Конспект классного часа по профориентации «В мире профессий»
Конспект классного часа по профориентации «В мире профессий»
Не профессия выбирает человека, а человек профессию.
Сократ (469 г. до н. э.-399 г. до н. э.) древнегреческий философ
Пояснительная записка
Впервые ребята серьёзно задумываются о будущей специальности и профессии при переходе из начальной школы в среднюю, поступая в профильные классы. Кто-то выбирает естественно-научные дисциплины, кто-то хочет изучать углублённо математику. Но чем ближе 9 и 11 класс, тем становится сложнее и непонятнее. Школьники не знают перспективных профессий, не в курсе о специальностях будущего. Итог – несамостоятельность в выборе предметов выпускных экзаменов, будущей специальности и вуза. Задача классного руководителя и педагогов, занимающихся профориентацией учеников, как можно раньше начинать знакомить ребят с различными перспективными профессиями, рассказывать о колледжах и вузах, где можно освоить эти профессии, предприятиях и компаниях, где можно устроиться в дальнейшем на работу. Не менее важно привлекать к профориентации преподавателей ссузов и вузов. Цель таких профориентационных уроков не только в информировании, но и в формировании у детей чувства ответственности за свои решения.
Задача педагога – помочь учащимся в этом непростом выборе. Проводя тематические беседы, классные часы, внеклассные мероприятия.
В среднем за II квартал 2024 г., по итогам выборочного обследования рабочей силы, 10,9 тыс. человек, или 2,2% рабочей силы классифицировались как безработные (в соответствии с методологией Международной Организации Труда). Зачастую везде ощущается нехватка молодых специалистов. Я часто провожу классные часы по профориентации.
Цель
Помочь учащимся определиться с профессией.
Задачи
- Познакомить учащихся с понятиями «профессия», «специальноcть», «призвание»;
- Расширить их представление о разнообразии профессий;
- Познакомить ребят с профессиями, которые будут нужны в будущем.
Оборудование
- Интерактивная доска;
- Плакаты, рисунки и картинки по теме «Профессии»;
- Компьютер.
Учитель:
Здравствуйте, дорогие ребята и гости нашего сегодняшнего мероприятия. Рада видеть всех Вас здесь. Посмотрите, пожалуйста, как украшен наш кабинет и сделайте свои предположения, о чём мы будет говорить. Правильно, о профессиях. Задача каждого педагога – помочь его подопечным в профориентации.
Мероприятие начинается с чтения стихотворения Белова Александра Владимировича «Выбор профессии». В цент класса выходит ученик и читает стихотворение.
На нашей планете Земля!
И каждая из них интересна.
И каждая людям нужна.
Как выбрать любимое дело?
Как стать на тот жизненный путь,
Которым шагал бы ты смело,
С которого не смог бы свернуть.
Признаюсь, я долго пытался
Найти себя в сумраке дней.
Пока я один не остался
И не иссяк моей жизни ручей…
Довольно, оставим сомненья,
Ведь время нельзя умолить.
Нам нужно без промедленья
Себя в этой жизни открыть.
Пока ещё теплится в сердце
Стремленье, желание жить.
Пока ещё в открытую дверцу
Мы можем свободно ступить…
Учитель:
Ребята, сейчас Вы учитесь в 10 класса, а это означает, что очень скоро Вам придётся столкнуться с выбором профессии. Кто-то уже определился, а кто-то до сих пор в раздумьях. Надеюсь, что наш сегодняшний классный час поможет Вам в выборе. Говорят, что человек выбирает свою судьбу, выбирая себе профессию.
А что же такое профессия?
Ответы детей.
Учитель:
Правильно, ребята. Профессия – это основной род занятий, трудовой деятельности.
А что такое специальность?
Ответы детей.
Учитель:
Да, ребята. Специальность – это то же, что и профессия.
А что есть, по-Вашему, призвание?
Ответы детей.
Учитель:
Совершенно верно!
Призвание – это жизненное дело, назначение.
