12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
Материал опубликовала
Марина Владимировна Штукина437
сайт https://love--1981.wixsite.com/marinashtukina
Россия, Мурманская обл., Мурманск
Материал размещён в группе «Экономическое образование»

Лекция № 1 «Введение»

Цель: формирование у студентов системы теоретических знаний в области экономики, позволяющих ясно и последовательно объяснять процессы и явления социально-экономической жизни общества, разрабатывать принципы и методы рационального хозяйствования; развитие понимания многообразия экономических процессов в современном мире, а также умения определить их связь с другими процессами, происходящими в обществе; актуализация способности студентов применять накопленные по дисциплине знания при решении профессиональных проблем в реальных (смоделированных) условиях; стимулирование студентов к самостоятельной деятельности по освоению дисциплины и формированию необходимых компетенций.

Задачи:

Метапредметные: развитие понимания многообразия экономических процессов в современном мире, а также умения определить их связь с другими процессами, происходящими в обществе

Личностные: развитие навыков самостоятельного обучения, совершенствования и адекватного оценивания студентами своих образовательных и профессиональных возможностей, поиска оптимальных путей достижения целей в производственной практике.

Предметные: познакомиться с научными основами и принципами экономической теории, её целями и задачами, а так же методологией экономических дисциплин.

Вопросы для обсуждения:

1. Предмет, цели и задачи экономической теории.

2.Методология экономических дисциплин.

Мультимедийная презентация: https://prezi.com/view/IiYsRUxVC8sxL12gscSz/

Название учебного элемента

Содержание

Деятельность студентов

Деятельность преподавателя

1.

Орг. момент

     

2.

Постановка целей и задач лекции

1. Предмет, цели и задачи экономической теории.

2.Методология экономических дисциплин.

Запись план-конспекта

 

3.

1. Предмет, цели и задачи экономической теории.

Все определения экономической теории как науки раскрывают ее предмет с разных сторон, ибо за основу берутся различные аспекты жизнедеятельности человека, в том числе и экономический, что не позволяет дать ему краткое и в то же время всеобъемлющее определение.

Однако, если принять во внимание, что большинство современных экономистов признают экономическую теорию универсальной наукой о проблемах выбора ресурсов и экономическом поведении человека, то наиболее общим и правильным можно считать такое определение экономической теории

Общая экономическая теория – это общественная наука, которая изучает поведение людей и групп в производстве, распределении и потреблении материальных благ в целях удовлетворения потребностей при ограниченных ресурсах, что порождает конкуренцию за их использование.

Экономическая теория изучает взаимодействие людей в процессе поиска эффективных путей использования ограниченных производственных ресурсов в целях удовлетворения материальных потребностей общества. Это определение содержит черты, неизбежно содержащиеся почти в любом подобном определении:

-       указание на общественный, гуманитарный характер экономики как научной
дисциплины (люди или общество решают вопрос об использовании этих ограниченных
ресурсов);

-       указание на ограниченность ресурсов, которыми располагает общество;

-       указание на то, что под решением такого рода вопроса подразумевается определение того, что, как и для кого производить.

Экономическая теория структурно включает в себя микроэкономику (поведение отдельных экономических субъектов) и макроэкономику (поведение или функционирование национальной экономической системы в целом). В ее составе также можно выделить мезоэкономику (поведение определенных подсистем национальной экономики или отраслей народного хозяйства) и супермакроэкономику (поведение мировой экономики в целом).

При изучении предмета экономической теории с целью более четкого его осмысления целесообразно выделять:

1)        сферу исследования – экономическая жизнь или среда, в которой осуществляется хозяйственная деятельность;

2)        объект исследования – экономические явления;

3)        субъект исследования – человек, группа людей, государство;

4)        предмет исследования – жизнедеятельность «экономического человека», группы людей и государства и их поведение в экономической среде.

При этом важно подчеркнуть, что основная задача экономической теории – дать не просто описание экономических явлений, а показать их взаимосвязь и взаимообусловленность, т. е. раскрыть систему экономических явлений, процессов и законов. В этом ее отличие от конкретных экономических дисциплин.

