12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917  Пользовательское соглашение      Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФ
УРОК
Материал опубликовал
ЗИЯТДИНОВА ИРИНА РАФАИЛОВНА34
Россия, Башкирская респ., Аскино

Конспект подгруппового логопедического занятия «Дифференциация звуков [с]-[ц]»

Тема урока: «Дифференциация звуков [с]-[ц]»

Цели:-научить различать звуки с-ц в слогах, словах, предложениях, тексте;

-развивать фонематический слух, внимание, наблюдательность; обогащать словарный запас;

-воспитывать аккуратность, любовь к языку.

Оборудование: профили артикуляции звуков, зеркала для каждого учащегося, предметные картинки, таблички с заданиями, интерактивная доска, компьютер, колонки.

План урока:

Организационный момент.

Артикуляционная гимнастика.

Объявление темы урока.

Произношение изолированных звуков.

Анализ артикуляции звуков.

Характеристика звуков.

Связь звука с буквой.

Физкультминутка.

Развитие фонематического слуха.

Дифференциация звуков в слогах.

Дифференциация звуков в словах.

Физкультминутка.

Дифференциация звуков в предложениях.

Дифференциация звуков в тексте.

Итог урока.

Оценка работ учащихся.

 

Содержание урока

Примечание

I

 

 

 

 

 

II

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

III

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

IV

 

 

 

 

V

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

VI

 

 

 

 

 

 

 

 

VII

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

VIII

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

IX

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

X

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

XI

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

XII

 

 

 

 

 

 

XIII

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

XIV

 

 

 

 

 

 

 

 

XV

 

 

XVI

-Мы будем разговаривать,

Мы будем проговаривать,

Чтоб правильно и внятно,

Чтоб было всем понятно!

-Здравствуйте, ребята!

Садитесь.

-Ребята, я предлагаю вам под сказку потренировать наши язычки.

За алыми губами, за белыми зубами в глубине рта жил-был веселый язычок. Он крепко спал в своем домике, укрывшись белым одеялом – зубами.

Каждое утро он просыпался, широко открывал окошко и выглядывал посмотреть, какая на улице погода. Язычок смотрел на небо, на землю, направо, налево и хотел узнать, который час.

Затем веселый язычок лег на нижнюю губку и поднял свой кончик вверх, опустил вниз, вверх-вниз.

Чтобы зубки не болели, язычок каждое утро и вечер чистил их зубной щеткой. Привел язычок себя в порядок и сел завтракать. Самовар кипит, просит чай пить. А чай горячий! Подуем на него. Ах, как пахнет! Ах, какой ароматный, душистый чай!

Напился язычок чаю, посмотрел не себя в зеркало, и увидел, что его губы выпачканы вареньем. Оближем вкусное варенье!

Наелся язычок и принялся за работу: красить забор (высунуть язык, рот приоткрыт, облизываем сначала верхнюю губу по кругу, потом нижнюю губу по кругу).

Кончил дело - гуляй смело! И язычок побежал качаться с Васей на качелях (высунуть узкий язык и тянуться им попеременно то к носу, то к подбородку).

Молодцы!

-Ребята, как вы думаете, вы очень внимательны?

+Да

-Давайте мы это проверим. Слушайте внимательно!

Спит спокойно старый слон,

Стоя спать умеет он.

-Какой звук больше всех прозвучал?

+Звук с

-Молодцы! А в следующем предложении:

Цапля важная, носатая,

Целый день стоит как статуя.

+Звук Ц

-Какие вы все внимательные! Сегодня, ребятки, мы научимся различать эти звуки, звуки С и Ц.

-А теперь, ребята, я предлагаю вам немножко поиграть. По моему сигналу вы будете произносить звуки. Если я подниму правую руку, первый ряд произнесет звук С. А если подниму левую руку, второй ряд произнесет звук Ц. А теперь наоборот!

Молодцы!

-Сейчас каждый из вас произнесет эти звуки.

-Умницы!

-Ребята, мы с вами произнесли звуки. Давайте вспомним, в каком положении находятся наши губы, зубы, язычок при произношении звука С? Губы что делают?

+Губы улыбаются

-Зубы?

+Зубы сближены, между ними небольшая щель.

-Что происходит с нашим язычком?

+Кончик языка упирается за нижние зубки.

-Поднесите ладонь ко рту, произнесите звук С. Какая воздушная струя?

+Холодная, длинная, можно тянуть.

-Верно. А теперь произнесите звук Ц. Что делают губки, зубки, язычок?

+Губы улыбаются, зубы сближены, язычок прячется сначала за верхние зубки, а затем за нижние.

-При произнесении звука Ц идет какая струя воздуха?

+Короткая

-Правильно. Воздушная струя короткая, толчкообразная. Так что же общего и в чем различия в произношении звуков С и Ц? Общее?

+Губы улыбаются, зубы сближены.

-А в чем отличия?

+Когда мы произносим звук С наш язычок лежит внизу, за нижними зубами. А когда произносим звук Ц он сначала прячется за верхние зубы, а потом за нижние, язычок прыгает.

-Еще?

+При произнесении звука С идет длинная, холодная воздушная струя, а когда произносим звук Ц воздушная струя короткая.

-Правильно, молодцы!

-Ребята, а какие это звуки: гласные или согласные, глухие или звонкие, твердые или мягкие?