Сейчас предлагаю Вашему вниманию тест. Прошу отвечать искренне.
Тест для подростков «Как выбрать профессию?»
В этом тесте подростку необходимо оценить каждый предложенный вопрос и
выбрать один из трех вариантов ответов на него:
1. Работа, связанная с учетом и контролем, – это довольно скучно.
1. Да
2. Затрудняюсь ответить
3. Нет
2. Я предпочту заниматься финансовыми операциями, а не, например, музыкой.
1. Да
2. Затрудняюсь ответить
3. Нет
3. Невозможно точно рассчитать, сколько времени уйдет на дорогу до работы, по
крайней мере, мне.
1. Да
2. Затрудняюсь ответить
3. Нет
4. Я часто рискую.
1. Да
2. Затрудняюсь ответить
3. Нет
5. Меня раздражает беспорядок.
1. Да
2. Затрудняюсь ответить
3. Нет
6. Я охотно почитал(а) бы на досуге о последних достижениях в различных областях
науки.
1. Да
2. Затрудняюсь ответить
3. Нет
7. Записи, которые я делаю, не очень хорошо структурированы и организованы.
1. Да
2. Затрудняюсь ответить
3. Нет
8. Я предпочитаю разумно распределять деньги, а не тратить все сразу.
1. Да
2. Затрудняюсь ответить
3. Нет
9. У меня наблюдается, скорее, рабочий беспорядок на столе, чем расположение
вещей по аккуратным «стопочкам».
1. Да
2. Затрудняюсь ответить
3. Нет
10.Меня привлекает работа, где необходимо действовать согласно инструкции или
четко заданному алгоритму.
1. Да
2. Затрудняюсь ответить
3. Нет
11.Если бы я что-то собирал(а), я бы постарался(ась) привести в порядок коллекцию,
все разложить по папочкам и полочкам.
1. Да
2. Затрудняюсь ответить
3. Нет
12.Терпеть не могу наводить порядок и систематизировать что бы то ни было.
1. Да
2. Затрудняюсь ответить
3. Нет
13.Мне нравится работать на компьютере – оформлять или просто набирать тексты,
производить расчеты.
1. Да
2. Затрудняюсь ответить
3. Нет
14.Прежде чем действовать, надо продумать все детали.
1. Да
2. Затрудняюсь ответить
3. Нет
15.На мой взгляд, графики и таблицы – очень удобный и информативный способ
предоставления информации.
1. Да
2. Затрудняюсь ответить
3. Нет
16.Мне нравятся игры, в которых я могу точно рассчитать шансы на успех и сделать
осторожный, но точный ход.
1. Да
2. Затрудняюсь ответить
3. Нет
17.При изучении иностранного языка я предпочитаю начинать с грамматики, а не
получать разговорный опыт без знания грамматических основ.
1. Да
2. Затрудняюсь ответить
3. Нет
18.Сталкиваясь с какой-либо проблемой, я пытаюсь всесторонне ее изучить
(ознакомиться с соответствующей литературой, поискать нужную информацию в
интернете, поговорить со специалистами).
1. Да
2. Затрудняюсь ответить
3. Нет
19.Если я выражаю свои мысли на бумаге, мне важнее...
1. Логичность текста
2. Затрудняюсь ответить
3. Образность изложения
20.У меня есть ежедневник, в который я записываю важную информацию на несколько
дней вперед.
1. Да
2. Затрудняюсь ответить
3. Нет
21.Я с удовольствием смотрю новости политики и экономики.
1. Да
2. Затрудняюсь ответить
3. Нет
22.Я бы хотел(а), чтобы моя будущая профессия.
1. Обеспечивала меня нужной порцией адреналина
2. Затрудняюсь ответить
3. Давала бы мне ощущение спокойствия и надежности
23.Я доделываю работу в последний момент.
1. Да
2. Затрудняюсь ответить
3. Нет
24.Взяв книгу, я всегда ставлю ее на место.
