Конспект занятия музыки с детьми старшего дошкольного возраста «Путешествие в зимний лес»

0
5
Материал опубликован 10 December 2017 в группе

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида №6 «Алёнушка» г. Строитель Яковлевского района Белгородской области»

Конспект занятия

с детьми старшего дошкольного возраста

по образовательной области «Музыка»

 по развитию музыкальных способностей посредством игры на детских музыкальных инструментах.

музыкальный руководитель Галкина Л.Н.

Тема: «Путешествие в зимний лес»

Проблема: недостаточное владение детьми старшего дошкольного возраста навыками игры на детских музыкальных инструментах.

Цель: развитие музыкальных способностей дошкольников посредством игры на детских музыкальных инструментах.

Задачи:

-овладение приёмами игры на детских музыкальных инструментах и  исполнения произведения в ансамбле;

-развитие чувства ритма, музыкальной памяти, музыкальных представлений;

-развитие музыкального, тембрового, мелодического слуха и слухового внимания;

-воспитание коммуникативных навыков и дружеских отношений между детьми.

Оборудование: музыкальный центр, фортепиано,  искусственная ёлка, снежинки, белая ткань, картинки с изображением ксилофона, детские и шумовые музыкальные инструменты: трещотка-вертушка, трещотка пластинчатая, деревянная коробочка, треугольник, погремушка, гофрированная бумага, металлофон, ксилофон, бубенцы, маракасы.

Предварительная работа:

-знакомство с выразительными возможностями музыкальных инструментов, их тембров, особенностей звучания.

Приёмы руководства деятельностью детей:

1. Приемы постановки целей и мотивации деятельности детей:  создание проблемной ситуации, возможность высказать способы решения.

2. Приемы активизации деятельности детей в процессе проведения занятия: беседа, игры на развитие ритма, музыкального слуха создание ситуации, направленной на желание у детей играть на музыкальных инструментах.

 3. Приемы поддержания интереса у детей: ритмическая игровое упражнение «Имена», звучащие жесты - «Фруктовый салат», сказка - шумелка «Едем, едем на лошадке», пение и  музицирование на ксилофоне песни "Елочка",  отображение равномерного ритма с помощью игры на ударных,

шумовых инструментах  (аккомпанемент ).

4. Приемы оценки и самооценки: поощрение, похвала, взаимопомощь детей, обсуждение.

Ожидаемые результаты:

- повышение интереса к музыкальным инструментам и желание играть на них;

- проявление эмоциональной отзывчивости;

- развитие свободного общения с взрослым и со сверстниками.

Критерии оценки:

Активность, эмоциональность, отображение равномерного ритма.

Настойчивость в нахождении выхода из проблемной ситуации.

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно – эстетическое развитие».

Ход педагогического мероприятия.

Организационный момент.

Музыкальный руководитель: Здравствуйте, ребята! Друзья, я рада видеть вас, у меня очень хорошее настроение и я хочу поделиться с вами, приготовьте свои ладошки  (подносит ладони ко рту, дует в сторону детей). А сейчас давайте друг другу  передадим наше хорошее настроение (дуют в сторону друг друга). Теперь у нас у всех чудесное настроение, которое, я уверена, сохранится у каждого из нас до конца дня! Дети садятся на стулья.

Вводная часть.

1. Игра - упражнение на развитие ритмического слуха "Имена"

Музыкальный руководитель: Ребята, я сегодня с утра решила быть для всех очень нежной и ласковой, и хочу вас сегодня называть по имени ласково. Когда я была совсем маленькой, меня звали ласково - Людочка. Сейчас я скажу своё имя (Люда), а мы вместе с вами проговорим его, только при этом будем выполнять хлопки в ладоши и шлепки по коленям (показ) Лю-да (2 хлопка), Лю-доч-ка ( 3 шлепка по коленям) А теперь каждый по очереди проговорит своё имя (Ан-дрю-ша - 3 хлопка, Ан-дро-шень-ка - 4 хлопка и т.д.)

Давайте договоримся, что заботливыми и ласковыми мы будем целый день.

