Конспект подгруппового логопедического занятия «Дифференциация звуков [с]-[ц]»
Конспект подгруппового логопедического занятия «Дифференциация звуков [с]-[ц]»
Тема урока: «Дифференциация звуков [с]-[ц]»
Цели:-научить различать звуки с-ц в слогах, словах, предложениях, тексте;
-развивать фонематический слух, внимание, наблюдательность; обогащать словарный запас;
-воспитывать аккуратность, любовь к языку.
Оборудование: профили артикуляции звуков, зеркала для каждого учащегося, предметные картинки, таблички с заданиями, интерактивная доска, компьютер, колонки.
План урока:
Организационный момент.
Артикуляционная гимнастика.
Объявление темы урока.
Произношение изолированных звуков.
Анализ артикуляции звуков.
Характеристика звуков.
Связь звука с буквой.
Физкультминутка.
Развитие фонематического слуха.
Дифференциация звуков в слогах.
Дифференциация звуков в словах.
Физкультминутка.
Дифференциация звуков в предложениях.
Дифференциация звуков в тексте.
Итог урока.
Оценка работ учащихся.
№ |
Содержание урока |
Примечание |
I
II
III
IV
V
VI
VII
VIII
IX
X
XI
XII
XIII
XIV
XV
XVI |
-Мы будем разговаривать, Мы будем проговаривать, Чтоб правильно и внятно, Чтоб было всем понятно! -Здравствуйте, ребята! Садитесь. -Ребята, я предлагаю вам под сказку потренировать наши язычки. За алыми губами, за белыми зубами в глубине рта жил-был веселый язычок. Он крепко спал в своем домике, укрывшись белым одеялом – зубами. Каждое утро он просыпался, широко открывал окошко и выглядывал посмотреть, какая на улице погода. Язычок смотрел на небо, на землю, направо, налево и хотел узнать, который час. Затем веселый язычок лег на нижнюю губку и поднял свой кончик вверх, опустил вниз, вверх-вниз. Чтобы зубки не болели, язычок каждое утро и вечер чистил их зубной щеткой. Привел язычок себя в порядок и сел завтракать. Самовар кипит, просит чай пить. А чай горячий! Подуем на него. Ах, как пахнет! Ах, какой ароматный, душистый чай! Напился язычок чаю, посмотрел не себя в зеркало, и увидел, что его губы выпачканы вареньем. Оближем вкусное варенье! Наелся язычок и принялся за работу: красить забор (высунуть язык, рот приоткрыт, облизываем сначала верхнюю губу по кругу, потом нижнюю губу по кругу). Кончил дело - гуляй смело! И язычок побежал качаться с Васей на качелях (высунуть узкий язык и тянуться им попеременно то к носу, то к подбородку). Молодцы! -Ребята, как вы думаете, вы очень внимательны? +Да -Давайте мы это проверим. Слушайте внимательно! Спит спокойно старый слон, Стоя спать умеет он. -Какой звук больше всех прозвучал? +Звук с -Молодцы! А в следующем предложении: Цапля важная, носатая, Целый день стоит как статуя. +Звук Ц -Какие вы все внимательные! Сегодня, ребятки, мы научимся различать эти звуки, звуки С и Ц. -А теперь, ребята, я предлагаю вам немножко поиграть. По моему сигналу вы будете произносить звуки. Если я подниму правую руку, первый ряд произнесет звук С. А если подниму левую руку, второй ряд произнесет звук Ц. А теперь наоборот! Молодцы! -Сейчас каждый из вас произнесет эти звуки. -Умницы! -Ребята, мы с вами произнесли звуки. Давайте вспомним, в каком положении находятся наши губы, зубы, язычок при произношении звука С? Губы что делают? +Губы улыбаются -Зубы? +Зубы сближены, между ними небольшая щель. -Что происходит с нашим язычком? +Кончик языка упирается за нижние зубки. -Поднесите ладонь ко рту, произнесите звук С. Какая воздушная струя? +Холодная, длинная, можно тянуть. -Верно. А теперь произнесите звук Ц. Что делают губки, зубки, язычок? +Губы улыбаются, зубы сближены, язычок прячется сначала за верхние зубки, а затем за нижние. -При произнесении звука Ц идет какая струя воздуха? +Короткая -Правильно. Воздушная струя короткая, толчкообразная. Так что же общего и в чем различия в произношении звуков С и Ц? Общее? +Губы улыбаются, зубы сближены. -А в чем отличия? +Когда мы произносим звук С наш язычок лежит внизу, за нижними зубами. А когда произносим звук Ц он сначала прячется за верхние зубы, а потом за нижние, язычок прыгает. -Еще? +При произнесении звука С идет длинная, холодная воздушная струя, а когда произносим звук Ц воздушная струя короткая. -Правильно, молодцы! -Ребята, а какие это звуки: гласные или согласные, глухие или звонкие, твердые или мягкие? -Итак произнесите звук С. Какой он? +Согласный, глухой, твердый -Значит каким сигналом мы его обозначим? +Синим квадратиком. -Верно!