Конспект логопедического занятия «Пересказ рассказа с опорой на серию сюжетных картинок»
План-конспект занятия
Тема: Пересказ рассказа с опорой на серию сюжетных картинок
Цель занятия: Учить пересказывать текст с опорой на серию сюжетных картинок, отображающих последовательность событий.
Задачи:
повышать заинтересованность детей на занятии;
развивать слуховое и зрительное внимание,
определять главных героев рассказа, событий и их последовательности,
формирование навыка пересказа с опорой на серию сюжетных картин.
Оборудование: рассказ В. Сутеева «Три котёнка», серия сюжетных картин
по содержанию рассказа.
Ход занятия
Организационный момент
логопед: Вы любите, когда вам читают книжки? Какую книжку вам читали вчера вечером? (ответы детей).
Основная часть
логопед: - Сегодня мы с вами прочитаем рассказ. Рассмотрим иллюстрации к рассказу, попробуем пересказать его. Рассказ называется «Три котёнка», а написал его для вас детский писатель Владимир Сутеев.
В. СУТЕЕВ « ТРИ КОТЁНКА »
Три котёнка — чёрный, серый и белый — увидели мышь и бросились за ней! Мышь прыгнула в банку с мукой. Котята — за ней! Мышь убежала. А из банки вылезли три белых котёнка. Три белых котёнка увидели на дворе лягушку и бросились за ней! Лягушка прыгнула в старую самоварную трубу. Котята — за ней! Лягушка ускакала, а из трубы вылезли три чёрных котёнка. Три чёрных котёнка увидели в пруду рыбу и бросились за ней! Рыба уплыла, а из воды вынырнули три мокрых котёнка. Три мокрых котёнка пошли домой. По дороге они обсохли и стали как были: чёрный, серый и белый.
логопед: - Давайте вспомним ,что мы узнали из рассказа. Я буду задавать вопросы, а вы постарайтесь отвечать на них полными предложениями. Итак:
- Ребята, вам понравился рассказ?
- О ком говорится в рассказе?
- Какие котята были в начале рассказа?
- Кого увидели котята?
- Что они сделали, когда увидели мышь?
- Куда прыгнула мышь?
- Что сделали котята?
- Поймали котята мышь?
- Какие котята вылезли из банки с мукой? Догадались почему?
- Кого увидели во дворе три белых котёнка?
- Что они сделали?
- Куда прыгнула лягушка? А котята?
- Поймали котята лягушку?
- Какие котята вылезли из самоварной трубы? Догадались почему?
- Кого увидели в пруду три чёрных котёнка?
- Поймали они рыбу? Какие котята вынырнули из воды?
- Что случилось с котятами по дороге домой? Почему котята
снова стали чёрным, серым и белым?
Учитель-логопед, задавая вопросы и выслушивая ответы, предлагает детям выбрать сюжетную картинку, иллюстрирующую ответ (последовательность событий). Таким образом, на доске появляется картинный план пересказа.
Физкультминутка - «Про кота»
(выполнение движений, подходящих под содержание стихотворения)
У КАЛИТКИ РЫЖИЙ КОТ Изобразить походку кошки
ОГЛЯНУЛСЯ, ПРЫГ ВПЕРЁД, Изобразить поворот, прыжок
КОТ НА ДЕРЕВО ПОЛЕЗ, Изобразить «лазающие» движения
ЗАТАИЛСЯ И ИСЧЕЗ. Присесть, накрыв голову руками.
Повторное чтение рассказа
логопед: - Отдохнули? Садитесь на свои места, и давайте вспомним, что мы делали перед физкультминуткой? (ответы детей). Да, вы ответили на вопросы и выложили картинки-ответы по порядку. Сейчас я снова прочитаю вам рассказ, а после вы попробуете его пересказать.
Пересказ рассказа с опорой на картинный план
логопед: - Молодцы, внимательно слушали. А теперь попробуйте пересказать рассказ «Три котёнка». Вспомнить рассказ и то, какие события происходили в нём, нам помогут эти картинки (на доске серия сюжетных картин - основа для пересказа ). Давайте попробуем?
Дети начинают пересказывать рассказ, в случае затруднения, логопед помогает, задавая наводящие вопросы.
Ребята по очереди пересказывают рассказ, а после - выбирают лучший.
Итог занятия:
логопед: - Молодцы, хорошо поработали. Что мы делали сегодня на занятии? Как назывался рассказ? Хорошо, ни о чём не забыли и были очень внимательными. Занятие окончено..