Конспект логопедического занятия «Дифференциация звуков [С] – [Ц]»
Логопедическое занятие
«Развитие речи»
2 класс (вариант 5.2)
Тема: Дифференциация звуков [С] – [Ц].
Цель: выработать чёткую дифференциацию звуков [С] – [Ц] и правильное обозначение их на письме соответствующими буквами.
Задачи:
1.Коррекционно-образовательные:
а) развивать навыки фонематического восприятия: анализа и синтеза;
б) развитие активного словаря;
в) уточнение и сопоставление звуков в произвольном плане с опорой на слуховое и зрительное восприятие;
г) умение дифференцировать звуки на уровне слова, словосочетания, предложения, текста.
2. Коррекционно – развивающие:
а) развитие зрительного и слухового внимания и памяти; логического мышления.
б) развитие речевого дыхания и просодической стороны речи; общей моторики;
в) активировать и обогащать лексический запас и совершенствовать грамматические формы речи;
г) развивать связную речь.
3. Коррекционно – воспитательные:
а) воспитание речевой активности;
б) воспитывать бережное отношение к птицам, к природе; самоконтроль за речью; усидчивость.
Оборудование: демонстрационные картинка, графические профили звуков, карточки букв С – Ц, кукла, зеркало, схемы слов, тетрадь, карточки с заданиями, текст рассказа «Наши друзья», компьютер, интерактивная доска.
Ход занятия
Организационный момент
-Здравствуй, Даниил!
-Угадай, кто сегодня к нам пришёл в гости?
- Игра «Чудесный мешочек» - узнай на ощупь (кукла).
- Отгадай ребус, и ты узнаешь, как её зовут.
- Как зовут куклу? (Маша)
- Маше даны задания по логопедии, которые она не может выполнить, просит твоей помощи. Поможешь Маше выполнить задания? А Маша будет сидеть и наблюдать как ты справляешься с заданиями.
Основная часть
Введение в тему:
- Кого ты видишь на картинках? Назови. (Снегирь, цапля)
- Маша не знает как назвать их одним словом? (птицы)
- Какой первый звук в слове Снегирь? (с)
- Какой это звук? (согласный, парный, глухой, твёрдый)
-А в слове Цапля? (ц)
- Какой этот звук? (согласный, непарный, глухой, всегда твёрдый)
- Маша не может составить схему этих слов. Поможешь ей?
-Молодец, Даниил, Маша научилась составлять схему этих слов.
Сообщение темы
-Как ты думаешь, какая тема нашего занятия? (различение звуков [С] – [Ц])
- Да, сегодня мы продолжим работу по дифференциации звуков [С] – [Ц].
А) Выделение и дифференциация звуков [С] – [Ц] в словах
Уточнение и сравнение правильной артикуляции звуков [С] – [Ц] в словах.
- Вместе с Машей уточним и сравним правильное произношение звуков. Дадим краткую характеристику звукам.
Звук [С] |
Звук [Ц] |
При произнесении звука [С] – кончик упирается за нижние зубы, зубы сближаются, под напором выдыхаемого воздуха произносится: С-С-С… Голосовые связки отдыхают. |
Звук [Ц] образуется при слиянии звуков [ТС]. При произнесении звука [Ц] – кончик языка упирается сначала за верхние зубки (звук [Т]), а затем за нижние передние зубки. (Звук [С]) и под напором выдыхаемого воздуха одновременно произносятся звуки [Т] и [С]. Голосовые связки отдыхают. |
- Посмотри, Маша, как Даниил будет выполнять упражнения для язычка. Выполняй с ним вместе:
блинчик — широкий язык на нижней губе
месим тесто
пя-пя-пя губами
тя-тя-тя зубами
язык выходит гулять — упирается в нижние зубы то снаружи, то внутри
горка — широкий язык упирается в нижние зубы кончиком
катушка — из положения горки выпячивать вперед и откатывать назад
чистим нижние зубы снаружи и изнутри
выметаем мусор — изнутри проводим кончиком по средним нижним зубам снизу вверх
трубочка языком — кладем посередине спичку, зубочистку, съедобную хлебную или сладкую палочку.
