Конспект логопедического занятия с использованием «Конструктор Картинок 2» (1 класс)
Конспект логопедического занятия
с использованием «Конструктора Картинок 2»
Тема занятия «Звук и буква С»
Цели:
Коррекционно-образовательная:
-формировать и расширять у детей «семантическое поле» слов-глаголов, развивать валентность слов
Коррекционно-развивающие:
-автоматизировать у детей звук С в слогах, словах, предложениях через формирование семантического поля,
-развивать дыхание и голос,
-развивать фонематический слух и восприятие,
- уточнять и расширять словарь через формирование семантического поля слова «снег» и развитие валентности слов,
-развивать навыки словоизменения.
Коррекционно-воспитательная:
-обучать детей правильному поведению на ледяной горке.
Оборудование: флешка «Конструктор Картинок 2», таблица акустико-артикуляционного образа звука, цветные фишки, макет березы, предметные картинки, бумажные снежинки.
Ход занятия:
I .Организационный момент.
Учитель-логопед: К какому времени года относятся эти слова: снег, санки, снежинки, снеговик?
Ответы детей: Эти слова относятся к времени года - зима.
II 1.Развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики. Работа по развитию дыхания и голоса.
1.Общее расслабление.
Реснички опускаются…
Глазки закрываются…
Мы спокойно отдыхаем
Сном волшебным засыпаем…
2. Развитие общей моторики. Выполнение действий по тексту.
Рано утром на полянке
Веселятся две снежинки
Левой ножкой: топ, топ!
Правой ножкой: топ, топ!
Руки вверх, вверх, вверх!
Кто поднимет выше всех?
3. Развитие мелкой моторики. «Снежок»
Раз, два, три, четыре, |
Загибают пальчики, начиная с большого. |
Мы с тобой снежок слепили. |
Лепят, меняя положение ладоней. |
Круглый, крепкий, очень гладкий. |
Показывают круг, сжимают ладони вместе, гладят одной ладонью другую. |
И совсем-совсем не сладкий. |
Грозят пальчиком. |
4. Массаж лица.
По общим правилам.
5. Развитие мимических мышц.
Выполнение действий по тексту: «Мы умеем улыбаться. Мы умеем удивляться. Мы умеем сердиться. Мы умеем огорчаться».
6. Развитие артикуляционной моторики. Упражнения:
«Улыбка»
«Почистили нижние зубки»
«Лопаточка»- сдули снежинки со своего стола.
7. Работа по развитию дыхания и голоса.
Если по свежему снегу гулять
Нужно воздухом дышать.
Выдох – пффф – Возврат дыхания – пффф - Пауза- Возврат дыхания – С-с-с- пауза - Возврат дыхания – пффф - Возврат дыхания – Расслабление мышц брюшного пресса.
III. Упражнения по развитию произношения и обучения грамоте.
Объявление темы занятия.
Учитель-логопед: Сегодня мы поговорим о снеге, о словах-родственниках к слову «снег» и при этом будем правильно произносить звук С.
Акустико-артикуляционный образ звука.
Проверьте, как у вас работают губы и язык:
- губы улыбаются,
- кончик языка находится за нижними зубами,
- боковые края языка плотно прижимаются к верхним коренным зубам,
-передняя часть спинки языка поднимается к верхним бугорочкам и образует с ними щель,
- по середине языка идет сильная, холодная, воздушная струя,
- горлышко молчит. Звук С – согласный, твердый, глухой, свистящий.
3. Развитие фонематического слуха.
Работа с «Конструктором картинок2» (Сайт «Мерсибо»)
Перед детьми выставляется изображение березы. Детей просят украсить березу картинками, в которых встречается звук С.
4.Соотношение звука с буквой.
С – как серп рисуем с вами.
С - свернулся сом с усами.
На снегу подковы след.
С – сверкает силуэт.
5. Автоматизация звука в слогах, словах, предложениях и текстах.
Учитель-логопед: Я буду называть первый слог, а вы – второй:
Добавь слог СА: ли…(са), ро……(са), плак……(са)
Добавь слог СЫ: о…(сы), ко…(сы), у…(сы), ве…(сы).
- Звуковой анализ слогов СА, СЫ. Составление схем слогов.
- Дети снимают картинки с березы. Четко проговаривают их. Делят на слоги. Определяют место звука в слове.
- Составление предложений с данными словами. Деление их на слоги. Запись графической схемы составленных предложений.
IV. Физкультминутка «Снежинки»
Снежинки пуховые, Веселые, живые! |
Взмахи руками. |
Вы кружитесь, мерцаете В молчании лесном. |
Кружиться. |
И землю устилаете Блестящим серебром. (А.Липецкий) |
Присесть. |
V. Упражнения по развитию лексико-грамматической стороны речи.
-Игра «А что вчера»
Сегодня снег блестит, а вчера…
Сегодня снег падает, а вчера…
Сегодня снег сверкает, а вчера…
Сегодня снег хрустит, а вчера…
Сегодня снег идет, а вчера…
- Подбор слов-родственников к лову «снег» с помощью наводящих вопросов (снег-снегурочка, снеговик, снежинка, снежный(ком), снегопад, снегирь)
Учитель-логопед: Вспомните действия, которые выполнял снег в игре «А что вчера».
Дети называют слова-родственники и слова-действия, украшая березу бумажными снежинками при назывании каждого слова.
Учитель-логопед: Ребята, под снежинками березе будет тепло зимой.
VI. Итог занятия и оценка деятельности детей.
Учитель-логопед: Какой звук мы научились говорить правильно?
О каком времени года мы сегодня говорили?
Вспомните действия, которые относятся к слову снег»
Использованная литература:
1. Гомзяк О.С. Говорим правильно в 6-7 лет. Конспекты фронтальных занятий.- М. Издательство ГНОМ и Д, 2015
2. Комарова Л.А. Автоматизация звука С в игровых упражнениях. - М. Издательство ГНОМ и Д, 2017
3. Мазанова Е.В. Учусь не путать звуки. Упражнения по коррекции акустической дисграфии у младших школьников. - М. Издательство ГНОМ и Д, 2017
4. Мазанова Е.В. Логопедия Преодоление нарушения письма: Комплект тетрадей по коррекционной логопедической работе с детьми, имеющими отклонения в развитии. Тетрадь №2 – М.:ООО «Аквариум-Принт», 2006
5. Сергина Н.М. Кот Т.С. Логопедическая азбука. – М, АСТ:Астрель, 2008
6. Цуканова С.П, Бетц Л.Л. Я учусь говорить и читать. Альбом 2 для логопедической работы - М. Издательство ГНОМ и Д, 2015
7. Цуканова С.П, Бетц Л.Л. Формируем навыки чтения. Раздаточные таблицы для обучения грамоте и развития техники чтения у старших дошкольников. Приложение к пособию «Я учусь говорить и читать». - М. Издательство ГНОМ и Д, 2016
8. Цуканова С.П, Бетц Л.Л. Учим ребенка говорить и читать. Конспекты занятий по развитию фонематической стороны речи и обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста.- М. Издательство ГНОМ и Д, 2016
Desteni
Порошина Ольга Анатольевна
Янова Татьяна Викторовна
Порошина Ольга Анатольевна
Бойко Светлана Владимировна
Порошина Ольга Анатольевна
Горбачёва Марина Юрьевна
Порошина Ольга Анатольевна