Конспект занятия на тему «Дифференциация звуков Ц и С»
Фронтальное логопедическое занятие в подготовительной группе
Тема: «Дифференциация звуков Ц и С».
Лексическая тема: «Наша родина — Россия».
Цель: обогащение словаря по данной лексической теме: «Наша родина — Россия».
Задачи:
1. Коррекционно-образовательные цели:
- познакомить детей с флагом, гербом России, вспомнить достопримечательности города.
2. Коррекционно-развивающие цели:
- развитие слухоречевой памяти;
- развитие фонематического слуха и восприятия;
- развитие фонематического анализа и дифференцировок;
- развитие логического мышления;
- развитие навыка письма;
- активизировать словарь по теме.
- развитие общей и мелкой моторики.
3. Коррекционно-воспитательная задача:
- воспитывать чувство гордости за свою страну.
Оборудование: Герой — русская Матрёшка, картинный материал, рабочие тетради.
Ход работы:
Орг. Момент. Ребята, у нас в гостях сегодня русская Матрёшка. А вы знали, что матрёшка считается как символом России. Вот она и пришла к нам, чтобы узнать на сколько хорошо вы знаете свою родину.
Введение в тему. Сядет тот девочка или мальчик, кто назовёт: наша Родина, какая она? (необъятная, бескрайняя, богатая, красивая, могучая, огромная).
Сегодня на занятии мы повторим, что такое Родина для каждого человека.
- Скажите мне как называется страна, в которой мы живем? (в России).
В каждой стране есть свой флаг и герб. Давайте расскажем о них.
- Из каких цветов состоит флаг? (Белая означает чистоту и справедливость. Синяя — мирное небо. Красная — силу и красоту. Этот флаг в России ввел царь Петр 1).
- Кто изображён на гербе России? (у каждой страны есть свой герб. Герб России — двуглавый орел.).
- Как называются люди, живущие в России? (Россияне).
- В каком городе вы родились? Этот город ваша маленькая родина.
- Как называется улица, на которой вы живёте?
Разбор слова улица. Сколько гласных? Сколько слогов? Где в слове спрятался звук Ц ?
Давайте повторим. Звук Ц он какой? (согласный, глухой, твёрдый). Каким цветом обозначается на письме? (синим).
Артикуляционная гимнастика:
- «Улыбка»,
- «Заборчик»,
- «Чистим зубки»,
- «Часики»,
- «Качели».
Послушайте и произнесите слоги по 2 человека как вы сидите за партами:
АЦ-АЦ-АЦ – стелим мягкий матрац,
АЦ-АЦ-АЦ – читай новый абзац,
ЦА-ЦА-ЦА – пасется на лугу овца,
ЦА-ЦА-ЦА – нет конца и нет начала (круг),
ЦО-ЦО-ЦО – у мамы на пальце кольцо,
ЦО-ЦО-ЦО – выйду на крыльцо,
ЦУ-ЦУ-ЦУ – всем раздали по яйцу,
ЦЫ-ЦЫ-ЦЫ – все ребята молодцы,
ЦЫ-ЦЫ-ЦЫ – в гнезде пищат птенцы,
ЦЫ-ЦЫ-ЦЫ – есть ягненок у овцы.
Атс-атс-атс – ац; отс-отс-отс – оц; утс-утс-утс – уц; ытс-ытс-ытс- ыц.
Послушайте стихотворение: «С чего начинается Родина?». Выделяем только слова-действия.
С чего начинается Родина?
С картинки в твоем букваре,
С хороших и добрых товарищей,
Живущих в соседнем дворе.
А может она начинается,
С той песни, что пела нам мать,
С того, что в любых испытаниях
У нас никому не отнять.
Работа в тетради:
Открываем тетради. Звуки Ц и С. Давайте рассмотрим карточки, первое задание. У нас есть 2 картинки. Рассмотрим первую. Это кто? (сом).Первый звук какой в этом слове? (звук С). Он какой? (согласный, твёрдый, глухой). На письме каким цветом обозначается? (синим). Теперь рассмотрим вторую картинку. Это — огурец. Последний звук какой? (звук Ц). Он какой? (согласный, твёрдый, глухой). На письме каким цветом? (синим). Теперь рядом со словами нам нужно начертить слоговые схемы. Сколько слогов в слове сом? Огурец? (1, 3).
Пальчиковая гимнастика.
Здравствуй, солнце золотое!
Здравствуй, небо голубое!
Здравствуй, вольный ветерок,
Здравствуй, маленький дубок!
Мы живем в одном краю -
Я вас всех приветствую
(пальцами правой руки по очереди «здороваться» с пальцами левой руки,
похлопывая их кончиками).
Послушайте стихотворение. Назовите слова со звуком Ц, а затем со звуком С. А в каком слове попадаются оба этих звука? (солнце).
Под теплым солнцем вырастая,
Мы дружно, весело живем,
Россия, милая, родная,
Цвети и крепни с каждым днем!
Игра «Собери солнце». Ребята, сейчас я буду говорить слова. Если услышите слово со звуком Ц — прикрепляем оранжевый лучик, если со звуком С прикрепляем на доску жёлтый лучик. (цапля, заяц, сабля, кольцо, сом, коса, цветок, кокос).
Физминутка.
Если вы услышите слово, связанное с темой России, то маршируете, а если нет, то присядете.
Игра «Третий лишний». (Россия, родина, ромб; флаг, герб, горб; страна, столица, стол; город, народ, бутерброд; деревня, город, голод).
Ребята, а напоследок, давайте расскажем нашей Матрёшке о нашем городе. Какой он? (красивый, чистый, белый, зелёный и т. д.). Давайте вспомним какие есть красивые и интересные места в нашем городе? (парки, музеи, филармония, университет и т.д. ).
Итог: рефлексия.
Ребята, наша русская Матрёшка видит, что как вы хорошо знаете свою родину, свой город. Ей очень понравилось как вы сегодня отвечали и она обязательно прийдёт к нам ещё раз.
Кто у нас сегодня был в гостях? На какую тему мы сегодня говорили? С какими звуками работали? Что понравилось и запомнилось?