Конспект логопедического занятия «Дифференциация звуков М-Мь»

4
0
Материал опубликован 29 January 2017 в группе

Пояснительная записка к презентации

                             Конспект логопедического занятия

                       по формированию фонетической стороны речи

                        в подготовительной группе для детей с ОНР

                         на тему «Дифференциация звуков М – Мь»

 

 

                      Сибирко Н.Н., учитель-логопед МКДОУ ЦРР - д/сад №13,

                                    г. Россошь Воронежской области

 

 

Цель : Учить детей дифференцировать в речи звуки М – Мь.

Коррекционно-образовательные задачи:

систематизировать знания детей о звуках гласных и согласных;

расширять словарный запас детей (образование родственных слов, усвоение

глагольной лексики);

совершенствовать грамматический строй речи (согласование притяжательных местоимений с существительными в роде и числе, работа с деформированным предложением).

Коррекционно-развивающие задачи:

развивать фонематический слух (различение звуков М – Мь в слогах, словах, предложениях; определение позиции звука в слове);

развивать зрительное внимание и восприятие;

развивать речевой слух, память, мышление;

развивать общую моторику, координацию речи с движениями;

активизировать речевую деятельность детей.

Коррекционно-воспитательные задачи:

формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности;

воспитывать положительную мотивацию к занятиям, умение внимательно слушать педагога.

Оборудование:

сигнальные кружочки синего и зелёного цвета, схема характеристики звуков, карточки со слогами, игрушки, корзинка, мешочек, ноутбук, мультимедийная установка, магнитофон.


 

                                                   Ход занятия:

1. Оргмомент. Психогимнастика.

  Дети на коврике выполняют движения по заданию логопеда:

- покажите, как летит аист...

- как плывёт утка...

- как важно ходит индюк...

- как катится обруч...

 

 

2.Обобщение ранее полученных знаний.

 Логопед:

- Ребята, какие звуки я выделяла голосом в словах аист, утка, индюк, обруч?

 ( А, У, О, И )

- Какие это звуки? ( гласные )

  Вспомним стишок про гласные звуки (проговаривают хором):

                                 Гласные тянутся в песенке звонкой,

                                 Могут заплакать и закричать,

                                 В тёмном лесу звать и аукать,

                                 И в колыбельке ребёнка качать.

- А какие звуки мы ещё знаем ? ( П, Т, К, М )

- Их можно петь? ( Нет )

- Какие это звуки? ( Согласные )

- Что мы знаем о согласных звуках? (проговаривают хором)

                                   А согласные согласны

                                   Шелестеть, шептать, свистеть,

                                   Даже фыркать и скрипеть,

                                   Но не хочется им петь.

  Дети садятся на свои места.

 

 3. Введение в тему. Сообщение темы.

  (На экране слайд «Лес»)

  Логопед:

- Отгадайте загадку:

                                    Возле леса на опушке

                                    Трое их живёт в избушке.

                                    Там три стула и три кружки,

                                    Три кровати ,три подушки.

                                     Угадайте без подсказки:

Кто герои этой сказки? ( Три медведя )

 

- Дети, вам знакома эта сказка?

- А кто ещё был в сказке, кроме медведей? ( Машенька )

  (На экране появляется слайд с персонажами сказки «Три медведя»)

- Назовите первый звук в слове «Маша» ( М )

- А в слове «медведи» ? ( Мь )

- Одинаковые это звуки ? ( нет )

- Сегодня на занятии мы будем учиться различать звуки М и Мь

   и побываем с Машенькой в гостях у трёх медведей.

 

Сравнительная характеристика звуков ( по схеме )

- Чем похожи звуки М и Мь? ( согласные, звонкие )

- А чем различаются ? ( М – твёрдый, Мь – мягкий )

- Каким цветом обозначаем твёрдые согласные звуки? (синим)

  А мягкие согласные? ( зелёным )

 

 4. Работа над стихотворением (выделение слов со звуками М, Мь)

( На экране слайд «Машенька у домика медведей»)

 

- Что же произошло с Машенькой?

   Внимательно послушайте стихотворение и запомните все

   слова , которые начинаются звуками М, Мь .