1. Да
2. Затрудняюсь ответить
3. Нет
25.Когда я ложусь спать, то уже наверняка знаю, что буду делать завтра.
1. Да
2. Затрудняюсь ответить
3. Нет
26.В своих словах и поступках я следую пословице «Семь раз отмерь, один – отрежь».
1. Да
2. Затрудняюсь ответить
3. Нет
27.Перед ответственными делами я всегда составляю план их выполнения.
1. Да
2. Затрудняюсь ответить
3. Нет
28.После вечеринки мытье посуды я откладываю до утра.
1. Да
2. Затрудняюсь ответить
3. Нет
За все ответы под № 2 подросток получает по 1 баллу. Если же старшеклассник
выбрал первое утверждение при ответе на вопросы №№ 2, 5, 6, 8, 10, 11, 13, 14, 15, 16,
17, 18, 19, 20, 21, 24, 25, 26, 27 – он должен получить по 2 балла. Во всех остальных
вопросах ответ № 1 не приносит баллов, тогда как ответ № 3 приносит по 2 балла за
каждый.
Далее все полученные ребенком баллы необходимо суммировать. В зависимости от
общего итога результат теста будет таким:
· от 49 до 56 баллов - высокий интерес к знаковым системам. Идеальные профессии
– корректор, секретарь, экономист, чертежник, картограф;
· от 37 до 48 баллов - повышенный интерес к знаковым системам. Лучше всего
отдать предпочтение профессиям менеджера, юриста, финансиста, журналиста;
· от 25 до 36 баллов – определенные интересы не могут быть выделены. Следует
повторить тест, стараясь не выбирать второй вариант ответа, или же обратиться к
другому тестированию;
· от 13 до 24 баллов – выраженный интерес к творчеству. Лучшие сферы
деятельности - продюсирование, реклама, дизайн, психология, журналистика и т.д.;
· от 0 до 12 баллов – «свободный художник». В этом случае лучше всего работать
индивидуальным предпринимателем или фрилансером.
Учитель:
Ребята, давайте подумаем, какие профессии будут популярны в будущем.
К самым перспективным специалистам в новом году респонденты причислили представителей IT-сферы (56%) и инженерно-технических работников – 48 процентов. В лидирующую пятерку рейтинга востребованных профессий вошли врачи (28%), учителя (27%) и строители – 22 процента.
Обсудим каждую из лидирующей тройки этих профессий.
Профессия ИТ-специалист
IT-индустрия заслуженно считается одной из самых стремительно развивающихся видов деятельности. Ее характерной особенностью и главным преимуществом выступает проникновение во все сферы человеческой жизни – от быта до бизнеса, от промышленности до сельского хозяйства, от науки до образования, от управления государством до оказания медицинских услуг – список можно продолжать практически бесконечно. Но и приведенных примеров достаточно, чтобы понять: информационные и компьютерные технологии применяются повсеместно, а потому возникает вполне логичная потребность в квалифицированных IT-специалистах. Рассмотрим специфику этой разносторонней профессии, способы ее получения и другие сопутствующие вопросы более внимательно.
IT-специалист – кто такой и чем занимается?
Под IT-специалистами (русскоязычное написание – айти -специалистами) понимается обширный спектр профессий, представители которых работают в области информационных технологий. Список наиболее востребованных направлений деятельности приводится в следующем подразделе статьи. Здесь же необходимо выделить главное, чем занимаются IT-специалисты.
Вся их деятельность, так или иначе, связана с различными устройствами и технологиями, которые используются для сбора, хранение, анализа, обмена и других операций с информацией.
Речь идет о множестве различного оборудования – от обычных смартфонов, планшетов и умных часов до суперкомпьютеров и «начинки» космических кораблей, которые никогда и никуда бы не полетели без соответствующего программного обеспечения и сопутствующих ему информационных технологий.
Какие IT-специальности бывают?