-Итак произнесите звук С. Какой он?

+Согласный, глухой, твердый

-Значит каким сигналом мы его обозначим?

+Синим квадратиком.

-Верно!А звук Ц какой?

+Согласный, твердый, глухой.

-Правильно. Запомните: звук Ц всегда твердый. Ц не может быть мягким. Обозначим его сигналом. Молодцы!

-Ребята, звук С мы произнесли. А на что похожа буква С?

+…

-Полумесяц в небе темном

Буквой С повис над домом

-Значит буква С похожа на …

+Месяц

-А буква Ц?

+…

-Вот какая буква Ц:

С ноготочком на конце

Коготок-царапка,

Как кошачьи лапки.

-А теперь немножко отдохнем! Встали, ребята!

-Спал цветок,

И вдруг проснулся,

Шевельнулся, встрепенулся,

Больше спать не захотел

Взвился вверх и улетел.

-А теперь изобразите:

…крадущуюся кошку

…летящую птицу

…цаплю, стоящую на одной ноге, на другой ноге.

-Садитесь

-А сейчас, ребята, я раздам вам таблички. Если вы услышите слово со звуком С, поднимите табличку с прямой стрелкой. А если услышите слово со звуком Ц, поднимите табличку с дугообразной стрелкой.

Будьте внимательны!

Сова Цыпленок

Цапля Сарафан

Стол Часы

Косынка Цепочка

Лицо Слива

Санки Шприц

-Молодцы!

-Ребята! Я буду говорить чистоговорку, а вы должны ее закончить, добавляя слоги. Отвечаем все вместе, хором.

-Са-са-са- у Сони длинная ко…

+СА

-Со-со-со – ножка вертит коле…

+СО

-Ца-ца-ца – есть картинка без ли…

+ЦА

-Су-су-су – волки съели колба…

+СУ

-Цы-цы-цы – мы сегодня молод…

+ЦЫ

-Сейчас мы с вами поиграем в игру «Наоборот». Я буду каждому из вас кидать слог со звуком С, а вы мне тот же слог, но только со звуком Ц. И наоборот – я вам – слог со звуком Ц, а вы мне – слог со звуком С.

Начинаем!

Са-… Су-…

Ца-… Цу-…

Со-… Сы-…

Цо-… Цы-…

-Молодцы! Идем дальше!

-Ребята посмотрите на интерактивную доску. Здесь картинки. Назовите их.

+Яйцо, носки, ножницы, пылесос, цыплята, аист.

-Запомните эти картинки.

-А теперь закройте глаза.

Вы должны назвать их в том порядке, в каком они были.

-Молодцы! Разберем слова «ножницы» и «носки». Сколько слогов в слове «ножницы»?

+3 слога: нож-ни-цы

-Где находится звук Ц: в в начале слова, в середине или в конце?

+В середине слова

-Какой по счету звук Ц?

+шестой

-Обозначим это слово сигналами

-Сколько слогов в слове «носки»?

+2 слога: нос-ки

-Где находится звук С?

+В середине слова

-Какой он по счету?

+третий

-Обозначим сигналами

-Встали. Сделаем разминку.

Мы топаем ногами,

Мы хлопаем руками,

Киваем головой.

Мы руки поднимаем,

Мы руки опускаем,

Мы кружимся потом.

-Ребятки, а теперь послушайте предложение и скажите, в каких словах спрятались звуки С и Ц. Будьте внимательны!

Возвращаются скворцы,

Наши старые жильцы.

-В каких словах есть звук С?

+Возвращаются.

-В какой части слова спрятался этот звук?

+В конце слова.

-Еще в каких словах?

+Скворцы, старые. В начале слова.

-А какие слова со звуком Ц?

+Скворцы, жильцы. В середине слова.

-Молодцы!

-Сейчас я прочитаю вам небольшой рассказ. Слушайте внимательно!

Курица и лиса!

Во дворе жили птицы: утки, индюк, петух. Жила там курица с цыплятами. Повела курица цыплят гулять. А там лиса.-«Береги, курица, цыплят. Лиса близко!».

-Вы прослушали текст. Какие слова со звуком С вы услышали?

+Лиса

-А слова со звуком Ц?

+Курица, птицы, цыплята.

-Молодцы!

-Итак, ребята, над какими звуками мы с вами работали?

-Какие это звуки?

-Какие слова со звуками Си Ц вы услышали сегодня на уроке?

-Ребятки, вы сегодня очень хорошо поработали. Молодцы! Урок окончен. Отдыхайте.

Учитель настраивает обучающихся

на урок

 

 

 

У детей зеркала

Губы улыбаются, язык лежит на нижней губе, верхние зубы видны. Зевнуть, раскрыть рот, зубы видны.

«Часики»

«Чистим зубки»

«Вкусное варенье»(язык кверху и слизать варенье с верхней губы)

«Маляр»

«Качели»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учитель делает ударение в словах на звуке С

 

 

Учитель делает ударение в словах на звуке Ц

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Буквы С и Ц на доске

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

По интерактивной доске, под музыку, под руководством учителя

 

 

 

 

 

 

 

 

Учитель раздает таблички каждому, то же самое есть и на интерактивной доске

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

По интерактивной доске-картинки

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Под музыку по интерактивной доске, под руководством учителя

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учитель читает текст

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»

Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.