Конспект логопедического занятия для младших школьников Тема: Дифференциация звуков и букв Ш-С в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях. Лексическая тема «Посуда»
Конспект логопедического занятия для младших школьников
Тема: Дифференциация звуков и букв Ш-С в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях. Лексическая тема «Посуда»
Тип занятия: групповое
Цель занятия: учить различать звуки Ш-С
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
закреплять знания о звуках Ш-С; дифференцировать согласные в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях; соотносить звуки и буквы с символами
Коррекционно-развивающие:
Развивать фонематическое восприятие и умение выделять звуки Ш-С из потока речи, память, внимание, логическое мышление
Коррекционно-воспитательные:
Воспитывать самоконтроль, доброжелательное и вежливое отношение к своим одноклассникам; формировать умения работать в паре, группе, взаимодействуя друг с другом.
Оборудование: мяч, картинки артикуляционных упражнений, карточки с заданиями («анонимное послание»), зеркала, буквы, картинки с посудой, разорванное письмо с написанными предложениями.
Содержание занятия | Деятельность логопеда и обучающихся |
Постановка учебной проблемы Артикуляционная гимнастика Определение темы занятия Запись в тетради Целеполагание Артикуляторно-акустическая характеристика звуков Работа на уровне слога (игра с мячом) Соотнесение звука с буквой Работа на уровне слова Динамическая пауза Дифференциация Ш-С в словах Работа в тетради Работа на уровне словосочетания (карточки) Работа на уровне предложения (коллективная) Итог занятия | Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас вами на занятии гости, поприветствуем их. Подарим им свои улыбки и начнем наше занятие. -Ребята, а вы знаете кто такой сыщик? -Как ещё по - другому его называют? (детектив, следователь) -Как вы думаете, чем же они занимаются? (расследуют какое-либо происшествие, преступление) -Какими качествами должен обладать это человек? Я предлагаю вам открыть детективное агентство. -Согласны? Детективное агентство считаю открытым, объявляю первое заседание. И вот у нас есть первый клиент-Федора. У неё сбежала из дома посуда. Она просит помочь вернуть беглецов домой. Но для того чтобы мы не в чём не ошиблись и правильно провели расследование, нужно выполнить некоторые упражнения для органов артикуляции. «Заборчик»-«Трубочка» «Чашечка» «Вкусное варенье» «Блинчик» «Хомячок» «Орешки» -Ребята, в следах- уликах, которые оставила посуда, есть загадочные звуки: -Какой звук издаёт чайник, когда кипит? (СССССССССССССС) -Как шипит масло на сковороде? (ШШШШШШШШШШ) -Вы догадались, с какими звуками сегодня будем работать? Сформулируйте тему нашего расследования. Сегодня будем различать звуки Ш-С Каждое заседание нашего агентства должно быть записано. Запишите сегодняшнее число и тему нашего занятия. Каждый сыщик перед собой ставит задачи и должен их выполнить, прочитайте какие задачи поставим мы Чему вы должны научиться? (Я сегодня…) -Чётко и правильно произносить звуки Ш и С -Слышать и различать звуки Ш и С среди других звуков -Читать и писать слова с буквами Ша и эС -Составлять предложения с этими словами Молодцы! Ёще один шаг к поиску посуды мы с вами сделали. Продолжаем наше расследование Давайте составим фоторобот звуков Ш и С. Рассмотрим артикуляцию звуков и дадим им характеристику. Возьмите зеркало, произнесите звук Ш. -В каком положении находятся ваши губы? (вытянуты вперёд и округлены) - Где находится язык и какую форму принимает? (наверху за верхними зубами , в форме чашечки ) Поднесите ладонь, какая воздушная струя выходит, когда произносите звук Ш? (тёплая) -Работают ли голосовые связки? -Значит какой вывод можно сделать о звуке Ш? Теперь произнесите звук С. -В каком положении находятся ваши губы? (растянуты в улыбке) - Где находится язык и какую форму принимает? (распластан на дне ротовой полости) Какая воздушная струя? (холодная) -Работают ли голосовые связки? Вывод о звуке С. -Чем различаются звуки Ш и С? У звука Ш язык поднят вверх, губы округлены, вытянуты, воздушная струя теплая. У звука С язык внизу, губы в улыбке, воздушная струя холодная. -Чем похожи? (согласные, глухие, твердые) -Ребята, а как вы думаете, где могут пригодиться знания о различении звуков Ш и С? (в русском языке для определения глухости и звонкости при произнесении и правильном написании слов с этими буквами) Вот сейчас мы и проверим, на сколько хорошо вы различаете звуки Ш и С. Я буду каждому кидать мяч, произнеся слоги со звукам Ш, а вы возвращая мне называете слог со звуком С и наоборот. (Ша-са, Шо-со, уШ-ус, ыС-ыш, эШ-эс, ….) Продолжаем расследование. А вы знаете, что звуки на письме оставляют свои отпечатки? Ваша версия, как они называются? (буквы) -Какой букве соответствует звук Ш? (ША) -Какой букве соответствует звук С? (ЭС) Пропишите эти букву в воздухе. Нарисуйте глазами заглавную букву ША и маленькую ЭС. Нарисуйте на спине своего товарищу любу из этих букв, а ваш сосед пусть отгадает что это за буква. Молодцы! Вы на верном пути. Я убедилась, что звуки вы различаете хорошо, теперь можно приступить к поиску посуды. Напомните, какие звуки встречались в следах посуды бабушки Федоры? (Ш-С) У вас на столах лежат карточки. Поднимите нужную карточку, когда услышите в слове звуки посуды Федоры. (самовар, кастрюля, ковш, сковорода, шумовка, маслёнка, миска, стакан, супница, чашка, кувшин, поварёшка). Сыщик должен быть очень внимательным. Поэтому сейчас мы проверим, настоящие ли вы сыщики. Я буду называть слова, а вы выполнять какое нужно действие, делать нужно всё быстро и правильно. Слушайте внимательно. Укрытие-присесть дело- хлопнуть в ладоши, надеть перчатки, подпрыгнуть вверх слежка-оглянуться, насторожиться.
Проверяем как распределили. Назовите. Запишите группы слов в столбики. В наше агентство потупило анонимное послание. ( выяснение лексического значения слова «анонимное» Вскройте конверт. Посмотрите внимательно, сможете прочитать его сразу? (нет) -Почему? Что не так? (пропущены в словах буквы) Вставьте буквы и прочитайте послание. Проверка. Закончить наше расследование и вернуть Федоре посуду поможет следующий конверт. Здесь письмо и оно порвано. Что же делать? Ваши версии. Как же его восстановить? (склеить части письма и прочитать, что там написано). (Дети восстанавливают предложения) Прочитайте, что у вас получилось. Где же посуда Федоры?
Дело закрыто, посуда нашлась. Осталось только составить отчёт о проделанной работе. -Какое дело расследовали? -Что было особенно интересным? -Что показалось трудным в расследовании? Оцените свою работу с помощью смайликов Всё получилось Были небольшие трудности Трудности испытывал во всём Федора вам заранее приготовила угощения, чтобы вас отблагодарить за вашу работу. Занятие подошло к концу, спасибо. До новых встреч! |