А вы знаете, почему я решила быть сегодня ласковой и заботливой? (Варианты ответов детей). Потому что я узнала, как помочь моему другу. Он - лесник. Как вы думаете, о ком он заботится? (ответы детей) Конечно, о животных и растениях в лесу. Но, он поделился весьма печальным событием: все деревья в его лесу большие и высокие, и только одна маленькая елочка не растет. Что он только не делал, чтобы помочь ей. Как вы думаете, что он делал, чтобы помочь ёлочке? (и поливал, и землю плодородную завозил, и удобрения сыпал, ничего не получалось: елочка не росла). Ребята, а мы можем помочь ёлочке? Что мы можем сделать, чтобы елочка выросла? (варианты ответов детей). Я узнала, что деревья любят слушать музыку и от этого растут быстрее. Поэтому, я предлагаю отправиться в лес, для того, чтобы исполнить ёлочке песенку, от которой  она начнёт расти. А вот в какой лес мы отправимся, вам придется узнать, отгадав музыкальную загадку.

Основная часть.

Слушание музыки: Звучит фрагмент музыкального произведения П.И.Чайковского "Зимний лес" (из балета "Щелкунчик"), которое дети слушали на предыдущем занятии.

Ребята, вам знакома это музыка? Кто написал её? Красоту какого леса передал композитор П.И. Чайковский? Правильно, это "Зимний лес" из балета "Щелкунчик".

Музыкальный руководитель: А вы не боитесь идти зимой в лес, ведь там холодно, можно замёрзнуть и заболеть. Что нужно делать зимой, чтобы уберечься от простуды? (ответы детей). Конечно, нужно кушать больше фруктов. И я предлагаю вам  приготовить фруктовый салат, но он будет необычный, музыкально-ритмический. Посмотрите, из каких фруктов будет у нас салат. (показ картинок с изображением фруктов: лимон, банан, апельсин, мандарин, которые разделены на части по количеству слогов в слове). Сколько в словах ли- мон и ба-нан слогов. Правильно, два, поэтому они разделены на две части. А сколько слогов в словах а-пель-син и ман-да-рин. Правильно, три. Фрукты, в названии которых, два слога, мы будем хлопать в ладоши медленно, длинными хлопками, а фрукты, название, которых состоит  из трех слогов, будем три раза хлопать по коленям быстро, короткими, отрывистыми хлопками. Будьте внимательны,  картинки чередуются. Пробуем, поём и хлопаем: ли-мон (2хлопка в ладоши), а-пель-син (3 шлепка по коленям), ба-нан (2хлопка в ладоши), ман-да-рин (3 шлепка по коленям). Повторим все вместе.

- А теперь с закрытыми глазами (повторяют).

- А сейчас глазки откройте и тоже самое, только шепотом (повторяют).

-  И постараемся проговорить про себя, т.е. с закрытым ртом (повторяют).

- И ещё раз, под музыку!

2. Аккомпанемент с помощью звучащих жестов. (Музыкальный руководитель играет на фортепиано, дети аккомпанируют с помощью "звучащих жестов")

Музыкальный руководитель: Необычный музыкальный салат из фруктов у нас получился! А теперь можно и в зимний лес отправится!

На чем можно поехать в лес? (ответы детей) А на чём мы сегодня поедем, нам подскажет этот звук (бубенцы). Правильно, на лошадке! Я сейчас буду говорить слова, а вы их запоминайте и повторяйте за мной.

3. Сказка - шумелка "Едем, едем на лошадке" (все садятся по кругу на ковре, после показа музыкального руководителя, детям, по порядку, предлагается  имитация различных звуков на шумовых и музыкальных инструментах)

Едем, едем на лошадке (все выполняют поочерёдно хлопки по коленям на каждый слог)

По лесной дорожке гладкой,

Скок-скок-скок (2раза) (одновременно хлопки по коленям двумя руками )

Санки скрипят, (на трещотке-вертушке изобразить скрип саней)

Бубенчики звенят. (Другой ребенок играет на бубенцах)

Едем, едем на лошадке

По лесной дорожке гладкой,

Скок-скок-скок (2раза)

Ветер шумит, (предлагается ребенку сыграть на маракасе)

Дятел стучит. (равномерные удары по деревянной коробочке)

Едем, едем на лошадке

По лесной дорожке гладкой,

Скок-скок-скок (2раза)

Холод, стужа, (ребенок играет на треугольнике - таинственно)

Снег пушистый кружит, кружит. (ребенок изображает снег на пандейре круговыми движениями)

Едем, едем на лошадке

По лесной дорожке гладкой,

Скок-скок-скок (2раза)

Белка на ветке орешки грызёт, (ребёнок играет на трещотке пластинчатой)

Рыжая лисичка зайца стережет. (изображает действия лисы, сминая в руках гофрированную бумагу)

Едем, едем на лошадке

По лесной дорожке гладкой,

Скок-скок-скок (2раза)

Ехали мы, ехали,

Наконец, доехали,

С горки у-ух! (ребенок исполняет глиссандо на металлофоне)

В ямку - бух! (ребенок ударяет один раз  по пластиковой коробочке)

Приехали!

Музыкальный руководитель: Вот мы и в лесу. Посмотрите, вот она, маленькая ёлочка, за которой так бережно ухаживал лесник! Вы же помните, от чего ёлочка будет расти? (от музыки, от песенки) А какую песню про елочку мы с вами знаем? Я предлагаю её вспомнить.

Пение: слова З.Александровой, музыка М.Красева "Маленькой ёлочке холодно зимой.

Ребята, чтобы наша песенка звучала веселее, я предлагаю её сыграть на ксилофоне. Но петь её мы будем необычно.(взять ксилофон) Это инструмент, который называется ксилофон (повторим все вместе). Он состоит из деревянных пластин, на которых изображены цифры (разложить на стулья изображенную на бумаге клавиатуру ксилофона). Перед вами лежат  картинки, с изображением ксилофона, где тоже есть цифры от одного до пяти. Присаживайтесь. Поставьте указательный палец на цифру 5, и посчитаем в обратном порядке (5,4,3,2,1) Их мы будем произносить и одновременно показывать на рисунке вместо слов "холодно зимой ". Послушайте, как необычно будет звучать наша песенка: -Маленькой елочке - 5,4,3,2,1; из лесу елочку - 5,4,3,2,1 и т. д.

4. Приём обучения игре на ксилофоне по цифровым обозначениям.

Музыкальный руководитель: А сейчас вы по очереди, во время исполнения песни будете подходить, и играть  те же самые цифры на настоящем ксилофоне с помощью молоточка, который нужно держать тремя пальцами, как ложку (показ), его вы будете передавать друг другу.  Посмотрите и послушайте, как это будет звучать (показ). А я в это время буду играть на фортепиано, и вместе мы будем петь.

"Елочка" - пение и  музицирование на ксилофоне.

Музыкальный руководитель: Мне кажется, наша елочка немного подросла и повеселела, на ней засверкали огоньки. Значит все таки музыка помогает елочке. А, чтобы она выросла ещё больше, я предлагаю вам сыграть  настоящим оркестром.

Вам хочу секрет открыть:
Музыкантом трудно быть,
Но вы справитесь, я знаю,
В музыканты вас я посвящаю.

Чтоб оркестром нам сыграть,

Инструменты нужно взять

Инструменты выбирайте,

Дружно в линию вставайте! (дети выбирают инструменты: бубенцы, маракасы)

Чтобы  наш оркестр удался, я буду вам подсказывать: если подниму бубенцы, играют ребята, которые взяли бубенцы, а когда покажу коробочку, играют  те, кто выбрал коробочки. А чтобы наш оркестр звучал задорнее, мы левой (свободной) рукой будем шлёпать по левой ноге и одновременно топать - вот так: (показ). Только помните, нужно внимательно слушать музыку и стараться точно и ровно отображать ритм. Вы готовы? (можно "настроить инструменты") Итак, выступает самый  весёлый ансамбль шумовых инструментов детского сада «Аленушка»!

5. Отображение равномерного ритма с помощью игры на шумовых музыкальных инструментах  (аккомпанемент).

Фонограмма: оркестр русских народных инструментов "Кадриль".

Заключительная часть.

Музыкальный руководитель: Как здорово у нас получилось! Посмотрите, она засветилась от счастья! Видно, ей очень понравилось наше исполнение! И мне кажется, она выросла на 1 см. Как вы думаете, на сколько сантиметров подрастёт наша ёлочка, если мы каждый день ей будем петь и играть? Я обязательно скажу своему другу, чтобы он пел своим деревьям, и тогда лес будет самым высоким.

Друзья, вам понравилось наше путешествие?  Посмотрите, у меня есть разноцветные шары. Если вам понравилось наше путешествие - возьмите красный шар, если вы и дальше хотите продолжать учиться играть на муз. инструментах и помогать всем музыкой– возьмите жёлтый, а если было неинтересно, скучно – синий. (опрос детей: что запомнилось, что понравилось, какие трудности испытывали, с каким инструментом познакомились).

Ну а нам пора прощаться и под звон бубенцов мы отправляемся в группу.

 

Самоанализ музыкального занятия в подготовительной к школе группе

 

Работая над содержанием музыкального занятия «Путешествие в зимний лес», я учитывала возрастные особенности детей.  Целью занятия является воспитание интереса к музыкальной культуре и развитие музыкальных способностей дошкольников посредством игры на детских музыкальных инструментах. Достижению цели способствовали следующие задачи:

-овладение приёмами игры на детских музыкальных инструментах и  отображение равномерного ритма в процессе музицирования;

-развитие чувства ритма, музыкальной памяти, музыкальных представлений;

-развитие музыкального, тембрового, мелодического слуха и слухового внимания.

- воспитание дружеских отношений между детьми.

Ведущим видом деятельности дошкольников является игра, поэтому занятие построено в игровой форме.

Структура музыкального занятия была выдержана и состояла из трех частей: вводная, основная, заключительная. 

В каждой части использовались приёмы, способствующие развитию музыкальных способностей дошкольников: в вводной части - упражнение "Имена", которое способствует развитию умения слышать одновременно несколько ритмических уровней и  развитию ритмического слуха; в основной части - использование аккомпанемента с помощью "звучащих жестов" ("Фруктовый салат"), способствующий развитию чувства ритма, реакции, и тембрового слуха; озвучивание сказки - шумелки "Едем, едем на лошадке", где звукоподражание на шумовых и музыкальных инструментах способствует развитию творческой фантазии, слуховой памяти, вниманию, а так же, формирует навыки общения.  Использовался приём обучения игре на ксилофоне по цифровым обозначениям.

Приём исполнения детьми фрагмента мелодии на ксилофоне, а я исполняла мелодию и аккомпанемент на фортепиано, что способствует развитию тембрового, мелодического слуха и  чувства ритма.

Применялся приём показа и приём подражания, а так же игра в ансамбле по группам (бубенцы, маракасы).

На занятии использовались методы: словесный, наглядный, практический, связанный с освоением знаний, умений и навыков  в практической деятельности посредством игровых упражнений, репродуктивный, который заключался в многократном повторении информаций педагогом и осознание и понимание её детьми.

На протяжении всего занятия прослеживалась совместная (партнёрская) деятельность взрослого и детей. Организованная сегодня мной детская деятельность, на мой взгляд, была интересна для воспитанников, подразумевала их активность, взаимодействие, общение, формирование определённых знаний, умений и навыков игры на детских музыкальных инструментах. 

Комментарии

Занятие с детьми старшего дошкольного возраста по образовательной области «Музыка» по развитию музыкальных способностей посредством игры на детских музыкальных инструментах.

10 December 2017

Нет презентации?

24 January 2018

Презентация?

25 January 2018

Конкурсная работа обязательно должна включать в себя следующее: конспект урока и презентацию к данному занятию. Презентации должны быть созданы в программе MS PowerPoint.

30 January 2018

Как оценить даже не знаю?Ведь есть регламент!Почему не соблюдается?

2 February 2018

Похожие публикации