Можно выделить несколько основных направлений деятельности в IT-индустрии, которыми занимаются представители следующих профессий:
- Программист. Занимается разработкой разнообразного программного обеспечения – от приложений для мобильных устройств до программ, обеспечивающих функционирование серверов, необходимых для работы интернета. Самая многочисленная группа айтишников, которая делится на несколько категорий по разным признакам – видам создаваемого ПО, используемым языкам программирования и т.д. В зависимости от категории определяется уровень зарплаты и спрос на IT-специалистов, которые варьируются в достаточно широком диапазоне. Но в любом случае программистов следует отнести к одной из самых востребованных и высокооплачиваемых профессий на сегодняшнем рынке труда.
Разработчик приложения для iOS и Android. По большому счету, эта группа айти-специалистов также является программистами. Характерным отличием становится более активное использование различных вспомогательных инструментов в виде шаблонов и фреймов, а также четкая направленность разрабатываемого ПО, которое предназначено исключительно для использования на мобильных устройствах. Количество последних продолжает стремительно расти, как и потребность в самых разных приложениях. Именно поэтому Android- и iOS-разработчики нередко выделяются в лучшую сторону – как по уровню доходов, так и по востребованности – даже среди программистов.
Системный администратор. Данная профессия наглядно демонстрирует всеобъемлющее проникновение IT-сферы во все виды деятельности. Дело в том, что должность системного администратора присутствует практически во всех компаниях и даже большинстве ИП, где используются хотя бы один-два компьютера. Не важно, идет ли речь о торговле, строительстве, выпуске сувениров, перевозке товаров или любом ином бизнесе, а также управлении государственными учреждениями, образовательными организациями и многим другим. Тем более – если на предприятии создана локальная сеть. Задачи специалиста – сделать так, чтобы все компьютеры, средства связи и сопутствующая оргтехника исправно работали, а все, что выходит из строя, быстро ремонтировалось.
Сетевой инженер. Фактически, является системным администратором более серьезного уровня, так как управляет не несколькими компьютерами, а крупными локальными сетями, вполне возможно – с несколькими серверами для хранения объемных баз данных, и другими подобными продуктами современной IT-индустрии. Соответствующим образом изменяются требования к квалификации специалиста, как и уровень оплаты его труда.
Дизайнер. Еще одна категория, которую можно разделить не несколько подкатегорий – в зависимости от решаемых задач. Одни специалисты отвечают за визуальную составляющую сайтов (веб-дизайнеры), другие – за внешний вид игр (гейм-дизайнеры), третьи – за интерфейс различных программ и т.д.
Специалист по кибербезопасности и защите информации. Занимается очень актуальной в сегодняшних условиях деятельностью, важность которой связана с высокой ценностью самых разных данных – от персональных сведений до коммерческой тайны.
Даже беглый анализ приведенной информации позволяет убедиться, насколько разносторонним и многопрофильным является понятие «IT-специалист». Поэтому объединять всех айтишников в одну категорию работников было бы попросту некорректным.
ИТР-персонал: кто к нему относится
ИТР — это инженерно-технические работники, к которым относятся специалисты различных профессий и должностей, занимающиеся организацией технологического процесса и непосредственным руководством на производстве. Разберемся подробнее в направлениях деятельности, должностных обязанностях и требованиях к ИТР-персоналу.
Инженерно-технический работник (ИТР): кто относится
Инженерно-технический работник (ИТР) — это специалист, в задачи которого входит организация и руководство производственным процессом на в компании. В список инженерно-технических работников предприятия входят специалисты со средним профессиональным или высшим образованием. К ИТР относят как руководителей, так и служащих, деятельность которых связана со строительством, изысканиями, проектированием, инженерными системами, нефтегазовым или горным делом.
К инженерно-техническому персоналу относят и сотрудников народного образования, культуры, искусства, науки, медицинских служащих. Кроме того, в Квалификационном справочнике должностей, утвержденном Постановлением Минтруда России от 21.08.1998 № 37, в числе ИТР значатся и специалисты, которые трудятся в рыболовной, сельскохозяйственной, лесозаготовительной отрасли, в морских портах и других сферах.
