне земли и т.д. И за это Природа дарит вам угощение – 5 яблочек (выясняется, что это обычные яблочки), но проблемная ситуация: Что делать? Яблок только 5, а нас 10 человек! (дети предлагают разделить яблоки пополам).
- На сколько частей необходимо разделить яблоки, чтобы всем детям хватило? (дети и воспитатель моют руки и делят яблоки пополам).