12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Сабанцева Эльвира Ивановна322
Россия, Марий Эл респ., село Русские Шои
2

Конспект классного часа для учащихся 3 класса в школе VIIIвида «Книга – наш лучший друг»




Книга-наш лучший друг
PPTX / 3.05 Мб

 

Всероссийский конкурс на лучшую методическую разработку «Классный час» (II)

 

 

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

Республики Марий Эл«Русскошойская школа-интернат»

 

Классный час

в 3 классе по теме:

«Книга – наш лучший друг»

 

Провела: Сабанцева Э.И.

учитель нач. классов

Конспект классного часа

для учащихся 3 класса в школе VIIIвида.

Тема: «Книга – наш лучший друг».

Цели: -Познакомить детей с историей создания книги; показать значимость книги для человечества.

-Коррекция долговременной памяти на основе воспроизведения прочитанных произведений.

- Воспитывать интерес к чтению, бережное отношение к книгам.

Оборудование: выставка учебников, книг, иллюстрации к произведениям, презентация.

Ход классного часа.

Организационный момент.

-Сядет тот, кто правильно закончит мною сказанное название произведений.

-Я рада видеть ваши лица, ваши улыбки, и думаю, что этот день принесет вам радость общения друг с другом.

Психологический настрой.

Посмотрите за окошко:

На дворе прелестная погода,

Завершается весна.

И учиться нам осталось

Меньше двух недель.

А чтобы год окончить нам отлично,

Нужно вместе поработать нам прилично.

Сообщение темы и цели классного часа.

- Как вы думаете, чему посвящается наш классный час? (дети отвечают)

-А как он называется вы узнаете, если расшифруете ребус. (слайд)

- Сегодня на классном часе мы поговорим о книгах, вы узнаете, как они появились, вспомним правила обращения с ними. Так же узнаем, кто же из вас тесно дружит с книгами. Для этого мы прочтём книгу нашей встречи, совершим путешествие по страницам нашей книги.

3. Работа по теме.

-Книга вошла в вашу жизнь довольно рано. Сначала мама читала вам сказки, потом вы открыли свой первый букварь. Вы так привыкли к книге, что перестали замечать это чудо. Книги всегда рядом с нами. Мы даже не задумываемся, зачем нужны книги?

- А зачем они нужны ? (дети отвечают)

-О чем бы мы ни захотели узнать, книги расскажут, ответят на любой вопрос.

-Книга – это средство передачи знаний от поколения к поколению, они знакомят нас с прошлым, позволяют разобраться в настоящем, с помощью них мы заглядываем в будущее. Книга позволяет побывать в любых частях света, познакомиться с жизнью замечательных людей. С книгой мы можем побывать в любой точке мира, в любой эпохе времени. Книга делится с нами правилами жизни и рецептами здоровья, учит нас, развлекает, направляет.

-Читая в свободное время книги, с пользой можно провести время. Но сейчас все немного по-другому. И многие перестали читать книги, ведь информацию можно найти в другом месте.

-А где? (дети отвечают)

- Раньше не было компьютеров, не было множества программ по телевидению, как сейчас, поэтому книга оставалась тем источником, который давал свет в мир.

Компьютер тоже не заменит книгу. Почему? Книгу можно читать и при свечах, а для компьютера нужно электричество, монитор, клавиатура, мышка.

Если ученый напечатает свой труд в книге, ее прочитают и через 1000 лет, а с компьютера информация постоянно теряется портится из-за вирусов.

Книжку можно просто положить в карман и читать, где придется.

Современный   компьютер тоже можно положить в карман и читать, где хочешь.

А вдруг у него закончится питание? А книгам питания не требуется.

- Теперь скажите, разве ценность книги с появлением компьютера изменилась? (дети отвечают)

-Нет. Книгу ничем нельзя заменить.

-И я, кажется, знаю почему. Ведь книга, как лучший друг.

