Лекция для студентов СПО «Основы экономической теории. Введение»
Лекция № 1 «Введение»
Цель: формирование у студентов системы теоретических знаний в области экономики, позволяющих ясно и последовательно объяснять процессы и явления социально-экономической жизни общества, разрабатывать принципы и методы рационального хозяйствования; развитие понимания многообразия экономических процессов в современном мире, а также умения определить их связь с другими процессами, происходящими в обществе; актуализация способности студентов применять накопленные по дисциплине знания при решении профессиональных проблем в реальных (смоделированных) условиях; стимулирование студентов к самостоятельной деятельности по освоению дисциплины и формированию необходимых компетенций.
Задачи:
Метапредметные: развитие понимания многообразия экономических процессов в современном мире, а также умения определить их связь с другими процессами, происходящими в обществе
Личностные: развитие навыков самостоятельного обучения, совершенствования и адекватного оценивания студентами своих образовательных и профессиональных возможностей, поиска оптимальных путей достижения целей в производственной практике.
Предметные: познакомиться с научными основами и принципами экономической теории, её целями и задачами, а так же методологией экономических дисциплин.
Вопросы для обсуждения:
1. Предмет, цели и задачи экономической теории.
2.Методология экономических дисциплин.
Мультимедийная презентация: https://prezi.com/view/IiYsRUxVC8sxL12gscSz/
№ |
Название учебного элемента |
Содержание |
Деятельность студентов |
Деятельность преподавателя |
1. |
Орг. момент |
|||
2. |
Постановка целей и задач лекции |
1. Предмет, цели и задачи экономической теории. 2.Методология экономических дисциплин. |
Запись план-конспекта |
|
3. |
1. Предмет, цели и задачи экономической теории. |
Все определения экономической теории как науки раскрывают ее предмет с разных сторон, ибо за основу берутся различные аспекты жизнедеятельности человека, в том числе и экономический, что не позволяет дать ему краткое и в то же время всеобъемлющее определение. Однако, если принять во внимание, что большинство современных экономистов признают экономическую теорию универсальной наукой о проблемах выбора ресурсов и экономическом поведении человека, то наиболее общим и правильным можно считать такое определение экономической теории Общая экономическая теория – это общественная наука, которая изучает поведение людей и групп в производстве, распределении и потреблении материальных благ в целях удовлетворения потребностей при ограниченных ресурсах, что порождает конкуренцию за их использование. Экономическая теория изучает взаимодействие людей в процессе поиска эффективных путей использования ограниченных производственных ресурсов в целях удовлетворения материальных потребностей общества. Это определение содержит черты, неизбежно содержащиеся почти в любом подобном определении: - указание на общественный, гуманитарный характер экономики как научной - указание на ограниченность ресурсов, которыми располагает общество; - указание на то, что под решением такого рода вопроса подразумевается определение того, что, как и для кого производить. Экономическая теория структурно включает в себя микроэкономику (поведение отдельных экономических субъектов) и макроэкономику (поведение или функционирование национальной экономической системы в целом). В ее составе также можно выделить мезоэкономику (поведение определенных подсистем национальной экономики или отраслей народного хозяйства) и супермакроэкономику (поведение мировой экономики в целом). При изучении предмета экономической теории с целью более четкого его осмысления целесообразно выделять: 1) сферу исследования – экономическая жизнь или среда, в которой осуществляется хозяйственная деятельность; 2) объект исследования – экономические явления; 3) субъект исследования – человек, группа людей, государство; 4) предмет исследования – жизнедеятельность «экономического человека», группы людей и государства и их поведение в экономической среде. При этом важно подчеркнуть, что основная задача экономической теории – дать не просто описание экономических явлений, а показать их взаимосвязь и взаимообусловленность, т. е. раскрыть систему экономических явлений, процессов и законов. В этом ее отличие от конкретных экономических дисциплин. |
Активное слушание и запись необходимого материала в тетрадь |
В ходе объяснения материала ведет фронтальную беседу и обращает внимание на особо важные моменты давая их под запись. Работа ведется с помощью использования мультимедийной презентации |
4. |
2.Методология экономических дисциплин. |
Методология экономической теории — наука о методах изучения экономических явлений. При изучении своего предмета экономическая теория широко использует такой метод, как формальная логика. Формальная логика — изучение экономического явления со стороны его структуры и формы. Формальная логика использует обширный набор приемов познания, среди них анализ и синтез, индукция и дедукция, сравнение и аналогия. Анализ — мысленное расчленение анализируемого объекта на части и изучение каждой его части отдельно. Синтез — соединение уже изученных частей предмета в единое целое и получение знаний о предмете в целом. Индукция — выведение теории из фактов, следование от частного к общему. Здесь факты собираются, анализируются и на их основе строятся теории. Дедукция — выдвижение гипотез, которые затем сопоставляются с фактами, т. е. следование от общего к частному. Если выдвинутая гипотеза не выдерживает проверки фактами, то она отвергается. Сравнение — определение сходства или различий явлений и процессов. Этот прием позволяет соотносить неизвестное с известным, выразить новое через уже познанное и изученное. Аналогия — перенос одного или нескольких свойств с известного явления на неизвестное. В принципе аналогия является частным случаем индукции. Экономическая наука широко использует такой метод познания, как диалектика. Диалектика — учение о наиболее общих законах развития человеческого общества. Диалектический метод использует обширный набор приемов познания, среди них абстракция, исторический и логический методы и др. Метод научной абстракции предполагает, что все другие явления, за исключением того, которое сейчас изучается, являются неизменными. Исследователь отвлекается от второстепенных сторон данного явления, изучает только те, которые постоянно повторяются. Исторический метод предполагает, что экономические явления исследуются в той последовательности, в которой они возникали. Экономические явления имеют свою историю от момента появления до современного состояния. Этот метод дает возможность оценить особенности различных экономических систем. Логический метод предусматривает движение от простого к сложному. Но логика научного исследования избегает перипетии исторического развития и отражает современную структуру явления. Еще один метод исследования, широко используемый экономической наукой, — экономико-математическое моделирование. Экономическая модель — упрощенное описание реальности, позволяющее определить причины экономических явлений, закономерности их изменений и последствия таких изменений. При построении экономических моделей важную роль играет функциональный анализ. В окружающем мире повсюду наблюдаются явления, функционально зависимые между собой. Примером такой зависимости в экономике являются спрос на товар и цена этого товара: если повышается цена товара, то спрос на него падает, и наоборот. При этом говорят, что цена товара является аргументом, а спрос — функцией. Большинство экономических моделей и принципов можно выразить графически. Множество наук используют в качестве основного метода познания эксперимент, который позволяет на практике оценить верность выдвинутой гипотезы. Экономической теории широкое использование этого метода недоступно. Экономический эксперимент — искусственное воспроизведение экономического явления в наиболее благоприятных условиях и дальнейшего практического применения. Экономические эксперименты опасны тем, что нельзя точно спрогнозировать все их вероятные результаты. |
Активное слушание и запись необходимого материала в тетрадь |
В ходе объяснения материала ведет фронтальную беседу и обращает внимание на особо важные моменты давая их под запись. Работа ведется с помощью использования мультимедийной презентации |
7. |
Закрепление материала |
См. задания на сайте. https://love--1981.wixsite.com/marinashtukina/zadaniya-po-discipline-oet |
Объясняет задание и отвечает на уточняющие вопросы |
|
8. |
Домашнее задание |
См. задания на сайте. + лекцию учить!!! https://love--1981.wixsite.com/marinashtukina/zadaniya-po-discipline-oet |
Объясняет задание и отвечает на уточняющие вопросы |