Конспект классного часа «Доброта и отзывчивость» во 2 классе
Разработка классного часа во 2 классе по духовно-нравственному воспитанию.
Тема: «Доброта и отзывчивость»
Подготовила и провела Мальцева Дарья Александровна, учитель начальных классов МБОУ «Репинская СОШ», Гайского ГО, Оренбургской области
Цель:
-ознакомление обучающихся с понятиями «доброта» и «отзывчивость».
Задачи:
- воспитывать у школьников желание совершать добрые поступки, доброту, сочувствие, сопереживание;
- учить детей давать нравственную оценку жизненных явлений и поступков.
1. Организационный момент:
- Добрый день, ребята! Я хочу, чтобы вы посмотрели друг на друга и улыбнулись, сказали «Добрый день!». Нет ничего лучше, чем пожелать друг другу добра, ведь когда мы это делаем, всем становится теплее и радостнее на душе.
2. Вводная беседа:
- Ребята, сегодня мы с вами собрались, чтобы поговорить о доброте и отзывчивости. Тема нашего классного часа «Доброта и отзывчивость»
- Наше занятие хочу начать такими словами:
Доброта нужна всем людям,
Пусть побольше добрых будет.
Говорят не зря при встрече
«Добрый день» и «Добрый вечер».
И не зря ведь есть у нас
Пожелание «В добрый час».
Доброта — она от века
Украшенье человека (слайд)
- Доброта... Что же означает это слово?
(Объяснение детей, как они понимают это слово)
- Какого человека можно назвать добрым? (Добрый человек – это тот, кто любит людей и готов в трудную минуту прийти им на помощь. Добрый человек бережёт природу, любит птиц и зверей, помогает им выжить в зимнюю стужу. Добрый человек старается быть аккуратным, вежливым и уважительным в общении с товарищами и взрослыми.)
– А в толковом словаре Сергея Ивановича Ожегова можно прочитать такое определение:
Доброта ~ отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим. (Слайд)
Можно отметить качества, которые определяют доброту: добродетельный, добродушный, доброжелательный, добронравный, добропорядочный, добросердечный, добросовестный. Добрый человек обладает всеми этими качествами.(слайд)
- Были ли у вас такие случаи, когда с вами поступали плохо? (ответы детей)
- Какие чувства были у вас в этот момент? (Боль, горечь, обида, досада, чувство одиночества, несправедливость, незащищенность.)
- Как вы считаете, справедливо ли с вами поступили? (Ответы детей.)
- А было ли такое, что вы сами обидели кого-то, поступили с кем-то плохо? (Ответы детей.)
- Представьте себя на месте то, с кем вы так поступили и подумайте: захотели бы вы, чтобы с вами обошлись так же?
- Мы не раз уже слышали такое выражение: «Относись к людям так, как хочешь, чтобы они относились к тебе» (слайд)
Пусть эти золотые слова определяют все ваши поступки в жизни. Каждый ребенок хочет, чтобы окружающие его любили, заботились о нем. Но мало этого только хотеть. Надо самому все делать так, чтобы твои поступки обижали кого-то.
3. Рассмотрите ситуацию.
Жили две неразлучные подружки. Они были очень похожи. Мамы одевали их в одинаковые платья, обе они учились только на пятерки.
- Мы во всем, во всем одинаковые! - с гордостью говорили девочки.
Но однажды Соня - так звали одну из девочек - прибежала домой и похвасталась маме:
- Я получила по математике «пять», а Вера только тройку. Мы стали уже неодинаковые.
Мама внимательно посмотрела на дочку. Потом сказала грустно:
- Да, ты стала хуже...
- Я? - удивилась Соня.
- Но ведь тройку-то получила не я!
- Тройку получила Вера, но она ведь получила ее потому, что болела. А ты обрадовалась - это значительно хуже.
- Можно ли Соню считать хорошей подругой?
- За что её осудила мама?
- Можно ли отношение Сони к подруге считать добрым?
- Как нужно было поступить девочке?
- С кем из этих двух людей вы хотели бы дружить? (ответы детей)
Вывод учителя - Все люди очень разные…. Одни готовы отдать последнее своему другу и просто знакомому; а другим жалко всего даже для близких людей.
4. Выполнение теста.
Тест «Добрый ли я»
Вам предлагаются вопросы и бланк ответов, в котором против каждого номера вопроса нужно указать “да” или “нет”
1. У тебя появились деньги. Смог бы ты истратить все, что у тебя есть, на подарки друзьям или родным?
2. Товарищ делится в разговоре с тобой своими проблемами или неприятностями. Если тема тебе не интересна, дашь ли ты это понять собеседнику?