                                          Маша в чаще заблудилась,

К трём медведям в дом явилась,

                                          Суп у Мишки похлебала,

                                          Стульчик маленький сломала.

- Какие слова со звуком М в начале слова вы услышали?

  ( Маша, маленький )

- А какие слова со звуком Мь в начале слова услышали?

  ( медведи, Мишка )

  Машенька очень расстроилась, что сломала стульчик у Мишутки.

Чтобы она не очень горевала, давайте поиграем, а Машенька пусть смотрит на нас и

   слушает…

( слайд «Машенька»)

 

5. Игра «Эхо в лесу»

- Дети, в лесу всегда хорошо слышно эхо .

  Правильно повторите за мной ( как эхо ):

  ма – ма – мя

  мё – мё – мо

  ум – ум – умь

  мау – мау – мяу

  ме – мэ – мэ

  омь – ом – ом

  ми – мы – ми

  мю – мю – му – молока мне одному

  ма – мя – ма – скоро к нам придёт зима

  мё - мо – мо – мне купили эскимо

 

6. Работа с сигнальными кружками

   Логопед:

  -Сейчас я буду читать стихотворение.

   В конце каждой фразы я буду выделять голосом слова, а вы

   в этих словах определите первый звук ( М или Мь )

   и правильно поднимите кружок ( синий или зелёный ).

                                             На полу скребётся… мышка.

    Спит в берлоге бурый… мишка.

                                             Этот мишка очень… мил,

                                             Только лапы он не… мыл.

Убежала в норку… мышка,

      Спать залёг в берлогу… мишка.

     Мальчик… мал, но очень… мил,

                                             Он водичкой руки… мыл.
 

7. Д/игра «Родственники» (образование родственных слов)

   Логопед:

- Прочитайте слоги (на доске на карточках):

                     АМ ИМ ЭМ ОМ УМ

- Что такое УМ? ( Это то, с помощью чего можно думать, понимать ).

- Давайте подберём к слову УМ слова, которые похожи и имеют

  общую часть. Их называют родственными.

- Как можно назвать девочку, которая учится на 4 и 5? ( УМНИЦА )

- А мальчика? ( УМНИК )

- Если девочка умница, то она какая? ( УМНАЯ )

- А ласково? ( УМНЕНЬКАЯ )

- Если человек учится, что с ним происходит? ( он УМНЕЕТ )

- Можно сказать УМ, а ещё больше? ( УМИЩЕ )

- А меньше? ( УМИШКО )

 

- От какого слова образовались все эти слова? ( УМ )

- Какие они? ( родственные )

- Чем похожи слова УМНАЯ, УМНИЦА? ( звук М )

- Где он «спрятался»? ( в середине слова )

- А чем похожи слова УМИШКО, УМИЩЕ? ( звук Мь в середине слова )

 

8. Выбор родственных слов из стихотворения

- Прослушайте стихотворение, выберите все родственные слова:

Мы любим мёд, а ласково медок,

Приятны очень пряники медовые.

Вот села медуница на цветок –

Так называют бабочку весёлую.

- Почему эти слова родственные? (в них есть общая часть МЁД)

- Какой звук встречается во всех этих словах ( Мь )

- Где он «спрятался»? ( в начале слова )

 

9 . Д/игра «Подарки для медведей» (различение звуков М – Мь в словах)

  - Дети, вы помните, что случилось с Машенькой?

  ( она сломала стульчик Мишутки )

  Машенька решила пойти к медведям, отнести им подарки

  и попросить прощения. Давайте поможем ей подобрать подарки для медведей.

  В названиях обязательно должны быть звуки М, Мь.

- Что любят медведи? ( мёд, малину )

- Я приготовила подарки, а вы проверите, не ошиблась ли я.

 

  Дети выходят по одному к столу логопеда, достают из мешочка

  игрушки, называют, определяют звук и его позицию в слове

  и кладут игрушки в корзину.

 

10. Упражнение «Закончи фразу» (актуализация глагольной лексики)

- Ну что ж, подарки для медведей готовы. Осталось нам собрать в лесу малину.