Активное слушание и запись необходимого материала в тетрадь

В ходе объяснения материала ведет фронтальную беседу и обращает внимание на особо важные моменты давая их под запись. Работа ведется с помощью использования мультимедийной презентации

4.

2.Методология экономических дисциплин.

Методология экономической теории — наука о методах изучения экономических явлений. 

При изучении своего предмета экономическая теория широ­ко использует такой метод, как формальная логика. Формальная логика — изучение экономического явления со стороны его структуры и формы. Формальная логика использует обширный набор приемов познания, среди них анализ и синтез, индукция и дедукция, сравнение и аналогия. Анализ — мысленное расчлене­ние анализируемого объекта на части и изучение каждой его час­ти отдельно. Синтез — соединение уже изученных частей пред­мета в единое целое и получение знаний о предмете в целом. Ин­дукция — выведение теории из фактов, следование от частного к общему. Здесь факты собираются, анализируются и на их основе строятся теории. Дедукция — выдвижение гипотез, которые затем сопоставляются с фактами, т. е. следование от общего к частно­му. Если выдвинутая гипотеза не выдерживает проверки факта­ми, то она отвергается. Сравнение — определение сходства или различий явлений и процессов. Этот прием позволяет соотносить неизвестное с известным, выразить новое через уже познанное и изученное. Аналогия — перенос одного или нескольких свойств с известного явления на неизвестное. В принципе аналогия явля­ется частным случаем индукции.

Экономическая наука широко использует такой метод по­знания, как диалектика. Диалектика — учение о наиболее общих законах развития человеческого общества. Диалектический ме­тод использует обширный набор приемов познания, среди них абстракция, исторический и логический методы и др. Метод на­учной абстракции предполагает, что все другие явления, за ис­ключением того, которое сейчас изучается, являются неизмен­ными. Исследователь отвлекается от второстепенных сторон данного явления, изучает только те, которые постоянно повто­ряются. Исторический метод предполагает, что экономические явления исследуются в той последовательности, в которой они возникали. Экономические явления имеют свою историю от мо­мента появления до современного состояния. Этот метод дает возможность оценить особенности различных экономических систем. Логический метод предусматривает движение от простого к сложному. Но логика научного исследования избегает перипе­тии исторического развития и отражает современную структуру явления.

Еще один метод исследования, широко используемый эконо­мической наукой, — экономико-математическое моделирование. Экономическая модель — упрощенное описание реальности, по­зволяющее определить причины экономических явлений, зако­номерности их изменений и последствия таких изменений. При построении экономических моделей важную роль играет функ­циональный анализ. В окружающем мире повсюду наблюдаются явления, функционально зависимые между собой. Примером та­кой зависимости в экономике являются спрос на товар и цена этого товара: если повышается цена товара, то спрос на него пада­ет, и наоборот. При этом говорят, что цена товара является аргу­ментом, а спрос — функцией. Большинство экономических моде­лей и принципов можно выразить графически. 

Множество наук используют в качестве основного метода познания эксперимент, который позволяет на практике оценить верность выдвинутой гипотезы. Экономической теории широкое использование этого метода недоступно. Экономический экспери­мент — искусственное воспроизведение экономического явле­ния в наиболее благоприятных условиях и дальнейшего практи­ческого применения. Экономические эксперименты опасны тем, что нельзя точно спрогнозировать все их вероятные результаты.

Активное слушание и запись необходимого материала в тетрадь

В ходе объяснения материала ведет фронтальную беседу и обращает внимание на особо важные моменты давая их под запись. Работа ведется с помощью использования мультимедийной презентации

7.

Закрепление материала

См. задания на сайте.

https://love--1981.wixsite.com/marinashtukina/zadaniya-po-discipline-oet

 

Объясняет задание и отвечает на уточняющие вопросы

8.

Домашнее задание

См. задания на сайте.

+ лекцию учить!!!

https://love--1981.wixsite.com/marinashtukina/zadaniya-po-discipline-oet

 

Объясняет задание и отвечает на уточняющие вопросы

Опубликовано в группе «Экономическое образование»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.