Конспект логопедического занятия «Дифференциация звуков М-Мь»
Пояснительная записка к презентации
Конспект логопедического занятия
по формированию фонетической стороны речи
в подготовительной группе для детей с ОНР
на тему «Дифференциация звуков М – Мь»
Сибирко Н.Н., учитель-логопед МКДОУ ЦРР - д/сад №13,
г. Россошь Воронежской области
Цель : Учить детей дифференцировать в речи звуки М – Мь.
Коррекционно-образовательные задачи:
систематизировать знания детей о звуках гласных и согласных;
расширять словарный запас детей (образование родственных слов, усвоение
глагольной лексики);
совершенствовать грамматический строй речи (согласование притяжательных местоимений с существительными в роде и числе, работа с деформированным предложением).
Коррекционно-развивающие задачи:
развивать фонематический слух (различение звуков М – Мь в слогах, словах, предложениях; определение позиции звука в слове);
развивать зрительное внимание и восприятие;
развивать речевой слух, память, мышление;
развивать общую моторику, координацию речи с движениями;
активизировать речевую деятельность детей.
Коррекционно-воспитательные задачи:
формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности;
воспитывать положительную мотивацию к занятиям, умение внимательно слушать педагога.
Оборудование:
сигнальные кружочки синего и зелёного цвета, схема характеристики звуков, карточки со слогами, игрушки, корзинка, мешочек, ноутбук, мультимедийная установка, магнитофон.
Ход занятия:
1. Оргмомент. Психогимнастика.
Дети на коврике выполняют движения по заданию логопеда:
- покажите, как летит аист...
- как плывёт утка...
- как важно ходит индюк...
- как катится обруч...
2.Обобщение ранее полученных знаний.
Логопед:
- Ребята, какие звуки я выделяла голосом в словах аист, утка, индюк, обруч?
( А, У, О, И )
- Какие это звуки? ( гласные )
Вспомним стишок про гласные звуки (проговаривают хором):
Гласные тянутся в песенке звонкой,
Могут заплакать и закричать,
В тёмном лесу звать и аукать,
И в колыбельке ребёнка качать.
- А какие звуки мы ещё знаем ? ( П, Т, К, М )
- Их можно петь? ( Нет )
- Какие это звуки? ( Согласные )
- Что мы знаем о согласных звуках? (проговаривают хором)
А согласные согласны
Шелестеть, шептать, свистеть,
Даже фыркать и скрипеть,
Но не хочется им петь.
Дети садятся на свои места.
3. Введение в тему. Сообщение темы.
(На экране слайд «Лес»)
Логопед:
- Отгадайте загадку:
Возле леса на опушке
Трое их живёт в избушке.
Там три стула и три кружки,Три кровати ,три подушки.
Угадайте без подсказки:
Кто герои этой сказки? ( Три медведя )
- Дети, вам знакома эта сказка?
- А кто ещё был в сказке, кроме медведей? ( Машенька )
(На экране появляется слайд с персонажами сказки «Три медведя»)
- Назовите первый звук в слове «Маша» ( М )
- А в слове «медведи» ? ( Мь )
- Одинаковые это звуки ? ( нет )
- Сегодня на занятии мы будем учиться различать звуки М и Мь
и побываем с Машенькой в гостях у трёх медведей.
Сравнительная характеристика звуков ( по схеме )
- Чем похожи звуки М и Мь? ( согласные, звонкие )
- А чем различаются ? ( М – твёрдый, Мь – мягкий )
- Каким цветом обозначаем твёрдые согласные звуки? (синим)
А мягкие согласные? ( зелёным )
4. Работа над стихотворением (выделение слов со звуками М, Мь)
( На экране слайд «Машенька у домика медведей»)
- Что же произошло с Машенькой?
Внимательно послушайте стихотворение и запомните все
слова , которые начинаются звуками М, Мь .
Маша в чаще заблудилась,
К трём медведям в дом явилась,
Суп у Мишки похлебала,
Стульчик маленький сломала.- Какие слова со звуком М в начале слова вы услышали?
( Маша, маленький )
- А какие слова со звуком Мь в начале слова услышали?
( медведи, Мишка )
Машенька очень расстроилась, что сломала стульчик у Мишутки.Чтобы она не очень горевала, давайте поиграем, а Машенька пусть смотрит на нас и
слушает…
( слайд «Машенька»)
5. Игра «Эхо в лесу»
- Дети, в лесу всегда хорошо слышно эхо .
Правильно повторите за мной ( как эхо ):
ма – ма – мя
мё – мё – мо
ум – ум – умь
мау – мау – мяу
ме – мэ – мэ
омь – ом – ом
ми – мы – ми
мю – мю – му – молока мне одному
ма – мя – ма – скоро к нам придёт зима
мё - мо – мо – мне купили эскимо
6. Работа с сигнальными кружками
Логопед:
-Сейчас я буду читать стихотворение.
В конце каждой фразы я буду выделять голосом слова, а вы
в этих словах определите первый звук ( М или Мь )и правильно поднимите кружок ( синий или зелёный ).
На полу скребётся… мышка.Спит в берлоге бурый… мишка.
Этот мишка очень… мил,Только лапы он не… мыл.
Убежала в норку… мышка,
Спать залёг в берлогу… мишка.
Мальчик… мал, но очень… мил,
Он водичкой руки… мыл.7. Д/игра «Родственники» (образование родственных слов)
Логопед:
- Прочитайте слоги (на доске на карточках):
АМ ИМ ЭМ ОМ УМ
- Что такое УМ? ( Это то, с помощью чего можно думать, понимать ).