- Очень хорошо поработал наш язычок.
Б) Звуковой состав слова.
- А теперь, вместе с Машей, поиграем в игру: «Где находится язычок?»
- Я буду называть слова, если ты услышишь в названии животного звук [С], опускай руку вниз. Почему?
- А если в названии животного будет звук [Ц], то руку поднимай вверх. Почему? (Зависит от положения языка во время произнесения звука).
Соболь, цапля, сайгак, цветоед, росомаха, цветоройка, горностай, цикада, лиса, цеце.
- Ты правильно выполнил это задание. И Маша теперь знает, как правильно держать язык за зубами при произнесении звуков [С] и [З].
В) Пальчиковая гимнастика.
Перед тем, как работать в тетради, необходимо подготовить наши пальчики к письму. Сейчас выполним упражнения с нашими колючими ёжиками «Мальчик – пальчик».
- Мальчик-пальчик,
- Где ты был? (большой палец)
- С этим братцем в лес ходил, (указательный)
- С этим братцем щи варил, (средний)
- С этим братцем кашу ел (безымянный)
- С этим братцем песни пел. (мизинец)
Г) Работа в тетради.
Вместе с Машей подбери к словам первого столбика слова из второго столбика. Подчеркнуть слоги с буквой С – одной чертой, Ц – двумя.
Пёстрая водица
Чистая курица
Светит столица
Офицер письмо
ценное солнце
Москва на границе
В следующем задании нужно дописать предложения, вставляя слова.
В саду растёт … .
Сегодня ярко светит … .
На вешалке висит … .
Во дворе лает … .
На сцене выступает … .
На грядке вырос … .
Около реки стоит … .
По дороге едет … .
(Смородина, солнце, полотенце, собака, огурец, мельница, мотоцикл)
Чтение текста.
– Перед тобой текст. Рассказ называется «Наши друзья». Прочитай его громко. Подчеркни все буквы С снизу, а все буквы Ц сверху. Почему?
Наши друзья
В садах и на полях много насекомых. Для деревьев особенно опасны гусеницы. Гусеницы съедают листья. Деревья погибают. Насекомых поедают скворцы, снегири, синицы и другие птицы. Зимой ребята помогают птицам. Они для птиц делают кормушки. В кормушки насыпают корм. Синицы, снегири и другие птицы прилетают к этим кормушкам. Птицы – наши друзья. Их надо беречь.
Ответь на вопросы:
– Отчего же погибают деревья?
– Кто защищает деревья от гусениц?
– Оказывается, разные червяки и гусеницы являются основным кормом для птиц, живущих в лесу.
Всё в природе взаимосвязано, ничего лишнего нет. Поэтому приходя в лес, не стремитесь нарушать его жизнедеятельность. Хозяевами леса являются птицы и звери. Они-то и знают, что и как защищать. Мы должны быть благодарны обитателям леса за то, что у людей есть возможность прийти в лес, полюбоваться его красотой, собирать съедобные грибы и ягоды. Дары леса хватит всем – людям, животным и птицам. Зимой птиц нужно подкармливать. Сыпать им корм в кормушки.
- Молодцы! Вместе с Машей вы правильно выполнили упражнения.
Итог занятия.
- Какие звуки мы сегодня различали?
- Кто нам помогал это делать?
- Какие задания тебе понравились больше? Почему?
Домашнее задание.
- Ты хорошо отвечал и работал на занятии. Кукле Маше тоже понравилось с тобой работать и учиться. Она уходит домой, благодарит тебя за помощь и даёт тебе такое задание: вот 2 раскраски, дома их закрасить и поймать в кружок предметы, в названии которых есть звуки [С] и [Ц].
- До свидания, Даниил!
Шабанова Алёна