3. Твой партнер плохо играет в шахматы или в другую игру. Будешь ли ты ему поддаваться, чтобы он не терял интерес к игре?
4. Нравится ли тебе говорить людям приятное, чтобы поднять их настроение?
5. Часто ли ты используешь злые шутки?
6. Свойственна ли тебе мстительность, злопамятность?
7. Будешь ли ты поддерживать разговор с товарищем, если данная тема тебя совершенно не интересует?
8. С желанием ли ты применяешь свои способности для пользы других людей?
9. Бросаешь ли ты игру, когда уже очевидно, что ты проиграл?
10. Если ты уверен в своей правоте, будешь ли ты выслушивать аргументы другого человека?
11. Будешь ли ты выполнять работу по просьбе родителей, если она не входит в твои обязанности (что-то выполнить за кого-то из домочадцев, например)?
12. Станешь ли ты передразнивать кого-то, чтобы развеселить своих друзей?
Обработка результата:
Одно очко за каждый утвердительный ответ на вопросы 1, 3, 4, 7, 11 и за отрицательный ответ на вопросы 2, 5,6,8,9, 10,12.
Результаты:
Больше 8 очков. Ты любезен, нравишься окружающим, умеешь общаться с людьми. У тебя много друзей. Одно предостережение: никогда никому не позволяй злоупотреблять твоей добротой.
От 4 до 8 очков. Твоя доброта — вопрос случая: добр ты не с каждым. Для кого-то ты идешь на все, но старайся быть ровным со всеми, чтобы не было на тебя обид.
Менее 4 очков. Тебе предстоит сложная работа над собой.
5. Игра: Сказочный герой – какой он? (слайд)
- Все вы любите сказки. Одной из главных тем русских народных сказок была тема добра и зла. В сказках встречаются добрые и злые герои. Сейчас поиграем в игру. На слайде будет появляться сказочный герой, а вы будете отвечать, добрый он или злой. Если добрый, вы радостно хлопаете в ладоши, если злой – закрываете лицо ладошками.
Дюймовочка, Соловей – Разбойник, Карабас –Барабас, Красная шапочка, Баба – яга, Золушка, Мальвина.
- Как вы думаете, ребята, чего на земле больше: добра или зла?
6. Работа с пословицами (слайд)
- А сейчас мы попробуем объяснить пословицы о доброте:
Даёшь другому – приобретаешь себе.
Доброго человека в красный угол сажают.
Добрые слова лучше мягкого пирога.
Доброе братство лучше богатства.
Кто любит добрые дела, тому и жизнь мила.
За доброго человека сто рук.
- Какой вывод можно сделать из услышанного? (Нужно поступать всегда по совести, не обижать людей, быть добрыми, помогать в трудную минуту и т.д.)
- Подумайте и скажите, какие добрые дела вы можете сделать в классе, дома, на улице, в транспорте, в природе? (ответы детей)
7. Игра «вежливо – невежливо» (слайд)
Если вы посчитаете что поступок вежливый (хлопните в ладоши). Если невежливый (топаем ногами).
Поздороваться при встрече.
Толкнул, не извинился.
Помочь поднять упавшую вещь.
Громко разговаривать в общественных местах.
Обозвать обидным словом одноклассника.
Не уступить место пожилому человеку.
Не снять шапку, когда заходишь в школу?
Говорить “Спасибо” за подарок?
Поздороваться при встрече?
Перебивать во время разговора?
Извиниться за вынужденное опоздание?
Уйти и не попрощаться?
Помогать старшим?
Не уступить место старшим в автобусе?
Бегать по коридорам, сбивая всех с ног
Молодцы ребята! Если относиться друг к другу вежливо, можно многих неприятностей избежать.
Вывод учителя: Много тёплых добрых слов в нашей речи. Доброе слово может нас приободрить. Вселить в нас уверенность, согреть душу.
8. Подведение итогов (слайд)
-Не случайно, народная мудрость гласит: Доброта, что солнце. А добрые люди, как лучи этого солнца, добротой своей согревают людей. Перед вами лежат карточки со словами.
Нужно выбрать из этих слов только те, которые относятся к добрым людям, и наклеить их, как лучи, к солнцу.
- Вы ещё дети, но впереди вас ждёт много хороших дел. Вы сможете сделать нашу планету красивой. Но сначала вы должны вырасти настоящими людьми – смелыми, добрыми, трудолюбивыми. Ведь делать добро – это здорово. Ваши добрые дела будут согревать ваших близких, как это солнце.
Всего вам доброго!
6