- Почему мы говорим, что книга- наш лучший друг? (дети отвечают)

Ее читаешь и, кажется, что разговариваешь с тем, кто ее написал, как с другом. Самое главное – книга нам открывает, прежде всего, самих себя. Когда вы читаете книгу, вы находите свои черты, иногда даже свои поступки. Чтение – это труд, творчество, самовоспитание своих духовных сил, воли.

А с какими удивительными людьми познакомитесь вы в книгах! На смену любимым героям из ваших первых книжек – доброму доктору Айболиту, озорному Петрушке,

Золушке, Коту в сапогах, придут новые литературные герои. Книги могут рассказать нам замечательную сказку, интересную повесть, с их страниц прозвучат чудесные стихи, некоторые из них запомнятся надолго, может быть, на всю жизнь.

-Самое главное – книга нам открывает, прежде всего, самих себя. Когда вы читаете книгу, вы находите сходство с собой и своими поступками. Книга всегда верно служит нам.

Люди многим обязаны книгам. Только представьте на мгновенье, что вдруг с полок библиотек исчезли все книги. Как вы себе представляете жизнь без книг? (дети отвечают)

-Огромное бедствие постигло бы человечество. Ведь у каждого из нас есть любимые

книги, как любимые друзья. Знаешь, что к ним еще не раз вернешься, будешь читать снова и снова, и поэтому расставаться с ними всегда трудно. Книги – наши друзья, задушевные собеседники, умные советчики в жизни.

- У многих из вас есть любимые книги, которые вы перечитывали. В руках вы держали и листали не одну, две книги. А задумывались ли вы когда – нибудь, как они появились на свете?

- Правильно, очень давно.

-Первая страница нашей книги «Как книги появились на свете» (слайд)

Печатные книги возникли не сразу,

Писец переписывал каждую фразу,

Глаза уставали, дрожала рука.

И так продолжалось века и века.

- В старину люди очень ценили книги. Они стоили дорого, так как создавались медленно, ценой кропотливого труда летописца, который от руки переписывал строку за строкой. Писал летописец гусиным пером или острой палочкой на бересте или пергаменте (тонкой телячьей коже). Труд летописца был очень тяжёл. (Слайд)

Без людей, без друзей, в одиночку

Он на строчку нанизывал строчку.

Перепишет всего пару книг

И, глядишь, уже дряхлый старик. (слайд)

-Позднее создавали книги из бумаги, но они были рукописными, а не печатными. Их многие месяцы переписывали от руки особые переписчики – писцы. Рукописных книг было мало, и стоили они дорого.

И вот 1000 лет назад во всех европейских странах, в том числе и в России, стали изготавливать бумагу. Более 400 лет назад в России Иван Фёдоров и его помощники стали печатать первые книги. (Слайд)

И вот, наконец, наступил этот срок,

Когда был придуман печатный станок.

И стала доступною книга в сто крат,

И был человек очень этому рад.

Машина умнела, умнела, а ныне

Доверили книгу великой машине,

Чтоб мы получили книгу, над ней

Поработало очень много людей.

-Вторая страница «Как книги создаются сейчас». (слайд)

-Сейчас книги печатают современные печатные машинки. (Слайд)

- Чтобы создать книгу трудятся много людей разных профессий. Как вы думаете, чей труд помогает создать книгу? (ответы)

-Все книжки родились в дремучем лесу. Как вы думаете, почему? Потому что книги делают из бумаги, а бумагу, как вы знаете, из дерева.

-Стволы деревьев везут на бумажный комбинат. Там из них делают бумагу. Вот стволы переходят из цеха в цех. Бесконечной лентой выползает бумага из машины и сматывается в огромные бумажные рулоны.

- Далее готовая бумага куда поступает?

-Что такое типография? (слайд)

Типография – книжная фабрика. Как на любой фабрике, здесь много цехов. В одном цехе подготавливают бумагу, в другом – краски, в каждом цехе – машины.