- Давайте подберём к слову УМ слова, которые похожи и имеют
общую часть. Их называют родственными.- Как можно назвать девочку, которая учится на 4 и 5? ( УМНИЦА )
- А мальчика? ( УМНИК )
- Если девочка умница, то она какая? ( УМНАЯ )
- А ласково? ( УМНЕНЬКАЯ )
- Если человек учится, что с ним происходит? ( он УМНЕЕТ )
- Можно сказать УМ, а ещё больше? ( УМИЩЕ )
- А меньше? ( УМИШКО )
- От какого слова образовались все эти слова? ( УМ )
- Какие они? ( родственные )
- Чем похожи слова УМНАЯ, УМНИЦА? ( звук М )
- Где он «спрятался»? ( в середине слова )
- А чем похожи слова УМИШКО, УМИЩЕ? ( звук Мь в середине слова )
8. Выбор родственных слов из стихотворения
- Прослушайте стихотворение, выберите все родственные слова:
Мы любим мёд, а ласково медок,
Приятны очень пряники медовые.
Вот села медуница на цветок –
Так называют бабочку весёлую.
- Почему эти слова родственные? (в них есть общая часть МЁД)
- Какой звук встречается во всех этих словах ( Мь )
- Где он «спрятался»? ( в начале слова )
9 . Д/игра «Подарки для медведей» (различение звуков М – Мь в словах)
- Дети, вы помните, что случилось с Машенькой?
( она сломала стульчик Мишутки )
Машенька решила пойти к медведям, отнести им подарки
и попросить прощения. Давайте поможем ей подобрать подарки для медведей.
В названиях обязательно должны быть звуки М, Мь.
- Что любят медведи? ( мёд, малину )
- Я приготовила подарки, а вы проверите, не ошиблась ли я.
Дети выходят по одному к столу логопеда, достают из мешочка
игрушки, называют, определяют звук и его позицию в слове
и кладут игрушки в корзину.
10. Упражнение «Закончи фразу» (актуализация глагольной лексики)
- Ну что ж, подарки для медведей готовы. Осталось нам собрать в лесу малину.
- Я начну фразу, а вы закончите её словом – действием ...( хором ):
Мы с Машенькой в лес … ( пойдём ), бегом … ( побежим ), малину … ( соберём ),
к домику …( придём ), подарки … ( отнесём, отдадим, подарим )
- Чем похожи все эти слова? ( звук М конце слова )
(на экране слайд «Малина»)
11. Динамическая пауза (пение под музыку с движениями )
По малину в лес пойдём } 3 р.
Плясовую заведём } 3 р.Солнышко на дворе, а в лесу тропинка,
Сладкая ты моя, ягодка малинка.
Ты, малинка, не в роток } 3 р.
Насыпайся в кузовок } 3 р.Солнышко на дворе, а в лесу тропинка,
Сладкая ты моя, ягодка малинка.
(на экране слайд «Три медведя»)
-А в это время медведи шли по лесу :
Три медведя шли домой (идти вперевалочку )
Папа был большой – большой (потянуться вверх)
Мама с ним поменьше ростом (руки перед грудью)
А сынок – малютка просто (присесть )
Очень маленький он был (походить по кругу)
С погремушками ходил
Дзынь-дзынь, дзынь-дзынь!
- Ребята, малины мы набрали, подарки приготовили, можно идти к медведям в гости.
(на экране слайд «Домик в лесу»)
-На поляне дом стоит,Ну, а к дому путь открыт.
Дети подходят к экрану, смотрят на домик.
Логопед:
- Вот мы и пришли в гости к медведям.
- Что это? ( дом )
- Какой звук в слове? ( М в конце слова )
- Назовите ласково … ( домик )
- Какой звук в слове, где он спрятался? ( Мь в середине слова )
(на экране слайд «Машенька»)
12. Д/игра «Мой, моя, моё, мои» (согласование притяжательных прилагательных
с существительными)
- Дети, Машенька прощения у медведей попросила, подарки им вручила. Стал Мишутка
рассматривать подарки и спрашивает:
- Теперь это будет мой машинка? Моя мёд?
- Правильно говорит Мишутка ? ( нет )
-Давайте научим Мишутку правильно употреблять в речи слова
мой, моя, моё, мои ...
Логопед достаёт из корзинки подарки, а дети правильно называют...
(машинка моя, мёд мой и т.д. )
13. Д/игра «Кто быстрее?»
(на экране слайд «Мишутка»)
Логопед:
-Мишутка – очень любознательный медвежонок. Он всё время задаёт вопросы.
Давайте ответим на его вопросы, найдём в этих словах звуки М, Мь и определим,
где они «спрятались».
- Чем забивают гвозди? ( молотком)
- На чём можно играть ? (на гармошке)
- Что носят пчёлы в улей ? ( мёд)
- Чем пишут на доске в школе ? ( мелом)
- На чём можно летать ? ( на самолёте )
- Куда мы вечером возвращаемся с работы, из д/сада? ( домой )
14 . Д/игра «Путаница» (работа с деформированным предложением)
Логопед:
- Дети, наше занятие подходит к концу.
- Чем же мы сегодня занимались?
Я зашифровала предложения, а вы их расшифруйте:
- Мы, лес, ходить, в.
- Собирать, малина, мы.
- Машенька, помогать, подарки, приготовить, мы.
- Подарки, медведи, мы, отнести.
- Различать, мы, звуки, М, Мь.
15. Итог занятия
(на экране слайд «Спасибо»)
- Ребята, Машенька очень рада, что мы помогли ей приготовить подарки для
медведей, и благодарит нас за это. Давайте все вместе прочитаем это слово...
(спасибо)...
А ещё Машенька приготовила для нас угощение…
Дети получают сладкие подарки.
слайд-шоу для логопедического занятия Дифференциация М-Мь
PPTX / 2.15 Мб