12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Иванова Лариса Ивановна202
Учитель -дефектолог, в должности отработала более 30 лет
Россия, Иркутская обл., Тулун
3

Конспект логопедического занятия «Дифференциация звуков [С] – [Ц]»

Логопедическое занятие

«Развитие речи»

2 класс (вариант 5.2)

Тема: Дифференциация звуков [С] – [Ц].

Цель: выработать чёткую дифференциацию звуков [С] – [Ц] и правильное обозначение их на письме соответствующими буквами.

Задачи:

1.Коррекционно-образовательные:

а) развивать навыки фонематического восприятия: анализа и синтеза;

б) развитие активного словаря;

в) уточнение и сопоставление звуков в произвольном плане с опорой на слуховое и зрительное восприятие;

г) умение дифференцировать звуки на уровне слова, словосочетания, предложения, текста.

2. Коррекционно – развивающие:

а) развитие зрительного и слухового внимания и памяти; логического мышления.

б) развитие речевого дыхания и просодической стороны речи; общей моторики;

в) активировать и обогащать лексический запас и совершенствовать грамматические формы речи;

г) развивать связную речь.

3. Коррекционно – воспитательные:

а) воспитание речевой активности;

б) воспитывать бережное отношение к птицам, к природе; самоконтроль за речью; усидчивость.

Оборудование: демонстрационные картинка, графические профили звуков, карточки букв С – Ц, кукла, зеркало, схемы слов, тетрадь, карточки с заданиями, текст рассказа «Наши друзья», компьютер, интерактивная доска.

 

Ход занятия

Организационный момент

-Здравствуй, Даниил!

-Угадай, кто сегодня к нам пришёл в гости?

- Игра «Чудесный мешочек» - узнай на ощупь (кукла).

- Отгадай ребус, и ты узнаешь, как её зовут.

t1617172898aa.jpg

- Как зовут куклу? (Маша)

- Маше даны задания по логопедии, которые она не может выполнить, просит твоей помощи. Поможешь Маше выполнить задания? А Маша будет сидеть и наблюдать как ты справляешься с заданиями.

Основная часть

Введение в тему:

- Кого ты видишь на картинках? Назови. (Снегирь, цапля)

 

t1617172898ab.jpgt1617172898ac.jpg

- Маша не знает как назвать их одним словом? (птицы)

- Какой первый звук в слове Снегирь? (с)

- Какой это звук? (согласный, парный, глухой, твёрдый)

-А в слове Цапля? (ц)

- Какой этот звук? (согласный, непарный, глухой, всегда твёрдый)

- Маша не может составить схему этих слов. Поможешь ей?

-Молодец, Даниил, Маша научилась составлять схему этих слов.

Сообщение темы

-Как ты думаешь, какая тема нашего занятия? (различение звуков [С] – [Ц])

- Да, сегодня мы продолжим работу по дифференциации звуков [С] – [Ц].

А) Выделение и дифференциация звуков [С] – [Ц] в словах

Уточнение и сравнение правильной артикуляции звуков [С] – [Ц] в словах.

- Вместе с Машей уточним и сравним правильное произношение звуков. Дадим краткую характеристику звукам.

Звук [С]

Звук [Ц]

При произнесении звука [С] – кончик упирается за нижние зубы, зубы сближаются, под напором выдыхаемого воздуха произносится: С-С-С… Голосовые связки отдыхают.

Звук [Ц] образуется при слиянии звуков [ТС]. При произнесении звука [Ц] – кончик языка упирается сначала за верхние зубки (звук [Т]), а затем за нижние передние зубки. (Звук [С]) и под напором выдыхаемого воздуха одновременно произносятся звуки [Т] и [С]. Голосовые связки отдыхают.

- Посмотри, Маша, как Даниил будет выполнять упражнения для язычка. Выполняй с ним вместе:

блинчик — широкий язык на нижней губе

месим тесто

пя-пя-пя губами

тя-тя-тя зубами

язык выходит гулять — упирается в нижние зубы то снаружи, то внутри

горка — широкий язык упирается в нижние зубы кончиком

катушка — из положения горки выпячивать вперед и откатывать назад

чистим нижние зубы снаружи и изнутри

выметаем мусор — изнутри проводим кончиком по средним нижним зубам снизу вверх

трубочка языком — кладем посередине спичку, зубочистку, съедобную хлебную или сладкую палочку.

