Конспект логопедического занятия для младших школьников Тема: Дифференциация звуков и букв Ш-С в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях. Лексическая тема «Посуда»

0
0
Материал опубликован 8 May



Конспект логопедического занятия для младших школьников

Тема: Дифференциация звуков и букв Ш-С в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях. Лексическая тема «Посуда»

Тип занятия: групповое

Цель занятия: учить различать звуки Ш-С

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

закреплять знания о звуках Ш-С; дифференцировать согласные в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях; соотносить звуки и буквы с символами

Коррекционно-развивающие:

Развивать фонематическое восприятие и умение выделять звуки Ш-С из потока речи, память, внимание, логическое мышление

Коррекционно-воспитательные:

Воспитывать самоконтроль, доброжелательное и вежливое отношение к своим одноклассникам; формировать умения работать в паре, группе, взаимодействуя друг с другом.

Оборудование: мяч, картинки артикуляционных упражнений, карточки с заданиями («анонимное послание»), зеркала, буквы, картинки с посудой, разорванное письмо с написанными предложениями.








Содержание занятия

Деятельность логопеда и обучающихся

Постановка учебной проблемы

















Артикуляционная гимнастика













Определение темы занятия







Запись в тетради

Целеполагание













Артикуляторно-акустическая характеристика звуков





































Работа на уровне слога (игра с мячом)









Соотнесение звука с буквой





Работа на уровне слова






Динамическая пауза







Дифференциация Ш-С в словах





Работа в тетради


Работа на уровне словосочетания

(карточки)







Работа на уровне предложения (коллективная)









Итог занятия

Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас вами на занятии гости, поприветствуем их. Подарим им свои улыбки и начнем наше занятие.

-Ребята, а вы знаете кто такой сыщик?

-Как ещё по - другому его называют? (детектив, следователь)

-Как вы думаете, чем же они занимаются? (расследуют какое-либо происшествие, преступление)

-Какими качествами должен обладать это человек?

Я предлагаю вам открыть детективное агентство.

-Согласны?

Детективное агентство считаю открытым, объявляю первое заседание.

И вот у нас есть первый клиент-Федора. У неё сбежала из дома посуда. Она просит помочь вернуть беглецов домой.

Но для того чтобы мы не в чём не ошиблись и правильно провели расследование, нужно выполнить некоторые упражнения для органов артикуляции.

«Заборчик»-«Трубочка»

«Чашечка»

«Вкусное варенье»

«Блинчик»

«Хомячок»

«Орешки»

-Ребята, в следах- уликах, которые оставила посуда, есть загадочные звуки:

-Какой звук издаёт чайник, когда кипит? (СССССССССССССС)

-Как шипит масло на сковороде? (ШШШШШШШШШШ)



-Вы догадались, с какими звуками сегодня будем работать?

Сформулируйте тему нашего расследования.

Сегодня будем различать звуки Ш-С

Каждое заседание нашего агентства должно быть записано.

Запишите сегодняшнее число и тему нашего занятия.

Каждый сыщик перед собой ставит задачи и должен их выполнить, прочитайте какие задачи поставим мы

Чему вы должны научиться? (Я сегодня…)

-Чётко и правильно произносить звуки Ш и С

-Слышать и различать звуки Ш и С среди других звуков

-Читать и писать слова с буквами Ша и эС

-Составлять предложения с этими словами

Молодцы! Ёще один шаг к поиску посуды мы с вами сделали.

Продолжаем наше расследование



Давайте составим фоторобот звуков Ш и С.

Рассмотрим артикуляцию звуков и дадим им характеристику.

Возьмите зеркало, произнесите звук Ш.

-В каком положении находятся ваши губы? (вытянуты вперёд и округлены)

- Где находится язык и какую форму принимает? (наверху за верхними зубами , в форме чашечки )

Поднесите ладонь, какая воздушная струя выходит, когда произносите звук Ш? (тёплая)

-Работают ли голосовые связки?