Теперь книгу делают при помощи машин. В печатную машину подается чистая белая бумага, а выходит с текстами и картинками.

- Далее книга куда поступает?

-Потом книги попадают в книжный магазин, в библиотеку. (слайд)

-Вот такой длинный путь проходит книга, чтобы из дерева превратиться в книгу. Как видите, печатный станок помогает людям сделать книгу, но главным всё - таки, остается труд человека.

-Это очень большой труд людей, и мы должны уважать этот труд, беречь книги.

- Следующая страница нашей книги « Как мы обращаемся с книгой». (слайд)

-А как же мы с ней обращаемся? Послушайте разговор двух книг.

Ведущий. Однажды встретились две книжки

Разговорились меж собой.

 

1-й ученик. Ну, как твои делишки?

Ведущий. Одна спросила у другой.

 

2-й ученик. Ох, милая, мне стыдно перед классом,

Хозяин мой обложки вырвал с мясом!

Да что обложки.… Оборвал листы!

Из них он делает кораблики, плоты

И голубей…

Боюсь, листы пойдут на змей,

Тогда летать мне в облака!

А у тебя целы бока?

 

1-й ученик. Твои мне не знакомы муки,

Не помню я такого дня,

Чтобы, не вымыв чисто руки,

Сел ученик читать меня!

А посмотри-ка на мои листочки:

На них чернильной не увидишь точки.

Про кляксы я молчу, -

О них и говорить-то неприлично…

Зато и я его учу

Не как - нибудь, а на отлично".

2-й ученик. Ну, мой на тройках едет еле-еле

И даже двойку получил на той неделе.

(показ 2 книг: хорошей и плохой)

-Какой хозяин у этой книги?

-А у этой?

- Какую книгу приятно держать в руках?

- Конечно же, чистую, аккуратную книгу всегда приятно держать в руках. После вас этими учебниками будут учиться другие ребята. Чтобы им было приятно учиться, нужно всегда держать все книги: будь это учебники и художественная литература в порядке. Что это значит? Давайте вспомним правила обращения с книгой.

Правила обращения с книгой. (слайд)

-А теперь послушайте правила обращения с книгой (все ученики получают памятки):

1. Бери книгу только чистыми руками.

2. Обложи книгу, вложи в нее закладку.

3. Переворачивай страницы книги за правый верхний угол.

4. Не перегибай книгу при чтении.

5. Не делай в книге нестираемых пометок, не загибай страницы.

6. Если книга порвалась – подклей ее.

 

-Давайте сейчас послушаем обращение книги к нам, читателям.

- Я книга, я – товарищ твой,

Будь, школьник, бережным со мной.

Мой чистый вид всегда приятен,

Оберегай меня от пятен.

Привычку скверную оставь,

Листая, пальцы не слюнявь!

Ой, уронил меня ты на пол!

Ай, супом ты меня заляпал!

Что здесь за звери? Что за птицы?

Страницы пачкать не годится!

Опять загнул мои листы!

Не бережёшь меня, друг, ты.

Мой переплёт не выгибай!

Мой корешок не поломай!

Не забывай меня в саду:

Вдруг дождь нагрянет на беду?

Запомни, я твой лучший друг!

Но только не для грязных рук!

-Следующая страница нашей книги «Мудрость народная». (слайд)

- Как вы понимаете значение слова мудрость? (слайд)

 

Многие люди очень бережно относились и относятся к книгам. Годами собиралась народная мудрость и выражалась в пословицах.

 

У вас на партах в конвертиках лежат полоски бумаг с пословицами. Давайте мы их соберём и постараемся объяснить их. (собирают пословицы из двух частей).

(слайд)

6.

Кто много читает, тот много знает.

Книга- твой друг, без неё как без рук.

Книги читать - скуки не знать.

Одна книга тысячу людей учит.

Книга мала, а ума придала.

