Конспект группового логопедического занятия на тему: «Дифференциация звуков [с]-[з]»
Работа участвует в конкурсе для логопедов и дефектологов на лучший конспект коррекционно-развивающего занятия
Конспект группового логопедического занятия на тему:
«Дифференциация звуков [с]-[з]»
Подготовила: Дудникова Екатерина Анатольевна
Лексическая тема: «Экскурсия в зоопарк »
Цель: учить слухо - произносительной дифференциации звуков [с]-[з]
Задачи:
Коррекционно-образовательные: сравнивать характеристику этих звуков, упражнять в звуковом анализе, определении позиции звука в словах, закрепить употребление предлогов (с, за, из-за, из-под)
Коррекционно-развивающие: развивать фонематический слух, развивать внимание и логическое мышление.
Коррекционно-воспитательные: воспитывать интерес к занятиям, формировать положительную учебную мотивацию.
Оборудование: предметные картинки с изображением животных на изучаемые звуки, письмо от зайчат, раздаточный материал для звукового анализа, картинки домиков со звуками [с] и [з].
Ход занятия
Орг. момент
Станем рядышком, по кругу,
Скажем "Здравствуйте!" друг другу.
Нам здороваться ни лень:
Всем "Привет!" и "Добрый день!";
Пусть каждый улыбнётся –
И занятие начнётся.
- Если услышите колокольчик, то сядут девочки, если музыкальный молоточек, то садятся мальчики.
Объяснение нового материала
1. - Ребята, сегодня у нас не простое занятие, а необычное. Мы отправимся с вами в зоопарк. А кто нас туда пригласил, я вам сейчас покажу (выставить на доску картинки зайца и слона. Приложение 1,2)
- Кто это, ребята, вы узнали? (заяц и слон)
- Ребята, скажите, какой первый звук в слове зайка? [з], А в слове слон? [с]
2. Характеристика звуков [с] и [з]. Сравнение артикуляции этих звуков.
- Откройте зеркала и давайте посмотрим, где губки, когда мы произносим звук [с] и [з]? (губы слегка растянуты в улыбке). А зубы как у нас располагаются? (зубки сближены и между ними щель). Кончик языка широкий и находится за нижними зубками. А теперь приложите ладошку к горлышку и произнесите звук [с]? Что вы чувствуете? (вибрации нет). Произнесите звук [з]? Что чувствуете? (голосок дрожит).
- Ребята, как вы думаете, чем похожи эти звуки? (согласные). А чем отличаются? (звук [с] – глухой, [з] – звонкий).
- Давайте исполним песенку комарика – з-з-з. А теперь произнесём как льётся вода – с-с-с.
3. Дидактическое упражнение «Угадай слово» (составить слово из звуков)
С,л,о,н; с,о,б,а,к,а; з,м,е,я; з,а,я,ц.
4. Дидактическое упражнение «Назови лишнее» (по наличию звуков [с] и [з]).
Санки, забор, сова, сок; коза, роза, ваза, нос; самолёт, сумка, стрекоза, суп.
- В каком слове встречаются оба звука? (стрекоза)
Физминутка «Зоопарк»
По зоопарку мы шагаем
(Маршируют на месте)
И медведя там встречаем
(Раскачивание туловища)
Этот мишка косолапый
Широко расставил лапы,
То одну, то обе вместе
Долго топчется на месте.
(Руки полусогнуты в локтях, ноги на ширине плеч. Переступание с ноги на ногу)
Впереди из-за куста
Смотрит хитрая лиса.
(Дети всматриваются вдаль, держа ладонь над бровями, повороты)
Мы лисичку обхитрим
На носочках пробежим.
(Бег на месте на носках)
Вот волчата спинку выгнули
(Прогнуться в спине вперед)
И легонечко подпрыгнули.
(Легкий прыжок вверх)
Подражаем мы зайчишке
(Ладони на голову, подскоки)
Непоседе-шалунишке.
Но закончилась игра
Заниматься нам пора.
(Вернуться на места)
Закрепление изученного материала
5. Игра «Наоборот».
Я произношу слог или слово со звуком [с], а вы мне отвечаете со звуком [з].
Са – за
Со – зо
Су – зу
Сы – зы
Соя – Зоя
Суп – зуб
Коса – коза.
6.Игра «Посели животных в дом».
Звери грустные стоят,
В дом попасть они хотят,
Но не знают – как, куда,
Помогите детвора.
- На доске два домика: у одного домика есть колокольчик, у другого – нет. Возьмите картинки и распределите их по домикам. В домик с колокольчиком поместите картинки, в которых есть звук [з], без колокольчика – [с].
(Домики – приложение 3. Животные: слон, заяц, змея, осёл, лиса, зубр – приложение 4)
7.«Конверт».
- Дети, у меня в руках конверт. Это зайчата передали нам письмо с заданиями. Здесь что – то написано, а что непонятно. Зайчата еще маленькие и не умеют писать правильно. Давайте поможем им.
- Дети, на доске предлоги (Приложение 5). Послушайте предложение, вставьте пропущенный предлог.
Зайка спрятался … куст (за)
Козы пасутся … домом (за)
Лиса выскочила … норы (из)
Ослик выглядывает … столба (из)
Рысь спустилась … дерева (с).
Подведение итогов.
- Какие звуки мы сегодня с вами вспоминали?
- Чем эти звуки схожи? Чем отличаются?
-Что вам понравилось на занятии? Молодцы, ребята!
Приложение 1.
Приложение 2.
Приложение 3
Приложение 4.
Приложение 5
ЗА |
ИЗ |
С |