-Значит какой вывод можно сделать о звуке Ш?

Теперь произнесите звук С.

-В каком положении находятся ваши губы? (растянуты в улыбке)

- Где находится язык и какую форму принимает? (распластан на дне ротовой полости)

Какая воздушная струя? (холодная)

-Работают ли голосовые связки?

Вывод о звуке С.

-Чем различаются звуки Ш и С?

У звука Ш язык поднят вверх, губы округлены, вытянуты, воздушная струя теплая.

У звука С язык внизу, губы в улыбке, воздушная струя холодная.

-Чем похожи? (согласные, глухие, твердые)

-Ребята, а как вы думаете, где могут пригодиться знания о различении звуков Ш и С? (в русском языке для определения глухости и звонкости при произнесении и правильном написании слов с этими буквами)

Вот сейчас мы и проверим, на сколько хорошо вы различаете звуки Ш и С.



Я буду каждому кидать мяч, произнеся слоги со звукам Ш, а вы возвращая мне называете слог со звуком С и наоборот.

(Ша-са, Шо-со, уШ-ус, ыС-ыш, эШ-эс, ….)



Продолжаем расследование. А вы знаете, что звуки на письме оставляют свои отпечатки?

Ваша версия, как они называются? (буквы)

-Какой букве соответствует звук Ш? (ША)

-Какой букве соответствует звук С? (ЭС)

Пропишите эти букву в воздухе.

Нарисуйте глазами заглавную букву ША и маленькую ЭС.

Нарисуйте на спине своего товарищу любу из этих букв, а ваш сосед пусть отгадает что это за буква.

Молодцы! Вы на верном пути.

Я убедилась, что звуки вы различаете хорошо, теперь можно приступить к поиску посуды.

Напомните, какие звуки встречались в следах посуды бабушки Федоры? (Ш-С)

У вас на столах лежат карточки. Поднимите нужную карточку, когда услышите в слове звуки посуды Федоры. (самовар, кастрюля, ковш, сковорода, шумовка, маслёнка, миска, стакан, супница, чашка, кувшин, поварёшка).



Сыщик должен быть очень внимательным. Поэтому сейчас мы проверим, настоящие ли вы сыщики. Я буду называть слова, а вы выполнять какое нужно действие, делать нужно всё быстро и правильно. Слушайте внимательно.

Укрытие-присесть

дело- хлопнуть в ладоши, надеть перчатки, подпрыгнуть вверх

слежка-оглянуться, насторожиться.


Сейчас предлагаю поработать в парах. В конвертах лежат фотографии посуды Федоры. Ваша задача их внимательно рассмотреть и распределить на группы в 2 столбика. Подумайте, как можно это сделать? (картинки посуды)

Проверяем как распределили. Назовите.


Запишите группы слов в столбики.



В наше агентство потупило анонимное послание. ( выяснение лексического значения слова «анонимное»

Вскройте конверт. Посмотрите внимательно, сможете прочитать его сразу? (нет)

-Почему? Что не так? (пропущены в словах буквы)

Вставьте буквы и прочитайте послание.

Проверка.



Закончить наше расследование и вернуть Федоре посуду поможет следующий конверт. Здесь письмо и оно порвано.

Что же делать? Ваши версии.

Как же его восстановить? (склеить части письма и прочитать, что там написано).

(Дети восстанавливают предложения)

Прочитайте, что у вас получилось. Где же посуда Федоры?


За широкой рекой стоит дом лесника. Посуда стоит в шкафу.



Дело закрыто, посуда нашлась. Осталось только составить отчёт о проделанной работе.

-Какое дело расследовали?

-Что было особенно интересным?

-Что показалось трудным в расследовании?

Оцените свою работу с помощью смайликов

Всё получилось

Были небольшие трудности

Трудности испытывал во всём

Федора вам заранее приготовила угощения, чтобы вас отблагодарить за вашу работу.

Занятие подошло к концу, спасибо. До новых встреч!






в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации