Занятие «Составление описательного рассказа «Космос» с опорой на электронную мнемотаблицу»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 71 города Ельца «Румяные щёчки»
Конспект
коррекционной образовательной деятельности
по формированию лексико-грамматических циклов и развитию связной речи
в старшей комбинированной группе
для детей с общим недоразвитием речи – 3 уровень
Тема: «Составление описательного рассказа «Космос»
с опорой на электронную мнемотаблицу»
Подготовила: учитель-логопед
Пилипенко Олеся Павловна
Елец – 2017г.
Цель: составить описательный рассказ «Космос» с опорой на мнемотаблицу.
Задачи:
1.Коррекционно-образовательные: уточнить и активизировать словарь детей по теме «Космос», закрепить знания о первом космонавте Ю.А. Гагарине; упражнять детей в подборе слов-определений; учить детей составлять рассказ о космосе с опорой намнемотаблицу.
2.Коррекционно-развивающие: развивать связную речь, внимание, память, общую моторику, произвольное внимание, логическое мышление.
3.Коррекционно-воспитательные: воспитывать любовь к родной планете.
Оборудование: картинки с изображением ракеты, солнца, звёзд, планеты,портрет Ю.А. Гагарина, мнемотаблица «Космос», «космическая музыка», магнитофон, интерактивная доска, презентация.
Лексико-грамматический материал: космос, Ю.А. Гагарин, космонавт, планета, Земля, ракета, звёзды, солнце, солнечная система, астероиды, метеориты, кометы.
План:
1.Организационный момент
2.Введение в тему
3.Интеллектуальная разминка
1) Игра с мячом «Скажи наоборот»
2) Игра «Открой портрет»
4. Новая тема
1)Беседа о Ю.А. Гагарине
2)Игра на внимание: «Каким должен быть космонавт?»
4.Физ. минутка
5.Продолжение новой темы
1)Составление рассказа о космосе с опорой на мнемотаблицу.
2)Заключительное слово логопеда о планете Земля
6.Итог
Ход коррекционно-образовательной деятельности
Этапы |
Деятельность логопеда |
Деятельность детей |
1.Орг.момент |
- Дети сегодня у нас необычное занятие. Посмотрите сколько гостей сегодня к нам пришло. Давайте с ними поздороваемся. - А теперь давайте встанем в кружок и возьмёмся за руки. Я очень рада вас видеть в этот солнечный весенний день. Солнышко уже ласково нас согревает своими лучиками и мне хочется, чтобы мы тоже согрелись добрыми словами. Давайте сегодня назовем друг друга ласково, я начну, а вы продолжите по кругу. |
Дети здороваются. Дети называют ласково друг друга по кругу( Ванечка, Ильюша, Никиточка и т.д.) |
2.Введение в тему 3.Интелектуальная разминка 1) Игра с мячом «Скажи наоборот» 2) Игра «Открой портрет» 4. Новая тема 1)Беседа о Ю.А. Гагарине 2)Игра на внимание «Каким должен быть космонавт?» |
- Послушайте загадку и отгадайте загадку: Океан бездонный, океан бескрайний, Безвоздушный, темный и необычайный, В нем живут Вселенные, звезды и кометы, Есть и обитаемые, может быть, планеты. - Правильно это космос. Космос – это безвоздушное пространство вокруг нашей планеты, которая называется Земля. И сегодня мы с вами совершим космическое путешествие. - Но прежде чем отправится в путь, нам с вами нужно подготовиться. -Я буду называть словосочетание, и бросать вам каждому по очереди мяч, а вы, поймав его должны назвать словосочетание «наоборот»: близкая планета, большая звезда, быстрая ракета, сильный космонавт, маленькая планета. - Посмотрите внимательно на доску, на ней четыре картинки, а за картинками спрятан портрет человека, чтобы узнать, чей это портрет, скажите что изображено на картинке, которая находится в правом верхнем углу? Ракета какая? - Что изображено на картинке в нижнем левом углу? Солнце какое? - Что изображено на картинке в верхнем левом углу? Звёзды какие? - Что изображено на картинке в правом нижнем углу? Планета какая? - Ребята знаете ли вы, кто это за человек? -Ю.