Конспект логопедического занятия по теме «Дифференциация звуков и букв Ж-Ш»

3
0
Материал опубликован 21 February 2016 в группе

Конспект логопедического занятия по теме

«Дифференциация звуков и букв Ж-Ш»


 

Цель: развитие умения различать звуки и буквы Ж-Ш в слогах и словах.

Задачи

коррекционные:

  • закрепить навык различия звуков [ш–ж] в слогах, словах, фразах; продолжать учить составлять слова из слогов, букв;
  • составлять схему предложения;
  • совершенствовать грамматический строй речи и обогащать словарный запас за счет притяжательных прилагательных;
  • развивать эмоциональную выразительность речи.

обучающие:

  • вспомнить правило правописания жи-ши,
  • здоровьесберегающие:
  • содействовать сохранению и укреплению здоровья обучающихся.

воспитательные:

  • формировать положительную учебную мотивацию;
  • воспитывать чувство взаимопомощи.

 

Оборудование:

Компьютер, мультимедийный проектор, презентация к уроку, картинки с изображениями животных, слоговые таблицы, рабочие тетради.

 

Ход занятия

I. Организационный момент

- Сядьте прямо, спинку держим ровненько, руки – на парту!

1.Две команды идут в страну Звуков и Букв.

- Сегодня мы с вами продолжим путешествие в страну Звуков и Букв. Там вас ждет сюрприз! Чтобы нам легче было идти в гости к Гному, мы разделимся на две команды. (слайд №2)

«Жуки»

-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж

Жук похож на букву Ж

«Шмели»

-ш-ш-ш-ш-ш-ш-ш-ш-ш

Шмель похож на букву Ш

2.Самостоятельная формулировка темы урока:

Логопед:- Теперь скажите, какие звуки и буквы мы с вами будем вспоминать на уроке?

Дети:- Сегодня мы будем вспоминать звуки и буквы Ш и Ж.

 

Основная часть занятия

1. Уточнение произношения звуков [ш-щ].

- Посмотрите в зеркала и произнесите [ш]! (слайд №3)

- Когда мы произносим звук [ш] наши губы округлены;

- Язык за верхними зубами;

- Воздушная струя теплая и идет вверх.

- Горлышко не работает.

- Звук [ш] – глухой! Звук [ш] – всегда твердый!

- Посмотрите в зеркала и произнесите [ж]!

- Когда мы произносим звук [ж] наши губы округлены;

-Язык за верхними зубами;

- Воздушная струя теплая и идет вверх.

- Горлышко работает.

- Звук [ж] – звонкий! Звук [ж] – всегда твердый!

- Давайте сравним звуки [ш-щ]. (слайд №4)

Ш:

Губы – круглые

Язык – поднят вверх

Воздушная струя – теплая, идет вверх

Горлышко – не работает

Звук глухой.

Всегда твердый!

Ж:

Губы – круглые

Язык – поднят вверх

Воздушная струя – теплая, идет вверх

Горлышко – работает

Звук звонкий.

Всегда твердый! - Чем эти звуки похожи?

- Чем эти звуки отличаются?

2. Различение звуков [ш-ж] на слух.

- На нашем пути вырос волшебный лес! (слайд №5).

Чтобы пройти дальше, нам надо взять пилу и спилить волшебный лес. Волшебная пила пилит, когда мы правильно произносим звуки [ш-ж].

«Шмели пилят»:- ш-ш

Звук Ш – глухой, пила пилит слабо!

«Жуки» пришли на помощь: -ж-ж-ж-ж-ж

Звук Ж – звонкий, пила пилит сильно!

- Надо ещё подобрать родственные слова к названиям грибов: «маслёнок» и «лисичка»!

- Команда «Шмели», подбираем!

- Команда «Шмели», подбираем!

Молодцы – пришли на помощь!

3.Различение звуков [ш-ж] в словах.

- Идем дальше. Перед нами два домика. (слайд №6) Около них гуляют животные. Команда «Шмели» заселит в домик Ж животных, в названии которых есть звук Ж. Команда «Жуки» заселит в домик Ш животных, в названии которых есть звук Ш.

Слова: кошка, ёжик, мышь, жираф.

(Учащиеся прикрепляют картинки с изображениями животных к нужному домику.)

 

4. Чтение слогов со звуками [ш-ж].

- Тот, кто правильно прочитает слоги, сможет попить из волшебного ковша! (слайд №7)

ЖИ-ШИ ШИ-ЖИ-ШИ ШИ-ЖИ

ШИ-ЖИ ЖИ-ШИ-ЖИ ЖИ-ШИ

Звуки Ж и Ш – твердые!

Когда мы пишем ЖИ – ШИ, то пишем букву И.

Когда мы читаем ЖИ- ШИ, то произносим звук [ы]!

 

5. Речевая зарядка. (слайд №8)

1. «Улыбка» - «Трубочка»

2. «Чашечка»

3. «Подул теплый ветерок»

Произносим все вместе:

Ша – ша – ша – ша – мама моет малыша!

Жа – жа – жа – жа – мы увидели ужа!

Шу – шу – шу – шу – Жанне я письмо пишу!

Жу – жу – жу – жу – поспешим скорей к ежу!

 

6. Слоговой синтез.

- Чтобы пройти через волшебную речку, нужно дописать слоги ЖИ и ШИ! (слайд №9)

Пока_____

Ска______

Ды______

Напи_____

Сло______

 

7. Работа над предложением. (слайд №10)

- Назовите картинки, прочитайте слова!

- Составьте предложения!

ЛЯГУШКА СПЕШИТ ЗА ЁЖИКОМ.

КОШКА БЕЖИТ ЗА ЁЖИКОМ.

- Сколько слов в предложении? Составьте схему предложения.

- Что означает уголок на первой полоске? Почему на последней полоске стоит точка?

 

8. Развитие связной речи.

Стишок про ёжика. (слайд №11)

У ЕЖА ежовые иголки,

Чёрненький смешной ежовый нос.

Можно встретить ёжика у елки.

Есть ли у него ежовый хвост?

Учащиеся слушают, а затем повторяют стихотворение.

 

9. Развитие связной речи. Стишок про кошку. (слайд №12)

У КОШКИ кошачьи повадки,

Кошачий внимательный взгляд,

И ходит она с оглядкой –

Частенько смотрит назад.

Учащиеся слушают, а затем повторяют стихотворение.

 

10. Работа над грамматическим строем речи. Слова-признаки. (слайд №13)

- Назовите слова-признаки!

- Иголки какие? Нос какой? Хвост какой? Повадки какие? Взгляд какой?

ежовые иголки

ежовый нос

ежовый хвост

кошачьи повадки

кошачий взгляд

- Запишите слова-признаки в два столбика.

 

11. Конкурс скороговорок. (слайд №14)

Для команды «Жуки»:

В шалаше шалят ребятишки.

Для команды «Шмели»:

Медвежонок бежит и от холода дрожит.

- Какая команда лучше расскажет скороговорку, будет победителем!!!
 

III. Заключительная часть занятия.

1. Итоги занятия. (слайд №15)

- Что мыс вами сегодня делали?

-Что вам больше всего понравилось?

- Что вам было трудно делать?

Все молодцы! Победила дружба!

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации