Конспект логопедического занятия в старшей школе «Путешествие в зимний лес»
Конспект логопедического занятия в старшей группе детского сада «Путешествие в зимний лес»
Тема: [с-ш]
Область : Коммуникация.
Раздел: Развитие речи.
Цели: Закрепить умение различать [с-ш] в слогах, словах, предложениях, связной речи. Учить различать слова – паронимы. Закрепить умение подбирать признаки к предмету. Закрепить умение образовывать родственные слова к слову «снег». Закрепить умение составлять описательные рассказы по картинке. Развивать фонематический слух. Развивать внимание, зрительное восприятие, память, мелкую моторику, мышление. Формировать навыки самостоятельности, сотрудничества.
Оборудование: карточки-символы, снежки, сигнальные карточки, предметные картинки с изображением снеговиков, схематичные изображения зимнего леса, фломастеры.
Ход:
Орг. момент:
Ребята, хотите отправиться на экскурсию в зимний лес? Но в этот лес мы сможем попасть только в том случае, если вы назовёте «снежные» слова, т.е. слова, родственные слову «снег». (снежок, снеговик, снежный, снегурочка, подснежник, снегири, снежинка).
Ребята, какой звук слышится в каждом слове? (с).
Произнесите его громко, тише, совсем тихо.
Какую одежду нужно надеть, чтобы пойти зимой в лес? (шубу, шапку, штаны, шарф, варежки). Какой звук повторяется в этих словах? (ш). Произнесите его хором, индивидуально.
Чем [с] и [ш] отличаются друг от друга, когда мы их произносим?
Чем они похожи?
Какие это звуки? (дети выбирают картинки-символы: согласные, твёрдые, глухие).
Какой фишкой обозначаем? (синей).
Основная часть:
Ребята, закройте глаза. 1, 2, 3 повернись, в зимнем лесу очутись! Как много здесь снега! Давайте поиграем в снежки. Я буду вам говорить слоги со [с], а вы со [ш] и наоборот:
са – ша, ша - …, со - …, шу - …, ас - … аша - … и т.д.
А теперь давайте отдохнём и поиграем в игру «Договори слово». Я начну. А вы кончайте, часть любую добавляйте, можно ША, а можно СА:
Ли-..., ка-..., гру-..., ча-..., кры-..., кляк-..., лап-..., плак-...
Послушайте, как тихо в лесу зимой. Но если прислушаться, о можно услышать множество разных звуков. А хотите научиться ловить звуки? Я буду произносить разные слова, а вы будете поднимать зелёную сигнальную карточку если в слове услышите [с], и красную сигнальную карточку, если в слове есть [ш]:
Шок, шуба, сын, Саша, сумки, нос, лиса, шашки, солнышко, кот, стол, ландыш, машинист. (Сигналят карточками).
Ребята, в нашем лесу живёт много разных зверей и птиц. Покажите их пальчиками: лиса, заяц, волк, медведь. (Пальчиковая гимнастика).
Послушайте, как я произнесу слова: МИШКА – МИСКА. Похожи эти слова? Чем они отличаются? Составьте предложения с этими словами. (Составляют предложения со словом «мишка», затем – «миска»).
Как искрится снег, даже глазам стало больно! Поморгали, крепко зажмурились. Закрыли глаза и представили, как кружатся снежинки: вверх – вниз, влево – вправо. Поймали снежинку на палец посмотрели на неё. (Выполняют гимнастику для глаз).
Сколько снега вокруг! Какой снег? (пушистый, белый, липкий, скрипучий, холодный и т.д.) С чем можно сравнить снег? ( с ватой, пухом, сахаром, покрывалом и т.д.)
Ребята, в этом волшебном лесу живут снеговики. На первый взгляд они все одинаковые, но если внимательно присмотреться, можно заметить отличия.
Нужно так рассказать об одном из них, чтобы мы смоги догадаться, о каком снеговике идёт речь. (Дети составляют описательные рассказы о снеговиках).
Рефлексия:
Понравилось вам в зимнем лесу? Хотите получить картинку об увиденном себе на память? Но эти картинки заколдованы, а чтобы их расколдовать, нужно соединить точки и элементы. (Соединяют точки).
Посмотрите, какие замечательные картинки получились! (Дети делятся впечатлениями об экскурсии).