- Очень хорошо поработал наш язычок.

Б) Звуковой состав слова.

- А теперь, вместе с Машей, поиграем в игру: «Где находится язычок?»

- Я буду называть слова, если ты услышишь в названии животного звук [С], опускай руку вниз. Почему?

- А если в названии животного будет звук [Ц], то руку поднимай вверх. Почему? (Зависит от положения языка во время произнесения звука).

Соболь, цапля, сайгак, цветоед, росомаха, цветоройка, горностай, цикада, лиса, цеце.

- Ты правильно выполнил это задание. И Маша теперь знает, как правильно держать язык за зубами при произнесении звуков [С] и [З].

В) Пальчиковая гимнастика.

Перед тем, как работать в тетради, необходимо подготовить наши пальчики к письму. Сейчас выполним упражнения с нашими колючими ёжиками «Мальчик – пальчик».

- Мальчик-пальчик,

- Где ты был? (большой палец)

- С этим братцем в лес ходил, (указательный)

- С этим братцем щи варил, (средний)

- С этим братцем кашу ел (безымянный)

- С этим братцем песни пел. (мизинец)

Г) Работа в тетради.

Вместе с Машей подбери к словам первого столбика слова из второго столбика. Подчеркнуть слоги с буквой С – одной чертой, Ц – двумя.

Пёстрая             водица

Чистая               курица
Светит              столица   

Офицер  письмо
ценное              солнце
Москва на границе

В следующем задании нужно дописать предложения, вставляя слова.

В саду растёт … .
Сегодня ярко светит … .
На вешалке висит … . 
Во дворе лает … .
На сцене выступает … .
На грядке вырос … .
Около реки стоит … .
По дороге едет …
.

(Смородина, солнце, полотенце, собака, огурец, мельница, мотоцикл)

Чтение текста.

– Перед тобой текст. Рассказ называется «Наши друзья». Прочитай его громко. Подчеркни все буквы С снизу, а все буквы Ц сверху. Почему?

 

Наши друзья

В садах и на полях много насекомых. Для деревьев особенно опасны гусеницы. Гусеницы съедают листья. Деревья погибают. Насекомых поедают скворцы, снегири, синицы и другие птицы. Зимой ребята помогают птицам. Они для птиц делают кормушки. В кормушки насыпают корм. Синицы, снегири и другие птицы прилетают к этим кормушкам. Птицы – наши друзья. Их надо беречь.

Ответь на вопросы:

– Отчего же погибают деревья?

Кто защищает деревья от гусениц?

Оказывается, разные червяки и гусеницы являются основным кормом для птиц, живущих в лесу.

Всё в природе взаимосвязано, ничего лишнего нет. Поэтому приходя в лес, не стремитесь нарушать его жизнедеятельность. Хозяевами леса являются птицы и звери. Они-то и знают, что и как защищать. Мы должны быть благодарны обитателям леса за то, что у людей есть возможность прийти в лес, полюбоваться его красотой, собирать съедобные грибы и ягоды. Дары леса хватит всем – людям, животным и птицам. Зимой птиц нужно подкармливать. Сыпать им корм в кормушки.

- Молодцы! Вместе с Машей вы правильно выполнили упражнения.

Итог занятия.

- Какие звуки мы сегодня различали?

- Кто нам помогал это делать?

- Какие задания тебе понравились больше? Почему?

Домашнее задание.

- Ты хорошо отвечал и работал на занятии. Кукле Маше тоже понравилось с тобой работать и учиться. Она уходит домой, благодарит тебя за помощь и даёт тебе такое задание: вот 2 раскраски, дома их закрасить и поймать в кружок предметы, в названии которых есть звуки [С] и [Ц].

- До свидания, Даниил!

 

Опубликовано


Комментарии (1)

Шабанова Алёна, 31.03.21 в 09:56 0Ответить Пожаловаться
В основной части, введение в тему, вопрос кого ты видишь на картине? Снегири и цапли, а вы написали снегирь и цапля.
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.