- Я начну фразу, а вы закончите её словом – действием ...( хором ):

  Мы с Машенькой в лес … ( пойдём ), бегом … ( побежим ), малину … ( соберём ),

  к домику …( придём ), подарки … ( отнесём, отдадим, подарим )

- Чем похожи все эти слова? ( звук М конце слова )

 

  (на экране слайд «Малина»)

11. Динамическая пауза (пение под музыку с движениями )

По малину в лес пойдём } 3 р.

                                           Плясовую заведём } 3 р.

             Солнышко на дворе, а в лесу тропинка,

    Сладкая ты моя, ягодка малинка.

Ты, малинка, не в роток } 3 р.

                                           Насыпайся в кузовок } 3 р.

             Солнышко на дворе, а в лесу тропинка,

    Сладкая ты моя, ягодка малинка.

(на экране слайд «Три медведя»)

 -А в это время медведи шли по лесу :

                                          Три медведя шли домой (идти вперевалочку )

                                          Папа был большой – большой (потянуться вверх)

                                          Мама с ним поменьше ростом (руки перед грудью)

                                          А сынок – малютка просто (присесть )

                                          Очень маленький он был (походить по кругу)

                                          С погремушками ходил

                                          Дзынь-дзынь, дзынь-дзынь!

 

- Ребята, малины мы набрали, подарки приготовили, можно идти к медведям в гости.

  (на экране слайд «Домик в лесу»)

                                          -На поляне дом стоит,
                                            Ну, а к дому путь открыт.

  Дети подходят к экрану, смотрят на домик.

  Логопед:

- Вот мы и пришли в гости к медведям.

- Что это? ( дом )

- Какой звук в слове? ( М в конце слова )

- Назовите ласково … ( домик )

- Какой звук в слове, где он спрятался? ( Мь в середине слова )

 

  (на экране слайд «Машенька»)

 

12. Д/игра «Мой, моя, моё, мои» (согласование притяжательных прилагательных

с существительными)

- Дети, Машенька прощения у медведей попросила, подарки им вручила. Стал Мишутка  

  рассматривать подарки и спрашивает:

- Теперь это будет мой машинка? Моя мёд?

- Правильно говорит Мишутка ? ( нет )

 

-Давайте научим Мишутку правильно употреблять в речи слова

  мой, моя, моё, мои ...

  Логопед достаёт из корзинки подарки, а дети правильно называют...

  (машинка моя, мёд мой и т.д. )

 

13. Д/игра «Кто быстрее?»

  (на экране слайд «Мишутка»)

  Логопед:

-Мишутка – очень любознательный медвежонок. Он всё время задаёт вопросы.

  Давайте ответим на его вопросы, найдём в этих словах звуки М, Мь и определим,

  где они «спрятались».

- Чем забивают гвозди? ( молотком)

- На чём можно играть ? (на гармошке)

- Что носят пчёлы в улей ? ( мёд)

- Чем пишут на доске в школе ? ( мелом)

- На чём можно летать ? ( на самолёте )

- Куда мы вечером возвращаемся с работы, из д/сада? ( домой )

 

14 . Д/игра «Путаница» (работа с деформированным предложением)

  Логопед:

- Дети, наше занятие подходит к концу.

- Чем же мы сегодня занимались?

  Я зашифровала предложения, а вы их расшифруйте:

- Мы, лес, ходить, в.

- Собирать, малина, мы.

- Машенька, помогать, подарки, приготовить, мы.

- Подарки, медведи, мы, отнести.

- Различать, мы, звуки, М, Мь.

 

15. Итог занятия

  (на экране слайд «Спасибо»)

- Ребята, Машенька очень рада, что мы помогли ей приготовить подарки для

  медведей, и благодарит нас за это. Давайте все вместе прочитаем это слово...

  (спасибо)...

  А ещё Машенька приготовила для нас угощение…

  Дети получают сладкие подарки.

слайд-шоу для логопедического занятия Дифференциация М-Мь
PPTX / 2.15 Мб

Предварительный просмотр презентации

Слайд-шоу к логопедическому занятию в подготовительной группе для детей с ОНР «Дифференциация звуков М-Мь» Сибирко Наталья Николаевна учитель-логопед МКДОУ ЦРР - д/с №13 г. Россошь

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
в формате MS Powerpoint (.ppt / .pptx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации