12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Дудникова Екатерина34

Работа участвует в конкурсе для логопедов и дефектологов на лучший конспект коррекционно-развивающего занятия

Конспект группового логопедического занятия на тему:

«Дифференциация звуков [с]-[з]»

Подготовила: Дудникова Екатерина Анатольевна

Лексическая тема: «Экскурсия в зоопарк »

Цель: учить слухо - произносительной дифференциации звуков [с]-[з]

Задачи:

Коррекционно-образовательные: сравнивать характеристику этих звуков, упражнять в звуковом анализе, определении позиции звука в словах, закрепить употребление предлогов (с, за, из-за, из-под)

Коррекционно-развивающие: развивать фонематический слух, развивать внимание и логическое мышление.

Коррекционно-воспитательные: воспитывать интерес к занятиям, формировать положительную учебную мотивацию.

Оборудование: предметные картинки с изображением животных на изучаемые звуки, письмо от зайчат, раздаточный материал для звукового анализа, картинки домиков со звуками [с] и [з].

Ход занятия

Орг. момент

Станем рядышком, по кругу,
Скажем  "Здравствуйте!" друг другу.
Нам здороваться ни лень:
Всем "Привет!" и "Добрый день!";
Пусть каждый улыбнётся – 
И занятие начнётся.

- Если услышите колокольчик, то сядут девочки, если музыкальный молоточек, то садятся мальчики.

Объяснение нового материала

1. - Ребята, сегодня у нас не простое занятие, а необычное. Мы отправимся с вами в зоопарк. А кто нас туда пригласил, я вам сейчас покажу (выставить на доску картинки зайца и слона. Приложение 1,2)

- Кто это, ребята, вы узнали? (заяц и слон)

- Ребята, скажите, какой первый звук в слове зайка? [з], А в слове слон? [с]

2. Характеристика звуков [с] и [з]. Сравнение артикуляции этих звуков.

- Откройте зеркала и давайте посмотрим, где губки, когда мы произносим звук [с] и [з]? (губы слегка растянуты в улыбке). А зубы как у нас располагаются? (зубки сближены и между ними щель). Кончик языка широкий и находится за нижними зубками. А теперь приложите ладошку к горлышку и произнесите звук [с]? Что вы чувствуете? (вибрации нет). Произнесите звук [з]? Что чувствуете? (голосок дрожит).

- Ребята, как вы думаете, чем похожи эти звуки? (согласные). А чем отличаются? (звук [с] – глухой, [з] – звонкий).

- Давайте исполним песенку комарика – з-з-з. А теперь произнесём как льётся вода – с-с-с.

3. Дидактическое упражнение «Угадай слово» (составить слово из звуков)

С,л,о,н; с,о,б,а,к,а; з,м,е,я; з,а,я,ц.

4. Дидактическое упражнение «Назови лишнее» (по наличию звуков [с] и [з]).

Санки, забор, сова, сок; коза, роза, ваза, нос; самолёт, сумка, стрекоза, суп.

- В каком слове встречаются оба звука? (стрекоза)

Физминутка «Зоопарк»

По зоопарку мы шагаем
(
Маршируют на месте)

И медведя там встречаем
(
Раскачивание туловища)

Этот мишка косолапый
Широко расставил лапы,
То одну, то обе вместе
Долго топчется на месте.
(
Руки полусогнуты в локтях, ноги на ширине плеч. Переступание с ноги на ногу)

Впереди из-за куста
Смотрит хитрая лиса.

(Дети всматриваются вдаль, держа ладонь над бровями, повороты)

Мы лисичку обхитрим
На носочках пробежим.

(Бег на месте на носках)

Вот волчата спинку выгнули
(
Прогнуться в спине вперед)

И легонечко подпрыгнули.
(
Легкий прыжок вверх)

Подражаем мы зайчишке
(
Ладони на голову, подскоки)

Непоседе-шалунишке.
Но закончилась игра
Заниматься нам пора.
(
Вернуться на места)

Закрепление изученного материала

5. Игра «Наоборот».

Я произношу слог или слово со звуком [с], а вы мне отвечаете со звуком [з].

Са – за

Со – зо

Су – зу

Сы – зы

Соя – Зоя

Суп – зуб

Коса – коза.

6.Игра «Посели животных в дом».

Звери грустные стоят,

В дом попасть они хотят,

Но не знают – как, куда,

Помогите детвора.

- На доске два домика: у одного домика есть колокольчик, у другого – нет. Возьмите картинки и распределите их по домикам. В домик с колокольчиком поместите картинки, в которых есть звук [з], без колокольчика – [с].

(Домики – приложение 3. Животные: слон, заяц, змея, осёл, лиса, зубр – приложение 4)

7.«Конверт».

- Дети, у меня в руках конверт. Это зайчата передали нам письмо с заданиями. Здесь что – то написано, а что непонятно. Зайчата еще маленькие и не умеют писать правильно. Давайте поможем им.

- Дети, на доске предлоги (Приложение 5). Послушайте предложение, вставьте пропущенный предлог.

Зайка спрятался … куст (за)

Козы пасутся … домом (за)

Лиса выскочила … норы (из)

Ослик выглядывает … столба (из)

Рысь спустилась … дерева (с).


 

Подведение итогов.

- Какие звуки мы сегодня с вами вспоминали?

- Чем эти звуки схожи? Чем отличаются?

-Что вам понравилось на занятии? Молодцы, ребята!

Приложение 1.

Приложение 2.

Приложение 3

 

Приложение 4.

Приложение 5

ЗА

ИЗ

С

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.