Обратите внимание! К ИТР можно отнести не всех сотрудников конкретной сферы, а только тех, которые имеют инженерно-техническое образование и соответствующую должность.
Грубо говоря, инженерно-технический работник — не исполнитель, который поет, лечит или изготавливает детали, а служащий, который занимается организационной, технической или технологической стороной процесса.
Пример. В строительстве к ИТР относят мастеров, начальников участков, прорабов, бригадиров, инженеров-техников, контролеров. То есть тех, кто руководит, организует работу и поставку материалов, создает или сверяет чертежи, контролирует охрану труда. Строители, отделочники, каменщики и прочие исполнители не относятся к ИТР-персоналу, даже если они имеют соответствующее образование и уровень квалификации. Однако при их переходе на другую должность они могут стать инженерно-техническими работниками.
Важно! При разделении персонала на группы опирайтесь не только на Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих. Дополнительно изучите типовой перечень должностей № 531, который хоть и утратил силу с 21 февраля 2020 года, но не потерял актуальность. В нем указаны списки руководителей, инженерно-технических работников и других специалистов промышленности, строительства, сельского хозяйства, транспорта и связи, которые относятся к ИТР. Полезный материал: Обучение требованиям охраны труда по программам А, Б и В: разбор от эксперта
Обучение по охране труда, которое можно пройти в ЦОКО№1:
- Категория (А). Обучение по общим вопросам охраны труда и функционирования системы управления охраной труда
- Категория (АБВ). Требования охраны труда
- Категория (Б). Обучение безопасным методам и приемам выполнения работ при воздействии вредных и (или) опасных производственных факторов, источников опасности, идентифицированных в рамках СОУТ и оценки профрисков
- Категория (В). Обучение безопасным методам и приемам выполнения работ повышенной опасности, к которым предъявляются дополнительные требования в соответствии с НПА, содержащими государственные нормативные требования ОТ
Обязанности инженерно-технического работника
Функциональные обязанности инженерно-технического работника зависят от сферы деятельности, должности и специфики самой организации. Например, в обязанности специалистов может входить разработка информационно-технологических процессов и их последующее внедрение. Организаторы занимаются определением порядка и очередности выполнения работ, контролем качества, подготовкой документации.
В целом ИТР-рабочие обеспечивают эффективную и бесперебойную работу организации или определенной сферы деятельности, внедряют системы модификаций, ищут пути оптимизации процессов, повышения качества продукции или услуг. Помимо этого, инженерно-технические специалисты следят за охраной труда в организации.
Обучение инженерно-технических работников
Система обучения инженерно-технических сотрудников строится не только на проведении вводных и периодических инструктажей, но и на прохождении полноценных курсов повышения квалификации или профпереподготовки. Читайте также: Изменения по охране труда в 2024 году: гайд от экспертов
В ходе обучения специалисты совершенствуют знания и навыки, знакомятся с новыми технологиями или осваивают другие направления. Это дает рост профессионализма и сокращение числа ошибок, которые ведут к травматизму и чрезвычайным ситуациям. Расследование несчастных случаев на производстве: как применять новые правила
Обучение инженерно-технических работников может осуществляться:
- в самой организации или учебном центре;
- в центральных или межотраслевых институтах.
При выборе центра обращайте внимание не только на стоимость курсов, но и на наличие лицензии на проведение обучения по соответствующему профилю. Уточняйте длительность подготовки и переподготовки — не выбирайте сжатые программы, если у вас минимальный уровень базового образования или недостаточно опыта в конкретной сфере.
Вот, пожалуй, и всё, о чём мне хотелось бы рассказать Вам сегодня, ребята. Надеюсь, наше мероприятие поможет Вам сделать свой выбор правильно.
Список источников
Картинки yandex.ru
https://www.sravni.ru/kursy/info/professiya-it-specialist/
https://coko1.ru/articles/protection/itr-personal-kto-k-nemu-otnositsya/
Елена Алексеевна
Архипова Алина Викторовна