А. Гагарин - первый космонавт планеты, который 12 апреля 1961 года совершил полет в космос и благополучно вернулся на Землю. С тех пор в нашей стране 12 апреля отмечают День космонавтики. В мире существует большое количество профессий, но профессия космонавта считается одной из самых трудных и опасных. Как вы думаете почему? Космонавты проводят различные исследования в космосе, изучают звёзды и планеты. -Давайте с вами определим, каким должен быть космонавт. Я буду называть различные человеческие качества, а вы должны определить подходят ли они будущему космонавту или нет. Если подходят, хлопать в ладоши, если нет – топать правой ногой. «Космонавт должен быть слабым, сильным, умным, трусливым, храбрым, глупым, крепким, здоровым?» - Так давайте скажем: каким должен быть космонавт? - Молодцы! Всё знаете о космонавтах. Теперь давайте представим себе, что вы стали космонавтами и отправимся с вами в космос. |
Космос Далёкая планета, маленькая звезда, медленная ракета, слабый космонавт, большая планета. Ракета Ракета быстрая, красивая, космическая. Солнце. Солнце яркое, горячее, лучистое. Звёзды. Звёзды далёкие, мерцающие. Планета. Планета неизвестная, большая, обитаемая. Юрий Алексеевич Гагарин Дети дают ответы Космонавт должен быть сильным, умным, храбрым, крепким и здоровым. |
5.Физ.минутка 6.Продолжение новой темы 1)Составление описательного рассказа «Космос» с опорой на мнемотаблицу 2)Заключительное слово логопеда о планете Земля 7.Итог |
-Возьмёмся за руки и образуем космический экипаж, который должен будет полететь на своей ракете в космос. -Присели перед стартом. (Включается «космическая музыка»). Теперь закройте глаза и представьте, что наша ракета на старте. Все системы включены. Идёт отсчёт времени: «Десять, девять….один. Старт!». Поднимитесь на ноги, поднимите руки вверх… и вот вы уже летите в открытый космос. Представьте, что вы оказались в невесомости и можете свободно перемещаться по ракете. - Что вы видите вокруг себя? Илья, что ты увидел? Никита, что ты увидел? - Сколько планет в солнечной системе? Давайте назовём эти планеты: меркурий, венера, земля, марс, юпитер, сатурн, уран, нептун. - На какой планете живём мы? - А теперь мы с вами постараемся составить рассказ о космосе, а в этом вам поможет мнемотаблица. Посмотрите, что изображено на картинках этой таблицы. Это что? Это что? И т.д. - Теперь давайте составим рассказ. - Молодцы! - Нам пора в обратный путь. Вернёмся на космический корабль. Отправляемся на нашу родную Землю. - Закройте глаза и представьте, что наша ракета на старте. Все системы включены. Идёт отсчёт времени: «Десять, девять….один. Старт!». Поднимитесь на ноги. Мы уже летим в космосе и приближаемся к Земле… Внимание, начинаем снижение! (Музыка выключается). - Откройте глаза. Вот мы и дома. Земля- планета, на которой мы живём. Часто её называют «Голубая планета». Поверхность земли затянута облаками и грозовыми тучами. Большая часть планеты покрыта водой. Юрий Алексеевич Гагарин сказал такие слова: «Облетев Землю в корабле-спутнике, я увидел, как прекрасна наша планета. Люди, будем хранить и приумножать эту красоту, а не разрушать её!». Давайте всегда помнить его слова и беречь нашу чудесную планету. - О чём мы говорили сегодня? Как зовут первого космонавта планеты? Что вам больше всего запомнилось? |
Планеты солнечной системы, звёзды, метеориты, астероиды. Дети составляют рассказ: Космос – это безвоздушное огромное пространство вокруг нашей планеты. В этом пространстве движутся звёзды, летают кометы, метеориты, астероиды, кружатся планеты. Планеты вместе с солнцем образуют солнечную систему. В солнечной системе 8-мь планет: меркурий, венера, земля, марс, юпитер, сатурн, уран, нептун. Планета на которой мы живём называется земля. Космонавты проводят различные исследования в космосе, изучают звёзды и планеты. Дети образуют круг, берутся за руки, приседают перед стартом. (Включается космическая музыка). |
Список использованной литературы
Арбекова, Н.Е. Развиваем связную речь у детей 6-7 лет с ОНР. Конспекты фронтальных занятий логопеда/Н.Е. Арбекова. - М.: ГНОМ, 2013.-172с.
Арбекова, Н.Е. Опорные картинки и планы к конспектам фронтальных и подгрупповых занятий логопеда с детьми 6-7 лет с ОНР/Н.Е.Арбекова. - М.: ГНОМ, 2013.-23с.
www.logoportal.ru
www.maam.ru
Дементьева Ирина Михайловна