А звук Ц какой? +Согласный, твердый, глухой. -Правильно. Запомните: звук Ц всегда твердый. Ц не может быть мягким. Обозначим его сигналом. Молодцы! -Ребята, звук С мы произнесли. А на что похожа буква С? +… -Полумесяц в небе темном Буквой С повис над домом -Значит буква С похожа на … +Месяц -А буква Ц? +… -Вот какая буква Ц: С ноготочком на конце Коготок-царапка, Как кошачьи лапки. -А теперь немножко отдохнем! Встали, ребята! -Спал цветок, И вдруг проснулся, Шевельнулся, встрепенулся, Больше спать не захотел Взвился вверх и улетел. -А теперь изобразите: …крадущуюся кошку …летящую птицу …цаплю, стоящую на одной ноге, на другой ноге. -Садитесь -А сейчас, ребята, я раздам вам таблички. Если вы услышите слово со звуком С, поднимите табличку с прямой стрелкой. А если услышите слово со звуком Ц, поднимите табличку с дугообразной стрелкой. Будьте внимательны! Сова Цыпленок Цапля Сарафан Стол Часы Косынка Цепочка Лицо Слива Санки Шприц -Молодцы! -Ребята! Я буду говорить чистоговорку, а вы должны ее закончить, добавляя слоги. Отвечаем все вместе, хором. -Са-са-са- у Сони длинная ко… +СА -Со-со-со – ножка вертит коле… +СО -Ца-ца-ца – есть картинка без ли… +ЦА -Су-су-су – волки съели колба… +СУ -Цы-цы-цы – мы сегодня молод… +ЦЫ -Сейчас мы с вами поиграем в игру «Наоборот». Я буду каждому из вас кидать слог со звуком С, а вы мне тот же слог, но только со звуком Ц. И наоборот – я вам – слог со звуком Ц, а вы мне – слог со звуком С. Начинаем! Са-… Су-… Ца-… Цу-… Со-… Сы-… Цо-… Цы-… -Молодцы! Идем дальше! -Ребята посмотрите на интерактивную доску. Здесь картинки. Назовите их. +Яйцо, носки, ножницы, пылесос, цыплята, аист. -Запомните эти картинки. -А теперь закройте глаза. Вы должны назвать их в том порядке, в каком они были. -Молодцы! Разберем слова «ножницы» и «носки». Сколько слогов в слове «ножницы»? +3 слога: нож-ни-цы -Где находится звук Ц: в в начале слова, в середине или в конце? +В середине слова -Какой по счету звук Ц? +шестой -Обозначим это слово сигналами -Сколько слогов в слове «носки»? +2 слога: нос-ки -Где находится звук С? +В середине слова -Какой он по счету? +третий -Обозначим сигналами -Встали. Сделаем разминку. Мы топаем ногами, Мы хлопаем руками, Киваем головой. Мы руки поднимаем, Мы руки опускаем, Мы кружимся потом. -Ребятки, а теперь послушайте предложение и скажите, в каких словах спрятались звуки С и Ц. Будьте внимательны! Возвращаются скворцы, Наши старые жильцы. -В каких словах есть звук С? +Возвращаются. -В какой части слова спрятался этот звук? +В конце слова. -Еще в каких словах? +Скворцы, старые. В начале слова. -А какие слова со звуком Ц? +Скворцы, жильцы. В середине слова. -Молодцы! -Сейчас я прочитаю вам небольшой рассказ. Слушайте внимательно! Курица и лиса! Во дворе жили птицы: утки, индюк, петух. Жила там курица с цыплятами. Повела курица цыплят гулять. А там лиса.-«Береги, курица, цыплят. Лиса близко!». -Вы прослушали текст. Какие слова со звуком С вы услышали? +Лиса -А слова со звуком Ц? +Курица, птицы, цыплята. -Молодцы! -Итак, ребята, над какими звуками мы с вами работали? -Какие это звуки? -Какие слова со звуками Си Ц вы услышали сегодня на уроке? -Ребятки, вы сегодня очень хорошо поработали. Молодцы! Урок окончен. Отдыхайте. |
Учитель настраивает обучающихся на урок
У детей зеркала Губы улыбаются, язык лежит на нижней губе, верхние зубы видны. Зевнуть, раскрыть рот, зубы видны. «Часики» «Чистим зубки» «Вкусное варенье»(язык кверху и слизать варенье с верхней губы) «Маляр» «Качели»
Учитель делает ударение в словах на звуке С
Учитель делает ударение в словах на звуке Ц
Буквы С и Ц на доске
По интерактивной доске, под музыку, под руководством учителя
Учитель раздает таблички каждому, то же самое есть и на интерактивной доске
По интерактивной доске-картинки
Под музыку по интерактивной доске, под руководством учителя
Учитель читает текст |