 

 
   
   
   
   
   
   
   

Физкультминутка.

ИГРА “ДА-НЕТ”

-Хочу я вам задать вопрос,

А вы затем над ним всерьёз подумайте!

Одно из двух: “да” или “нет” - скажите вслух.

Если ответ “да” - поднимаете руки вверх и киваете головой, если “нет” - вы протягиваете руки вперёд и качаете головой.

Итак, слушайте внимательно мои вопросы:

Книга боится дождя?

Книга любит снег?

Книга любит путешествовать в библиотеку в портфеле?

Книга боится грязных рук?

Закладкой для книги может быть карандаш? Пирожок? Закладка?

Книга любит, когда её читают во время еды?

Книга любит, когда её разрисовывают и расписывают?

Книга боится быть порванной?

-Сейчас мы узнаем, кто, как дружит с книгой.

-Следующая страница нашей книги «Кто много читает, тот много знает» (слайд)

Помоги правильно назвать сказку. (слайд)

Снежная принцесса. Снежная королева.

Желтая кепочка. Красная шапочка.

Илья-царевич и Серый волк. Иван-царевич и Серый волк.

Мальчик и Карлсон. Малыш и Карлсон.

Спящая бабушка. Спящая красавица.

Стойкий железный солдатик. Стойкий оловянный солдатик.

Приключения Знайки и его друзей. Приключения Незнайки и его друзей.

Гадкий цыплёнок. Гадкий утёнок.

Сказка о рыбаке и рыбачке. Сказка о рыбаке и рыбке.

Конь-горбун. Конёк-Горбунок.

Луковый мальчик. Конёк-Горбунок.

Свеколка. Репка.


 

Узнай имя героя? (слайд)

дофера Федора

ронми Мирон

глаздвука Двуглазка

тошато Тотоша

боайлит Айболит

карочму Мурочка

Кто из героев лишний? Почему?

Из какого произведения данные предметы? (слайд)

Клюшка «Живая шляпа».

Подушка «Мойдодыр»

Сковородка «Вот какой рассеянный»

Туфелька «Золушка».

Кувшин «Лиса и журавль»

Нитка с иголкой «Заплатка»

-Разделите эти произведения на группы. (произведения Н.Носова, К. Чуковского и сказки)

А сейчас вспомните прочитанные произведения и выберите правильный ответ. Для этого поднимите соответствующую цифру. (слайд)

Как называется одна из сказок Шарля Перро?

«Курочка в серёжках»

«Кот в сапогах»

«Кошка в сарафане»

Если комары танцуют и пляшут, то будет:

тепло

дождь

3)холодно

Что нужно было сделать Красной Шапочке, чтобы попасть в бабушкин дом?

Нажать на кнопочку.

Набрать код подъезда.

Дёрнуть за верёвочку.

Чем наполнена голова Винни-Пуха?

Мозгами

Опилками

Ватой

Что подарили эльфы Дюймовочке?

Корону

Крылышки

Кольцо

Какого цвета не бывает в радуге?

Оранжевого

Голубого

Розового

С какой жалобой пришёл к Айболиту Барбос?

«Я несчастный, больной, старый пёс»

«Меня курица клюнула в нос»

«Я свой хвост отморозил в мороз»

В результате чего пострадал Кошкин дом?

Наводнения

Урагана

Пожара

Кто в рассказе Евгения Пермяка хотела стать большой?

Маша

Даша

Шура

-Молодцы, ребята! Хорошо отвечали!

 

4. Обобщение.

-О чём шла речь на классном часе?

-Какое настроение осталось после классного часа?

-Изменилось ли ваше отношение к книгам?

 

5. Итог классного часа.

-Я, ребята, надеюсь, что после сегодняшнего классного часа те, кто не дружил с книгой,  смогут по- новому взглянуть на неё, а  те, кто, хорошо с ней знаком, еще больше будут читать и беречь!

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.